Главные вкладки

    Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики рук
    рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

    Бикбаева Рания Шамильевна

    В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на несколько сенсорных каналов. Играя с данными игрушками, дети знакомятся с понятиями цвета и формы, развиваются тактильные ощущения и слуховые анализаторы.

    Одним из самых последних, созданных на благо развития детей дошкольного возраста, материалом является кинетический песок.

    Кинетический песок – уникальный материал для развития сенсорных представлений, мелкой моторики рук, творческих способностей детей дошкольного возраста. Он представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен в Швеции.

    Будучи свободно насыпанным, песок выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка под воздействием силы тяжести стремятся разъединиться, однако соединяющее их вещество вытягивается в полимерные нити длиной 1-2 мм, почти невидимые глазу, которые замедляют движение песчинок, позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них.

    Предлагаю Вам ознакомиться с наработками по использованию данного материала для развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и мелкой моторики рук.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики рук

    Воспитатель высшей категории

    МБДОУ «Детский сад № 9 «Улыбка»

    Бикбаева Рания Шамильевна

    В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на несколько сенсорных каналов. Играя с данными игрушками, дети знакомятся с понятиями цвета и формы, развиваются тактильные ощущения и слуховые анализаторы.

    Одним из самых последних, созданных на благо развития детей дошкольного возраста, материалом является кинетический песок.

    Кинетический песок – уникальный материал для развития сенсорных представлений, мелкой моторики рук, творческих способностей детей дошкольного возраста. Он представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен в Швеции.

    Будучи свободно насыпанным, песок выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка под воздействием силы тяжести стремятся разъединиться, однако соединяющее их вещество вытягивается в полимерные нити длиной 1-2 мм, почти невидимые глазу, которые замедляют движение песчинок, позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них.

    Основные развивающие функции кинетического песка:

    • Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
    • В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;
    • Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;
    • Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания.  Этот материал широко используется детскими психологами.
    • Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

    В данной программе представлены игровые задания с детьми младшего дошкольного возраста с использованием кинетического песка для развития сенсорных представлений.

    Цели и задачи, принципы реализации программы

    Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики.

    Цель программы – обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представлений); развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование кинетического песка в продуктивных видах деятельности.

    Задачи программы:

    Обучающие

    • Формировать у детей интерес к работе с кинетическим песком;
    • Помочь детям овладеть техническими умениями лепки из кинетического песка;
    • Знакомить детей с основными цветами, используя кинетический песок разного цвета;
    • Знакомить детей с основными формами в ходе лепки из песка с использованием различных формочек;
    • Знакомить детей с понятиями размера в ходе лепки;
    • Сформировать у детей представления о песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.

    Развивающие

    • Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);
    • Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие;
    • Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы;
    • Развивать речь ребенка;
    • Развивать эмоциональную сферу ребенка.

    Воспитательные

    • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности (лепке);
    • Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
    • Формировать желание детей изображать в своей деятельности свои мысли и замыслы;
    • Формировать способность давать объяснение своему продукту труда.

    Психотерапевтические

    • Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка;
    • Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и удовольствие от лепки;
    • Гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.

    Ведущие принципы программы:

    Принцип системности – структуриврование содержания программы  по уровням сенсорного развития ребенка и разделам знакомства и закрепления с основными сенсорными эталонами;

    Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные способности и интересы ребенка, создание условий для творческого самовыражения;

    Принцип интереса – поддержание интереса ребенка в ходе лепки с кинетическим песком через использование игровых приемов, использование различных предметов (форм, стек, скалок, мелких игрушек и т.д.) для лепки, элементов украшения поделок, обыгрывание поделок;

    Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному» - планомерный переход от простых форм к более сложным, сочетающих с себе несколько элементов;

    Принцип создания творческой атмосферы – с одной стороны кинетический песок сам располагает к свободному творению, с другой стороны педагог творчески стимулирует детей к созданию продуктов лепки;

    Принцип интеграции художественно-творческой деятельности, познавательного и речевого развития – при работе с песком дети развивают художественные навыки, развиваются представления о сенсорных эталонах, а также речь детей младшего дошкольного возраста.

    Принцип психолого-педагогической поддержки – все работы рассматриваются с равным уважением, вне зависимости от качества выполнения;

    Принцип дозированной помощи и невмешательства – оказание помощи при лепке осуществляется или по просьбе ребенка, или по его разрешению.

    Принцип арт-терапевтического подхода – работа с песком положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, снимает напряжение, негативные переживания, создает доброжелательную атмосферу, способствует саморегуляции, самовыражению, повышению адаптационных способностей личности, проявлению творческой активности.

    Организационно-педагогические условия реализации программы

    Формы педагогической деятельности

    Развитие сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста проводится в форме непосредственно организованной образовательной деятельности длительностью 10-15 минут в зависимости от возраста детей.

    Количество детей в группе при работе с кинетическим песком должно быть ограничено 8-10 человек.

    В качестве основных форм работы с детьми являются фронтально-групповые занятия, когда вся  группа детей выполняет одно и тоже задание; подгрупповые: работа над поставленной задачей в тройках или парах, а также индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных или занятий вдвоем рекомендовано для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

    Данная программа рассчитана на 28 академических часов (октябрь-апрель), что предполагает проведение НООД 1 раз в неделю.

    Структура НООД

    Каждое занятие имеет следующую структуру.

    Вводная часть.

    Приветствие – различные приемы прикосновения к песку, эмоциональный настрой и мотивация на предстоящую деятельность.

    Основная часть.

    Проблемная ситуация или приход персонажа, обозначение темы НООД.

    Пальчиковая гимнастика по теме НООД.

    Лепка.

    Заключительная часть.

    Рефлексия – анализ продуктов деятельности.

    «Ритуал выхода» - различные варианты прощания с песочной средой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование русского фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста

    Примерное распределение потешек и песенок по возрастному принципу...

    Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики пальцев рук

    Данная работа представлена информацией о работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, развитию речи детей дошкольного возраста....

    "Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики"

    В данной работе говорится о взаимосвязи развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста. Какие формы и методы использую в своей работе: игры, пальчиковая гимнастика, художественное...

    Описание опыта работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

    Доказано, что игры с песком имеют большое значение для физического и психического здоровья, поэтому я решила использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе.В данном материале предста...

    Выступление на педагогическом совете "Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры".

    Данное планирование помогает реализовывать субъектное отношение педагога к ребенку, осуществлять индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка....

    Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста

    Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста ( Автор статьи: Топникова О.В, детский сад №3) В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для ...