«Роль фольклора в развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
консультация

                                                    «Начало искусства слова – в фольклоре»  М. Горький.

Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_folklora_v_razv.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Струкова Елена Александровна

                                                        воспитатель

                                                        МБДОУ д/с 68    

                                                        г. Белгород

 «Роль фольклора в развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

                                                    «Начало искусства слова – в фольклоре»  М. Горький.

Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, абстрактное мышление невозможно без речи.

При наборе детей в группу многие воспитатели столкиваются с проблемой: дети плохо идут на контакт со взрослыми, не могут общаться друг с другом.

При обследовании выявляется, что речь плохо развита у большинства детей. Для того, чтобы решить эту проблему необходимо поставить цель:

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Работу по формированию речевых умений и навыков детей необходимо выстроивать в тесном взаимодействии с родителями.

Младшим детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторять, запомнать, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

В работе с детьми рекомендую использовать следующие виды фольклора:

  • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Фольклорные произведения благотворно влияют на общение с ребенком в разные режимные моменты. Правильно подобранная потешка, помогает установить контакт с детьми. Знакомство с новой потешкой осуществлять поэтапно, обыгрывая с детьми разными методами – применять действие игрушки или предмета, то есть о ком или о чём говорилось в потешке, затем  можно воспользоваться и пальчиковым театром. Тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия,  включать потешки, припевки не только на занятиях, но и в повседневном разговоре с детьми

В среднем и старшем возрасте большое место отводить народным сказкам. Самое пристальное внимание уделять формированию оценки таких нравственных понятий как: правда, ложь, смелость, трусость, честь и бесчестье, добро и зло, щедрость и жадность. На занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, очень удобно опираться на методические рекомендации по детской литературе В. А. Гриценко «Пришли мне чтенье доброго». Где программным материалом являются произведения русского фольклора и литературы.

Фольклор – это наиболее воспринимаемая ребенком форма речи, так как фольклор образно дает информацию, благодаря фольклору легко усваивается язык, лексика.

Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводить на материале поговорок, пословиц, загадок, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности и углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество.

Со старшими детьми использовать беседы и более сложный фольклорный материал. Составлять загадки о предметах старинного русского быта. Дети становятся сообразительнее, начинают логически думать. Очень важно обогатить детей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову. Логично использовать приём «вхождения» в произведение – частичной драматизации текста, а также приём игрового взаимодействия с детьми.    Метод проектов позволяет создать условия для ключевых компонентов, таких как умение работать с информацией, умение видеть и решать социально-значимые проблемы, ставить цели и принимать решения, развивать коммуникативные умения .

Работа в данном направлении даёт свои положительные результаты:

1. У детей повышается интерес к устному народному творчеству;

2. Они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки.

3. Умеют самостоятельно организовывать народные игры – забавы с помощью считалок;

4. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Литература:

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. - М.,1987.
  2. Аполлова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошк. восп. - 1992. - № 5-6.
  3. Балашова О.Б. Русский фольклор. - М., 1995.
  4. Князева М. Д., Маханева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры //Образовательная порционная программа. - СПб., 1994.
  5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор - М., 1987
  6. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / Штанько И.В.//Управление ДОУ. – 2004. - № 4
  7. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М., 1994.
  8. Новицкая М. Ю., Науменко Г.М. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть» //Русский детский игровой фольклор. - М., 1995. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Роль фольклора в развитии речевого общения детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается значение устного народного творчества в развитии речевого общения детей дошкольников....

Проект "Роль жанров малого фольклора в развитии коммуникативных навыков детей раннего возраста"

Современные дети плохо говорят. А ведь за речью важно следить с младенчества. Всем известно, что ранний период жизни ребенка зависит от взрослых, воспитывающих малыша – что мы им говорим, чи...

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

Консультация на тему: «Роль фольклора в развитии творческих навыков детей дошкольного возраста»

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни.  Обогащение детей знаниями о народном фольклоре, нач...

Роль народной сказки в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Блогодаря народных сказок, дети начинают более глубоко понимать себя и других людей, учатся ориентироваться в эмоциональной реальности....

Статья: «Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей»

Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интер...

Роль народной сказки в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора, но оно отображает характер и ценности народа, который его сотворил....