Презентация "Консультация для педагогов" "Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В презентации содержится материал о малых жанрах фольклора
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы: колыбельные, загадки, потешки, считалки, дразнилки, заклички , сказки и др. Они расширяют знания ребенка об окружающей действительности, развивают умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. С их помощью можно развивать: Фонематический слух Грамматический строй речи Звуковую культуру речи Обогащать словарь Актуальность
Создание условий для обмена опытом с коллегами по вопросу развития речи воспитанников посредством внедрения в воспитательно – образовательный процесс элементов народной педагогики – фольклора. Цель
расширить представление коллег о вариантах использования фольклорных форм при организации режимных моментах с детьми дошкольного возраста; способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на систематическое использование в практике фольклорных форм; способствовать сплочению коллектива педагогов. Задачи
Педагоги могут использовать фольклор в развитии речи детей своей группы. Ожидаемый результат:
До возникновения письменности и литературы на территории Древней Руси народный фольклор представлял единственный вид художественного творчества. Это своеобразный метод передачи народной памяти и опыта поколений русского народа, выражавшего его мировоззрения, моральные и духовные ценности. В основу русского фольклора легли исторические события, традиции, обычаи, мифология и верования древних славянских племен. Слово «фольклор» появилось в 19 веке. Оно пришло из английского языка, сегодня им пользуются все. В переводе оно означает «народная мудрость» – устное народное творчество. История русского фольклора
Виды фольклора Колыбельные песни Потешки Пестушки Скороговорки Прибаутки Докучные сказки Небылицы Заклички , присказки Пословицы, поговорки Дразнилки, мирилки Загадки Считалки Игровые песни Сказки
Взрослые замечали под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали и передавали следующим поколениям. В таких песенках чаче всего говорится о тишине и покое, а главные герои: кот, птички, гули, собачка Вы коты, коты, коты, у вас желтые хвосты. Вы коты, коты, коты, принесите дремоты. Люли-люли- люленьки , прилетели гуленьки Стали гули ворковать, нашу деточку качать Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай, Белолапа не скули нашу Таню не буди . Колыбельные – это песни, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора .
Пестушки Пестушки (от слова «пестовать» — нянчить, холить) — короткие стишки и песенки, один из жанров устного народного творчества, которые сопровождают действия ребёнка в самом начале его жизни. Пестушки используют для развития младенца: они дают эмоциональный контакт с мамой, развивают двигательную активность и тактильные ощущения, стимулируют развитие речи. Цыпа-цыпа-цыпочка, Встанем мы на цыпочки! Ручки вверх потянем, Бо-ольше, вы-ыше станем! Тянем, тянем ушки Прямо до макушки — По-тя-гуш-ки, по-тя-гуш-к.
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Пошёл котик на торжок, Купил котик пирожок. Пошёл котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли съесть Либо Петеньке снесть ? Я и сам укушу Да и Петеньке снесу. Потешки
Прибаутка (от слова «баять», то есть рассказывать) - малый юмористический жанр в фольклоре, близкий к пословице и поговорке. Это смешной небольшой рассказ или комическое выражение, которое вставляют в речь, чтобы придать ей юмористический оттенок. Петя-Петя-Петушок, Петя — красный гребешок, По дорожке он пошёл И копеечку нашёл, Купил себе сапожки, А курочке — серёжки! Прибаутки
Скороговорка — это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух: Пёс пончик принёс, а кот компот. Лиса в лесу искала лист. Заяц зайку зазывал, зайка зайку догонял. Мышка в норке шуршит, малышей своих растит. Рыба в речке, рак на горке. Варя варит вишнёвое варенье. Тимофей точил топоры, точил, точил, да не доточил. Филипп фыркал, фыркал, да не перефыркал . Белка бегала по ветке, белка несла орешки деткам. Шесть мышат в камышах шуршат. Скороговорки
Пословицы и поговорки — малые нелирические жанры фольклора. Пословица — краткое образное выражение в виде предложения, содержащее житейскую мудрость и имеющее поучительный смысл. Примеры: «Глаза боятся, а руки делают», «Есть терпенье, будет и уменье», «Дорога ложка к обеду», «Волков бояться — в лес не ходить». Поговорка — краткое образное выражение, которое строится на оценке какой-то жизненной ситуации и не имеет поучительного смысла. Примеры: «Бьется как рыба об лед» (напрасные усилия), «Работает до седьмого пота», «Родился с золотой ложкой во рту», «Жить своим умом», «Плечом к плечу», «Не разлей вода» (о крепкой дружбе). Пословицы, поговорки
Докучная сказка — малый жанр фольклора, в котором многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. «Мартышка» . Жила-была мартышка, Любила она книжки. Книжки читала — Сказку начинала. Мартышка молодчина, А сказке середина. Все книжки прочитала, Не начать ли нам сначала?... Докучные сказки
Дразнилка — жанр детского фольклора, прибаутка, в рифмованном виде связывающая имя или прозвище высмеиваемого и его настоящие или выдуманные недостатки Болтун, болтай , Да меру знай! Болтай, болтай, Язык не потеряй! Командир полка — Нос до потолка, Уши до дверей, А сам, как воробей! Дразнилки
Мирилки — это короткие стихотворные строчки, которые говорят дети в знак примирения Хватит нам уже сердиться, Веселятся все вокруг! Поскорей давай мириться: Ты мне друг! — И ты мне друг! Мы обиды все забудем И дружить, как прежде будем!» Мирилки
«Чем ругаться и дразниться, Лучше нам с тобой мириться! Будем вместе улыбаться, Песни петь и танцевать, Летом в озере купаться И клубнику собирать, На коньках зимой кататься, Баб лепить, в снежки играть, На двоих делить конфеты, Все проблемы и секреты. Очень скучно в ссоре жить, Потому — давай дружить!» Мирилки
Заклички —короткие рифмованные стихотворения, песенки изначально заклички были частью ритуальных обрядов. С их помощью люди обращались к силам природы, к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, чтобы попросить что-нибудь для своего благополучия. Чаще всего просили о богатом урожае, хорошей погоде . Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, нас ребят обогрей» Дождик , дождик, полно лить, малых детушек мочить. Пчела гуди, в поле лети! С поля лети, медок неси! Заклички
Загадка — малый фольклорный жанр, словесная игра в виде замысловатого вопроса, требующего ответа (отгадки) Загадки Загадки могут иметь как прозаическую, так и стихотворную форму. Тематика загадок отражает уклад народной жизни (существуют загадки о человеке, животных, растениях, бытовых предметах, природных явлениях и др.). По горам, по долам ходит шуба да кафтан» (овца). Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (часы). Две матери, две дочери да бабушка со внучкой. Сколько всего? (трое)
Небылица — жанр устного народного творчества, в котором описываются нереальные, путаные события. Цель небылицы — потеха, развлечение. В небылицах животные наделяются свойствами человека, происходят события, которых не может быть в действительности. Пример небылицы : Как петух в печи пироги печёт, Кошка в окошке рубаху шьёт, Поросёнок в ступе горох толчёт, Конь у крыльца в три копыта бьёт, Уточка в сапожках избу метёт. Небылицы
Присказки были частью традиции фольклорных сказок, которые передавали устно. Присказку используют, чтобы подготовить слушателя к основному действию и настроить на нужный лад . Присказки бывают нескольких видов: Предисловие в начале сказки . Например: «Летала сова — весёлая голова. Вот она летала, летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела. Это присказка, а сказка? Сказка будет впереди!» В середине сказки . Пример: «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается». В конце сказки . Примеры: «Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Присказки
Считалки — жанр детского фольклора, короткие стихотворные тексты с чёткой рифмо -ритмической структурой в шутливой форме. Ежик, ежик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Раз, два, три, Раз не ёжик — водишь ты! Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела! Шёл баран по крутым горам, Вырвал травку, положил на лавку. Кто её возьмёт, тот вон пойдёт! Считалки
Хороводные и игровые песни – это один из самых древних жанров фольклора, который до сих пор не теряет своей популярности Хороводные песни – это песни, которые исполняются во время хоровода. Они обычно имеют простой ритм и мелодию, а слова описывают действия, которые выполняются во время танца. Хороводные песни могут быть как веселыми и задорными, так и грустными и лирическими. В них часто упоминаются имена участников хоровода или другие названия мест, где происходит праздник «Каравай», «Во поле береза стояла» Хороводные и игровые песни
Игровые песни – это еще один жанр фольклора, связанный с играми и развлечениями. Они имеют более сложный ритм и мелодию, чем хороводные песни. Игровые песни используются для создания атмосферы праздника и веселья. Они могут содержать шутки, загадки и другие забавные элементы. Примеры игровых песен «Заинька, попляши», «Шёл козёл по лесу». В игре выбирают одного ведущего — «козла». «Козёл» проходит мимо детей, показывая указательными пальцами рога, находит себе «принцессу» и приглашает её выйти в середину зала. Затем они вместе прыгают, хлопают в ладоши и выполняют другие действия. Игровые песни
Частушка- это народные шуточные песни с коротким и ритмичным текстом, часто с игривыми и весёлыми темами. Они развивают речь и музыкальный слух детей, стимулируют воображение и творческое мышление С неба звёздочка упала Прямо на нос петуху, А петух наш встрепенулся, Закричал: «Ку-ка-ре-ку!» На столе лежит арбуз, На арбузе муха, Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо. Частушки
Сказка — жанр фольклора или художественной литературы , эпическое, преимущественно прозаическое произведение. Бывают сказки о животных, волшебные, бытовые. В сказке отсутствует подлинность повествования: её события — вымысел. Сказки
Беседы о истории русских народных игр Разучивание потешек , колыбельных, народных игр, загадок, считалок, пословиц, скороговорок и других малых жанров фольклора, учить применять их в повседневной жизни Словесные игры по мотивам народного творчества, например, «про сороку» (читать потешку, а дети отображают её содержание в действиях). Дидактические упражнения с предметными и сюжетными картинками, которые способствуют расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи («Узнай потешку», «Отгадай загадку»). Игры-инсценировки, драматизация по мотивам сказок, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и чёткость речи. Проведение интегрированного занятия «Русская изба» Проведение развлечения « Во поле березка стояла» Работа с детьми
Цель — повысить педагогическую культуру родителей в вопросах речевого развития детей на основе материалов устного народного творчества, научить использовать фольклор в семье. Работа с родителями по теме «Фольклор в развитии речи детей» может включать теоретические беседы, консультации, практические занятия и досуги. Например: Консультации «Русская народная игра в жизни дошкольника», «Использование потешек, пословиц, считалок, скороговорок, загадок, сказок в повседневной жизни дошкольника», практические занятия «Русская изба», « Изготовление масок, костюмов», совместный досуг с родителями « Масленица» и другие. Работа с родителями
Развивают речь. Украшают и обогащают речь ребёнка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Заучивание и рассказывание потешек, сказок, загадок и др. вырабатывает правильное речевое дыхание, совершенствует речевой слух. Формируют связную речь . Дети учатся самостоятельно придумывать загадки, стихотворения, рассказывать сказки, последовательно излагать свои мысли, используя различные виды предложений, в беседе со сверстниками и взрослыми. Развивают координацию движения, дыхание, память, творчество . Приобщают к культуре своего народа . Ребёнок осваивает красоту родного языка, его лаконичность, получает первые впечатления о ней Вывод – жанры фольклора
Алексеева Т.А., Сычёва И.И., Перепелицина Т.В. «Фольклор как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО». Соловьёва Е.И. «Использование устного народного творчества в развитии речи дошкольников» — практическое пособие для воспитателей, подробно описывает приёмы работы с пословицами, поговорками и загадками. Тарасенко Т.В., Нестерова О.Н. «Проблемы и направления работы ДОУ и семьи при использовании фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста». Филиппова Т.А. «Фольклор в системе воспитания дошкольников» — содержит рекомендации по включению фольклора в образовательный процесс, примеры праздников и тематических недель. Шорыгина Т. А. « Родные сказки» Нравственно-патриотическое воспитание. Сайт для педагогов ДОУ — nsportal.ru Сайт « Фольклор.ру » — folk.ru Список используемых источников
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ...

Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста средствами крымскотатрского фольклора»...

Роль фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста
В данной презентации изложен материал из опыта моей работы по использованию малых фольклорных форм для работы с детьми младшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов по теме: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Устное народное творчество - гениальный творец языка и величайший педагог. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственн...

Консультация для педагогов: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Консультация для педагогов...

Консультация для педагогов "Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
quot;Мы открываем глаза малышам на чудесный и незабываемый мир песенок, потешек, пестушек . Давайте делать это вместе! Тогда речь детей станет богаче, ярче и грамотнее"...

Консультация для педагогов "Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста"
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления....
