игра как средство развития вокально-певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Шлыкова Ольга Валерьевна

мастер класс для родителей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_dlya_roditeley.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 9 «Сказка»  города  Лесосибирска»

                     

Игра

 как средство развития вокально-певческих навыков детей старшего дошкольного возраста

                                       

/мастер - класс для родителей/

                                                                  Музыкальный руководитель:  Шлыкова

                                                                                                            Ольга Валерьевна

                                                              /высшая квалификационная категория/

 

Лесосибирск  2017 г

       Цель: создавать условия для эмоционально-положительного взаимодействия взрослого и ребенка, педагогов и родителей.

     

      Задачи для детей:

      Образовательные: формировать координацию между слухом и голосом, совершенствовать умение эмоционально, интонационно чисто исполнять знакомую песню

      Развивающие: развивать слуховое внимание, чувство ритма, фантазию, речевую и двигательную активность.

      Воспитательные:  воспитывать умение взаимодействовать во время совместных игровых действий, формировать желание действовать вместе, сообща в процессе выполнения игровых заданий.

 

     Задачи для взрослых:

  • познакомить с музыкальными упражнениями и играми для детей 5-6 лет;
  • содействовать развитию умения взаимодействовать с ребенком, устанавливать дружеский контакт.

                                               

Ход мероприятия

        Сегодня мы  поговорим о значении  игр в музыкальном развитии   детей старшего дошкольного возраста.

       На шестом году жизни дети имеют  некоторый музыкальный опыт. Общее развитие - совершенствование процессов высшей нервной деятельности, которое оказывает положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной /низкий/ резонатор развит слабее, чем головной /верхний/, поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий.

      Для детей дошкольного возраста, игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального развития детей предполагает вовлечение  в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок  во всём принимает участие, вовлекаясь  взрослым в процесс активных творческих действий.

      Пение - это сложный психофизиологический процесс, в котором принимает участие голосовой аппарат и нервная система. Упражнения, которые будут сегодня предложены, способствуют сохранению, оздоровлению голосового аппарата, а также повышению эмоционального тонуса. Данные игры и упражнения применяются  в процессе образовательной деятельности. Также эти игры  можно провести дома, вместе с ребенком.

      О  значении данных игр  узнаем в процессе  музыкального путешествия.

/звучит музыка, дети заходят в зал/

    Муз. рук.:  Здравствуйте, ребята!

    Муз. рук:  Сегодня у нас в гостях ваши папы и мамы. Встреча будет не обычной. Вместе с нашими гостями мы отправимся в увлекательное музыкальное путешествие. Конечной остановкой нашего путешествия будет концертный зал, где вы, ребята, покажете концерт для гостей. А отправимся в путешествие  на музыкальном самолете.

/проводится игра на развитие слуха и голоса «Музыкальный самолет»/

  • Муз. рук. поет  «Отправляется в полет наш крылатый самолет». Дети плавно поднимают руку вверх.
  • Муз. рук. нажимает верхнюю ноту до. Дети держат руку вверху, на одном уровне и изображают летящий самолет.
  • Муз. рук. играет звукоряд вниз. Дети плавно опускают руку, самолет приземляется.

      Муз. рук.: Наша первая остановка называется - Здоровей-ка. Здесь мы вас познакомим с дыхательными упражнениями /по методике Н. Стрельниковой/.

      Гимнастика помогает укрепить здоровье и развить вокальные данные ребенка. Занятия с данными упражнениями поднимают настроение и внутренне организуют ребенка на положительное отношение к своему телу.  Дозировка упражнений должна быть минимальна. Не доводить до перенапряжения.

Сейчас мы с ребятами продемонстрируем вам упражнения «Ладошки», «Повороты». Вас, уважаемые родители приглашаем присоединиться.

 

/демонстрация  упражнений «Ладошки», «Повороты»/

Дыхательное упражнение  «Ладошки»

/стихотворение для создания  игровой ситуации/

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки

Коготки мы выпускаем,

Мышку быстро мы поймаем.

                           / К. А. Папина/

      Описание упражнения: стоя на месте, руки согнуты локтях, кисти рук свободно опущены.

Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха. При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки «кошка ловит мышку», при выдохе-разжимаем.

Дыхательное упражнение  «Повороты»

/стихотворение для создания  игровой ситуации/

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо

Чем же пахнет не понять,

Нужно носиком вдыхать.

                           / К. А. Папина/

        Описание упражнения: стоя на месте, мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова. Вдох и поворот головы выполняются в размеренном ритме ходьбы на месте.

   

        Муз. рук.: Следующая остановка называется «Природные инструменты»

 Природные инструменты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами, удары ладонями по грудной косточке и др.

       Речь, музыка и жесты должны быть  тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.

Уважаемые взрослые, ребята. Сейчас я спою потешку «Лиса» вместе с движениями. Вы должны постараться повторить движения за мной.

/исполнение  и показ потешки «Лиса»; все повторяют движения/

Лиса

/русская народная мелодия/

Текст

Звучащие жесты

Уж как шла лиса дорожкой,

Хлопок, шлепок по коленям

Нашла азбуку в обложке.

Поочерёдно шлепки по коленям

Она села на пенёк

Притопы

И читала весь денёк.

Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»

        Вопрос: Кто сможет придумать свои движения к этой песенке и научить  остальных?

        Уважаемые взрослые, мелодию попевок можно придумать свою. Надо постарайться, чтобы ребенок не проговаривал слова, а пропевал, подстраивался к определённой интонации. Играя ритмы звучащих жестов, мы помогаем пробудить в детях мысль и фантазию. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности.

          Муз. рук.:  Следующая остановка называется «Речевая зарядка».

          Цель  - подготовить голос детей к речи и пению.

            В содержании речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, речевые игры с голосом.

           Для развития артикуляции помогут скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно.

/предлагается проговорить  скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» голосом Карабаса Барабаса

А сейчас ту же самую скороговорку произнесут наши гости.

          Проговорить скороговорки можно от лица разных персонажей: Карлсона, Мальвины, Пьеро.

Голосовые игры

          Голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне  и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию.

/проводится упражнение  способствующее выработке гибкости голоса/  

Упражнение «Крашу карниз»

                             Краской крашу я карниз: ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ,

Вот и выкрашен карниз:   ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ.     

/«вверх» произносить глиссандо вверх, «вниз» - глиссандо вниз/

Упражнение  «Паровоз»

   При проведении это упражнения можно  использовать металлофон.

         Показ: Музыкальный руководитель нажимает ноту и произносит у-у-у-у. Дети должны произнести гласную на одной ноте с музыкальным руководителем.

     Уважаемые родители, для проведения следующего упражнения мне нужно несколько пар - мам и ребят.

Игра  большой, маленький

          Взрослый придумает животное, которое  изобразит звукоподражанием в  низком регистре. Ребенок  произносит звукоподражание высоким голосом.

         

Упражнение «Мячики»

/для развития звуковысотного слуха, силы, полетности голоса/

        Муз. рук. «бросает» детям воображаемый  мячик и произносит «маааа…». Дети бросают мяч в ответ взрослому, произнося тоже самое, протягивают слог. Затем взрослый «бросает» два мячика, произнося «ма-мэээ....» Дети делают тоже самое /три мячика-«ма-мэээ-ми; четыре мячика-«ма-мэ-ми-мо»; пять мячиков-«ма-мэ-ми-мо-му»/.

        Муз. рук.:  Вот  и заключительная остановка, которая называется Концертный зал, где нас встречает Гномик. Он забыл слова песенки и поет ее без слов. А вы умеете петь песенку без слов?

/ответы детей/

         Попробуем: споем песенку сначала на слог ля. А сейчас сделаем тоже самое на звук ммм…

/песня «Гномик» О. Юдахина/

         Советы взрослым: пение песен на слоги помогает закрепить мелодию. Пение на звук ммм…способствует разогреванию голосовых связок.

Наша встреча подходит к концу. Желаю, чтобы в вашем доме всегда звучали песни. Ведь с ними и легче и веселее. А сейчас, ребята, приглашайте взрослых на веселый танец.

Дети и взрослые танцуют под песню «Неразлучные друзья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....

Игра как средство развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

сообщение из опыта работы по коррекции речевых затрунений у детей с ТНР...

Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...