«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»
консультация (младшая группа) на тему
«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 95.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»
Подготовила:
воспитатель ГКУЗ НО «Выксунский специализированный
дом ребенка» Седова О.И.
Городской округ город Выкса
Нижегородская область
Содержание
1. Роль дома ребёнка в сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста.
2.Проведение комплексной оценки состояния здоровья.
3. Необходимость реабилитации детей в домах ребёнка.
4. Двигательная активность – необходимое условие для поноценного развития ребёнка.
5. Закаливание - один из факторов сохранения и укрепления здоровья детей.
1.Роль дома ребенка в сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста.Дома для детей – сирот были, есть и будут всегда. Во всяком случае, до тех пор, пока матери будут болеть, умирать и бросать своих детей. У каждого воспитанника дома ребенка своя трагическая судьба, но всех их роднит одно- у них фактически нет родителей. Они остро нуждаются в медицинской и педагогической помощи, им необходимы человеческое тепло, внимание и профессиональная забота.
Главная задача домов ребенка - сохранить малышам жизнь, выходить их на самых ответственных этапах возрастного развития. Следующая задача- возможно более полно реабилитировать, исправить «поломки» организма и оздоровить ребенка, сформировать правильное социальное поведение и личность каждого.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений. Сопоставляя разные термины, в первую очередь – «здоровье» и «состояние здоровья», следует отметить, что последний термин шире, он объединяет разные степени (уровни) здоровья. Таким образом, состояние здоровья – это сложное собирательное понятие, отражающее по совокупности признаков его определенные уровни.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности домов ребёнка.
Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
Учитывая специфику учреждения и необходимость создания здоровье сберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника,
в учреждении создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста.
Оздоровительный процесс включает в себя:
- профилактические, оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками.);
- санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
- рациональный режим жизни;
- двигательная активность во время образовательного цикла (физкультминутки, релаксационные паузы, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы) ;
- комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, тропа здоровья, обширное умывание);
- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и
формированию здорового образа жизни;
- использование «здоровье сберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры и др.);
- режимы проветривания.
Данная организация деятельности осуществляется специалистами:
- врачом-педиатром;
- старшей медицинской сестрой;
- инструктором по физической культуре;
- педагогом-психологом.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в доме ребенка выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания
2. Проведение комплексной оценки состояния здоровья.
Проведение комплексной оценки состояния здоровья позволяет выявить динамику здоровья детей и помогает определять эффективность диагностической, профилактической, лечебной и реабилитационной работы в домах ребенка. Контроль за физическим развитием ведет медицинский персонал. Врач анализирует показатели физического развития, которые затем учитываются при планировании оздоровительной и воспитательной работы.
Контроль за нервно-психическим развитием (НПР) детей является составной частью системы комплексного контроля за развитием и формированием здоровья и всей оздоровительно-воспитательной работы в домах ребенка. Он заключается в выявлении уровня НПР ребенка и его индивидуальных особенностей.
В условиях дома ребенка мониторинг НПР проводит психолог или воспитатель под руководством старшего воспитателя или психолога. Результаты мониторинга физического, нервно - психического развития и особенности поведения детей обсуждаются на медико- психолого- педагогическом совещании группы. Даются оценка индивидуальных образовательных траекторий и рекомендации по профилактике имеющихся отклонений в развитии и характере поведения.
3. Необходимость реабилитации детей в домах ребенка.
Дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в интернатных учреждениях, представляют группу высокого риска по развитию отклонений в здоровье и развитии. Многие из них имеют перинатальное поражение центральной нервной системы, различные соматические нарушения, рождаются недоношенными. Это обуславливает необходимость проведения в доме ребенка своевременных адекватных реабилитационных воздействий.
Эти принципы объединяют ученых, врачей, психологов, педагогов и многих других людей, чья деятельность в той или иной мере связана с детьми, оставшимися без попечения родителей. Профессионализм, открытость, любовь к детям должны способствовать успеху, а самое главное, счастью и благополучию детей.
Сегодня при реабилитационной работе в доме ребенка необходимо учитывать следующие принципы:
• больной ребенок должен своевременно в полном объеме получить необходимую медицинскую помощь;
• дети с любыми нарушениями, ограничениями жизнедеятельности должны проходить своевременную реабилитацию;
• все дети должны обучаться навыкам общения и самообслуживания, непременно учиться по индивидуальной программе;
• в их реабилитации ключевую роль, кроме медиков, должны играть педагоги и воспитатели дома ребенка.
В настоящее время реабилитация детей рассматривается как единый медико- психолого- педагогический процесс, включающий в себя весь комплекс различных воздействий.
4. Двигательная активность – необходимое условие для полноценного развития ребёнка.
Движения – органическая потребность ребенка, и чем он меньше, тем труднее ему обходиться без движения. Конечно, в условиях дома ребенка не всегда возможно сиюминутное удовлетворение этой потребности. Большая ответственность ложится на воспитателя, который должен правильно организовать прогулки и другие режимные процессы, чтобы ребенок в течение дня эту потребность полностью удовлетворил.
Движения необходимы ребенку и для познания окружающего мира – в этом тоже его отличие от взрослого. Полноценное нервно-психическое развитие малыша немыслимо без достаточного количества движений. Что же нужно в раннем возрасте для правильного воспитания движений, удовлетворения органической потребности в них? Основными средствами воспитания движений являются различные формы двигательной деятельности и массаж.
Роль массажа особенно возрастает в доме ребенка, когда по санитарно-эпидемиологическим причинам в группах убирают все мягкие игрушки, тем самым, к сожалению, уменьшается роль тактильного анализатора в воспитании и созревании нервной системы ребенка.
Формы двигательной деятельности ребенка
раннего возраста в течение дня
Таким образом, гимнастика, массаж и другие специально подбираемые формы двигательной деятельности нужны детям раннего возраста (и особенно в доме ребенка) как специальные профилактические и оздоровительные мероприятия.
В доме ребенка все формы двигательной активности– обязательны, так как ребенок нигде не сможет компенсировать их отсутствие. Для того, чтобы ребенок мог удовлетворить потребность в движении, нужна прежде всего достаточная площадь. В групповой комнате все предметы следует разместить так, чтобы они не мешали детям двигаться.
Можно оборудовать специальную комнату, где пол обит войлоком, где есть специальные маты, надувные пособия. Дети должны приходить сюда с воспитателем просто поиграть, попрыгать, поваляться и т. п.
5. Закаливание – один из факторов сохранения и укрепления здоровья детей.
Закаливание детей заключается в систематическом многократном дозированном воздействии на организм тех факторов, которые часто являются причиной заболеваний. Закаливание способствует нормализации всех физиологических процессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д.
В настоящее время значительное число детей в доме ребенка относится к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеет отклонения в состоянии здоровья
Закаливание организма – это неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка. Эффект достигается только тогда, когда потребность в закаливающей процедуре станет такой же естественной, как потребность в еде, сне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты
Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования. В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья де...
«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...
Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ
Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ внедряются различные здоровьесбер...
Родительское собрание "Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста"
Охрана жизни и здоровья детей, основная и самая важная задача каждого образовательного учреждения. Поэтому здесь представлено родительское собрание по данной теме....
Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5
Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5...
Статья на тему: «Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ»
В данной статье говорится о сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ...
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».
laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»....