ИГРОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Шумкина Евгения Александровна

В статье рассматривается игротерапия как метод психокоррекции, возможность использования этого метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты. Автор представляет оборудование сенсорной комнаты и его возможности для психотерапевтических упражнений с детьми. На примере конкретного занятия показано как можно педагогу-психологу использовать оборудование сенсорной комнаты при работе с детьми над развитием сенсомоторной и познавательной сферы; формированием устойчивого внимания; развитием воображения; снятием психоэмоционального напряжения, развитием способности понимать своё эмоциональное состояние и умением его выразить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Шумкина Е.А., педагог-психолог

 МАОУ «Прогимназия № 119»,

Шакина Г.В., зам.директора по УВР

 МАОУ «Прогимназия № 119»

В статье рассматривается игротерапия как метод психокоррекции, возможность использования этого метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты. Автор представляет оборудование сенсорной комнаты и его возможности для психотерапевтических упражнений с детьми. На примере конкретного занятия показано как можно педагогу-психологу использовать оборудование сенсорной комнаты при работе с детьми над развитием сенсомоторной и познавательной сферы; формированием устойчивого внимания; развитием воображения; снятием психоэмоционального напряжения, развитием способности понимать своё эмоциональное состояние и умением его выразить.

Ключевые слова: игра, игровая терапия, метод, сенсорная комната, оборудование, старший дошкольный возраст, эмоции, воображение, напряжение, развитие.

Известно, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, определяющим гармоничность развития. Не задумываясь, каждый человек может сказать, что в детстве он больше всего любил играть. Игра для ребёнка является тем же, что и речь для взрослого. Ассоциируя своё детство с играми в песочнице, куклами, жмурками и т.д., мы и не догадываемся, что эти игры были для нас  самой лучшей дорогой  к умению общаться, к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов. Теперь, будучи педагогами, в работе с детьми мы используем игру целенаправленно как средство достижения развивающего и коррекционного эффекта.

В 20-х годах прошлого столетия Мелани Кляйн был впервые введен термин «игровая терапия». Она предположила, что в детской игровой деятельности всегда присутствует символический смысл. Дальнейшее развитие теория получила в работах Анны Фрейд, Германа Гуг-Гельмута, Карла Роджерса. С тех пор детскую игру стали называть методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и находить новые способы конструктивного общения. Среди отечественных учёных, занимавшихся проблемой игры, можно отметить Татьяну Дмитриевну Зинкевич-Евстигнееву. Она раскрыла особенности игрового практикума в сказкотерапии. Сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять их гиперактивность и агрессию.  Необходимо отметить работу Марины Александровны Панфиловой «Игротерапия общения». Благодаря опыту, представленному в ней, педагоги и психологи помогают детям приобретать и совершенствовать умения конструктивного общения в процессе игры, учатся воспринимать в игре других ребят и расширяют свой объективный мир. Уже зарекомендовавшими себя являются игры, применяемые на расслабление («Снеговик тает»), на выход негативных эмоций («Ругаться овощами») и др.

Таким образом, говоря об игротерапии, подразумевается такой метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром  — игра.

Игротерапия как метод коррекционного воздействия реализуется и в практике нашего образовательного учреждения, а с появлением сенсорной комнаты его применение стало более доступно и эффективно.

Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Эта комната позволяет изолироваться (обособиться) от всего окружающего и в спокойной обстановке прийти к решению задачи. Как для ребёнка, так и для взрослого - это маленький рай,  где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности, обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта с ребёнком, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры.

Уже давно была объяснена любовь детей к песочнице. Взаимодействуя с песком, ребёнок успокаивается, расслабляется; возможность лепить из него всевозможные фигуры, здания, города пробуждает в нём неимоверную фантазию, развивает мелкую моторику рук; отыскивая зарытые сокровища, возникает заинтересованность; и возможность просто сочинять сказки и рисовать их позволяет найти творческий выход из существующей проблемы, способствует развитию речи. Очень важно дать ребенку возможность поработать с этим терапевтическим стройматериалом, дать возможность почувствовать его структуру, позволить поделиться своими ощущениями при соприкосновении с ним. Для нас стало возможным использование песка для игр в течение всего года, а не только летом. На песке вместе с ребятами создается игровое пространство, которое наполняется героями, атрибутами. Здесь проигрываются сюжеты как уже известных сказок, так и придуманные. Не редки случаи проигрывания сказок на новый лад и с неожиданной, «не традиционной» концовкой. В процессе такой деятельности, ребёнок делится своими переживаниями и мыслями, а педагог, в органичной для ребёнка форме, передаём ему знания и жизненный опыт.

Говоря об использовании игротерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста, где в основном требуют решения проблемы нарушения поведения и эмоционально-волевого развития, необходимо отметить важность и целесообразность применения релаксационных игр. С этой целью используется фиброоптический душ, уголок с пузырьковой колонной, потолок «Звёздное небо», мягкое покрытие.

Детский уголок с пузырьковой колонной эффективен для стимуляции зрительных и тактильных ощущений; музыка и легкий свет оказывают терапевтическое воздействие – успокаивают, расслабляют, настраивают на позитивное взаимодействие. Участники занятия всматриваются в водное пространство, рисуют в своём воображении образы морских жителей, наблюдают за беспорядочным движением пузырьков, поддаваясь их магнитизму и непередаваемым цветовым ощущениям. Зеркальное панно за воздушно-пузырьковой колонной позволяет расширить окружающее пространство и усилить воздействие световых эффектов, способствует развитию визуального восприятия собственного тела; мимики и пантомимики; развитию умения выражать различные эмоциональные состояния; формированию уверенности в себе. Дети смотрят на себя, дают оценку своему внешнему виду, хвалят. Педагог рассказывает детям о том, что в жизни каждому человеку приходиться испытывать те или иные эмоции. Мимикой и жестами взрослый показывает радость, злость, удовольствие, гнев, страх и прочее в свете разных цветов, что позволяет ребятам учиться различать эмоции человека, лучше понимать себя и то, как возникают различные эмоции.

 Фиброоптический душ является волшебным уголком уединения, в нём можно помечтать, загадать заветное желание, поделиться сокровенными мыслями. Фиброоптический душ также используется для входа в занятие и при выходе из игровой ситуации в качестве «волшебного дождя».  

При взаимодействии с панно «Звёздное небо» у ребенка возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд. Дети представляют себя космонавтами, звездочетами, астрологами, отправившимися в космическое путешествие. Панно находит применение в развивающей и коррекционной работе для снижения уровня психо-эмоционального и мышечного напряжения.

Детей, испытывающих страх, тревогу, неуверенность в себе, часто мучают мышечные зажимы, которые мешают ребёнку раскрепоститься и быть собой, быть свободным от напряжения. Стимулировать двигательную активность в этих случаях помогает сухой бассейн, в нём ребёнок раскрепощается, что доставляет ему удовольствие и радость. С ребятами обговаривается, чем интересен бассейн, почему его называют «сухим», какие возникают ощущения в теле, когда мы там находимся.

Приведем пример занятия в сенсорной комнате с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов игротерапии и психогимнастики.

Цель: гармонизация и оптимизация развития ребёнка; овладение способами многосенсорного восприятия; обучение приёмам расслабления и снятия психомышечного напряжения.

Задачи: развитие сенсомоторной и познавательной сферы; формирование устойчивого внимания; способствование расслаблению и развитию воображения; снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умение его выразить.

Материалы и оборудование: зеркало, тактильная дорожка, тактильный комплекс «Солнышко», интерактивный сухой бассейн, воздушно-пузырьковая трубка «Вдохновение», мягкое напольное покрытие, музыкальный центр с аудиодисками, цветы из картона по количеству участников, ковёр, контейнеры с записками.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Количество участников: 6 человек.

Возраст участников: старший дошкольный возраст.

Ход занятия.

Дети подходят к сенсорной комнате.

- Ребята, за этой дверью спрятана волшебная комната. И попасть в неё мы можем только волшебным способом. Каждому из вас нужно посмотреть на себя в зеркало и улыбнуться. Тогда, дверь откроется. (Дети проходят в комнату, снимают обувь).

- Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие, и отправимся мы на поезде. Встаньте друг за другом, положите ладони на плечи впереди идущему. Теперь вы похожи на сцепленные в один состав вагончики. Пусть наш поезд проедет по весёлой дорожке (тактильной). Обращаясь к каждому ребёнку по очереди: «(Имя ребёнка), какие ощущения возникают у тебя сейчас приятные или неприятные? Опиши поверхность у себя под ногами, она мягкая или твёрдая, гладкая или шероховатая, теплая или холодная и др. На что это похоже?»  

- Теперь мы подъехали к широкой и глубокой реке. Как мы можем перебраться на другой берег?

- По мостикам. (Тактильный комплекс «Солнышко»)

Дети проходят друг за другом по мостикам.

- Ребята, а вы знаете, как образуется море? (Ответы детей) Много рек протекающих из разных сторон нашей огромной земли встречаются в каком-то одном месте, и образуется одно большое море. И мы к нему сейчас подошли. (Дети подходят к сухому бассейну)

- На дне моря вас ждут послания - сюрпризы. Постарайтесь их найти.

Игра «Послания или достань со дна бассейна».

В бассейне спрятаны контейнеры с записками, на которых изображено животное. «Выловив» послание, ребёнок получает задание изобразить животное, используя мимику и жесты. Все остальные отгадывают и изображают все вместе.

Игра «Шторм и штиль».

По команде «шторм» детям необходимо «бурлить воду» в сухом бассейне ногами. А по команде «штиль» ничего не делать, ноги и шарики остаются неподвижными.

Игра «Ласковые волны».

Дети с помощью считалки определяют последовательность из тех, кто  пойдет в бассейн. Затем по одному погружаются в бассейн с шариками. Все остальные осторожно забрасывают руки и ноги шариками, сопровождая свои движения ласковыми словами в адрес того, кто находиться в бассейне.

- Ребята, шторм закончился, и вас волной выбросило на берег. (Все дети рассаживаются на мягкие маты в круг. Каждый садиться на свой цветок, специально приготовленный педагогом из картона или др. материала).

Игра «Тепло - холодно».

- Мы вышли из воды. Представьте, что вам холодно. (Дети напрягают все тело, сжимаясь «от холода»). Выглянуло солнышко и вам стало жарко. Вы постепенно согреваетесь и расслабляетесь. Вы лежите на пляже и загораете.

Этюд «Солнечные зайчики».

- Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глазки. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Игра «Ловим солнечных зайчиков».

- Представь себя солнечным зайчиком. Загадайте, каким цветом вы хотели бы быть. (По очереди дети называют цвет, а все остальные ждут, когда этим цветом будет освещена воздушно-пузырьковая колона и хлопнут в ладоши один раз. Дети могут придумать себе новое имя, рассказать о своём настроении.)

- Вспомните, пожалуйста, какие волшебные предметы помогали сказочным героям путешествовать. (Ковер-самолёт, сапоги-скороходы и т.д.) Продолжим наше путешествие на ковре-самолёте.

Ковёр расстилается на мягкие маты. Включается музыкальное сопровождение из коллекции «Каскад».

Упражнение «Плывём в облаках».

- Дети, располагайтесь на ковре так, чтобы вам было удобно, и не мешая друг другу. Закройте глаза. Положите руку себе на грудь и понаблюдайте, как со вздохом поднимается ваша грудная клетка и с выдохом опускается. Сделайте несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. Теперь дышите легко и свободно. Представьте себе теплый летний день на природе. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном  голубом небе. Со вздохом вы начинаете подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу белому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нём. Теперь вы находитесь на вершине пушистого облака. Вы плывёте вместе с ним. Ваши руки и ноги раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако вместе с вами начинает спускаться всё ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец-то вы благополучно приземлились, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение. Сохраните его на весь день.

- Удалось ли вам, ребята, представить себе то, о чём я говорила? Как ваше настроение? Спасибо, что приняли участие в путешествии вместе со мной. Похлопаем друг другу.

- А теперь нам нужно возвращаться в детский сад. Пройдите по весёлой дорожке. Улыбнитесь себе в зеркало.

В зависимости от целей и задач занятий с детьми в сенсорной комнате, применяется дополнительное оборудование: различные игрушки и материалы. Например, мягкая игрушка несет успокаивающую, стабилизирующую функцию. Специальная подборка музыки даёт возможность перевоплощаться как в сказочных героев, так и животных, насекомых и прочее, достигая при этом мышечного расслабления, положительных эмоциональных реакций.

Использование игротерапии как метода коррекционного воздействия в условиях сенсорной комнаты, на наш взгляд, имеет значительные преимущества уже тем, что воздействует на все органы чувств и предлагает нам широкие возможности для реализации задач. В данных условиях посредством игры у детей заметно снижается уровень эмоционального и мышечного напряжения; стимулируется сенсорная чувствительность и двигательная активность; развивается воображение и творческие способности; развиваются коммуникативные навыки, происходит коррекция поведения. К тому же, игры в сенсорной комнате «заряжают» детей положительными эмоциями на весь день.

Литература

Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы /авт.-сост. М.В. Янчук. – Волгоград: Учитель, 2013.

Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002 г.

Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2007

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.