Формирование элементарных трудовых навыков у детей раннего возраста в доме ребенка
статья

Дубровина Светлана Викторовна

                                                                            

         Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_dubrovina_2.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных трудовых навыков

у детей раннего возраста в доме ребенка

                                                                             

           Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться.

По мнению В.А. Сухомлинского, радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности.

           В работе по данному направлению ставлю перед собой следующие задачи:

           - создать условия для обеспечения трудовой деятельности детей;

           - развивать у детей интерес к процессу труда;

           - формировать представления о безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений;

           - стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

           - формировать трудовые навыки, положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе труда.

Дети в доме ребёнка в большей степени нуждаются в целенаправленном обучающем взаимодействии взрослого, имеют потребность в более длительном и многократном повторении одного и того же задания. У них еще медленно формируется стиль поведения на занятиях, так как они быстро устают и отвлекаются. Поэтому для формирования элементарных трудовых навыков использую более медленный темп усвоения ими материала, такие методы и приёмы, которые привлекают внимание каждого ребёнка, вызывают положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.                                                                                                       

 Маленькие дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же» - советовал А.С. Макаренко.                                        

Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием: «Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик». Затем я действую вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, беру его руки в свои, намыливаю и подставляю под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно предоставляю малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций, а затем только результат.

При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также обращаю внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно сопровождаю не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

             Использую следующие игровые приемы:

- дидактические игры;

- потешки, песенки, стихотворения;

- дидактическую куклу в играх-занятиях, которую дети обучают сами правилам гигиены («Носовой платочек», «Оденем куклу», «Поможем кукле умыться»).

В процессе обучения навыкам самообслуживания обязательно поощряю, своевременно оказываю помощь и поддержку, так как это стимулирует активность, вызывает радость. Если у малышей снижается интерес к обучению и развитию навыков самообслуживания, использую песенки-потешки. Например: «Водичка-водичка ... », «Расти, коса, до пояса ... », «Я умею обуваться ... », «Наша Катя маленька ... » и др.

В это же время начинаю привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принести какие-нибудь предметы, поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п.

Когда дети подрастают, им хочется уже по-настоящему помогать  взрослым, работать. Приобщаясь к трудовым процессам, выполняемым взрослыми, дети учатся действиям с предметами, орудиями труда, активно познают свойства различных предмeтoв быта. Например, помогая при сервировке стола, ребенок узнает, что для еды нужны разные виды посуды и что все они имеют разные свойства: тарелка, например, бывает большая и маленькая, глубокая и мелкая (глубокая для первого блюда, мелкая - для второго) и т.п.

Благодаря совместной деятельности со значимым взрослым, которым в доме ребенка является воспитатель, уже в два года ребенок начинает осознавать себя членом «семейного» коллектива в «семейной» группе дома ребенка и вносит свой посильный «вклад» в общие дела «семьи». Участие в делах значимых взрослых формирует у малыша чувство связанности с ними, позицию «я помощник». В дальнейшем это становится одним из мотивов его активного участия, содействия в делах взрослых.

Для закрепления первоначальных трудовых, действий выполняю следующие условия:

а) показ, пояснение и упражнение в действиях;

б) постоянство требований к детям;

в) постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;

г) спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка.

Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п. При формировании таких умений применяю игровые упражнения (одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их одежду) и специально сделанные дидактические пособия - разные виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и овладевают необходимыми умениями. Творчески подхожу к использованию фольклора, как эмоционально-образному средству влияния на детей. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки.

С целью закрепления последовательности трудовых действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.) проводится организованная образовательная деятельность с использованием игровых приемов: уложим куклу спать, оденем куклу на прогулку, умоем куклу и т. п.

Bcё это обеспечивает не только научение, но и приучение, т. е. воспитание привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка.

Хозяйственно-бытовой труд. Ознакомление детей в доме ребенка с любым трудовым действием начинается совместно с воспитателем: сначала я прошу малыша помочь, затем рассказываю и показываю, что и как надо делать. Такая совместная деятельность помогает установить контакт. Приучая детей убирать игрушки, использую игровые приёмы, чтобы заинтересовать и направить детей на трудовые действия.

Труд в природе. Одной из важнейших задач привлечения детей раннего возраста к трудовой деятельности в природе является развитие познавательного процесса к природным объектам, формирование положительного отношения к ним, навыков бережного обращения. В связи с возрастными возможностями, трудовая деятельность малышей ограничена, необходимо помнить, что им важен не результат, а процесс деятельности в природе, который осуществляется под контролем воспитателя. Детей раннего возраста привлекают наблюдения за объектами природы. Важную роль играют пословицы и поговорки. С их помощью, малыши усваивают определённые правила поведения, у них закладываются основы таких понятий, как «трудолюбие» и «взаимопомощь».

         Формирование трудовой деятельности у детей раннего возраста связано с тем, что увеличивается количество осваиваемых трудовых процессов, происходит освоение правильной последовательности действий. Маленькие дети способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы при самообслуживании, в хозяйственно-бытовом труде, и труде в природе.

Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому, я не упрекаю его в медлительности и небрежности, так как это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно.

Таким образом, методика трудового воспитания предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.

Список используемой литературы

1. Основная образовательная программа ОГКУЗ «Братский областной специализированный дом ребенка»                                                                                               2. Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1986.                                                                                                                             3. Коррекционно–развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. рекомендации/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стрельникова. - М. : Просвещение, 2009;                                                                                               4. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства / / Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.                                                                                                                                                5. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В.Г.Нечаевой. – М., 1999.                          6.Л.В.Куцакова Трудовое воспитание в детском саду.-М.,2014.                                   7.Сергеева Д.В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по познавательному развитию детей раннего возраста в доме ребенка для детей 2 – 3 лет

Рабочая программа содержит материалы по познавательному развитию детей 2 -3 лет, воспитывающихся в доме ребенка. Опирается на лучшие разработки ведущих педагогов и психологов, работающих с детьми ранн...

Обучение нетрадиционным способам изобразительной деятельности детей раннего возраста в доме ребенка

Реферат на тему: "Обучение нетрадиционным способам изобразительной деятельности детей раннего возраста в доме ребенка"...

дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыкову детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников. Культурно-гигиенические навык...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование элементарных математических представлений детей раннего возраста»

Цель консультации: обогатить знания воспитателей о методах и приемах формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений детей раннего возраста. Тема "Наведем порядок в лесу"

Окружающий нас мир наполнен массой интересных вещей. Задача воспитателя: дать детям первые понятия о том, что  видят вокруг. Для детей раннего возраста предметы имеют полярные значения "боль...