Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» - Ипкаевой Лилии Маратовны
материал (младшая группа) по теме

В данном материале говорится о роли фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста. Подробно описана актуальность и перспективность, своебразие и новизна, оптимальность и эффективность использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» -

воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Ипкаевой Лилии Маратовны

        

Актуальность и перспективность опыта

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи. Но еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.

В наши дни данная проблема становится еще более актуальной.

Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.

К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)

Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он – источник любой литературы и искусства в целом. Приобщение детей к устному народному творчеству способствует формированию нравственных качеств, развитию речи,   нравственному отношению к окружающему миру, то есть закладываются моральные основы   человеческой личности. Научная новизна  заключается в том, что в ней предпринята попытка обобщения, комплексного исследования детского фольклора бурят, проанализированы его жанровые особенности, определены генетические истоки и его связь с традиционным фольклором взрослых. Впервые в научный оборот введены фольклорные материалы. Детский фольклор бурят рассматривается впервые как относительно самостоятельная и самобытная часть национального устного словесности.

Свою работу, по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством строю, основываясь на следующих педагогических принципах:

1. Принцип активности и посильной самостоятельности.

Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

2. Принцип познавательной активности.

Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3. Принцип наглядности.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

             4. Принцип поэтапности.

В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

           5. Принцип вариативности.

Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте). Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.

Наличие теоретической базы

Для обеспечения теоретической базы использую следующие программы, технологии и другие источники:

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогобиридзе и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 г.

2. Бондаренко А.К. « Словесные игры в детском саду» М: Просвещение, 1977 г.

3. Буланин Д. « Детский поэтический фольклор» Антология, 1997 г.

4. Гербова В.В. « Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада» Просвещение, 1956 г.

5. Зуева Т.В. « Русский фольклор» Флинта: Наука, 1998 г.

6. Лопухина И.С. «Звуки, буквы и слова», «Дельта», 1998 г.

7. Мелехова Л.В. « Речь дошкольника и ее исправления» М:,  Просвещение, 1967 г.

8. Нестеренко И. «Детский поэтический фольклор» Спб,, 1997 г.

9. Неганова Н. « Русский фольклор в жизни малышей» // Дошкольное воспитание, 1995 г. №9.

10. Хрестоматия к программе «Валдоня! « Пособие для ДОУ РМ.- сост. Е.Н Киркина.- Саранск: Мордов. изд-во., 2004 г.

11. Татарская народная литература.        

Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей считаю необходимость ознакомления детей  младшего дошкольного возраста с народной культурой посредством устного народного творчества, применение народного слова в разных видах деятельности, активизация словарного запаса через употребления детьми слов в речи, развитие коммуникативных навыков.

Оптимальность и эффективность средств.

Оптимальным и эффективным средством в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:

 1. Занятия по ознакомлению устным народным творчеством детей младшего дошкольного возраста;

2.  Беседы с использование наглядно-иллюстрированного материала;

3. Работа с родителями (консультации, папки-передвижки, беседы, выступления на родительских собраниях),

4. Создание дидактических и подвижных игр, необходимого пособия, атрибутов, дидактического материала.

Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель какова роль фольклора, а и от того насколько хорошо он знает о средствах народной педагоги, о методах и приемах их использования.

Результативность опыта        

Результативность опыта заключается в том, что воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество необходимо для развития коммуникативных навыков, повышение речевого, развитие зрительного восприятия и внимания, творческого воображения.

Возможность тиражирования

Опыт работы размещен на сайтах:

nsportal.ru:

1. Проект на тему: «Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию в условиях ФГОС»;

2. Консультация для родителей на тему: «Нельзя и надо».

Maam.ru

1. Проект на тему: «Поликультурное детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Делилась опытом на педагогических советах ДОУ, районных методических объединениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Немалая роль в нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе. Зн...

«Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Дополнительное образование " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии.

Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии....

Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии.

Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии....

Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Педагогического опыта по теме  «Роль фольклора в жизни детей  младшего дошкольного возраста»...

Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...

Методическая разработка "Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

quot;Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста"...