Картотека хороводных игр на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Кузнецова Галина Викторовна

Катротека хороводных игр старший возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_horovodnyh_igr.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека хороводных игр

на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Карточка 1

Сентябрь 1-2 недели

«Угадай, чей голосок»

Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников.

Воспитание желания активно участвовать в играх.

Содержание: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:

«Мы собрались в ровный круг

Повернемся разом вдруг,

А как, скажем: (говорит первый ребенок)

«Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»

Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.

Карточка 2

Сентябрь 3-4 недели

«Колпачок»

Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям.

Воспитание дружеских отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами: 

«Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки

Красные сапожки

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцевать заставили»

Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:

«Танцуй, сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь»

Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка».

Карточка 3

Октябрь 1-2 недели

«Узнай по голосу»

Цели: Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх.

Содержание: Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети ходят по кругу со словами: 

«Ваня - Ваня, ты в лесу

Мы зовем тебя - «Ау»

Ваня глазки закрывай

Кто назвал тебя, узнай».

Дети останавливаются. Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает.

Карточка 4

Октябрь 3-4 недели

«Капуста»

Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Воспитание двигательной активности.

Содержание: Рисуется круг - огород. На его середину играющие складывают свои вещи - шапки, пояса, платки и т.д., обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:

«Я на камушке сижу

Мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый».

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.

Карточка 5

Ноябрь 1-2 недели

«Заря-заряница»

Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.

Содержание: Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:

«Заря - зарница

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила

Ключи золотые

Ленты голубые

Раз - два, не воронь,

А беги как огонь».

С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.

Карточка 6

Ноябрь 3-4 недели

«Чурилки»

Цели: Развитие звукового восприятия.

Воспитание активности, интереса к игре.

Содержание: Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза, другому дают колокольчик. Затем ведут хоровод вокруг них со словами:

«Трынцы - брынцы. Бубенцы

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет

Того жмурка не поймает».

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.  Как только жмурка его поймает,  их меняют другие игроки.

Карточка 7

Декабрь 1-2 недели

«Метелица»

Цели: Развитие двигательной активности. Формирование чувства равновесия.

Содержание: Играющие встают в круг. Каждый участник, не сходя с места кружится вокруг себя со словами: 

«Мели, мели мельница

Жерновочки вертятся

Мели - мели, засыпай

И в мешочки набивай»

На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей.

Карточка 8

Декабрь 3-4 недели «Подарки»

Цели: Обучение детей умению играть в хороводные игры, запоминать слова и двигаться в соответствии с текстом.

Воспитание интереса к игре.

Содержание: Дети ходят по кругу со словами:

«Привезли мы всем подарки

Кто захочет, тот возьмет

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет».

Ребенок, на которого покажет воспитатель, выбирает игрушку. Если выбирает куклу, то говорят слова:

«Кукла, кукла, попляши

Алой лентой помаши»;

если выбирает самолет, то дети говорят:

«Самолет летит, летит

Смелый летчик в нем сидит»;

если выбирает коня, то дети говорят:

«Конь бежит наш цок - цок - цок.

Слышен топот быстрых ног»;

если выбирает волчок, то дети говорят:

«Вот как кружится волчок

Прожужжал и на бочок».

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Карточка 9

Январь 1-2 недели

«По дорожке Валя шла»

Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:       По дорожке Валя шла,

Валя тапочки нашла.

Дети, держась за руки, идут по кругу вправо. А Валя,  находясь внутри круга, идет влево).

                  Валя тапки примеряла,

                 Чуть надела – захромала.

(Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).

Стала Валя выбирать,

Кому тапочки отдать.

Коле тапки хороши,

На, надень и попляши.

Хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга.

Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.

Карточка 10

Январь 3-4 недели

«Мышеловка»

    Все становятся в круг, взявшись за руки — это мышеловка. Один или двое — «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами: 

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто тьма!

Все погрызли, всё поели!

Всюду лезут, вот беда!

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!

    Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" — опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

Карточка 11

Февраль 1-2 недели

«Шел козел по лесу»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно.

Ход игры: Игроки стоят в кругу, в середине круга стоит козел.  Дети ходят по кругу и поют:    

 Шёл козёл по лесу, по лесу,

 Нашёл себе принцессу,
Принцессу нашёл (выбирает принцессу)
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, коза.

И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
И хвостиком помашем,
Помашем, помашем,
И просто так попляшем,
Попляшем коза.
Головкой покачаем,
Качаем, качаем,
И снова начинаем,

Начинаем мы игру.

Карточка 12

Февраль 3-4 недели

«Воевода»

Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял

Тот воевода.

-Воевода, воевода

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь

Беги, как огонь!

(Слова народные)

Играющие дети стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные  в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

Карточка 13

Март 1-2 недели

«В льдинку»

Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:

Капитан, капитан,

Не бей льдинкой по ногам,

По кривым сапогам!

У тебя нос сучком,

Голова лучком,

Спина ящичком!

На это водящий отвечает:

Скачу по дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По пенькам, по кочкам,

По холмам, по горам.

Бух! По ногам!

Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась.

Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

Карточка 14

Март 3-4 недели

«Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Карточка 15

Апрель 1-2 недели

«Займи место»

Цели: Обучение детей умению играть по правилам.

Развитие силы бега.

Содержание: Один из участников - водящий - становится за круг. Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Водящий говорит:

«Как сорока стрекочу

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу

Тебя хлопну по плече - беги!»

Сказав «беги!» водящий слегка ударяет по плечу одного из игроков. Круг останавливается, а тот, кого ударили, убегает со своего места и бежит навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, оставшийся становится водящим.

Правило: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Во время бега не касаться стоящих в кругу детей.

Карточка 16

Апрель 3-4 недели

«Дети и петух»

Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры.

Развитие ловкости движений. Формирование радостных эмоций.

Содержание: Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха, идут по кругу со словами:

«Петушок - петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шелкова бородушка.

Что так рано встаешь?

Детям спать не даешь?»

После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук.  «Петух»  кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом».

Карточка 17

Май 1-2 недели

«Жаворонок»

В небе жаворонок пел,  Колокольчиком звенел.  

Порезвился в вышине,  

Спрятал песенку в траве:

Тот, кто песенку найдет,  

Будет весел целый год!

Выбирается «жаворонок», он выходит в середину круга, в руках у него

колокольчик; вначале стихотворения жаворонок бегает по круг, в конце дети  закрывают глаза; жаворонок бежит за кругом, звеня колокольчиком, затем дает  его в руки кого-либо из детей; по сигналу ведущего дети открывают глаза;

жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик; названный ребенок

по звону узнает, у кого спрятан колокольчик; когда дети освоят игру ее можно  усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика; искать их предлагается  одному ребенку; игра повторяется с другими участниками)

Карточка 18

Май 3-4 недели

«Золотые ворота»

Цель: Воспитывать интерес к народным традициям и обычаям, формируя у детей

Потребность деятельности.

Возраст: 5 лет

Правила игры: Выбирают двух игроков, которые встают друг

напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя

«ворота». Остальные игроки встают цепочкой, держась за руки и

проходят под «воротами». При этом напевают:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз - прощается, второй раз - запрещается,

А на третий раз - не пропустим вас!

На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто

оказался под ними. Цепочку при этом разрывать нельзя. Пойманные,

образуют новые «ворота». Игра заканчивается, когда всех игроков

поймают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию небольшую катротеку по социально-комуникативному развитию....

"Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"

1.Актуальность темы.2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.5.Описание коммуникативных игр,  на...

Конспект НОД по ФГОС Социально-коммуникативная деятельность для детей старшего дошкольного возраста Тема: «9 мая - День Победы».

Сценарий тематического занятия, посвящённого празднику 9 мая, для детей старшего возраста (5-6 лет) по теме: «9 амя - день Победы».Данный материал интересный, легко воспринимается восприят...

Социально - коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.  Ребенок, у которого плохо развиты коммуникативные способности не может в ...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по Социально-коммуникативной области для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Научим сказочных героев безопасности»

Сформировать умение разбираться в ситуации, которая несет себя опасность   и правильно реагировать в таких случаях...

Картотека игр, направленная на развитие сенсорно-моторных навыков детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр, направленная на развитие сенсорно-моторных навыков детей младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...