Игра как средство развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Вышкова Марина Николаевна

сообщение из опыта работы по коррекции речевых затрунений у детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx85.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 Г. КИРОВСКА»

Методическое объединение учителей – логопедов и педагогов – психологов «Развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством игровой деятельности»

 

«Игра как средство развития познавательных процессов

у детей старшего дошкольного возраста  с ТНР»

Вышкова Марина Николаевна,

педагог-психолог,

II квалификационная категория

Кировск, 2014

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников c ТНР страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление и эмоциональная сфера.

У детей могут наблюдаться такие особенности как повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Содержанием психологического сопровождения детей с ТНР является  - осуществление комплексной психолого-педагогической помощи детям, педагогам и родителям воспитанников. Психологические проблемы ребёнка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в эмоционально-волевой сфере.

Для осуществления эффективного психологического сопровождения детей мною были подобраны следующие  авторские программы:

  1. «Цветовой игротренинг» Н. М. Погосовой,
  2. «Практикум по креативной терапии», Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т. М. Грабенко;
  3. "Цветик-семицветик". Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-7 лет,
  4. «Как научить дошкольника думать правильно», Ю. А. Афонькина, Т. Э. Белотелова, О. Э. Борисова,
  5. «Как научить детей сотрудничать?Психологические игры и упражнения», К. Фопель;
  6. «Двигательный игротренинг для дошкольников» А. А. Потапчук, Т. С. Овчинникова;
  7. «Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии»   /сост. С. В. Лесина, Г. В. Попова, Т. Л. Снисаренко.

Психологические проблемы ребёнка наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому

Цель моей работы  -  гармонизация эмоционального состояния детей старшего дошкольного для дальнейшего развития их познавательной активности.

Задачи работы:

  1. Создание совокупной среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  2. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственно – временной ориентировки.
  3. Развитие зрительно-моторной координации.
  4. Развитие общей и мелкой моторики.
  5. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  6. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  7. Активизация отработанной лексики детей.
  8. Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
  9. Обеспечение психологической готовности к обучению вшколе.
  10. Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Работу по развитию и коррекции познавательной активности осуществляю  поэтапно:

Этап

Основное содержание

Результат

  1. Организационный

(сентябрь-октябрь)

  1. Диагностика детей с речевыми нарушениями.
  2. Заполнение индивидуальных карт развития.
  3. Организация и проведение ПМПК.
  4. Информирование о результатах диагностики.
  1. Создание индивидуального маршрута  развития  ребёнка с целью оказания помощи речевой коррекции
  2. Разработка циклов групповых занятий.
  3. Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.
  1. Основной

(ноябрь-март)

  1. Решение задач, заложенных в индивидуальной и коррекционно-развивающей работе.
  2. Осуществление логопедического и психологического мониторинга.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение родителей.
  1. Устранение речевых нарушений в речевом и психическом развитии.
  2. Появление компетентности у родителей  по вопросам психического развития детей.

  1. Заключительный

(апрель-май)

  1. Оценка результатов коррекционной работы с детьми.
  1. Проектирование

циклов коррекционно-развивающих занятий для детей.

В качестве основного средства психолого – педагогического воздействия я  выбрала индивидуальные и групповые занятия в форме обучающей развивающей (коррекционной) игры.

Во время проведения  занятий использую следующие методы и приёмы психокоррекционной работы:

Развивающие и коррекционные игры:

  • Словесные игры на развитие психических процессов: «Загадка», «Зоопарк», «Про трамвай», «Про растения», «Неделька», «Исправь ошибки», «Метелочки», «Скажи наоборот» и др.;
  •  Дидактические игры, активизирующие речевую активность детей: «Про инопланетян», «Шла Саша по шоссе»
  • Игры и упражнения с физкультурным оборудованием (фитболами)  для коррекции речевого дыхания и автоматизации звуков, развития зрительно-моторной координации:    «Аист», «Страус», «Стрекоза», «Мостик», «Горка», «Замок», «Лошадка», «Книга», «Жук», «Веточка», «Елочка» и т.д.;
  • Релаксационные игры  и этюды для снятия эмоционального напряжения: «Льдинка», «Мороженое», «Ветерок», «Звездочка», «Качели», «Зеркало» и т.д.
  • Диагностические игры, помогающие определить актуальный уровень состояния речевой активности дошкольников: «Ледяное сердце», «Ням-ням и его друзья».

Игровые технологии занимают важное место в коррекционно-развивающем процессе, так как не только способствуют развитию познавательных способностей дошкольников, но и выполняют ряд других функций:

  • Социо-культурная: игра – сильнейшее средство социализации ребенка. Она включает в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование его как личности.
  • Коммуникативная:  игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
  • Самореализации в игре: Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
  • Диагностическая:  – игра диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».
  • Терапевтическая: игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в обучении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.
  • Коррекционная: психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все участники усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь ребятам с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию.

Виды коррекционных технологий:

Арт – терапия: Основной вид арт – терапии, который я использую - изотерапия (рисуночная терапия), дополненная игрой, сказкой, музыкой. Применение данной техники даёт хороший результат. Для выражения  своих чувств, эмоций и переживаний я предлагаю детям различные материалы. Это -  карандаши и краски, мелки, крупу, песок, монеты, стружка от карандашей, газеты и журналы и др.

Значение изотерапии в коррекционной работе:

  • Рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы ребёнка.
  • Сам процесс рисования  выполняет профилактическую и терапевтическую функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в  развитии ребенка, и в этом процессе сам ребенок  «ведущий».  
  • Во время рисования у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания),  пространственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.
  • Рисование стимулирует развитие левого – образного полушария головного мозга ребенка, следовательно, и образного мышления.
  • Ребёнок имеет возможность показать плоды своего труда другим детям, что наполняет душу ребенка положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора. Изотерапия способствует формированию положительной самооценки ребенка и его позитивного отношения к окружающему миру.

Телесно-ориентированная терапия. Дети, у которых  плохо развита речь, имеют затруднения в дифференцировании собственных чувств и отношений к себе и другим. Приемы телесной терапии эффективны в преодолении физического и психического напряжения, создания ощущения раскрепощенности и свободы. Используя данную технику,  я помогаю детям освободиться от напряжения,  активизировать личностные ресурсы, преодолеть затруднения в произношении. В рамках телесной терапии использую релаксационные упражнения.

Психогимнастика: помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Используя элементы психогимнастики в совокупности с другими методами и приёмами психокоррекционной работы, я помогаю формировать у детей умение правильно выражать свои чувства, избегать скованности, неловкости, неадекватности мимико-жестовой речи  в общении со сверстниками и взрослыми. Предлагаю детям игры:

  • на расслабление лицевых мускулов: «Пчелка мешает спать», «На берегу моря», «Лицо загорает»,  «Маски» и др.,
  • на напряжение и расслабление мышц шеи: «В уши попала вода»,
  • на сосредоточение слухового внимания: «Слушай хлопки», «Пишущая машинка», «Четыре стихии» и др,
  • на развитие невербальной речи: «Вот он какой», «Заколдованный ребёнок», «Это я! Это моё!» и др.

Музыкотерапия  - используется в качестве релаксации: снятия эмоционального напряжения и мышечных зажимов во время динамических пауз, в конце занятия. Музыкальные произведения: П. И. Чайковский. «Сладкая греза», «Песня жаворонка», Н. Рот. «Говорите тише», Н. Римский-Корсаков. «Окиян - море синее», К. Сен-Санс. «Лебедь»  и др.

Работу провожу в тесном сотрудничестве с педагогами логопедических групп, учителями - логопедами, специалистами МБДОУ. Осуществляя принцип преемственности между специалистами, веду коррекционную работу в направлении активизации речи детей в различных видах деятельности: игровой, познавательно - исследовательской, творческой.

Взаимодействие педагога - психолога и учителя - логопеда реализуется по следующим направлениям:

  1. Своевременное выявление детей группы риска, определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания;
  2. Разработка диагностического комплекса методик, основанных на принципах психолого-педагогической диагностики (системность, конкретность, научная обоснованность, последовательность, преемственность, прогностичность, комплексность, сочетание констатирующей и коррекционно-развивающей функций, доступность методик и процедур).

Согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, повышает возможность для успешной адаптации в дошкольной среде, дальнейшего развития и образования.

Опираясь на методическую литературу  и рабочие программы учителей - логопедов, разработала:

  • листы  сопровождения воспитанников по коррекции нарушений в развитии психофизиологических функций;
  • план консультативной помощи педагогам и специалистам.
  • план индивидуальных консультаций для родителей с  целью оказанию компетентной помощи  по использованию актуальных методов и приёмов в организации занятий по развитию речи в домашних условиях;
  • цикл игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

С целью  определения  уровня развития у детей  когнитивных функций и психофизиологических особенностей, выявления личностных особенностей ребенка, а так же вторичных отклонений, связанных с нарушением речи, провела диагностическое обследование. Для определения зоны актуального  развития детей использовала следующие методы и авторские методики:

  1. наблюдение за  поведением детей в разных видах деятельности;
  2. батарею  методик из «Диагностической программы в системе
  3. предшкольного образования» (Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э.),
  4. изучение продуктов деятельности детей;        
  5. «Моторные пробы» Н. О. Озерецкого, Н. И. Гуревича;
  6. "Диагностику эмоциональной сферы"- комплекс методик

Результаты обследования детей в октябре 2014 года:

Сравнительный анализ результатов обследования детей на начало учебного года (по сравнению с 2013- 2014 учебным годом):

Параметры

 уровень

2013-2014уч.г.

 Конец года (апрель)

2014 – 2015уч.год

Начало года (октябрь)

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Ср.

Низ.

Вербальное мышление

0%

30%

70%

10%

40%

50%

Причинно-следственные

отношения

0%

50%

50%

20%

30%

50%

Классификации

0%

50%

50%

10%

70%

20%

Обобщение

0%

20%

80%

10%

50%

40%

Память слуховая

0%

30%

70%

0

50%

50%

Память зрительная

10%

50%

40%

20%

80%

0

Внимание (концентрация)

10%

50%

40%

20%

70%

10%

Внимание (переключение)

0%

60%

40%

0

80%

20%

Зрительно-моторная

координация

0%

10%

90%

0

30%

70%

Произвольность

(умение действовать по образцу)

0%

20%

80%

0

40%

60%

восприятие

40%

60%

0%

60%

40%

0%

Сравнительный анализ показал, что имеется положительная динамика в развитии у детей психических функций. Однако необходимо продолжать систематическую  и целенаправленную работу по развитию у детей познавательных функций.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, пункт 1.4. (статьи 3, 5), опираясь на принципы  содействия и сотрудничества  детей и взрослых, признание их полноправными участниками образовательного процесса, сотрудничества Организации с семьей, я  способствую обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Организовала  игротренинг для  родителей «Айсберг». Цель  работы клуба - оказание помощи родителям в развитии психических процессов у детей с помощью игровой деятельности. Разработала перспективный план встреч, цикл конспектов занятий совместно с учителем-логопедом. Периодичность встреч -  2 раза  в месяц, по средам, с октября по апрель.  Продолжительность занятий – 50 минут, тематика встреч определена планом совместной деятельности  с учителем – логопедом.

Своё название «Айсберг» игротренинг получил потому, по мнению психологов Е.А. Левановой и А. Г. Волошиной, игра представляет собой некий айсберг, состоящий из пластов игрового взаимодействия: видимого и невидимого в соотношении 10% к 90%.  

Механизм игрового взаимодействия состоит в видоизменении верхушки айсберга -  его «таяния» или «заледенения» в зависимости от других составляющих игры, не видимых глазу. Пласты игрового взаимодействия:

  1. Функциональный - 10%  – «верхний пласт» - виден всем участникам. Здесь мы видим: кто как играет, насколько участники  увлечены игрой. Это пласт находится в зависимости от задач, которые определяет организатор игр.
  2. Физиологический -  не видимый – оказывает влияние на регуляцию физиологических процессов организма: реализацию потребности в двигательной активности, формирование функций головного мозга, развитие координации движений и др.
  3. Психологический   - влияние игры на психику человека. На данном этапе проводится целевая  диагностика мыслительных процессов, учитывается регуляция эмоционального состояния, приобретение коммуникативных навыков.
  4. Педагогический – создающий пласт игрового взаимодействия- формирует сопричастность к коллективу, корректирует выработку сопереживания, толерантности, флексибильности.
  5. Личностный – невидимый пласт – направлен на отсроченный результат, приводящий к личностному развитию участников игры.

Игротернинг проводится как с родителями, так и совместно с родителями и детьми.

На первой встрече я объяснила смысл и влияние игровых упражнений при преодолении затруднений у детей. Игра – это хорошая возможность взрослому окунуться в собственное детство и приблизиться к переживаниям ребёнка, пониманию его потребностей и  нужд,  наилучшее средство в  преодолении барьеров общения между детьми и родителями. В игре между родителями и детьми формируется доверительный контакт, взаимное понимание,  т.к. игровая позиция предполагает общение на равных.

Провела анкетирование родителей: «Ваши ожидания и пожелания при организации группового взаимодействия по оказанию помощи детям в развитии речи». Родители выразили свою заинтересованность в групповой работе, готовность к активному участию и приобретению психологических знаний и практических навыков.

Отзывы родителей по результатам работы клуба в прошлом учебном году показали высокую значимость  в такой форме взаимодействия, необходимость в её продолжении.

Так же, в родительских уголках групп оформила раздел «Страничка психолога», в котором освещаю особенности развития детей с ТНР, оформила  консультации: «Развиваем речь ребёнка», «Что мешает говорить правильно?», «Движение и речь», даю рекомендации по интересующим родителей вопросам, приглашаю на консультации по готовности к школе.

Одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи является обучение и консультирование родителей. Внимательное отношение родителей к затруднениям детей играет большую роль в успешном развитии познавательных процессов, коррекции речевых нарушений и личностном развитии в целом.

Выводы:

В результате проводимой мною в сотрудничестве с педагогами, специалистами и родителями работы  у детей отмечается:

  1. Повышение самооценки дошкольников за счет обретения уверенности в собственных силах и поддержки взрослых,
  2. Улучшение качества речевого общения детей за счет эмоциональной отзывчивости и использования различных средств выразительности.
  3. Повышение родительской заинтересованности в психологических знаниях и включенности их в образовательный процесс,
  4. Положительная динамика в освоении образовательной программы МБДОУ.

     

Список литературы:

  1. З. А. Ефанова «Развитие мышления. Подготовительная группа», издательский дом «Корифей», В., 2010;
  2. С.И.Карпова,  В.В.Мамаева  «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет», Творческий центр, С.-П., 2010
  3. Л.Б.Бабкина «Развиваем мышление», ООО «Издательство «АЙРИС  ПРЕСС», М., 2007;
  4. Г. С. Швайко «Игры и упражнения по развитию речи», «АЙРИС  ПРЕСС», М., 2006;
  5. Т.А.Ткаченко «Обведи и объясни»» (альбом по развитию словесно-логического мышления у детей с нарушением речи), ООО «Издательство «ГНОМ и Д», М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Развивающая игра как средство развития познавательных процессовдетей старшего дошкольного возраста....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры имеют большое значение для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное вы...

КВЕСТ – ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассмотренно  влияние квест – игры на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Представлена  структура образовательного квеста....

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра  является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития...

«Интерактивные математические игры как средство развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста»

Информационно-коммуникативные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе ...