«Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»
презентация к уроку (старшая группа)

Сафонова И.В.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через сюжетно – ролевую игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_tekst_k_prezentatsii_safonova.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Нововоронежский детский сад №8

«Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»

        

Выполнила: Воспитатель

Сафонова Ирина Владимировна.


«Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»

Воспитатель: Сафонова Ирина Владимировна.

ИГРА - имеет важное  значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу».

А. С. Макаренко

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через сюжетно – ролевую игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Сюжетно – ролевая игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Задачи: 
• развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
• воспитывать позитивное отношение друг к другу;
• развивать умение взаимодействовать;
• формировать умение распознавать эмоции других, сопереживать, владеть своими чувствами, выражать свои потребности с помощью вербальных средств;
• с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах в общении со сверстниками и взрослыми.

Структура сюжетно – ролевой игры:

Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например, игра в семью, детский сад, больницу, магазин, парикмахерскую и т.д.). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Содержание игры – это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественной деятельности.

Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Виды сюжетов в сюжетно-ролевой игре дошкольников
1)    Бытовые сюжет игры («Семья»)
2)    Производственные сюжеты игры («Магазин», «Больница»)
3)    Общественные сюжеты игры («Праздник»)

Выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой: прямые и косвенные.

 Прямые  включают приемы непосредственного участия  взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера:

  • принятие на себя роли;
  • разъяснение;
  • совет;
  • помощь в решении спора;
  • показ различных способов игры.

Косвенные - создание условий для активации самостоятельной игры детей:

 -  оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды;

 -  формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре;

- создание игровой ситуации;

- наблюдение за игрой детей.

Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:

  • проведение  экскурсий;
  •  игры воспитателя с детьми;
  • беседы с детьми до и после игры;
  • изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования;
  • чтение художественной литературы;  
  • рассматривание разнообразного иллюстративного материала.

Сюжетно – ролевая игра в старшем дошкольном возрасте имеет следующие особенности:

1. Игровой замысел устойчивый, развивающийся, динамичный.
2. Дети совместно обсуждают замысел игры.
3. Проявляется высокий уровень игрового творчества, возникает длительная перспектива игры.
4. Дети перед игрой намечают совместный план, в который по ходу вносят коррективы и дополнения в виде новых идей и образов, импровизируют.
5. Моделируют разнообразные взаимоотношения между людьми.
6. Совместно строят и творчески развивают сюжеты игр, привносят в них знания, почерпнутые из разнообразных источников: наблюдений, книг, кинофильмов и т. д.
7. Ролевое взаимодействие содержательно, используются разнообразные средства выразительности.
8. Речь занимает значительное место в реализации роли, роль обозначается словом; с помощью речи дети раскрывают сущность ролевых отношений, часто словом заменяют игровые действия.
9. Дети широко и изобретательно используют в игре предметы – заменители, природный материал, самоделки, подсобные материалы.
10. Осознают, что условие реализации роли — соблюдение правил.

Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.

Предметно-пространственная развивающая среда.

Хочу представить вашему вниманию предметно-развивающую среду в нашей группе. Совместно с родителя мы создавали игровые зоны для сюжетно ролевых игр. Такие как: «Парикмахерская», «Кухня», «Больница», «Магазин», «Мастерская», «Кафе» и другие. Содержание игровых зон полностью соответствует возрастным особенностям детей.

Мы играем в игры

Сначала мы выбираем игру, далее я разрабатываю план, потом совместно с детьми его дорабатываем, вместе создаем воображаемую ситуацию, распределяем роли и начинаем играть. В ходе игры сохраняю игровую ситуацию, поддерживаю у детей интерес к игре и вместе завершаем игру.

Вывод:

Сюжетно-ролевая игра обладает значительным социально-коммуникативным развивающим эффектом. Её назначение: усвоение норм и правил поведения в социуме, овладение определёнными умениями и социальными навыками. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребёнок учится относиться как к настоящему.

Наблюдая за детьми, которые имеют большую игровую практику, могу сделать вывод, что они намного легче справляются с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Играя, ребенок пробует себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры. Таким образом, сюжетно – ролевая игра как форма социально-коммуникативного развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.

Играйте с детьми. Будьте детям партнерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

Игры для развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Согласно ФГОС ДО среди  задач социально-коммуникативного развития детей наибольшую сложность у педагогов вызывают задачи, направленные на развитие навыков общения и самоконтроля, развитие устойчи...

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Материал статьи вкл...

Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...

«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...