Значение единого подхода для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста в условиях дома ребенка.
статья

Белова Надежда Николаевна

 Работа с детьми - это призвание, состояние души, образ жизни. Сказать, что работа — это каждодневный праздник - трудно. Порой бывает очень нелегко.
Взрослые учат детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_ns_portala_2023_g.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Значение единого подхода для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста  в условиях дома ребенка.

«Не навреди». Детская душа очень ранима, любое неосторожное,

 необдуманное действие воспитателя

 может привести к необратимым последствиям.

Раннее начало коррекционно-педагогической работы имеет особое значение в учреждениях закрытого типа, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей. Учитывая особенности развития, обусловленные сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами, в учреждениях закрытого типа очень важно создавать условия для удовлетворения познавательных интересов, развития речи детей раннего возраста.  Эмоциональный контакт со взрослыми оказывает существенное влияние на формирование у детей зрительно-слуховых связей, роль которых имеет большое значение на этапе возникновения речи. Интенсивность общения взрослого с ребенком стимулирует  развитие детей, а также повышает коммуникативные способности ребенка.  В дома ребенка дети попадают по разным причинам и из разных социальных условий. Основной задачей воспитания детей раннего возраста в закрытом учреждении выступает правильная организация общения с ребенком.    Поэтому был выработан алгоритм действий взрослого и ребенка при общении, разработаный на основе работ Эми Пиклер.

 Необходимыми условиями взаимодействия с детьми являются: уважание в ребенке личности, индивидуальный подход к каждому ребенка,  уважение и принятие ребенка, предоставление ребенку возможности проявлять инициативу и развивать собственную активность. Действия взрослых, которые занимаются с ребенком должны  быть согласованы.  В результате ребенок постепенно начнет больше участвовать в бытовых делах, у него сформируются новые навыки, ребенок станет более уверенным, самостоятельным. При создании для детей комфортной, доброжелательной атмосферы необходимо использовать единый алгоритм подхода к детям во время взаимодействия с ними:

  1. Обратиться  к ребёнку по имени.
  2. Объяснить, что ребёнок делает (делал) до взаимодействия со взрослым, называть это самыми простыми словами. Например: ты уже на спал, но просто лежал с открытыми глазами, ты катал машину, ты играл с водой.
  3. Говорить ребёнку о том, что будет происходить с ним вдальнейшем, при участие взрослого. Например: у тебя мокрые ручки, я хочу их вытереть; я достану тебя из кроватки и мы пойдём одеваться; у тебя мокрые штанишки, я хочу их переодеть и т.п.
  4. Сделать паузу.. Ребёнку нужно время, чтобы понять вас и начать переключаться на новое событие. Некоторые дети «включаются» быстро, другим нужно несколько раз повторить одно и то же или дать чуть больше времени, предоставление ребёнку времени даёт ему возможность самому участвовать в том, что вы ему предлагаете. Например, протянуть вам руки для вытирания, приподняться в кроватке вам навстречу, завершить игру с машинкой и начать процесс переодевания.
  5. Если ребёнок не воспользовался предоставленным ему временем и не начал сотрудничать, действуйте спокойно, доброжелательно и уверенно: протяните ребёнку руки и скажите то, что вам нужно сказать, например: дай, пожалуйста мне свои ручки, я их вытру; или иди ко мне на ручки, пора подниматься из кровати, мы пойдём одеваться; пожалуйста, оставь ненадолго свою машинку, иди ко мне, я тебя переодену и т. п.
  6. Обязательно в конце взаимодействия благодарить ребенка,  говорить ему «спасибо!»

Во время взаимодействия, необходимо проявлять уважение и заботу к ребенку:

  • не брать его со спины;
  • не производить действия с ребенком без предупреждения,
  • всегда предупреждать ребёнка о предстоящих событиях (визиты, поездки, осмотры, процедуры и т.п.);
  • давать ребёнку время на понимание ситуации, на подготовку к предстоящему событию, на анализ слов и переход к действию и т.д. – ребёнку всегда нужно больше времени, чем взрослому;
  • говорить правду о предстоящих неприятных событиях – приём лекарства, болезненная процедура, расставание и т.д. Правда – основа доверия;
  • при уходе за ребенком, в режимных мероприятиях, развивающих занятиях и др. не действовать руками ребёнка. Если всё же необходимо поддерживать руку ребёнка, например, при кормлении, говорите ему: «Я сейчас возьму твою руку и буду немного придерживать её, чтобы ты смог съесть суп».

Взрослые должны проявлять максимальную чуткость к детям. Постепенно ребенок по мере развития коммуникативных навыков становиться полноправным партнером в общении. Необходимо поддерживать инициативу и максимально полно удовлетворять потребность ребенка в общении.

Принцип постоянности

  • Количество ухаживающих взрослых постоянно и ограниченно.

Принцип чувствительности

  • Взрослые чувствительны к сигналам ребенка и способны менять свое поведение в зависимости от этих сигналов. Взрослый уделяет ребенку все свое внимание, не отвлекается на посторонние дела.
  • Дети постоянно посылают нам сигналы. Важно уметь настроиться на их волну Когда малыш отворачивает свою голову от очередной ложки с пищей, очевидно, что он сообщает: «Мне уже хватит».

Принцип предсказуемости

  • Взрослые создают для ребенка условия предсказуемости текущих и предстоящих событий.
  • На чувство безопасности влияет то, как взрослый относится к телу ребёнка. Например, делает действия быстрые и стремительные или неспешные. В жизни много перемен. Важно с первых дней сообщать ребёнку о переменах: я включу свет, я пойду на кухню, я хочу взять тебя на руки. Со временем ребёнок начнёт осознавать предстоящие перемены и готовиться в ним. Очень важно так же не прерывать самостоятельную активность ребёнка, его игру, уметь ждать. Например, мы хотим взять ребёнка, чтобы проверить памперс, а в этот момент ребёнок может делать открытие.

Принцип времени

  • Взрослый дает ребенку время, ждет его ответа. Время на понимание ситуации и анализ слов взрослого.
  • Создавая покой в окружении детей, взрослые испытывают облегчение и умиротворенность, а дети находятся в комфортной среде.  

Принцип доверия ребенку

  • Ребенок – компетентный (осведомленный, способный, знающий) и активный партнер при взаимодействии. Он не является объектом для контроля или ухода, воздействий и манипуляций, а воспринимается как активный партнер и участник всех событий.
  • Каждодневные процедуры должны приносить радость и удовольствие.
  • Если ребенку предоставлять свободу и безопасность, то он будет учиться тому, что ему необходимо на каждом этапе

Принцип совместности

  • Вместе с ребенком, а не вместо него. Важно не действовать руками ребенка во время каждодневных действий (одевания, купания и др.).
  • Создание партнерских отношений с ребенком означает, что вы все время взаимодействуете, подстраиваетесь к потребностям ребенка. Часто взрослые недооценивают желания и возможности ребенка в этой области.
  • Дети – это  активные участники, а не пассивные потребители заботы. Взрослый предупреждает ребенка о том, что хочет сделать с ним, и  взрослый должен быть терпеливым, давая ему время ответить.

Принцип безопасности

  • Физическое окружение ребенка безопасно и отвечает его возрастным потребностям. Предоставляйте ребенку возможность двигаться свободно в безопасном пространстве.
  • Свободное физическое развитие, основанное на естественном желании ребенка двигаться и развиваться в своем собственном темпе.
  • Подходящая окружающая обстановка, всячески способствующая его активным действиям.

Принцип невмешательства

  • Наблюдайте игру ребенка, не вмешиваясь в процесс пока он к вам не обратится.
  • находясь в богатой для развития среде и имея возможность свободно ее исследовать, дети вполне способны самостоятельно «развлекать» самих себя.
  • Во время непрерываемой вмешательством взрослых игры дети развивают независимость и осваивают свой мир. Именно в этот момент начинается формирование чувства собственного достоинства, уверенности в себе.

Принцип честной коммуникации

  • Взрослые говорят правду относительно неприятных событий, учитывая особенности тревожности ребенка. Правда - основа доверия.

Алгоритм поведения взрослых с ребенком

«Работа с детьми - это призвание, состояние души, образ жизни. Сказать, что работа — это каждодневный праздник - трудно. Порой бывает очень нелегко.
Взрослые учат детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста в процессе организации режимных моментов

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Каждый из детей проходит свой путь ,проживает свою единственную жизнь. И как она с...

Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста.

Анализ предметно - развивающей среды  для  развития коммуникативных  навыков  детей раннего возраста. В помощь воспитателям....

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста.

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков...

Проект "Роль жанров малого фольклора в развитии коммуникативных навыков детей раннего возраста"

Современные дети плохо говорят. А ведь за речью важно следить с младенчества. Всем известно, что ранний период жизни ребенка зависит от взрослых, воспитывающих малыша – что мы им говорим, чи...