Рабочая учебная программа по познавательному развитию детей раннего возраста в доме ребенка для детей 2 – 3 лет
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме

Каркавина Людмила Дмитриевна

Рабочая программа содержит материалы по познавательному развитию детей 2 -3 лет, воспитывающихся в доме ребенка. Опирается на лучшие разработки ведущих педагогов и психологов, работающих с детьми раннего возраста и практический материал из опыта работы. Данная  программа является начальным звеном в системе образования и развития детей раннего возраста воспитывающихся в доме ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                

Рабочая учебная программа  по познавательному  развитию детей раннего возраста в доме ребенка для детей 2 – 3  лет

                                                                          Составитель:

       Каркавина Людмила Дмитриевна,

старший воспитатель

                

Полысаево 2013

Пояснительная записка                                                                                Период раннего детства отличается наиболее интенсивным темпом развития физического, психического и социального развития ребенка, период активного освоения окружающего мира, предметно-практической деятельности, овладения речью, развитию игровой деятельности.                        Именно в этот период формируются основы физического и интеллектуального развития ребенка.

        Дом ребенка занимает особое место в системе общественного воспитания детей раннего возраста. Это воспитательно-оздоровительное реабилитационное учреждение призвано заменить семью, детям оставшимся без попечения родителей, создать условия, в котором ребенок, лишенный родителей, развивался бы нормально, своевременно, всесторонне.                        Специфические условия социальной среды дома ребенка имеют свои негативные стороны, которые сказываются на развитии организма ребенка. Часто бывает очень трудно обеспечить всестороннее развитие воспитанника, добиться, чтобы он стал здоровым и бодрым, но это главная цель дома ребенка. Педагоги призваны ослабить влияние неблагоприятных факторов, обогатить жизнь детей впечатлениями, расширить их контакты с внешним миром. На педагогах лежит ответственность за формирование личностных качеств ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Поэтому должны хорошо ориентироваться в вопросах развития детей раннего возраста, организации оздоровительной и воспитательной работы. Только при этом условии можно добиться оптимального уровня здоровья и развития детей, дать им радость и счастье.                                                                         Поэтому учитывая все это, возникла необходимость дополнительно разработать рабочую программу по познавательному развитию.                          Данная программа является начальным звеном в системе образования и развития детей раннего возраста воспитывающихся в доме ребенка.         Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций «Программы воспитания и обучения детей в доме ребенка» (Министерство здравоохранения СССР. - Москва, 1987, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина ), «Развивающие занятия с детьми 2 – 3 лет» под. редакцией Л.А. Парамоновой.

Психологические и индивидуальные особенности воспитанников обучающихся по данной программе

Лишенный семьи, основного источника опыта эмоциональных взаимоотношений между людьми, ребенок испытывает трудности в установлении элементарных связей с окружающим миром, формировании собственного активного поведения. Физическое и нервно – психическое развитие ребенка происходит с изменением темпов и сроков созревания функций. Некоторые нарушения психики связаны с нарушением общения и проявляются в виде госпитализма – синдрома психической и физической отсталости, возникающего в первые годы жизни ребенка из-за дефицита общения с близкими взрослыми, в частности, в результате помещения в дом ребенка.                                                                                     Познавательное развитие ребенка:                                                                                        - ребенок не знает основные цвета и оттенки;                                                                       - затрудняется в сравнении объекта по длине, ширине и высоте;                                       - не устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно);                                                                                           - не классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета);                                                    - не способен длительно сосредоточивать внимание на одном объекте;                                - в большей мере интересуется процессом выполнения различных заданий и упражнений, а не конечным результатом (например, может старательно что-то рисовать, а потом смять свой рисунок);                                                     - познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, облизывает, нюхает и т.д.);                                                                                                                                - затрудняется в узнавании основных геометрических форм (шар, куб);                                     - не ориентируется в пространстве и на плоскости листа бумаги;                                            - не знает, что происходит в разные части суток;                                                                          - не знает, в чем польза домашних птиц и животных и т.п.        
Возраст детей  участвующих в реализации программы дети  2 – 3 года.
Продолжительность реализации программы-  1 год.        
Основная цель рабочей программы – обеспечение необходимого базиса познавательного  развития детей 2 – 3 лет в условиях дома ребенка.        
Задачи рабочей программы:                                                                                       - формировать чувственный опыт и создавать на этой основе устойчивые предметные образы (реализация этой задачи осуществляется путем организации всех видов восприятия, ознакомления с различными способами сенсорного обследования – включение предмета в деятельность);                                     - формировать качественную наполняемость  предметных образов, первичных представлений и их введение в пространственные отношения (умение выделять качества и свойства предметов, выполнение игровых действий с предметами и их функциональным назначением; формирование пространственных представлений – телесное ориентирование, сомато – пространственный гнозис (схема тела и лица); развивать ориентировочно – поисковые движения и зрительно – моторную координацию; развивать сенсорно – перцептивные действия и включать их в деятельность);                          -  ориентировать взрослыми и детьми, выделение и осознание собственного «Я»;                                                                                                                              - формировать первичные функции обобщения (соотнесение предмета с классом предметов)                                                                       Основные принципы программы:                                                                                                                      - учитывать разный уровень адаптационных возможностей детей;                            - индивидуальный подход к каждому воспитаннику;                                                   - доброжелательность и поддержка в удовлетворении потребностей каждого ребенка;                                                                                                                       - совместная деятельность взрослого и ребенка;                                                            - поддержка интереса ребенка к совместной деятельности и эмоциональный настрой;                                                                                                                           - многократное повторение одного и того же (предметов, действий с ними, художественного слова и т.п.) в разных контекстах;                                                    -  поддержка выбора самого ребенка (игрушки, дидактический материал, цвет краски, желание выполнять или не выполнять предлагаемое и т.д.);                                  - приближение учебной задачи к интересам самого ребенка;                                      - речевое сопровождение всех действий самого ребенка в процессе совместной деятельности и в повседневной жизни;                                                       - учитывать индивидуальные особенности развития ребенка и опора на его возможности.                                                                                                Ожидаемый результат                                                                        У детей прошедших курс обучения по познавательному развитию должны сформироваться элементарные представления о цвете, форме, величине, навыки выполнения предметно – орудийных действий, представления о окружающей действительности.

        

Учебно – тематическое планирование

Неделя

Тема

Основные направления работы

Вид и содержание работы

Сентябрь

I

Обследование

Диагностика

II

III

Цикл занятий: «Дом в котором я живу»

Ознакомление с окружающим: путешествие по группе. Остановка «Рисовальная», «Кукольная», «Строительная»

Экскурсия по группе дома ребенка

IV

Действия с предметами

Знакомство с дидактическими игрушками

Игровые действия с матрешкой, пирамидкой, игрушками- вкладышами

Октябрь

I

Цикл занятий: «Дом в котором я живу»

Ознакомление с окружающим. Остановка «Раздевалка»

Экскурсия по группе дома ребенка

II

Действия с предметами

Составление целого из частей «Собираем петушка»

Игровые действия с пирамидкой

III

Выполнение предметно – орудийных действий

«Пересыпь песочек ложечкой».

Игровые действия с песком, ложечкой и миской

IV

Основные цвета

Дидактическая игра «Найди такой же листик»

Аппликация без наклеивания

Ноябрь

I

Цикл занятий: «Дом в котором я живу»

Ознакомление с окружающим.  Остановка «Спальная комната»

Экскурсия по группе дома ребенка

II

Действия с предметами

«Угости зверей»

Выбор предмета на ощупь по слову

III

Выполнение предметно – орудийных действий

«Поехала куколка в гости»

Игровые предметно- орудийные действия

IV

Основные цвета

«Собери бусы»

Различение синего цвета

Декабрь

I

Цикл занятий: «Дом в котором я живу»

Ознакомление с окружающим. «Идем в гости к главному врачу»

Экскурсия по группе дома ребенка

II

Действия с предметами

«Огурчики и помидорчики»

Выделение объемной формы предметов

III

Выполнение предметно – орудийных действий

«Достань шарики»

Игровые предметно- орудийные действия

IV

Основные цвета

«Найди пару»

Различение зеленого и желтого цвета

Январь

I

Рождественские каникулы

Игры, развлечения, праздничные представления

II

Рождественские каникулы

Игры, развлечения, праздничные представления

III

Обследование, диагностика

IV

Обследование, диагностика

Февраль

I

Цикл занятий: «Дом в котором я живу»

Ознакомление с окружающим.  «Идем в гости на кухню»

Экскурсия по группе дома ребенка

II

Действия с предметами

«Цветные колпачки»

Практический опыт действия с полыми предметами

III

Выполнение предметно – орудийных действий

«Я пеку всем друзьям по пирожку»

Действия с предметами - орудиями

IV

Основные цвета

 «Что потеряли котятки»

Подбирать предметы по цветовому тождеству

Март

I

Цикл занятий: «Дом в котором я живу»

Ознакомление с окружающим.  «Идем в гости в прачечную»

Экскурсия по группе дома ребенка

II

Действия с предметами

«Волшебный фонарик»

Объемные формы

III

Выполнение предметно – орудийных действий

«Ловись рыбка»

Использование вспомогательных предметов

IV

Основные цвета

 «Расписные яички»

Соотношение предметов по цвету

Апрель

I

Цикл занятий: «Дом в котором я живу»

Ознакомление с окружающим.  «Идем в гости к старшему воспитателю»

Экскурсия по группе дома ребенка

II

Действия с предметами

«Найди такую же»

Нахождение идентичных предметов

III

Выполнение предметно – орудийных действий

«Верстачки и молоточки»

Действия орудийного характера

IV

Основные цвета

«Забавные ленточки»

Находить предметы по цветовому тождеству

Май

I

Цикл занятий: «Дом в котором я живу»

Ознакомление с окружающим.  «Идем в гости к ст. м/сестре»

Экскурсия по группе дома ребенка

II

Действия с предметами

«Найди предмет по картинке»

Предметы мебели, посуды, одежды

III

Обследование, диагностика

IV

Обследование, диагностика

Содержание тематического плана                                                                                     1. Тема: Ознакомление с окружающим: путешествие по группе. Остановка «Рисовальная», «Кукольная», «Строительная»                                          Формировать у детей позитивное отношение к зонированию группы. Знакомить с местом размещения игровых зон, правилами и требованиями, предъявляемыми к активным действиям в этих зонах. Закреплять у детей желание к совместной со взрослым деятельности и вызывать интерес к материалам и оборудованию игровой, проявлению инициативы к игровым действиям. Способствовать повышению эмоционального тонуса детей.                      2.  Тема:  Действия с предметами                                                                        Знакомство с дидактическими игрушками                                        Продолжить знакомить детей с локальными игровыми пространствами, с дидактическим столиком и дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки, башенки и т.д.). Вызывать у детей желание играть с ними.                    3. Тема:  Ознакомление с окружающим. Остановка «Раздевалка»                           Вызвать у детей интерес к шкафчикам для одежды, которые являются «собственностью» каждого ребенка, и желание красиво располагать там свою одежду, головные уборы и обувь. Создавать игровую мотивацию, способствующую появлению у детей желания следить за порядком размещения вещей, их состоянием.                                                                          4. Тема:  Составление целого из частей «Собираем петушка»                                    Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. Находить большое и малое кольцо.                                                                              5. Тема: «Пересыпь песочек ложечкой».         
        
Учить четко по инструкции выполнять алгоритм пересыпания: зачерпнуть - зафиксировать - перенести - высыпать. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение.                                                                 6. Тема: Дидактическая игра «Найди такой же листик»                                        Учить детей сличать по цвету листики заданной формы, развивать внимание, обогащать знания детей о природе.         
7. Тема: Ознакомление с окружающим.  Остановка «Спальная комната»

Формировать у детей представление о назначении спальной комнаты, о месторасположении своей кровати, знать постельные принадлежности и научить различать их. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, предоставить возможность получить удовольствие от чистого и выглаженного постельного белья, чистой пижамы.                                               8. Тема: «Угости зверей»

Развивать представление детей о предметах на основе тактильно – двигательного восприятия. Осуществлять выбор на ощупь по слову, развивать внимание.        
9. Тема: «Поехала куколка в гости»

Учить выполнять игровые двигательные предметно – орудийные действия.        
10. Тема:
«Собери Бусы»

Учить детей чередовать бусы по цвету, называть красный и желтый цвета. Развивать мелкую моторику пальцев рук.         
11. Тема: Ознакомление с окружающим. «Идем в гости к главному врачу»         Создать комфортную для психологического состояния детей обстановку и положительное отношение к ситуации пребывания в доме ребенка. Дать детям понять, что в доме ребёнка окружающие их взрослые всегда готовы обеспечить им помощь, поддержку, заботу, любовь и защиту, подарить игрушки.          

12. Тема: «Огурчики и помидорчики»

        Развивать тонкие зрительные дифференцировки, ориентируясь на форму предмета, в частности. Учить отличать круг от овала (отсортировать круги «помидорчики») от овалов («огурчики»), помещая формы в соответствующие им паззлы). Учить сопоставлению объемных геометрических фигур с их проекцией на плоскости: «огурчик» - овал, «помидорчик» - круг. Вводить в игру детей предметы – заместители (картонные вкладыши).

13. Тема: «Достань шарики»

        Учить детей анализировать условия практической задачи; учитывать свойства орудия для достижения цели, учить использовать метод проб при решении практической задачи.        
14. Тема:
«Найди пару»

        Обратить внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.        
15. Тема: Ознакомление с окружающим.  «Идем в гости на кухню»         Формировать у детей представление о труде взрослых на кухне, о профессиях работников кухни (повар, кухонный работник, диет, сестра, кладовщик), умение приготовить вкусную пишу и угостить детей  чем-нибудь вкусным. Создать комфортную для психологического состояния детей обстановку, показать заботу и внимание работников кухни к детям, показать их любовь и защиту.

16. Тема: «Цветные колпачки»

        Закреплять практический опыт действия с полыми предметами. Учить находить соответствующие вкладыши при раскладывании и складывании цветных колпачков. Учить выполнять действия с предметами, ориентируясь на два свойства одновременно – цвет и величину. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, координированные движения обеих рук.

17. Тема: «Я пеку всем друзьям по пирожку»

        Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. Знакомить со свойствами песка (сухой – рассыплется). Эмоционально обогатить чувства детей, включив в занятие фольклор и знакомую песенку.

18. Тема: «Что потеряли котятки»

        Закреплять умение действовать с предметами, окрашенными в разные цвета; подбирать по цветовому тождеству; формировать сенсорную культуру.

19. Тема: Ознакомление с окружающим.  «Идем в гости в прачечную»         Формировать у детей элементарные представления о процессе стирки белья - (стирка, сушка, глажение белья), о работе сотрудников прачечной, о назначении и использовании оборудования прачечной - (стиральная машина, сушилка, гладильная доска, утюг). Дать понять детям, что в доме ребенка работает много доброжелательных людей, готовых обеспечить им помощь, заботу, содержать их одежду чистой и опрятной.

20. Тема: «Волшебный фонарик»

        Закреплять представления детей об объемных геометрических фигурах: кубе, шаре, кольце, и др. Способствовать накоплению практического опыта действий с предметами, ориентируясь на их форму и физические свойства, – шар, катается, строить можно из кубиков, а из шаров нельзя – они не устойчивы и т.п.

21. Тема: «Ловись рыбка»

        Продолжать учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи. Научить пользоваться совком для вылавливания игрушек из воды.

22. Тема: «Расписные яички»

        Закреплять умение соотносить предметы по цвету. Развивать более тонкое зрительное восприятие при сличении предметов по цвету. Совершенствовать моторику пальцев, координацию рук.

23. Тема: Ознакомление с окружающим.  «Идем в гости к ст. воспитателю»         Создать комфортную для психологического состояния детей обстановку и положительное отношение к ситуации пребывания в доме ребенка. Дать детям понять, что в доме ребёнка окружающие их взрослые всегда готовы обеспечить им помощь, поддержку, заботу, любовь и защиту, подарить игрушки.          

24. Тема: «Найди такую же»                                                                        Учить находить идентичные предметы, развивать зрительную память, воображение. Совершенствовать умение не отвлекаться при выполнении задания.

25. Тема: «Верстачки и молоточки»

        Учить детей выполнять действия орудийного характера, воздействую одним предметом на другой. Развивать моторику пальцев, двигательную активность и координацию рук.

26. Тема: «Забавные ленточки»

        Продолжать обогащать сенсорный опыт детей, предлагая действовать с предметами, окрашенными в основные цвета. Находить по цветовому тождеству предметы. Уметь сличать и называть основные цвета предметов.

27. Тема: Ознакомление с окружающим.  «Идем в гости к ст. м/сестре»         Создать комфортную для психологического состояния детей обстановку и положительное отношение к ситуации пребывания в доме ребенка. Дать детям понять, что в доме ребёнка окружающие их взрослые всегда готовы обеспечить им помощь, поддержку, заботу, любовь и защиту, подарить игрушки.          

28. Тема: «Найди предмет по картинке»

        Закреплять знания детей о предметах мебели, посуды, одежды. Идентифицировать предмет  и его изображение. Находить картинки по названию изображений, по показу предмета и наоборот. Закреплять понимание слов обобщающего значения «мебель», «посуда», «одежда».

Форма проведения занятий                                                                        Данная программа позволяет решать задачи познавательного развития, включающие в себя следующие подразделы: «Сенсорное воспитание», «Формирование наглядно – действенного, наглядно – образного мышления», «Ознакомление с окружающим». Занятия проводятся подгруппой и индивидуально. Предлагаемые занятия построены в игровой форме или с использованием игровых упражнений.  

Продолжительность работы по программе – 1 год: с сентября по май. Занятия проводятся регулярно 1 раз в неделю, продолжительностью 10 – 15 минут, каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т.д. Занятия разнообразны, доступны детям по содержанию. У детей, воспитывающихся в доме ребенка внимание неустойчивое, дети отличаются повышенной подвижностью, нуждаются в частой смене деятельности. С этой целью в качестве отдыха используются подвижные упражнения, игры. Программа рассчитана на воспитанников от 2 до 3 лет. Максимальное количество детей на занятии 4 человека.

Методическое обеспечение        
На занятиях используются методы: наглядный, словесный, игровой.

Методические приемы:

  1. Дидактические игры, игровые упражнения, театрализованная
    деятельность.
  2. Нетрадиционное рисование.
  3. Малые формы устного народного творчества (потешки, прибаутки,
    колыбельные).

Диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста         В течение всего периода нахождения детей в доме ребенка осуществляется контроль за уровнем нервно-психического развития детей. На медико – педагогическом совещание делается заключение, даются рекомендации с целью наметить маршрут дальнейшего развития ребенка.
Рабочая программа включает методы диагностики психического развития детей, разработанные Аксариной Н. М., Печорой К. Л., Пантюхиной Г. В.                 
Третий год жизни

Активная речь

    1.Говорит многословными предложениями (более трех слов).                                                        Методика. Ситуация естественная. Взрослый непринужденно
беседует с ребенком на любую близкую ему тему. (во время деятельности или режимных процессов).

Поведение ребенка. В своей речи употребляет хотя бы 1 раз многословное предложение  (более трех слов.

2. Появляются вопросы «где?», «куда?»

Методика. Ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи во время еды, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20—30 мин.

Поведение ребенка. Хотя бы раз задает  вопрос «где?» или «куда?».                                                                                                       Сенсорное развитие                                                                                                          1. Подбирает  по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.                                                                                                           Материал. Два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).                                                     Методика. Ситуация, специально подготовленная. Один комплект дают
ребенку другой находится у взрослого. Взрослый показывает малышу одну из геометрических фигур и просит дать такую же.                                      
Поведение ребенка. Правильно дает взрослому соответствующую фигуру.                                                                                                                                 2. Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех основных цветов.                                                                                                      Материал. Цветное лото, в котором есть 4 карточки, окрашенные в основные цвета, и 4 карточки с изображением разнообразных предметов таких же цветов ( следует использовать изображения знакомых детям предметов, которые на занятии не использовались).                            Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый дает ребенку карточки четырех цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в те же 4 цвета (цвета чередуются). Затем спрашивает, на какой фон надо положить эту картинку.
Поведение ребенка. Правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.                                                                                                                          Игра                                                                                                                        Игра носит сюжетный характер. Ребенок выделяет взаимосвязь и последовательность действий (2 – 3).                                                          Материал. Пособия для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.    Методика. Ситуация специально подготовленная. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр; разложены произвольно.
Поведение ребенка. Дает развернутый сюжет какого – либо содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.                                                                                              Конструктивная деятельность                                                                                Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их.

   Материал. Строительный материал разнообразной геометрической формы (10 – 14 шт.) по 2 шт. каждой.

    Методика. Ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку дают набор строительного материала и предлагают что – либо построить.                                                                  Поведение ребенка. Выполняет 1 – 2 простые сюжетные постройки, обязательно называет их. Постройка должна быть похожа на называемый предмет (стол, стул, кровать, дом и др.)

  Навыки                                                                                                                  1. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и
завязывать шнурки.                                                                                          
Методика. Ситуация естественная (во время одевания после сна  или сборов на прогулку).                                                                                                 Поведение ребенка. Самостоятельно надевает рубашку, штаны, колготки, шапку, пальто.                                                                                                                 2. Ест аккуратно.                                                                                                                Методика. Ситуация естественная (во время еды).                                            Поведение ребенка. Ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет грязь на столе.                                                                                               Движения                                                                                           Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20 – 28 см.                                                                            Материал. Палка или веревка.                                                         Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую над полом на 20 – 28 см.                                                                                                 Поведение ребенка. Перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.

Литература

  1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Москва.: Медицина, 1977.-304 с.
  2. Альтхауз, Д.Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного  возраста/русский перевод под ред. В.В.Юртайкина.- Москва.: Просвещение, 1984.- 64 с.
  3. Афанасьева, И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ.- Санкт - Петербург.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 с.
  4. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: Издательство «Учитель», 2003.- 270 с.
  5. Венгер, JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада/JI.А.Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера.- Москва.: Просвещение, 1988.- 144 с.
  6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова и др.; Под ред. С.Л.Новосёловой.- 4-е изд., перераб.- Москва.: Просвещение, 1985.- 144 с.
  7. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- Москва., 1997.
  8. Лямина, Г.М., Воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва.: Просвещение, 1981.-224 с.
  9. Максаков, А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.- 2-е изд., исправленное и дополненное.- Москва.: Просвещение, 1983.- 144 с.
  10. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка: Книга для работников дома ребёнка/Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др.; Сост. Э.Л.Фрухт.-Москва.: Просвещение, 1989.-192 с.        
  11. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада.- Москва.: Просвещение, 1983.- 196 с.
  12. Парамонова, Л. А. «Развивающие занятия с детьми 2 – 3 лет» под. ред. Л.А. Парамонова, Москва, «ОЛМА Медиа Групп», 2013.-512с.
  13. Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка/ Министерство здравоохранения СССР. - М., 1987.-108 с.
  14. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т.В.Галанова. Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров.- Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240 с. (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
  15. Хазиева, Р. К. 55 развивающих игр для малышей от года до трех. – Санкт – Петербург.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 48 с. (Серия «первые шаги»).
  16. Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А.Ростов на Дону.: Феникс, 2006.- 256 с.- (Школа развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи детей раннего возраста»

Программа предназначена для детей раннего возраста. Нормативный срок освоения данной программы - 42 дня в условиях реабилитационного центра....

Обучение нетрадиционным способам изобразительной деятельности детей раннего возраста в доме ребенка

Реферат на тему: "Обучение нетрадиционным способам изобразительной деятельности детей раннего возраста в доме ребенка"...

Рабочая программа для группы детей раннего возраста на 2018-2019 учебный год

Программа включает разделы:- целевой раздел: описаны цели, задачи и система мониторинга образовательных результатов;- содержательный раздел: описано содержание образовательной деятельности по образова...

Рабочая программа для группы детей раннего возраста на 2020-2021 учебный год

Программа включает разделы:- целевой раздел: описаны цели, задачи и система мониторинга образовательных результатов;- содержательный раздел: описано содержание образовательной деятельности по образова...