Проект "Роль жанров малого фольклора в развитии коммуникативных навыков детей раннего возраста"
проект по развитию речи на тему

Зубарева Ольга Викторовна

Современные дети плохо говорят. А ведь за речью важно следить с младенчества. Всем известно, что ранний период жизни ребенка зависит от взрослых, воспитывающих малыша – что мы им говорим, читаем, рассказываем. Одним из сильных факторов, влияющих на развитие ребенка является детский фольклор, который нам дает нам возможность приобщить детей к народной поэзии на ранних этапах жизни.

Сказки и фольклор используются для формирования звуковой культуры речи, способствуют усвоению морфологических закономерностей и синтаксической конструкции. Произведения являются образцом обогащения словаря ребенка и построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик»

г. Губкина Белгородской области

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Роль жанров малого фольклора в формировании коммуникативных навыков детей раннего возраста»

Автор проекта: Зубарева О.В., воспитатель

Участники проекта: Зубарева О.В., воспитатель,

Константинавичус О.Н., воспитатель,

дети группы раннего возраста

2016 г.

I. Информационная карта проекта

Полное название проекта:  «Роль жанров малого фольклора в формировании коммуникативных навыков детей раннего возраста»

Автор проекта: Зубарева Ольга Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик».

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 учебный год).

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, родители, воспитатели.

Возраст детей: 2-3 года.   

Актуальность проекта: Современные дети плохо говорят. А ведь за речью важно следить с младенчества. Всем известно, что ранний период жизни ребенка зависит от взрослых, воспитывающих малыша – что мы им говорим, читаем, рассказываем. Одним из сильных факторов, влияющих на развитие ребенка является детский фольклор, который нам дает нам возможность приобщить детей к народной поэзии на ранних этапах жизни.

Сказки и фольклор используются для формирования звуковой культуры речи, способствуют усвоению морфологических закономерностей и синтаксической конструкции. Произведения являются образцом обогащения словаря ребенка и построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.

Результаты отслеживания речевого развития детей в процессе педагогического мониторинга показали, что более 50% детей имеют низкий уровень (см. ксерокопию педагогического мониторинга): не умеют правильно составлять предложения, последовательно передавать содержание сказки, отвечать на вопросы.

После проведения анкетирования родителей мы выяснили, что наши родители мало уделяют внимания чтению книг дома, не обсуждают прочитанное с ребенком.

Данные речевого развития детей и анкетирования родителей дали толчок для разработки проекта, реализация которого поможет вызвать интерес и у детей, и у родителей к фольклору, так как потешки и сказки способствуют развитию речи детей, затрагивают интересы и потребности детского возраста.

Цель проекта: создать благоприятные условия для формирования правильной и выразительной речи у детей раннего возраста через жанры русского фольклора.

Задачи проекта:

  1. Знакомить детей с русским народным фольклором, формировать умение слушать и понимать услышанное.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
  3. Учить детей различным видам запоминания.
  4. Формировать у детей умение проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками.
  5. Развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.

Результаты проекта (что будет)

Критерии оценивания

1.Повышение интереса детей к фольклору (сказки, потешки) - 60% детей имеют высокий уровень по речевому развитию. Дети заинтересованно рассматривают иллюстрации, слушают и проговаривают потешки и стихи за взрослыми. Дети активно участвуют в играх-инсценировках по фольклорным текстам. Дети доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым, малыши стали подвижны, раскрепощены.

2.Обогащена предметно – развивающая среда группы по тематике проекта (дополнена художественная литература, дополнен центр театра, изготовлены книжки-малышки совместно с родителями).

3.Повысилась педагогическая компетентность родителей.

  • Педагогический мониторинг начальный и итоговый.
  • Опрос детей по фольклорным текстам до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ.
  • Рассказывание детьми текстов малых фольклорных жанров и пересказ сказок в ролях.
  • Отзывы родителей и коллег о проделанной работе по проекту.
  • Фотоотчет по работе проекта.

II. План реализации проекта

Этап

Виды деятельности

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

  • подбор фольклорного материала;
  • первичная диагностика детей;
  • анкетирование родителей «Книга в жизни ребенка» (см. Приложение 1);
  • ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
  • подбор дидактического и методического оснащения проекта;
  • консультации со специалистами ДОУ.
  1. ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

  • цикл мероприятий по реализации проекта (2 блока);
  • открытые занятия, инсценировки, рассказывание потешек и пересказывание сказок по ролям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов;
  • мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • итоговая диагностика детей;
  • сравнительный анализ;
  • рефлексия создателей проекта;
  • отчет о реализации проекта;
  • сбор полученного материала по проекту, монтаж.

Блоки реализации проекта

1 блок сентябрь - декабрь

«Знакомство с потешками»

Задачи:

  1. Познакомить детей с потешками.
  2. Провести предварительную словарную работу.
  3. Способствовать заучиванию наизусть.
  4. Закреплять выученный материал.
  5. Рассматривание иллюстраций.

Потешки:

«Вместе с солнышком встаем…»

«Этот пальчик мамочка…»

«Ай, лады, лады, лады…»

«Ладушки, ладушки!»

«Как у нашего кота…»

«Будут пальчики вставать…»

«Это – ложка, это – чашка»

«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

«Потягунюшки-порастунюшки» и др.

Развивающая среда

Рассказывание потешек по ролям, инсценировка потешек

Выставка книг

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций

Рассматривание книг

Рассказывание потешек себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

«Литературная минутка» - каждый день

Создание картотеки потешек на каждый случай (см. Приложение 2)

Инсценировка потешек, театрализованные, хороводные и дидактические игры по текстам потешек, слушание потешек в аудиозаписи

Организованная образовательная деятельность с использованием потешек

Творческие работы по текстам изучаемых потешек

Просмотр мультфильмов «Два веселых гуся», «Мишка косолапый», «Зайка, попляши»

Ответственные

Воспитатели

Работа с родителями

Консультации для родителей «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста», «Игры с потешками дома» (см. Приложение 3)

Повторение с детьми потешек, изучаемых в детском саду

Слушание с детьми потешек в аудиозаписи

Рисование иллюстраций к потешкам

Изготовление книжек-малышек «Мои любимые потешки»

Оформление альбома «Наши любимые потешки»

2 блок январь - май

«В мире сказок»

Задачи:

  1. Познакомить детей со сказками.
  2. Провести предварительную словарную работу.
  3. Способствовать пересказыванию наизусть сюжета сказки.
  4. Закреплять выученный материал.

Сказки:

«Золотое яичко» (обработка К.Ушинского)

«Репка» (обработка К.Ушинского)

«Петушок и бобовое зернышко» (обработка О. Капицы)

«Волк и козлята» (обработка Л.Н.Толстого)

«Маша и медведь» (обработка  М.Булатова)

«У страха глаза велики» (обработка М.Серовой)

«Колобок» (обработка А. Афанасьева)

 «Гуси – лебеди» (обработка М.Булатова)

«Как коза избушку построила» (обработка М.Булатова)

«Бычок – черный бочок, белые копытца (обработка  М.Булатова)

«Кот, петух и лиса» (обработка  М. Боголюбской)

Развивающая среда

Выставка книг

Рассказывание по ролям, инсценировка сказок

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Рассматривание выставки книг

Пересказывание сказок себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

«Литературная минутка» - каждый день

Чтение сказок. Беседа по сказкам

Организованная образовательная деятельность по текстам сказок

Инсценировка сказки «Репка»

Настольный театр «Волк и козлята», «Гуси – лебеди»

Кукольный театр «Маша и Медведь»

Творческие работы по сюжетам изучаемых сказок

Просмотр мультфильмов «Курочка Ряба», «У страха глаза велики»

Ответственные

Воспитатели

Работа с родителями

Оформление стенда «Читайте детям сказки»

Совместное чтение сказок с детьми

Рисование иллюстраций к сказкам

Фоторепортаж «Книги моего малыша»

Изготовление книжек-самоделок «Мои любимые сказки»

Составление домашней библиотеки по русскому фольклору

Круглый стол «Русский народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста»

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Знакомство с текстами потешек (слушание/рассказывание): «Вместе с солнышком встаем», «Малыши-крепыши», «Как у нашего кота», «Кто у нас хороший», «Знаем, знаем - да-да-да, в кране прячется вода», «Что такое чистым быть?», «Прыг-скок, прыг-скок, мы присядем на горшок», «Расти, коса, до пояса», «Будут пальчики вставать наших деток одевать», «Солнышко, солнышко, выгляни в оконышко», «Это ложка – это чашка»

Организовать работу с использованием потешек на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты

Выставка книг. Рассматривание иллюстраций к изучаемым потешкам

ООД по развитию речи «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

ООД по развитию речи  «Чтение потешки «Водичка, водичка…»

Инсценировка потешки «Как у нашего кота…»

Пальчиковые игры «Ладушки», «Динь-динь-бом»

Игра-ситуация «Коза рогатая»

Подвижная игра «У оленя дом большой»

Консультация «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста»

Повторение с детьми потешек, изучаемых в детском саду

Слушание с детьми потешек в аудиозаписи

Рисование иллюстраций к потешкам о природе, природных явлениях

Изготовление книжек-малышек «Умываемся с потешками»

Октябрь

Знакомство с текстами потешек (слушание/рассказывание): «Киска, киска, киска, брысь-ка», «Большие ноги…», «Дождик, дождик, кап-кап-кап», «Глубоко – не мелко, корабли в тарелках», «Дружно ложки мы берем», «Баю-баю-баиньки, в огороде заиньки», «Ходит сон по лавочке», «Потягуни-потягушечки», «Ротик мой умеет кушать», «Наша Маша маленькая», «Хоть с тобой ссорюсь часто»

Организовать работу с использованием потешек на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты

Выставка книг. Рассматривание иллюстраций к изучаемым потешкам

ООД по окр. миру «Части тела» с использованием  потешки «Где же наши ручки»

Творческая работа «Идет дождь» (рисование пальчиками) с использованием потешки «Дождик, дождик, кап-кап-кап»

Дидактическая игра по развитию речи с использованием потешки «Наши уточки с утра…»

Игра-ситуация «Вышла курочка гулять»

Пальчиковые игры «Моя семья», «Кулачки-ладошки»

Хороводная игра «Раздувайся, пузырь»

Подвижная игра «Две веселые овечки»

Просмотр мультфильма «Два веселых гуся»

Консультация «Игры с потешками дома»

Пение колыбельных песен

Повторение с детьми потешек, изучаемых в детском саду

Слушание с детьми потешек в аудиозаписи

Рисование иллюстраций к потешкам о животных

Изготовление книжек-малышек с потешками

«Баю-бай», «О зверятах»

Ноябрь

Знакомство с текстами потешек (слушание/рассказывание): «Пошел котик на торжок», «Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться», «Тишина у пруда», «Спят медведи и слоны», «Хорошо ягненку с мамой», «Вот девочка Маша», «Если вас не посетит за обедом аппетит», «Кисонька-мурысонька, где ты была?», «Ай, качи, качи, качи», «Чики-чики-кички», «Из-за леса, из-за гор»

Организовать работу с использованием потешек на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты

Выставка книг. Рассматривание иллюстраций к изучаемым потешкам

Творческая работа «Улитка и ее друзья» -  (лепка из пластилина) с использованием потешки «Улитка, улитка!»

Пальчиковые игры «Дарики -комарики», «Мы капустку режем, режем»

Речевая игра «Жук»

Игра-ситуация «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»

Экспериментирование «Течет вода» и чтение потешки «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды»

Музыкальная игра «Каравай»

Хороводная игра «Летела муха…»

Просмотр мультфильма «Мишка косолапый»

Повторение с детьми потешек, изучаемых в детском саду

Слушание с детьми потешек в аудиозаписи

Изготовление книжек-малышек с потешками «Хороша к обеду ложка!»

Декабрь

Знакомство с текстами потешек (слушание/рассказывание): «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять», «Кто у нас любимый самый», «Мы с тобой построим дом», «Приятно хрюшке-маме», «У козы растет ребенок»,  «Час обеда подошел», «Петушок», «Сорока-сорока», «Снег, снег, снег…», «Огуречик, огуречик», «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Организовать работу с использованием потешек на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты

Выставка книг. Рассматривание иллюстраций к изучаемым потешкам

Творческая работа «Снежинки» (рисование) с использованием потешки «Как на горке снег, снег»

Театрализованная игра «Тили бом»

Пальчиковая игра «Тук, тук, тук…»

Игровая ситуация «Варись, варись, кашка»

Хороводная игра «Колпачок, колпачок, тоненькие ножки…»

Просмотр мультфильма «Зайка, попляши»

Итоговое мероприятие – ООД по развитию речи «В гостях у Бабушки – Забавушки» (см. Приложение 4)

Повторение с детьми потешек, изучаемых в детском саду

Слушание с детьми потешек в аудиозаписи

Изготовление книжек-малышек «Одеваемся с потешками»

Оформление альбома «Наши любимые потешки»

Январь

Чтение сказки «Золотое яичко» (обработка К. Ушинского). Беседа по сказке. Рассматривание иллюстраций

Творческая работа (лепка из пластилина) «Золотые яички»

Подвижная игра «Где Курочка спрятала яичко?»

Просмотр мультфильма «Курочка Ряба»

Чтение сказки «Репка» (обработка К. Ушинского). Беседа по сказке. Рассматривание иллюстраций

Инсценировка сказки «Репка»

Оформление стенда «Читайте детям сказки»

Рисование иллюстраций к сказке «Золотое яичко»

Подготовка атрибутов к инсценировке сказки «Репка»

Совместное чтение сказок с детьми

Февраль

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» (обработка О. Капицы). Беседа по сказке. Рассматривание иллюстраций

Творческая работа «Петушок» (рисование ладошками)

Творческая работа «Зернышки для Петушка» - лепим из пластилина

Чтение сказки «Волк и козлята» (обработка Л.Н. Толстого). Беседа по сказке. Рассматривание иллюстраций

Настольный театр по сказке «Волк и козлята»

Составление домашней библиотеки по русскому фольклору

Совместное чтение сказок с детьми

Март

Чтение сказки «Маша и медведь» (обработка  М. Булатова). Беседа по сказке. Рассматривание иллюстраций.

Просмотр кукольного театра «Маша и Медведь»

Игра с паззлами «Сложи сказку»

Чтение сказки «У страха глаза велики» (обработка М. Серовой). Беседа по сказке. Рассматривание иллюстраций

Просмотр мультфильма «У страха глаза велики»

Чтение сказки «Колобок» (обработка А. Афанасьева). Беседа по сказке. Рассматривание иллюстраций

Слушание песенки «Колобок» в аудиозаписи

Творческая работа «Колобок» - рисунки

Изготовление книжек-самоделок «Мои любимые сказки»

Совместное чтение сказок с детьми

Апрель

Чтение сказки «Гуси – лебеди» (обработка М. Булатова). Беседа по сказке. Рассматривание иллюстраций

Настольный театр «Гуси – лебеди»

Чтение сказки «Как коза избушку построила» (обработка М. Булатова). Беседа по сказке. Рассматривание иллюстраций

Подвижная игра «Идет коза рогатая»

Творческая работа (лепка из пластилина) «Избушка для козы»

Рисование иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди»

Фоторепортаж «Книги моего малыша»

Совместное чтение сказок с детьми

Май

Чтение сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обработка  М. Булатова). Беседа по сказке. Рассматривание иллюстраций

Слушание сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца» в аудиозаписи

Чтение сказки «Кот, петух и лиса» (обработка  М. Боголюбской). Беседа по сказке. Рассматривание иллюстраций

Дидактическая игра «Животные»

Совместное чтение сказок с детьми

Круглый стол «Русский народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста»

Приложение 1

Анкетирование родителей «Книга в жизни ребенка»

Всего заполнено анкет: 20

  1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
  • несколько книжных полок – 40 %
  • книжный шкаф – 5 %
  • стеллажи с книгами – 15 %
  • другое – 40 %
  1. Часто ли вы читаете ребенку книги?
  • каждый день – 20 %
  • каждый вечер перед сном – 30 %
  • когда попросит – 20 %
  • иногда – 30 %
  1. Есть ли в семье традиции семейного чтения? 
  • да – 30 %
  • нет – 70 %
  1. Часто ли вы покупаете книги ребенку? 
  • да – 35 %
  • нет – 65 %
  1. Что на первом месте? 
  • компьютер – 40 %
  • книги – 30 %
  • телевизор – 30 %
  1. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
  • да – 25 %
  • нет – 45 %
  • иногда – 30 %
  1. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
  • да – 15 %
  • нет – 55 %
  • не знаю – 30 %
  1. Какова, по-вашему,  роль книги в жизни ребенка?
  • эмоциональное удовлетворение от слушания – 5 %
  • совместное общение со взрослым – 0 %
  • познавательный интерес – 15 %
  • все выше перечисленное – 80 %

Приложение 2

Картотека потешек

Приветствие

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поем,

С добрым утром,

С ясным днем,

Вот как славно мы живем!

Зарядка

Малыши-крепыши

Вышли на площадку,

Малыши-крепыши

Делают зарядку!

Раз-два,

Три-четыре.

Руки выше!

Умывание

Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

***

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко.

Нужно мыться непременно 
Утром, вечером и днем, 
Перед каждою едою, 
После сна и перед сном.

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!!!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

***
Руки мой перед едой, 
Грязные - грозят бедой.

***
Теплою водою 
Руки чисто мою. 
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Будет мыло пениться,
Грязь куда-то денется

***

Теплая водичка 
Умоет Тане личико, 
Пальчики — Антошке, 
Сашеньке — ладошки.

***
Что такое чистым быть? 
Руки чаще с мылом мыть, 
Грязь убрать из-под ногтей, 
Да постричь их поскорей. 
Умываться по утрам 
И еще по вечерам. 
Чисто вымою я уши — 
Будут уши лучше слушать. 
Отчего блестят глаза? 
С мылом умывался я.
Мне еще нужна сноровка, 
Чтобы зубы чистить ловко.

***

Водичка, водичка, 
Умой мое личико, 
Чтобы глазоньки блестели, 
Чтобы щечки алели, 
Чтоб смеялся роток, 
Чтоб кусался зубок.

***
Я сегодня утром рано 
Умывался из-под крана. 
Я и сам теперь умею 
Вымыть личико и шею.


***
Кран, откройся! 
Нос, умойся! 
Мойтесь сразу, 
Оба глаза! 
Мойтесь, уши, 
Мойся, шейка! 
Шейка, мойся 
Хорошенько! 
Мойся, мойся, 
Обливайся! 
Грязь, смывайся! 
Грязь, смывайся!!!


***

Лапки?
Мыли.
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.

***
Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо

Горшок

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!


***

Прыг-скок, прыг-скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили, 
Про него чуть не забыли!
Послушные детишки
Сделают делишки:
А-а-а и пись-пись-пись.
Только ты не торопись!

Расчесывание

Дружат волосы с расческой, 
Хороша моя прическа.

***
Расти коса до пояса, 
Не вырони ни волоса. 
Расти, коса, не путайся, 
Маму, дочка, слушайся.

***
Чешу, чешу волосоньки, 
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой? 
Тане делаем прическу. 

***

Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Одевание (на прогулку/после сна)

Будут пальчики вставать,

Наших деток одевать.

Встали пальчики - ура!

Одеваться нам пора.

***

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

***

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Посмотри, на улице

Стало холодать.

Пришло время кофточку

Деткам надевать.

Тушки-тутушки

Где твои ушки?

Ушки в шапке,

Не достанут лапки

Чтобы ушки не болели

Быстро шапочку надели.

А потом и куртку

Для длительной прогулки.

***
 Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять

Завязала Настеньке

Шарфик полосатенький.


Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

Хороши сапожки

Не замерзнут ножки.

На прогулке

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

***

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

***

В руки мы берем совочек,

Сыплем желтенький песочек.

Помогай мне, не ленись!

Наш куличик, получись!

***

На лужайке, по ромашкам,

Жук летел в цветной рубашке,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу!

***

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

Во время еды

Тили-час, тили-час

вот обед у нас сейчас

Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

воробей стучит в окошко,

дайте ложечку и мне...

вот и кончился обед.

***

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

***

Глубоко - не мелко,

Корабли в тарелках.

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка, картошка,

Крупки немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

Вот и полдник подошел, 
Сели дети все за стол. 
Чтобы не было беды, 
Вспомним правила еды: 
Наши ноги не стучат, 
Наши язычки молчат. 
За обедом не сори, 
Насорил — так убери.

***
А у нас есть ложки 
Волшебные немножко. 
Вот — тарелка, вот — еда. 
Не осталось и следа.

***
На моей тарелочке 
Рыженькая белочка, 
Чтоб она была видна, 
Все съедаю я до дна.

***

Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди! 
Не видно на ложке 
Капустки, картошки. 
И нет на тарелке — гляди!

***

Час обеда подошел, 
Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

***

Если Вас не посетит 
За обедом аппетит
Надо вызвать ложку
Ложку-неотложку
Ложка мигом прилетит
В ароматной дымке
В ней приедет аппетит
В шапке-невидимке
А теперь нельзя зевать!
Постарайся поспевать!
За волшебной ложкой.
Рот пошире открывай,
И смелее управляй!
Ложкой неотложкой.

***
Дружно ложки мы берем
С аппетитом мы жуем

Спасибо солнышку за свет,
Спасибо няне за обед,
Спасибо всем моим друзьям,
Спасибо вам и вам и вам!
Спасибо тетям поварам!
Спасибо тем, кто варит нам 
Ну давай, Алешка!
Поработай ложкой!
Скушай все до крошки
И еще немножко.

***
Куклу? Кормили!
Зайку? Кормили!
Мишку? Кормили!
А Машу? Забыли! 

***

Ест собачка: ам-ам-ам
Я собачке каши дам
Ест собачка с плошки,
А дочурка с ложки.

***

Варись, варись кашка
В голубенькой чашке.
Варись поскорее, булькай веселее,
Варись кашка сладка

из густого молока,

да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,

вырастут все зубки.

***

Вот девочка Маша.
А вот каша.
Вкусная каша, ешь, Маша.
Ложку - за брата Антошку!
Ложку - за Лушку-подружку!
Ложку - за рыжую кошку,
ложку - за мышку-крошку,
ложку - за пса Тимошку,
ложку - за уточку-хромоножку!
За Машу - последнюю ложку!
Вот и вся каша. Молодец, Маша!

***
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится, 
Очень каша хороша, 
Ели кашу неспеша. 
Ложка за ложкой, 
Ели по немножку.

***

Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за 
маму
А вторую за кого?
- Да за папу твоего, 
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку, 
Сьешь за бабу, 
Съешь за деду, 
За мальчишку - за соседа, 
За подружек и друзей, 
Съешь побольше не жалей!
Съешь за 
праздник, шумный, яркий, 
За гостей и за 
подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!


Перед сном

Баю-баю, баиньки
В 
огороде заиньки,
Зайки травушку едят
Детке спать велят

Люли - люли, люленьки
Прилетели гуленьки.
Сели гули на 
кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать.
Детку тихо усыплять
Спи малютка почивай,
Спи тихонько отдыхай.

***
Ходит сон по лавочке
В красненькой рубашечке, 
А Сониха - по другой-
Сарафанец голубой.
Они вместе идут,
Дрему Катеньке несут.

***
Тишина у пруда, 
Не качается вода. 
Не шумят камыши, 
Засыпают малыши.

***
Спят медведи и слоны, 
Заяц спит и ежик. 
Все давно уж спать должны, 
Наши дети тоже

После сна

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем, растем!

***

Потягунюшки, порастунюшки
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
А в ручки - хватунюшки,
А в ушки - слышунюшки,
А в глазки - глядунюшки,
А носику - сопунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок!

Знакомимся с собой при помощи потешек

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - все хватать-хватать.

***

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это Лизин нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щечки толсные подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это Лизин ротик!

Покажи-ка язычок,

Пощекочим твой бочок,

Пощекочим твой бочок.

Собираем игрушки

Мы с тобой построим дом

И игрушки соберем,

Ты поставь их в шкафчик рядом,

Чтоб на полке был порядок.

Завтра с ними ты опять

Будешь весело играть.

О зверятах

Приятно хрюшке-маме

Смотреть на поросят,

Как землю пятачками

Они в саду рыхлят,

А после моют носики,

Пыхтя, как паравозики.

***

Наши уточки с утра кря-кря-кря,

Наши гуси у пруда га-га-га,

Наш индюк среди двора бал-бал-да,

Наши курочки в окно ко-ко-ко,

А как Петя-петушок

Рано-рано по утру

Нам споет ку-ка-ре-ку!!!!

***

У козы растет ребенок -

Белый маленький козленок.

Пьет козленок молоко

И не бродит далеко,

Не окрепли ножки,

Не пробились рожки.

***

Хорошо ягнёнку с мамой,

С самой доброй,

С тёплой самой,

К ней бочком прижмётся он

И увидит тёплый сон.

Сон в колечках шерстяных,

Тёплых, маминых, родных.

***

Хрюшки-хрюшки недовольны:

-Хрю-хрю-хрю! - кричат-кричат,

Не хотим носы такие!

Лишь две дырочки торчат!

Мы с тобой построим дом

И игрушки соберем,

Ты поставь их в шкафчик рядом,

Чтоб на полке был порядок.

Завтра с ними ты опять

Будешь весело играть.

***

У оленя дом большой

Он глядит в своё окошко

Заяц по лесу бежит

В дверь к нему стучится:

«Стук-стук, дверь открой

Там в лесу охотник злой!»

«Заяц, заяц, забегай!

Лапу мне давай»

***

Две веселые овечки

Две веселые овечки

Разрезвились возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

Скачут белые овечки

Рано утром возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

Вверх до неба, вниз до травки.

Вверх до неба, вниз до травки.

А потом кружились

И в речку свалились.

Две веселые овечки

Разрезвились возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

Скачут белые овечки

Рано утром возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

Игры с пальчиками

Этот пальчик – дедушка

(показывает большой палец)

Этот пальчик – бабушка,

(показывает указательный палец)

Этот пальчик – папочка,

(показывает средний палец)

Этот пальчик – мамочка,

(показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш,

(показывает мизинец)

А зовут его ……..

***

Тук, тук, тук.

Пальчик о пальчик

Тук, тук, тук.

Дружно, вместе

Хлопаем в ладошки.

Дружно, вместе

Хлопаем в ладошки.

Об пол носочком

Тук, тук, тук.

(руки на поясе или

держат подол платья)

Об пол носочком

Тук, тук, тук.

Зашагали ножки

Дружно, вместе.

(Все маршируют

Создают образ фонарика)

Пляшут ручки

Весело, красиво.

Закружились,

Закружились,

(поворот вокруг

своей оси)

А потом остановились

И до пола поклонились.

(поклон в русском стиле)

Хороводные игры

«Пузырь»

Все детки и взрослые берутся за ручки и становятся близко друг к другу. И говорят слова:

Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Да не лопайся

(вместе со словами все потихоньку отходят назад и получается большой круг)

Взрослый говорит – «Лопнул пузырь»
Все вместе говорят "Ш-ш-ш-ш" и сдувают пузырь (опять маленький круг)
Игра повторяется.

«Муха»

Летела муха возле уха…жжж

(ведем ладошку возле уха)

Летели осы возле носа…сссс

(ведем ладошку возле носа)

Летел комар и звенел…ззззз

(ведем ладошку вокруг лица)

Сел на лоб, а мы его хлоп и поймали

(изображаем будто поймали в кулачок и подносим к уху)

А теперь выпустим комара, пусть летит, и птички его съедят.

(дуете на ладошку, будто сдуваете комара).

«Колпачок»

Дети встают в круг, внутри круга водящий - Колпачок сидит на корточках. Дети идут по кругу:

Колпачок, Колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Дети останавливаются и грозят Колпачку пальцем:

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

Подходят к Колпачку и поднимают его на ноги:

На ноги поставили.

Хлопают в ладоши:

Танцевать заставили.

Колпачок танцует.

Дети приговаривают:

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Колпачок крутится вокруг своей оси с вытянутой вперёд рукой и закрытыми глазами:

Я люблю, конечно, всех,

Но вот эту больше всех.

На кого указал Колпачок, тот становится ведущим.

 Приложение 3

Консультация для родителей

«Роль фольклора в развитии детей раннего возраста»

«Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и большинство игр придуманы, возможно, не одну сотню лет назад. И не так просты, как кажется.

Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания. Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Например, загадки позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать игру, развивать способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль. Народные загадки отгадать сложнее, чем авторские, написанные специально для малышей. Но тем интереснее познавать мир, видеть необычное в обычном: «сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает». «Шел долговяз, во сыру землю увяз» (дождь). Придется объяснить малышу, что слова «дед» и «долговяз» имеют переносное значение. Это научит ребенка мыслить шире, чувствовать образность языка. Загадки такого типа подходят для малышей старше 3-4 лет. До этого возраста дети понимают только буквальное значение слов. Самым маленьким предложите загадки попроще: «Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык» (заяц). Не столько важен результат, сколько процесс – ребенок учится находить скрытый смысл слова, обращается к своему, пока еще маленькому, жизненному опыту, строит догадки.

Раньше колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогали ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.

Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Существует огромное количество потешек на все случаи.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой, «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Консультация для родителей

«Игры с потешками дома»

Издревна, на помощь русскому народу приходит фольклор. Фольклор – это народное творчество, которое создаётся коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы. Самым эффективным способом передачи накопленных знаний детям раннего возраста являются малые фольклорные формы – потешки, прибаутки, сказки, народные песни, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, частушки, загадки… Значимость малых фольклорных форм невозможно переоценить – регулярное использование потешек и прибауток в повседневной жизни ребёнка не только радует малыша, создаёт эмоциональную связь взрослого с ребёнком, но и развивает его, в доступной форме прививая основы поведения самостоятельной жизни.

Дети любят потешки! И это не просто слова. Малые формы фольклора – это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок, и которые развивают его. Начиная с первого года жизни, малыш эмоционально откликается на ласковые слова мамы, обращённые к нему. Подрастая, ребёнок легко запоминает часто повторяющиеся слова из народного творчества, и, услышав их, радостно улыбается и начинает счастливо лепетать. Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее овладеть речью, развить речевой слух ребёнка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавностью голоса и выразительностью, учит улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас.

Ценность потешек определяется несколькими факторами: их можно соединять с движениями, они имеют определённый ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребёнку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Потешки стимулируют детей подражать, закладывают основы правильного поведения. Для более эффективного восприятия потешек детьми, следует их читать ласковым, выразительным голосом, сопровождая слова соответствующими движениями и мимикой. Важно помнить, что использование потешек будет результативным только при готовности ребёнка воспринимать их, при отсутствии признаков утомления.

Маленькие дети не умеют ещё рассказывать о своих чувствах, не могут сказать, что им не нравится, вследствии чего, ребёнок даёт нам это понять доступным ему способом – плачем, криком. Отличительная особенность детей раннего возраста – внимание легко переключается с одного объекта на другой. Один из способов справиться с детскими капризами и истериками – это отвлечь ребёнка, переключить его внимание на другое. И в этом нам помогут потешки и игровые ситуации:

«Стуки-стуки, глянь в ворота –
Верно в гости едет кто то!
Едет целая семья:
Впереди идёт свинья,
А за нею утка мчится!
Сзади волк идёт с волчицей!
Кот и пёсик удивились – 
Даже помирились!» 

(Данную потешку следует сопровождать действиями: постукиваниями, движениями рук, и эмоциональной речью).

«Ой! Кто это?»  - Игровая ситуация предназначена для отвлечения ребёнка от предмета каприза. Следует эмоционально воскликнуть «Ой! Кто это?», направляя внимание ребёнка в другое русло, после чего поддерживать внимание ребёнка, завлекая рассказом о предмете рассматривания: «Смотри, какая большая красивая собачка! Она так интересно бегает, играет! Тебе нравится собачка?».

Очень важно для полноценного развития, чтобы дети получали правильное, сбалансированное питание, однако, маленькие дети часто не любят полезные продукты. Помочь им в игровой форме полюбить полезную еду, так же помогут потешки:

«Умница, Катенька!
Ешь кашку сладеньку!
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!»

(Дети раннего возраста эмоционально откликаются быстрее, если использовать их собственное имя).

«Посадим на ложку: 
Капустку, картошку. 
И спрячем! Попробуй найди!
Не видно на ложке:
Капустки, картошки.
И нет на тарелке, гляди!»

(Чтение потешки следует сопровождать эмоциональностью в речи и акцентированием внимания детей на отсутствии еды в ложке и тарелке).

Потешки приходят на помощь и в режимных моментах, когда нужно умыться, вымыть руки, причесаться:

«Ай, лады-лады-лады!
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся!»

«Моем, моем, руки чисто,
Чтоб не стать трубочистом!»

«Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса…
Расти, косонька, до пят,
Все волосики в ряд».

Укладывая детей на дневной сон, необходимо пробудить в них желание пойти отдохнуть, успокоить их, создать ощущение уюта:

«Со станции Топтушкино,
До станции Кровать,
Скорей добраться нужно нам!
И чуточку поспать!
На станции Вставайкино
Проснёшься – выйдешь сам!
И побежишь в Играйкино,
К друзьям и чудесам!
Ну а пока приехали
На станцию – Кровать!»

«Бай, бай, бай, бай…
Ты, собаченька, не лай…
И в гудочек не гуди,
Наших деток не буди…»

Очень важно, чтобы дети просыпались в хорошем настроении:

«Потягуни-потягушечки!
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!»

Существенную роль играют потешки в помощи при одевании детей на прогулку:

«Оля варежку надела,
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Оля варежку сняла –
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь, и найдёшь!
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?»

Потешки оказывают не только развивающее действие, но и создают благоприятный климат, дарят ребёнку ощущение собственной значимости:

«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший!
Сашенька пригожий!»

Регулярное использование малых фольклорных форм в повседневной жизни ребёнка, взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, позволит заложить качественный фундамент психофизиологического развития детей и подготовить их к самостоятельной и успешной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»

Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

Малые жанры (Научно – методическая разработка: «Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»)

Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...

Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста в процессе организации режимных моментов

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Каждый из детей проходит свой путь ,проживает свою единственную жизнь. И как она с...

Анализ предметно - развивающей среды для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста.

Анализ предметно - развивающей среды  для  развития коммуникативных  навыков  детей раннего возраста. В помощь воспитателям....

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста.

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков...

«Роль фольклора в развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

                                                  «Начало иску...

Значение единого подхода для развития коммуникативных навыков детей раннего возраста в условиях дома ребенка.

Работа с детьми - это призвание, состояние души, образ жизни. Сказать, что работа — это каждодневный праздник - трудно. Порой бывает очень нелегко.Взрослые учат детей доброте, заботе о бли...