Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете "Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры".
    методическая разработка (старшая группа)

    наталья александровна данилина

    Данное планирование помогает реализовывать субъектное отношение педагога к ребенку, осуществлять индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompleks_po_sensorike_teoriya.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент  образования администрации города Нижнего Новгорода

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    центр развития ребенка – детский сад № 111

    (МДОУ № 111)

     

    Выступление на педагогическом совете по теме:

    «Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры».

           

                                                                                                               Подготовлено:

                                                                                   Воспитателем Н.А. Данилиной

    Нижний Новгород

    2012 год

    Тема моего выступления «Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры».

    № 1

    Федеральными государственными требованиями к реализации основной общеобразовательной программы предусматривается комплексное тематическое планирование образовательной деятельности с детьми. Комплексное тематическое планирование помогает мне, как

     воспитателю обеспечивать:

    1. Единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
    2. Предусмотреть организацию различных видов деятельности, в ходе которой осуществляется воспитание сенсорной культуры.
    3. Продумать формы организации детей, а так же:

    -образовательную деятельность;

    -образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

    -самостоятельную деятельность детей.

    Данное планирование помогает реализовывать субъектное отношение педагога к ребенку, осуществлять индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

                                                                                     №2

    Я определила следующие основные задачи по формированию сенсорной культуры:

    1)Формировать представления детей о системе сенсорных эталонов.

    Здесь самое главное - обеспечить создание условий для реализации детьми представлений о сенсорных эталонах в практически ориентированной деятельности, то есть, дети уже имеют достаточно представлений о форме, цвете, величине. Необходимо, чтобы они дифференцировали эти представления и могли проводить разные операции: сравнения, вычленения, классификации в практической ориентированной деятельности.

    2)Поддерживать стремление старших дошкольников использовать систему обследовательских действий.

    Дети старшего дошкольного возраста научились обследовать предметы по чувственно -воспринимаемым  признакам  (слышат, видят, ощущают).Моя задача, как воспитателя-поддерживать интерес детей к самостоятельной исследовательской деятельности.

    3)Способствовать самостоятельному применению детьми освоенных эталонов для анализа предметов.

    На основе сформированной потребности развивается самостоятельность детей в умении анализировать окружающие предметы, предварительно обдумывать цель проводимого анализа, подбирать наиболее необходимые способы обследования и получая результат.

    4)Побуждать детей точно обозначать словом особенности предметов и материалов.

    Сенсорная культура прочно связана с речевой культурой , поэтому ребенок должен уметь определять свои действия, точно формулировать результат и владеть речью-доказательством.

    5)Совершенствовать аналитическое восприятие.

    Задача направлена на то, чтобы развивать мыслительные операции ребенка при анализе различных свойств материалов.

                                                                                 №3

    Поскольку комплексное тематическое планирование – это новое направление планирования, для меня самое главное - определить ключевые темы, которые будут интересны детям, и будут способствовать развитию их сенсорной культуры. При выборе тем я руководствовалась:

    1. Задачами основной общеобразовательной программы.
    2. Учитывала проблемы, которые возникли в процессе овладения сенсорной культурой.
    3. Интересами детей.

    Были выбраны следующие темы:

    1. «Предметы, которые нас окружают»

     Цель: Развивать аналитическое восприятие для сравнения нескольких предметов по нескольким свойствам.

    Эта тема интересна детям, способствует развитию их познавательной активности, стимулирует к совместной деятельности. В календарное тематическое планирование я включала работу по изучению не только тех предметов, которые сейчас окружают детей, но и ознакомление с предметами прошлого и будущего, например, мы рассматривали, какие изменения произошли с мебелью( от деревянных столов и стульев до современной мебели, сделанной из металла, стекла, пластика и т.д).

    1. «Занимательная геометрия»

    Цель: Учить детей выделять сходства на основе общей структуры геометрических фигур.

    Данная тема была выбрана детьми, так как им интересны все действия с геометрическими фигурами: сравнение, классификация, систематизация и т.д. Для развития тех детей, которые имеют проблемы в классификации геометрических фигур был подобран занимательный геометрический материал и спланированы разнообразные проблемно-игровые ситуации, стимулирующие взаимодействие детей с геометрическими фигурами.

    1. «Волшебное царство звуков»

    Цель: Развивать умение детей осуществлять анализ звукового состава слова, различать музыкальные и не музыкальные звуки, определять их влияние на человека.

    Данная тема была взята для того, чтобы у детей развить интерес к звучащему слову, потребность не только различать звуки, но и определять, как с изменением позиции звука изменяется звучание слова.

    1. «Цветное волшебство»

    Цель: Развитие цветовосприятия, осознание взаимовлияния цветов при их сочетании.

    Данная тема тесно связана с эмоциональным развитием ребенка, его личным восприятием цветовой гаммы. Работая по данной теме я запланировала ситуации цветовосприятия не только окружающих предметов, но и происходящих событий и поступков детей в группе. Например, листопад у детей ассоциируется как с теплыми, так и с холодными цветами. Теплые потому, что каждый желтый листок – это маленькое солнышко, а холодные цвета – это грусть.

    №4

    Я представляю вашему вниманию вариант комплексно-тематического планирования по теме: «Предметы, которые нас окружают»

    Структура данного плана: даются все виды деятельности (слева), вверху указывается день недели, включается содержание деятельности по воспитанию сенсорной культуры с учетом образовательных областей

    Физическая культура

    Подвижная игра «Найди и промолчи»

    Здоровье

    Ситуация общения«Предметы, которые заботятся о моем здоровье»

    Безопасность

    Беседа«Опасные предметы в группе»

    Познание

    Дидактическая игра «Из чего сделаны наши игрушки»

    Социализация

    Занятие «Мои личные вещи»

    Коммуникация

    Ситуация общения «Узнай предмет по описанию»

    Труд

    Коллективный труд по подготовке атрибутов к праздникам

    Художественное творчество

    Конструирование «Мебель для кукол»

    Чтение художественной литературы

    К.И.Чуковский «Федорино горе»

    М.Матвеева «Синяя чашка»

    музыка

    П.И.Чайковский«Болезнь куклы», «Новая кукла»

            

                                                               №5

                       Что мне дает комплексное тематическое планирование?

    1)Включение всех образовательных областей, углубленную работу по изучению темы. Запланированная деятельность ориентирована.

    2)Углубленная проработка выбранной темы позволяет увидеть уровень освоения данной темы детьми и помогает включить в календарное тематическое планирование задания, направленные на освоение детьми сенсорной культуры, имеющими как низкий уровень усвоения, так и высокий( ориентация на зону ближайшего развития).

    3)Выбранная тема прорабатывается в течение одной-двух недель( в зависимости  от степени ее освоения) и может быть взята повторно через один-два месяца.

    4)Данное планирование помогает мне определить объем пополнения предметной развивающей среды группы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре

    Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...

    Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"

    В плане  намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...

    Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по региональному компоненту

    МБДОУ "Головчинский детский сад комбинированного вида "Солнышко", работа по регионольному компоненту....

    Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Родной город"

    «Родной город»Перспективный план работы с детьми старшей группы ...

    Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасности жизнедеятельности"

    Представлен план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Работа ведется в течении года по пяти направлениям: "Ребенок дома", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребено...

    Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики рук

    В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на неск...