Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Кобелева Мария Александровна

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнавать  новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Ребенку нужно время, чтобы начать говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связанно, прежде всего, с её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей. Что касается игры? Игра – основное и наиболее доступное для ребенка занятие. Играя, дети учатся всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать  речь детей. Я решила строить свою работу по направлению с помощью сюжетно - ролевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

Формирование коммуникативных навыков

детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.

Автор опыта:

Кобелева Мария Александровна,

воспитатель  МКДОУ  «Детский сад № 2

с. Красносельское, 2018

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическое обоснование возможностей использования игр в процессе формирования коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….........6

  1. Значение сюжетно-ролевой игры для развития коммуникативных способностей младших дошкольников…………………………………….6

Глава II. Практическая часть……………………………………………………10

2.1        Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных способностей у младших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр………………………………………………………………………………..10

Литературный список…………………………………………………………...17

Введение.

Условия возникновения и становления опыта

Педагогический опыт «Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста » реализуется мною с 2018 года в условиях муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28»

Содержание дошкольного учреждения определяется общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» под редакцией  Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. Разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования и условиями ее реализации.

Важнейшей предпосылкой возникновения опыта явилось то, что в последние годы в России отмечаются неблагоприятные сдвиги в речевом общении не только взрослых людей, но и детей. Речь изобилует заимствованиями иностранных слов, которые уводят ребенка от своего родного языка. Академик Д. С. Лихачев сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Духовность надо воспитывать с раннего детства.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я наблюдаю, как постепенно, шаг за шагом, они учатся говорить — овладевают умением выговаривать определенные звукосочетания, произносят слова, а затем связывают их между собой в предложения и фразы, овладевают способностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Я пришла к выводу, что со стороны педагога необходима  дополнительная помощь в развитии и формировании речи. Изучив литературу, я поняла, что речь важно развивать с младшего возраста. Следовательно для детей нужны способы работы (технологии).

Я решила использовать сюжетно- ролевую игру. Поэтому перед собой я поставила цель: выявить влияние игровой деятельности на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Из поставленной цели определили ряд задач:

  • изучить психолого-педагогические особенности развития общения младших дошкольников со сверстниками и взрослыми
  • выявить значение сюжетно-ролевой игры для развития коммуникативных способностей младших дошкольников;
  • разработать программу по развитию коммуникативных способностей у младших дошкольников
  • определить уровень сформированности коммуникативных способностей у младших дошкольников
  • разработать методические рекомендации по организации игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников.

База исследования: МКДОУ «Детский сад № 28»

Актуальность опыта

Период дошкольного детства считается основой для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Формирование связной речи детей в детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и в процессе организованной деятельности детей.

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнавать  новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Ребенку нужно время, чтобы начать говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связанно, прежде всего, с её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей. Что касается игры? Игра – основное и наиболее доступное для ребенка занятие. Играя, дети учатся всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать  речь детей. Я решила строить свою работу по направлению с помощью сюжетно - ролевых игр.

.

Глава I. Теоретическое обоснование возможностей использования сюжетно- ролевых игр в процессе формирования коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста.

  1. Значение сюжетно-ролевой игры для развития коммуникативных способностей младших дошкольников.

Коммуникативные способности у детей дошкольного возраста, в том числе и у младших дошкольников, включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми (Клюева, Касаткина, 1997). Перечисленные критерии могут развиваться у младших дошкольников при наличии совместной деятельности. Одним из основных видов такой  деятельности выступает сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение.

Для большинства детей младшего дошкольного возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые не обладают данными качествами, способны спровоцировать конфликт. Следовательно, большая роль в правильной организации общения в игре принадлежит педагогу.

Правила поведения обязательные при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию характера.

По мнению Л.С. Выготского, игра создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать в сотрудничестве, к тому, что он сумеет сделать самостоятельно. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность каждого ребенка. Именно в играх складываются и впервые осознаются детьми их взаимоотношения друг с другом; играя, дети учатся понимать характер взаимоотношений, приобретают необходимые коммуникативные умения и навыки. В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку (Скоролупова, 2005):

  • Первое требование, обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, — это действие в воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.
  • Второе требование — умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения для ребенка.
  • Третье требование — формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий. В процессе такого согласования у детей развиваются «качества общественности», по терминологии А.П. Усовой, т. е. качества, обеспечивающие определенный уровень общения.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является для младших дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми.

Рассмотрим структуру сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль (Н.В. Краснощекова, 2008).

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей старшего дошкольного возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. На границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Принимая на себя роль, у ребенка возникает ролевое поведение, то есть он вступает в ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Таким образом, возникает общение, направленное на партнера (сначала - взрослого, а затем - сверстника).

Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Однако, в целях формирования коммуникативных способностей у младших дошкольников необходимо целенаправленное педагогическое руководство играми. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится.

В настоящее время существует несколько методов руководства играми. Одним из них является метод, разработанный Д.Б. Менджерицкой (1982). По ее мнению, основной путь действия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на ее содержание, то есть на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. А для того чтобы показать детям новые приемы игры или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей в качестве партнера.

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевой игрой младших дошкольников, направленной на развитие коммуникативных способностей, заключается в следующем:

  1. Вовлечение детей в игру. Игра должна вызывать у детей улыбку. Никакого принуждения быть не должно. Увлекательный сюжет игры вызывает желание вступать в контакт.
  2. Развертывание ролевого диалога, сначала с взрослым (воспитателем), а затем между детьми «Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, то есть ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.
  3. Использование подражания в руководстве игрой, направленное на формирование знаний норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми. Подражание рассматривается как процесс отражения действий, поступков, отношений, как способ их усвоения. Подражательность свойственна детям данного возраста. Ребенок трех-четырех лет не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует внушающей силе слова, наглядного примера. Он охотно повторяет за другими, воспроизводит готовые образцы слов, манер, жестов.

Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

Глава II. Практическая часть.

2.1        Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных способностей у младших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.

Когда я набрала группу малышей, столкнулась с проблемой. Дети плохо шли на контакт со взрослыми, не могли плодотворно общаться друг с другом.

Чтобы решить эту проблему, я поставила перед собой цель:

выявить влияние игровой деятельности на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Достижение цели невозможно без решения следующих задач, над которыми мне предстояло работать:

  • осуществить отбор методик диагностики сформированности

коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста.

  • определить уровень сформированности коммуникативных способностей у младших дошкольников
  • разработать программу сюжетно- ролевых игр направленных на развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников
  • создание предметно - развивающей среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию игровой деятельности детей.
  • разработать методические рекомендации по организации игр, направленных на развитие коммуникативных способностей у младших дошкольников.
  • совместное сотрудничество с родителями для достижения поставленной цели и решения задач.

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь полное представление об уровне их сформированности у детей.

     Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных навыков занимались такие педагоги и  психологи, как О.В. Дыбина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Щербакова, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Ю.В. Филиппова и другие.

 Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных способностей у младших дошкольников. В связи с этим передо мной встала проблема выбора диагностического средства, отвечающее следующим условиям:

  • Доступность
  • Надежность

     В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных способностей я использовала:

  • Желание вступать в контакт,
  • Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
  • Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивался по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

Диагностика проводилась во второй младшей группе  МКДОУ «Детский сад №28» Количество детей – 20 человек, в возрасте 3-3,5 лет.

В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения и определения коммуникативных способностей детей: наблюдение, беседа, эксперимент. Я использовала метод наблюдения, который чаще всего используется для обследования детей дошкольного возраста и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.

В качестве ситуаций наблюдения я выбрала:

Сюжетно-ролевую игру «День рождения Кати». Эта игра не имеет четко правил  и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который наблюдает за игрой. Таким образом, мы  определим коммуникативные навыки в общении  со сверстниками и с взрослыми.

Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.

Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)

Совместные игры детей на прогулке.

Однако метод наблюдения дает представление о поведении детей, поэтому я решила что метод беседы так же будет эффективен, для получения более точных данных о знаниях и навыках детей, необходимых для коммуникативной деятельности.

Я составила список вопросов беседы, которые позволяют оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

Нужно ли делиться игрушками с детьми?

Ты всегда стараешься так поступать?

Почему?

Можно ли смеяться когда твой друг упал или ударился?

Почему?

Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

Как нужно обращаться к взрослому? (ты, вы?)

Как нужно попросить взрослого о помощи?

Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Где надо играть на улице?

Что делать, если вы с мамой потеряли  друг друга?

Что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел?

К кому можно обратиться за помощью, а к кому нет?

Как вести себя, если незнакомый человек расспрашивает тебя о доме, о родителях?

Как поступить, если незнакомый человек предлагает вам на улице конфеты, печенье, пойти нему в гости?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводился по следующим критериям: 

  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Проведя диагностику увидела, что у детей преобладает низкий уровень сформированности  коммуникативных способностей (57%) и средний уровень(43%). Высокий уровень отсутствует.

В ходе наблюдения у детей отмечалось желание вступать в контакт со сверстниками. Однако наблюдался низкий уровень умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника, слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении. Все это проявлялось в частых конфликтах между детьми. 

В общении с взрослыми дети  легко шли на контакт. Здесь проявлялись навыки умения организовать общение - это наблюдалось в частых обращениях к взрослому, например, за помощью или с целью получить какую-либо информацию. Однако, отсутствовали знания норм и правил поведения при общении: дети часто обращаются к взрослому на «ты», перебивают, не дослушав до конца, не знают, как правильно здороваться и прощаться с взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей присутствовало желание вступать в контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми, что характерно для детей данного возраста, но наблюдался низкий уровень развития умения организовать это общение, а так же знание норм и правил, которых следует придерживаться при общении.

Для развития коммуникативных навыков младших дошкольников я разработала картотеку сюжетно- ролевых игр.

Цель программы: развитие коммуникативных навыков у детей в общении со сверстниками и взрослыми.

Задачи программы:

  • развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать позитивное отношение друг к другу;
  • развивать умение взаимодействовать;
  • формировать умение распознавать эмоции других, сопереживать, владеть своими чувствами, выражать свои потребности с помощью словесных средств;
  • с помощью игры привить детям знания о нормах и правилах в общении со сверстниками и взрослыми.

Программа состоит из 20 сюжетно-ролевых игр, соответствующих возрасту детей по содержанию и временным рамкам, связанных друг с другом  и постепенно усложняющихся от одной игры к другой.

Для меня важно, чтобы дети не только играли, но и преобретали в игре знания и умения, для этого игры должны быть разнообразными. Поэтому я подбирала и изменяла сюжеты уже знакомых игр в соответствии с поставленными задачами. Игры, включенные в картотеку, ориентированны на развитие коммуникативных способностей детей, как со сверстниками, так и с взрослыми, поэтому предполагается участие в них педагога.

Игры проводились два раза в неделю, во второй половине дня в течение 10 недель (01.10 2018г. По 10.12. 2018г.).

Я начала эксперимент с более простых по содержанию игр таких как  «Прическа для куклы Кати», «Уложим кукол спать», «День рождения Степашки», «Кукла Катя собирается на прогулку». Это игры с куклами и кукольными персонажами. Я использовал их как инструмент для наглядного примера любого действия. Эти игры не продолжительны по времени и позволили мне создать эмоциональное настроение в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось детям с низким уровнем желания вступать в контакт.

Затем я проводила игры, направленные на организацию общения со сверстниками и взрослыми («Магазин игрушек», «Строим дом», «Поездка на автобусе», «Путешествие на корабле»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь я уже не использовали куклы и другие игрушки, а дети взяли роли на себя, поэтому дети были включены в прямое, направленное друг на друга, общение. Детям этого возраста свойственно подражание, поэтому роль педагога заключалась в том, чтобы показать действия, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета). Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому человеку; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Так же уделялось внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.

С шестой недели, мы начали играть в более длительные игры – до 20 минут («В кафе», «В поликлинике», «В магазине», «В парикмахерской», «Зайка едет в детский сад»). Это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами, например, в игру «В кафе» мы играли несколько раз: сначала семья пришла в кафе поесть мороженое, а потом мы отпраздновали там день рождения друга. Эти игры направленны как на формирование желания вступать в контакт, так и на умение организовать общение, а так же на формирование у детей знаний и норм, которые следует соблюдать в общении со сверстниками и взрослыми. Особое внимание уделялось моментам обращения к взрослому (к взрослым нужно обращаться на «вы», говорить «здравствуйте», «до свидания»).

На девятой неделе дети активно включаются в игру, контакт становится более длительным и устойчивым, и дети начинают самостоятельно распределять роли. Отношения становятся менее конфликтными и появляется желание следовать правилам и требованиям игры. Кроме того, наблюдается положительная тенденция в повседневной жизни: дети начинают обращаться к взрослым на "вы", используя такие слова, как "Здравствуйте", "До свидания", "спасибо", "пожалуйста", а отношения со сверстниками становятся более дружескими. Далее я провела диагностирование детей, с целью выявления сформированности коммуникативных навыков у детей после проведения игровой программы.

Для определения уровня сформированности коммуникативных способностей у детей я использовала метод наблюдения и метод беседы.

Результаты по обеим методикам занесены в диагностические карты.

Результаты определения уровня коммуникативных способностей у детей заносились в разработанную мною диагностическую карту, в которой наглядно представлена как общая картина сформированности коммуникативных способностей в группе, так и результаты каждого ребенка

До работы с детьми по развитию коммуникативных способностей низкому уровню соответствовало 57% детей, то после проведенной работы – 0%, следовательно, показатель детей, демонстрирующих низкий уровень сформированности коммуникативных способностей понизился, среднему уровню  соответствовало 43% детей, после работы с детьми – 100% детей, следовательно, показатель детей с средним уровнем сформированности коммуникативных способностей увеличился. Таким образом, мы наблюдаем значительную динамику развития уровня коммуникативных навыков у детей второй младшей группы.

Вывод:

Сравнительный анализ общего уровня сформированности коммуникативных способностей до и после работы по развитию коммуникативных способностей позволил мне доказать, что составленная мною программа оказала положительный эффект в развитии коммуникативных умений у младших дошкольников

Материалы, полученные в моем  исследовании, подтвердили выдвинутую мною гипотезу, согласно которой коммуникативные способности младших дошкольников будут развиваться успешно, если педагог организует сюжетно-ролевую игру, действия в которой будут направлены на развертывание диалога (общения) со сверстником и взрослым.

Таким образом, гипотеза подтверждается. Цель достигнута.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родного языку дошкольников. - М.: 2000г
  2. Бондаренко А.К. , Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М: Просвещение, 1983.
  3. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст]: учебное пособие - СПб: Питер, 2008. - 272 с.
  4. Воронова А.П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет [Текст].- М.: Детство-Пресс, 2008.
  5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. № 6.
  6. Галигузова Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до шести [Текст]. - М.: Просвещение, 1996.
  7. Доронова Т.Н, О.А.Кабанова, Е.В.Соловьева. Игра в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
  8. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] – М.: Педагогика, 1975.
  9. Журнал «Дошкольное воспитание».
  10. Журнал «Ребенок в детском саду»
  11. Журнал «Воспитатель ДОУ»
  12. Запорожец А.В., Усовой А.П. Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/ М., 1966.
  13. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. – Дошкольное воспитание. 1965.
  14. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.- М: Просвещение, 1988.
  15. Клюева Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  16. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  17. Карабанова О.А.[и др.] Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет [Текст] – М.: Просвещение, 2010.
  18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М: Просвещение, 1982.
  19. Менджерицкая Д.В. Развитие детского творчества и игрового замысла. –М: Просвещение, 1982.
  20. Михайленко Н.Я, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном и Д», 1997.
  21. Михайленко Н.Я, Н.А.Короткова. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.
  22. Скоролупова, О.А. Играем?.. Играем!!! [Текст]: педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. - М.: Скрипторий, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через использование детского фольклора"

Формирование коммуникативных навыковдетей младшего дошкольного возрастачерез использование детского фольклора...

«Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольн...

Отчёт по самообразованию в младшей группе «СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Отчёт по самообразованию в младшей группе«СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру»...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...

Презентация "Организация самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Цель: Создать условия для развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста  через сюжетно-ролевую игру...