Консультация на тему: «Роль фольклора в развитии творческих навыков детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа) на тему

Буянова Валентина Викторовна

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни.  Обогащение детей знаниями о народном фольклоре, начиная с самого раннего детства, когда ещё у ребёнка только формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_konsultatsiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №18 «РУЧЕЕК»

ГОРОДА ТАМБОВА

 КОНСУЛЬТАЦИЯ

на тему: «Роль фольклора в развитии творческих навыков

 детей дошкольного возраста»

                                

                                                Воспитатель Буянова В.В

г. Тамбов

2018 год


        Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. Современное общество осознаёт её как преемственность поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность.  Многое создавалось специально для детей, и было продиктовано как великой заботой о будущем поколении.  Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности. В наше время необходимо приобщать детей к истокам народного искусства, к традициям русского народа, так как сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились те самые традиции, разорваны нити, связующие младшее и старшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые ещё живы в людях старшего поколения. Нельзя безжалостно отрубать наши корни, это приведёт к бездуховности поколения.

        Творческая природа фольклора велика. Для каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его развитию. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению её потенциальных способностей, инициативы. В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. Фольклор –это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями.  

       Слово «фольклор» - в переводе с англ. – «фольк» - народ, «лор» - учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.

        Цель: обогащение детей знаниями о народном  фольклоре, начиная с самого раннего детства, когда ещё у ребёнка только формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

        Задачи:

  • Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
  • Развитие творческих способностей дошкольников;
  • Знакомство детей с разнообразными формами детского  фольклора.
  • Знакомство детей с традициями и образами русского народа.
  • Воспитание эстетических чувств.
  • Через фольклор можно решать воспитательные задачи.

1.Детский фольклор

       Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

        К детскому фольклору относятся:

  • Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
  • Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

2. Народные песни

       Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Поистине, песня - душа народа. Народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.

Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: всё с чем  он соприкасается, воспринимается им, прежде всего, эмоционально. На начальном этапе воспитания ребёнка народную песню ничем нельзя заменить. Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания любви к своей Родине, природе, народу. Русские народные песни хранят в себе начало глубокой нравственности. В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли, настроения народа. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие уменьшительно-ласкательных слов, мелодичность, задушевность тона, вызывают у ребят желание говорить красиво и складно, развивают чувство ритма. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.  В ней столько ласки, доброты, любования. Содержание русских народных песен  понятно детям. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей.

Детям очень нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько», «Дрёма» и т.д.

3. Колыбельная

        Колыбельные песни появились в глубокой древности. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению. В колыбельной песне берет начало впитывающая обычаи и традиции народная педагогика. Колыбельная - это и лирический рассказ об окружающем ребёнка мире, и начальные представления о жизни.

        Через колыбельную песню у ребенка формируются первые впечатления, перерастающие в потребность в духовном слове и музыке.

Ребенку необходимо чувствовать себя любимым. Ласковое обращение к малышу словами колыбельной помогает удовлетворить его потребности в общении с любящим и заботливым взрослым, рождая ответное чувство привязанности и любви к родному человеку.

       Народная поэзия и народная музыка колыбельной, сливаясь воедино, несут в себе красоту чувств и сопереживаний. Эстетические впечатления детства закладывают нравственную основу воспитания человека.

       Именно воспитательной значительностью народной колыбельной песни определен интерес к ней исследователей, собирателей фольклора, педагогов и воспитателей. Колыбельные песни - удивительный дар прошлого.Это та ниточка любви, которая связывает мать и дитя. Слушая колыбельные песни, ребёнок купается в ласке песни, вкушает чувство уверенности от бед. Во всем этом очень нуждается и современный ребенок. Однако современные мамы почти не поют колыбельных: не знают их и не умеют их петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребенок должен привыкать к современным ритмам... Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов. Значит возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость.

        Первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках - это своего рода обряд, успокаивание. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки. Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола "баять", "баить" -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: "шептать", "заговаривать". Колыбельные байки - это ещё и древние заговоры, "обереги", с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.

        Ай, лю-ли, ай, лю-ли,

        Угомон тебя возьми,

        Угомон тебя возьми,

        Наша детка сладко спи.

        Ходит Сон близ окон,

        Бродит Дрёма возле дома,

        И глядят, все ли спят.

        Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку - обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.

        "У кота-воркота колыбелька хороша.

        Я коту-воркоту тихо песенку спою".

В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.

        Баю-баюшки, баю,

        Прилетали гуленьки,

        Стали гули ворковать,

        Нашу деточку качать.

4. Народные игры и хороводы

        Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Тысячу раз прав А. М. Горький, написавший: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего, в игре, игрой». Ребеноку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию.

        Главная особенность игры - её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде, раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.     Народные тексты особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

       Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

       Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх показывает быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»,«Лиска-лиса», «Солнышко» и др.)

Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции и выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения).

        А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений (например, игра «Корабль плывет»).

        Дети любят играть, т. к. в игре прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться.

5. Игра на детских музыкальных инструментах

        В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес.

        В своей работе с детьми мы применяем различные «шумелки», погремушки, ложки, трещотки, бубны, бубенцы, гусли, ксилофоны, металлофоны, коробочки, свистульки, рожки. А также инструменты-самоделки, которые мы изготавливаем совместно с детьми и родителями.

6. Календарные праздники и развлечения

Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Русские народные праздники помогают детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Яркость образов отвлекает детей от грустных мыслей, обид, создают эмоционально-благоприятную обстановку. Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывают смех частушки.

        В нашем детском саду стало традицией проводить народные праздники.

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский  фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста.

        Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

        Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.

        В настоящее время многие дети, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором. Данная проблема очень важна, т.к. дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

        Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с народным календарем.

        Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией, включающей, помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры, на доступных детям, народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

        Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ культуры детей.

        Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни.

Список литературы

        

  1.         Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993
  2.         Мельников    М.Н.    «Детский    фольклор    и    проблемы    народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987
  3.         Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994
  4.         Старикова     К.Л.     «Народные     обряды     и     обрядовая     поэзия», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 2004
  5.         Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации занятий 2001

         

 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Немалая роль в нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе. Зн...

Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» - Ипкаевой Лилии Маратовны

В данном материале говорится о роли фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста. Подробно описана актуальность и перспективность, своебразие и новизна, оптимальность и эффективность испол...

Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

   Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста средствами крымскотатрского фольклора»...

Консультация для родителей на тему «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

В консультации материал по использованию фольклора в работе с детьми раннего возраста....

Обобщение педагогического опыта по теме "Роль фольклора в музыкальном образовании детей дошкольного возраста"

МБДОУ "Детский сад №8"Корсаковского городского округаСаалинской областиОбобщение педагогического опытатема: "Роль фольклора в музыкальном образовании детей дошкольного возраста"вып...

Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Педагогического опыта по теме  «Роль фольклора в жизни детей  младшего дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов по теме: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Устное народное творчество - гениальный творец языка и величайший педагог. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственн...