Выступление на педагогическом совете "Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры".
методическая разработка (старшая группа)

наталья александровна данилина

Данное планирование помогает реализовывать субъектное отношение педагога к ребенку, осуществлять индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_po_sensorike_teoriya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент  образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 111

(МДОУ № 111)

 

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры».

       

                                                                                                           Подготовлено:

                                                                               Воспитателем Н.А. Данилиной

Нижний Новгород

2012 год

Тема моего выступления «Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры».

№ 1

Федеральными государственными требованиями к реализации основной общеобразовательной программы предусматривается комплексное тематическое планирование образовательной деятельности с детьми. Комплексное тематическое планирование помогает мне, как

 воспитателю обеспечивать:

  1. Единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
  2. Предусмотреть организацию различных видов деятельности, в ходе которой осуществляется воспитание сенсорной культуры.
  3. Продумать формы организации детей, а так же:

-образовательную деятельность;

-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

-самостоятельную деятельность детей.

Данное планирование помогает реализовывать субъектное отношение педагога к ребенку, осуществлять индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

                                                                                 №2

Я определила следующие основные задачи по формированию сенсорной культуры:

1)Формировать представления детей о системе сенсорных эталонов.

Здесь самое главное - обеспечить создание условий для реализации детьми представлений о сенсорных эталонах в практически ориентированной деятельности, то есть, дети уже имеют достаточно представлений о форме, цвете, величине. Необходимо, чтобы они дифференцировали эти представления и могли проводить разные операции: сравнения, вычленения, классификации в практической ориентированной деятельности.

2)Поддерживать стремление старших дошкольников использовать систему обследовательских действий.

Дети старшего дошкольного возраста научились обследовать предметы по чувственно -воспринимаемым  признакам  (слышат, видят, ощущают).Моя задача, как воспитателя-поддерживать интерес детей к самостоятельной исследовательской деятельности.

3)Способствовать самостоятельному применению детьми освоенных эталонов для анализа предметов.

На основе сформированной потребности развивается самостоятельность детей в умении анализировать окружающие предметы, предварительно обдумывать цель проводимого анализа, подбирать наиболее необходимые способы обследования и получая результат.

4)Побуждать детей точно обозначать словом особенности предметов и материалов.

Сенсорная культура прочно связана с речевой культурой , поэтому ребенок должен уметь определять свои действия, точно формулировать результат и владеть речью-доказательством.

5)Совершенствовать аналитическое восприятие.

Задача направлена на то, чтобы развивать мыслительные операции ребенка при анализе различных свойств материалов.

                                                                             №3

Поскольку комплексное тематическое планирование – это новое направление планирования, для меня самое главное - определить ключевые темы, которые будут интересны детям, и будут способствовать развитию их сенсорной культуры. При выборе тем я руководствовалась:

  1. Задачами основной общеобразовательной программы.
  2. Учитывала проблемы, которые возникли в процессе овладения сенсорной культурой.
  3. Интересами детей.

Были выбраны следующие темы:

  1. «Предметы, которые нас окружают»

 Цель: Развивать аналитическое восприятие для сравнения нескольких предметов по нескольким свойствам.

Эта тема интересна детям, способствует развитию их познавательной активности, стимулирует к совместной деятельности. В календарное тематическое планирование я включала работу по изучению не только тех предметов, которые сейчас окружают детей, но и ознакомление с предметами прошлого и будущего, например, мы рассматривали, какие изменения произошли с мебелью( от деревянных столов и стульев до современной мебели, сделанной из металла, стекла, пластика и т.д).

  1. «Занимательная геометрия»

Цель: Учить детей выделять сходства на основе общей структуры геометрических фигур.

Данная тема была выбрана детьми, так как им интересны все действия с геометрическими фигурами: сравнение, классификация, систематизация и т.д. Для развития тех детей, которые имеют проблемы в классификации геометрических фигур был подобран занимательный геометрический материал и спланированы разнообразные проблемно-игровые ситуации, стимулирующие взаимодействие детей с геометрическими фигурами.

  1. «Волшебное царство звуков»

Цель: Развивать умение детей осуществлять анализ звукового состава слова, различать музыкальные и не музыкальные звуки, определять их влияние на человека.

Данная тема была взята для того, чтобы у детей развить интерес к звучащему слову, потребность не только различать звуки, но и определять, как с изменением позиции звука изменяется звучание слова.

  1. «Цветное волшебство»

Цель: Развитие цветовосприятия, осознание взаимовлияния цветов при их сочетании.

Данная тема тесно связана с эмоциональным развитием ребенка, его личным восприятием цветовой гаммы. Работая по данной теме я запланировала ситуации цветовосприятия не только окружающих предметов, но и происходящих событий и поступков детей в группе. Например, листопад у детей ассоциируется как с теплыми, так и с холодными цветами. Теплые потому, что каждый желтый листок – это маленькое солнышко, а холодные цвета – это грусть.

№4

Я представляю вашему вниманию вариант комплексно-тематического планирования по теме: «Предметы, которые нас окружают»

Структура данного плана: даются все виды деятельности (слева), вверху указывается день недели, включается содержание деятельности по воспитанию сенсорной культуры с учетом образовательных областей

Физическая культура

Подвижная игра «Найди и промолчи»

Здоровье

Ситуация общения«Предметы, которые заботятся о моем здоровье»

Безопасность

Беседа«Опасные предметы в группе»

Познание

Дидактическая игра «Из чего сделаны наши игрушки»

Социализация

Занятие «Мои личные вещи»

Коммуникация

Ситуация общения «Узнай предмет по описанию»

Труд

Коллективный труд по подготовке атрибутов к праздникам

Художественное творчество

Конструирование «Мебель для кукол»

Чтение художественной литературы

К.И.Чуковский «Федорино горе»

М.Матвеева «Синяя чашка»

музыка

П.И.Чайковский«Болезнь куклы», «Новая кукла»

        

                                                           №5

                   Что мне дает комплексное тематическое планирование?

1)Включение всех образовательных областей, углубленную работу по изучению темы. Запланированная деятельность ориентирована.

2)Углубленная проработка выбранной темы позволяет увидеть уровень освоения данной темы детьми и помогает включить в календарное тематическое планирование задания, направленные на освоение детьми сенсорной культуры, имеющими как низкий уровень усвоения, так и высокий( ориентация на зону ближайшего развития).

3)Выбранная тема прорабатывается в течение одной-двух недель( в зависимости  от степени ее освоения) и может быть взята повторно через один-два месяца.

4)Данное планирование помогает мне определить объем пополнения предметной развивающей среды группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре

Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...

Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"

В плане  намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по региональному компоненту

МБДОУ "Головчинский детский сад комбинированного вида "Солнышко", работа по регионольному компоненту....

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Родной город"

«Родной город»Перспективный план работы с детьми старшей группы ...

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасности жизнедеятельности"

Представлен план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Работа ведется в течении года по пяти направлениям: "Ребенок дома", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребено...

Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики рук

В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на неск...

Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в области сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание осуществляется в детском саду и на занятиях и в повседневной жизни детей, поэтому оно приобретает различные формы, включается в разные виды деятельности. Все они имеют общую напра...