Главные вкладки

    «Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»
    презентация к уроку (старшая группа) на тему

    Сафонова И.В.

    Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через сюжетно – ролевую игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_tekst_k_prezentatsii_safonova.docx26.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ Нововоронежский детский сад №8

    «Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»

            

    Выполнила: Воспитатель

    Сафонова Ирина Владимировна.


    «Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»

    Воспитатель: Сафонова Ирина Владимировна.

    ИГРА - имеет важное  значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу».

    А. С. Макаренко

    Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через сюжетно – ролевую игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

    Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Сюжетно – ролевая игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

    Задачи: 
    • развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
    • воспитывать позитивное отношение друг к другу;
    • развивать умение взаимодействовать;
    • формировать умение распознавать эмоции других, сопереживать, владеть своими чувствами, выражать свои потребности с помощью вербальных средств;
    • с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах в общении со сверстниками и взрослыми.

    Структура сюжетно – ролевой игры:

    Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например, игра в семью, детский сад, больницу, магазин, парикмахерскую и т.д.). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

    Содержание игры – это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественной деятельности.

    Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

    Виды сюжетов в сюжетно-ролевой игре дошкольников
    1)    Бытовые сюжет игры («Семья»)
    2)    Производственные сюжеты игры («Магазин», «Больница»)
    3)    Общественные сюжеты игры («Праздник»)

    Выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой: прямые и косвенные.

     Прямые  включают приемы непосредственного участия  взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера:

    • принятие на себя роли;
    • разъяснение;
    • совет;
    • помощь в решении спора;
    • показ различных способов игры.

    Косвенные - создание условий для активации самостоятельной игры детей:

     -  оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды;

     -  формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре;

    - создание игровой ситуации;

    - наблюдение за игрой детей.

    Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:

    • проведение  экскурсий;
    •  игры воспитателя с детьми;
    • беседы с детьми до и после игры;
    • изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования;
    • чтение художественной литературы;  
    • рассматривание разнообразного иллюстративного материала.

    Сюжетно – ролевая игра в старшем дошкольном возрасте имеет следующие особенности:

    1. Игровой замысел устойчивый, развивающийся, динамичный.
    2. Дети совместно обсуждают замысел игры.
    3. Проявляется высокий уровень игрового творчества, возникает длительная перспектива игры.
    4. Дети перед игрой намечают совместный план, в который по ходу вносят коррективы и дополнения в виде новых идей и образов, импровизируют.
    5. Моделируют разнообразные взаимоотношения между людьми.
    6. Совместно строят и творчески развивают сюжеты игр, привносят в них знания, почерпнутые из разнообразных источников: наблюдений, книг, кинофильмов и т. д.
    7. Ролевое взаимодействие содержательно, используются разнообразные средства выразительности.
    8. Речь занимает значительное место в реализации роли, роль обозначается словом; с помощью речи дети раскрывают сущность ролевых отношений, часто словом заменяют игровые действия.
    9. Дети широко и изобретательно используют в игре предметы – заменители, природный материал, самоделки, подсобные материалы.
    10. Осознают, что условие реализации роли — соблюдение правил.

    Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.

    Предметно-пространственная развивающая среда.

    Хочу представить вашему вниманию предметно-развивающую среду в нашей группе. Совместно с родителя мы создавали игровые зоны для сюжетно ролевых игр. Такие как: «Парикмахерская», «Кухня», «Больница», «Магазин», «Мастерская», «Кафе» и другие. Содержание игровых зон полностью соответствует возрастным особенностям детей.

    Мы играем в игры

    Сначала мы выбираем игру, далее я разрабатываю план, потом совместно с детьми его дорабатываем, вместе создаем воображаемую ситуацию, распределяем роли и начинаем играть. В ходе игры сохраняю игровую ситуацию, поддерживаю у детей интерес к игре и вместе завершаем игру.

    Вывод:

    Сюжетно-ролевая игра обладает значительным социально-коммуникативным развивающим эффектом. Её назначение: усвоение норм и правил поведения в социуме, овладение определёнными умениями и социальными навыками. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребёнок учится относиться как к настоящему.

    Наблюдая за детьми, которые имеют большую игровую практику, могу сделать вывод, что они намного легче справляются с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Играя, ребенок пробует себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры. Таким образом, сюжетно – ролевая игра как форма социально-коммуникативного развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.

    Играйте с детьми. Будьте детям партнерами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

    Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

    Программа, направленная на социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

    В программе вы найдете практический материал для занятий по социализации детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре....

    Игры для развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

    Согласно ФГОС ДО среди  задач социально-коммуникативного развития детей наибольшую сложность у педагогов вызывают задачи, направленные на развитие навыков общения и самоконтроля, развитие устойчи...

    Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

    В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Материал статьи вкл...

    «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

    Выступление из опыта работы на тему: «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является и...

    Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.

    Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая оч...