Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты
статья по теме

 

Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования.  В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья  детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты

Ключевые слова: здоровье, сенсорная комната, релаксация, диафрагмальное дыхание, массаж.

          Испокон веков самой огромной ценностью для любого человека было собственное  здоровье, здоровье его близких.  Не зря в народе говорили: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял».  

  По мнению Ю.Е. Вельтищева, полноценное здоровье – это такое состояние организма, при котором функции его систем и органов находятся в состоянии динамического равновесия с внешней средой, отсутствуют какие-либо проявления и риск болезней.[7]

Специалисты выделяют следующие критерии здоровья:

  1. Первый – это, прежде всего, оптимальный уровень физического, нервно-психического и интеллектуального развития, его соответствие хронологическому возрасту.
  2. Второй – достаточная функциональная и социальная адаптация ребенка, устойчивость ребенка к допустимым нагрузкам, адекватное поведение его в семье, обществе.
  3. Третий - высокая сопротивляемость по отношению к болезням и неблагоприятным воздействиям среды обитания, общества.
  4. Четвертый – отсутствие пограничных состояний и признаков хронических заболеваний.

Здоровье ребенка – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, состояние гармонического единства физических, интеллектуальных характеристик, адаптационных и компенсаторных реакций в процессе развития [7].

Ежегодный мониторинг, осуществляемый в нашем регионе медицинскими специалистами, показывает, что количество полностью здоровых детей обучающихся в школе стремительно снижается, растет процент учащихся имеющих нарушение зрения, осанки, плоскостопие, проблемы желудочно-кишечного тракта и многие другие. Такая же тенденция наблюдается и в дошкольных учреждениях. Например, по данным изучения заболеваемости детского населения нашего города процент абсолютно здоровых детей посещающих дошкольные учреждения в 2010 году составил 4,9.

Особого внимания заслуживает проблема  эмоционального здоровья. Опыт показывает, что ежегодно в каждой группе наблюдаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Таким дошкольникам трудно длительное время выполнять задания, они неусидчивы, часто нарушают правила поведения, нередко становятся инициаторами конфликтных ситуаций. Встречаются случаи выявления воспитанников с проявлениями вербальной и невербальной агрессии, тревожных детей, имеющих проблемы вступления в контакт со сверстниками и взрослыми. Сталкиваясь с детской агрессией, гиперактивностью, трудностями в общении родители и педагоги часто теряются, не зная как правильно себя вести, как помочь ребенку. А ведь таких детей с каждым годом все больше и больше.

Причины ухудшения состояния здоровья самые разнообразные.  Вот только некоторые из них:

  1. Климатические условия крайнего севера:  недостаток кислорода, длительная зима, сопровождаемая низкой температурой воздуха, короткий световой день в зимний период, короткое и зачастую холодное лето, излишек света в летний период («белые ночи»), резкие перепады  атмосферного давления и температуры воздуха (иногда на 15-20 гр.в сутки), недостаток ярких природных красок, большое содержание железа в воде и многое другое.
  2. Социальные условия. Интенсификация труда ведет к частым стрессам, длительным физическим или интеллектуальным нагрузкам.   В последние годы мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда в страхе потерять работу,  мамам приходится оставлять даже полугодовалых малышей на бабушек и нянь. Что также негативно влияет на соматическое и эмоциональное здоровье ребенка.
  3. Технологизация жизни. Некоторым беременным женщинам, в силу своей профессии, приходится работать за компьютером. А известно, что даже минимальное облучение вредит здоровью плода. Сюда же относится и частое, бесконтрольное пользование сотовым телефоном.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% оно зависит от наследственных факторов,  на 20% - от действия окружающей среды, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни с раннего возраста. Учитывая это, в последнее время, в систему образования стали активно внедрять различные здоровьесберегающие технологии. Так три года назад в нашем образовательном учреждении начала функционировать сенсорная комната.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.

  В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности.  Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор» [5]. Пребывание в ней способствует:

  1. улучшению эмоционального состояния;
  2. снижению беспокойства и агрессивности;
  3. нормализации нервного возбуждения и тревожности;
  4. нормализации сна;
  5. активизации мозговой деятельности;
  6. ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

    Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

  1. релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки;
  2. активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики, сенсорная тропа, массажеры, сухой бассейн.

  Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки выполнены в спокойных тонах. В нее входят: напольные и настенные маты, пуфики и трапеции с гранулами, которые принимают форму тела и служат идеальной опорой для сидящего или лежащего, маленькие подушечки. Как для релаксации, так и для активных игр используется сухой бассейн. Лежа в бассейне, дети могут принять комфортную позу и расслабиться. При этом контакт всей поверхности тела с шариками,  наполняющими его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию [5].

Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Ученые считают, что разум и тело человека взаимосвязаны. Предполагается, что в состоянии эмоционального напряжения человек испытывает мышечное напряжение и наоборот. Польза от систематических сеансов релаксации признана современной медициной.

Доказано, что регулярная релаксация меняет химию организма - во время глубокой стадии расслабления в нашем мозге выделяются эндорфины, поднимающие настроение.

Эффекту релаксации способствует специально подобранная спокойная музыка и разнообразные  световые эффекты. Звездная сеть прикрепленная к потолку позволяет создать эффект ночного неба, на котором с разной периодичностью появляются маленькие звездочки. С помощью  цветодинамического прожектора на потолке или стене проецируется световое пятно с плавными переливами приятных и успокаивающих цветов, завораживающее своей красотой не только детей, но и взрослых, создающее ощущение волшебства. Направляя луч света на зеркальный шар, расположенный на потолке, создается эффект медленно плывущих солнечных зайчиков, что приковывает внимание детей, позволяя лучше расслабиться.

Кроме мягкой среды сенсорная комната оснащена  звуковой средой. В нее входит висящая система «Мелодичный звон», которая используется для звукотерапии, приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе, способствуют релаксации.  Основное применение системы в моей работе с детьми - тренировка дыхания.

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее - несколько минут.

Работа дыхательной системы имеет уникальную особенность подчиняться воле человека. Изменяя осознанно тип, глубину, ритм, частоту и уровень дыхания, можно воздействовать практически на весь организм.  Существует три основных типа дыхания. Они различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл:

  1. верхнее дыхание (ключичное);
  2. среднее дыхание (реберное или грудное);
  3. нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).

Верхнее дыхание. Дыхание этого типа, расширяя ребра, поднимает ключицу и плечи. При этом используется только верхняя часть легких, следовательно, в легкие входит лишь наименьшая часть воздуха из возможного объема. Именно это дыхание преобладает при стрессе, в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения.

Среднее дыхание. При среднем дыхании диафрагма нажимает вверх и кишечник втягивается внутрь. Ребра при этом несколько раздвигаются и грудь, соответственно, расширяется. Этот тип дыхания исключительно неэффективен, поскольку в работу включается слишком много мышц, отчего наступает быстрая утомляемость, кроме того, не все отделы легких заполняются воздухом.

Нижнее дыхание или «диафрагмальное» дыхание. При диафрагмальном дыхании легкие имеют больше свободы действия. Следует, что и воздуха они могут поглотить больше[1].

По классификации Овсянникова, диафрагмальное дыхание осуществляется в основном за счет движения диафрагмы и является, как показывают многие исследования, наиболее эффективным типом дыхания для человека. Именно его мы отрабатываем на каждом занятии.

Человечество использовало дыхательные упражнения с древнейших времен. В разные эпохи отношение к этим упражнениям изменялось, но интерес к ним никогда не угасал. Специалисты разных стран относят дыхательные упражнения к числу действенных факторов оздоровления и повышения устойчивости организма к различным заболеваниям. Известно, что дыхание является одним из самых известных методов борьбы со стрессом. Предполагается существование нервного механизма, посредством которого диафрагмальное дыхание может понижать активность коры головного мозга. Избыточная стимуляция, возникающая при использовании этого типа дыхания, тормозит приток сенсорной информации в кору и стабилизирует состояние психики. Снижение активности коры головного мозга, приводит к снижению уровня мышечной активности [1].

Тактильная среда сенсорной комнаты – позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. В неё входят: сухой душ, сенсорная тропа для ног, массажные мячи и валики. С помощью данного оборудования дети получают легкий массаж ног, рук, спины.

 Известно, что массаж – это один из древнейших способов исцеления, влияющий на все без исключения системы организма человека. Массаж в переводе с различных языков означает прикосновение. Для детей он является неотъемлемой частью их успешного физического и нервно-психического развития.  

  Детские врачи считают, что массаж благотворно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье ребенка, ведь он способствует снижению уровня гормонов, вызывающих стресс, укрепляет иммунную систему, повышает устойчивость организма к болезням, улучшает пищеварение и обмен веществ.

Ежедневный массаж учит расслабляться в ответ на стресс, увеличивает выносливость, улучшает адаптивные возможности ребенка.

Массаж для детей приносит не только физическое здоровье, но и стимулирует развитие умственных способностей. Даже при легком поглаживании огромное количество импульсов направляется в центры и кору головного мозга.  Массируя ладони малыша, мы стимулируем центры речи.

Поэтому упражнения с различными массажерами включены в каждое занятие с детьми в сенсорной комнате.  Это - обязательное хождение по сенсорной тропе в разном темпе, разнообразные игры в сухом бассейне, упражнения в сухом душе, гимнастика для рук,  легкий массаж спины мячиками, валиками.

  Занятия в сенсорной комнате используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья.

  В нашем детском саду  проводятся подгрупповые психопрофилактические занятия  с детьми 5-7 лет «Путешествие в Волшебную комнату». Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. В ходе занятий дошкольники учатся соблюдать правила, обучаются навыкам взаимодействия друг с другом, навыкам саморегуляции. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей.

Игры и упражнения, используемые в сенсорной комнате

«Волшебная тропинка»

Оборудование: сенсорная тропа с деталями, заполненными разными по фактуре наполнителями.

Детям необходимо пройти по сенсорной тропе, медленно переступая с одного элемента на другой, стараясь почувствовать, что находится под ногами.

«Волшебный звоночек»

Оборудование: система «Мелодичный звон», подвешенная к потолку.

 Инструкция: ребята, представьте, что перед нами невидимая дверь в волшебную комнату, открыть ее можно, только позвонив в волшебный звоночек. К сожалению,  руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?

- Молодцы, на него нужно подуть. А я вам сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представьте, что у вас в животике воздушный шарик. Какого он цвета? У кого-то желтый, у кого-то голубой…  Чтобы надуть шарик нужно сделать глубокий вдох через носик. А чтобы сдуть – делаем выдох через рот.  - Здорово! А теперь каждый по очереди, должен 3 раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, и выдох через рот.

«Бассейн с секретом»

Оборудование: сухой бассейн, массажные мячики или небольшие по размеру игрушки по количеству детей.

Инструкция: посмотрите, мы с вами оказались перед необычным бассейном, на дне которого для вас спрятаны секретики. По очереди ныряем в него и ищем по одному предмету (дети достают массажные мячики или любые другие игрушки).

«Массажные мячики»

Оборудование: массажные мячики.

 Инструкция: положите, пожалуйста, мячики между ладошками. Слегка надавливая, прокатываем их по кругу в одну сторону, а затем в другую.

«Веселый массаж»

Оборудование: массажные мячики.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в тесный кружочек и повернитесь в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спинки того, кто стоит впереди вас. Прокатываем мячик по всей спинке.

 «Путешествие на облаке»

  Ложитесь поудобнее и закройте глазки.  Глубоко вдохните и выдохните…еще раз вдохните и выдохните…

  Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке.

  Теперь, начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

  Постарайся увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…

  Теперь ты снова на своем белом облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в комнате, Спустись с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе.

  Пошевелите руками, ногами, откройте глазки и медленно встаньте.

- Как вы себя чувствуете? Удалось ли вам полетать на облаке?

Список литературы

  1. ВОЛНА. Обучение детей диафрагмальному дыханию: Методическое пособие / Сост. Ледина В.Ю., Зубова Н.А. СПб., 2003.
  2. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: «ВЛАДОС», 1999.
  3. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». –СПб.: Речь, 2009.
  5. Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по использованию. СПб.: «Альма», 2007.
  6. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л.Б. Баряевой.- СПб., 2008.
  7. Участковый педиатр: Справочное руководство/ Под ред. М.Ф.Рзяниной, В.Г.Молочного. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

В статье рассматривается игротерапия как метод психокоррекции, возможность использования этого метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты. Автор представляет о...

Методическая разработка. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты.

Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным и социальным анамнезом. Поэтому наша задача- обеспечить своевременное и полноцен...

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир сенсорной комнаты".

Цель занятия:снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активизация различных функции центральной нервной системы за счет созд...

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Волшебный камешек»

Сенсорная комната - это волшебный мир для ребенка. Погружаясь в мир сказок и волшебства, дети воспринимают все происходящее в ней как реальность.Проигрывая сказочные ситуации, дети получают знания о м...

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Розовые очки»

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития.  Пребывание в сенсорной комнате способствует нормализ...

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"...

«Рабочая программа по сохранению и укреплению детей дошкольного возраста «Вперед к здоровью» приказ № 366 –од от 30.08.2019.

Реализуемая цель : повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей. Задачи: - сохранение и укрепление здоровья детей; формирован...