«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Ларкина Ольга Владимировна

«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx13.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают серьезные трудности у дошкольников в общении со сверстниками: неумение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека.

Все это приводит к различным конфликтам и непониманию собеседниками друг друга. Все это влечет за собой необходимость формирования дружеских взаимоотношений между детьми в группе сверстников.

В соответствии с Федеральными образовательными стандартами дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одним из направлений развития является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на социализацию ребёнка. Его задачами является развить общение ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками. Тем самым актуальность данной проблемы определяет необходимость проведения системы мероприятий, направленных на развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду.

В организации мероприятий, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков и дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать современные методы и средства, так как мир не стоит на месте, современные дети акселераты, они очень быстро развиваются и познают новые технологии, соответственно педагогу необходимо ориентироваться на детей, создавая условия, для того, чтобы дети развивались с интересом и процесс обучения и воспитания втягивал их, а сами дети получали удовольствия.

Коммуникативные игры помогут стеснительным ребятам активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности, поднять свою самооценку. Эти игры способствуют также сближению детей и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков. Они учат быть внимательным к другим людям, их чувствам. Способствуют пониманию невербальных средств общения. Коммуникативные игры помогут детям научиться выражать свои эмоции, жизнерадостно и легко общаться со сверстниками, воспринимать себя равными другим людям. Они развивают навыки сотрудничества, взаимодействия, навыки саморегуляции, способствуют сплочению детского коллектива.

В настоящее время  в  детской  психологии  и  в  практике  работы дошкольных учреждений много внимания уделяется вопросам оптимизации взаимоотношений детей в группах, так как становление личностных качеств, определяющих успешность совместной деятельности, закладывается именно в дошкольном возрасте. Недостаточно учитывать положение детей в группе при организации деятельности, можно  и  нужно  еще  и  формировать, корректировать это положение, учитывая различные факторы, влияющие на положение ребенка среди сверстников.

Одним из условий формирования дружеских взаимоотношений дошкольников является игра. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны [2].

Одним из средств может выступать коммуникативная игровая ситуация, когда дети проигрывают ситуацию, примеряют на себя различные роли, рефлексируют, так же получают опыт, которого не знали до этого. Такие ситуации интересны детям, так как в старшем дошкольном возрасте преобладает сюжетно-ролевая игра, дети берут на себя роли взрослых, но в игровых коммуникативных ситуациях педагог предлагает детям попробовать себя в роли сверстника, которого возможно этот ребенок когда-то обидел, чтобы произошло осознание и понимание конфликтной ситуации.

Пример игровых коммуникативных ситуаций:

Ситуации и игры

1. Воспитатель рассказывает детям о том, как важно уметь познакомиться, сказать, где ты живешь, сколько тебе лет и т. п. Разыгрывает на куклах, одетых в национальные костюмы разных народов, ситуацию знакомства на родном языке. Потом то же самое проделывает с русскими куклами, с каждой национальной и каждой русской куклой на русском языке.

2. Ситуацию знакомства между собой игрушечных животных и кукол разыгрывают дети.

3. Воспитатель предлагает детям представить себе, что все они живут в Санкт-Петербурге и сегодня впервые пришли в детский сад. Они должны придумать себе русское имя и познакомиться друг с другом. (Порядок слов варьируется).

4. «Путаница». Воспитатель предлагает сидящим рядом детям поменяться именами и заново познакомиться друг с другом.

Так же из современных средств воспитания и обучения, можно использовать интерактивную доску, она поможет при демонстрации различных социальных роликов, картинок и иллюстраций, над которыми дети смогут рассуждать. Плюсы интерактивной доски в наглядности, яркости и современности, нынешние дети очень ориентированы на гаджеты, и идут в ногу вместе с прогрессом. Но при использовании средств ИКТ, обязательно, необходимо опираться на требования СанПин, там указана дозировка, безопасное расстояние для глаз и т.д.

Данные методические рекомендации помогут в работе воспитателям, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста.

Список используем источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Голубева, Н. В. Коммуникативный процесс [Текст] / Н. В. Голубева // Психологический журнал, 2020 - №4. - С. 52 - 59.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 посёлка Совхозного муниципального образования Славянский район

«Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию современных методов и средств в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

                                             

                                              Составил:

 воспитатель МБДОУ д/с № 41

                                                    О.В. Ларкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»

План 1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей3. Использование музыкально-дидактических игр и упражнен...

Использование элементов аквагимнастики как средство повышения плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Проблема научить плавать и поиск наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению – очень важны и актуальны. В связи с этим, возрастает роль используемых форм и средств, по разв...

Использование физкультурных досугов как средства совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Одна из форм активного и развивающего отдыха есть физкультурный досуг. Дошкольное учреждение вводя в практику физкультурные досуги успешно реализует естественную потребность ребенка в движении, позвол...

"Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"

1.Актуальность темы.2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.5.Описание коммуникативных игр,  на...

«Использование современных игровых технологий в процессе развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка имеет три раздела: 1) "Игра" в педагогике (определение, задачи, классификации);2) Пение как вид деятельностпи на музыкальных занятиях в ДОУ;3) Игровые тех...

Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...