Главные вкладки

    Социально - коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста
    картотека (старшая группа)

    Садирова Рахшанда Магеррам кызы

    Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.  Ребенок, у которого плохо развиты коммуникативные способности не может в полной мере общаться со сверстниками, так как отвергается ими из-за своего неумения организовать интересное общение для окружающих. В итоге такой ребенок становится уязвимым к различным психическим расстройствам. Это может стать причиной резкого снижения самооценки, развитию робости и замкнутости в общении, или наоборот проявлению агрессивности и конфликтности. Практически каждый ребенок на определенном этапе развития ощущает некоторые затруднения в общении с окружающими. Конечно, ребенок и сам в состоянии развить способности в повседневной жизни, но взрослые в свою очередь обязаны помочь ему преодолеть, более безболезненно, этот сложный для него путь к свободному и непринужденному общению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prilozhenie_4.docx39.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры- приветствия

    Цель: Создание атмосферы доверия, принятия. Развитие умения видеть в сверстнике положительные качества. Развивать умение выражать своё доброжелательное отношение партнёру по общению.

    «Ласковое имя»

    Инструкция : Ведущий спрашивает имя каждого ребенка. Ребенок называет свое имя, затем все дети хором называют ребенка ласково. При необходимости ведущий помогает детям называть ласково имя отвечающего ребенка.

    «Дружба начинается с улыбки»

    Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

    «Комплимент» 

     Детям предлагается: «Сядьте в круг и возьмитесь за руки. Мы будем говорить друг другу приятные слова. Тот, кому сказали добрые слова, может ответить: «Спасибо, мне очень приятно», а затем подарит свой комплимент своему соседу" 

    Диагностируемые параметры: 

    1. Легко ли детям находить нужные слова, произносить комплимент?
    2. Когда дети дарят друг другу слова, они смотрят друг на друга?
    3. Умеют ли дети благодарить за комплимент?

    Примерные вопросы для обсуждения: 

    1.Легко ли тебе было сказать комплимент другому ребёнку?

    2.Понравился ли тебе комплимент, который сказали тебе?

    3.Какие слова ты особенно запомнил?

    4.Чему ты научился?

    Организация и проведение подобных игр позволяет детям осмысленно относиться к своему поведению, осознавать причины успешного и неуспешного взаимодействия с окружающими, а значит, развиваться личностно.

    Упражнение «Все вместе» 

    Цель: Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности, сплочённости. Формирование умения общаться с другими детьми.

    Постановка целей перед детьми: «Вы видите перед собой небольшой остров (нарисованный мелом). Вам необходимо всем вместе разместиться на нём. Подумайте и обсудите, как можно это сделать, а потом приступайте к выполнению упражнения» 

    Диагностируемые параметры: 

    1. Удерживают ли дети инструкцию на предварительное обсуждение при выполнении задания?
    2. Как договариваются?
    3. Есть ли лидер? Он учитывает мнения других?

    Примерные вопросы для обсуждения: 

    1. Удалось ли вам поместиться?
    2. Как вам это удалось?
    3. Расскажите, о ком вы заботились в первую очередь: о себе или о товарищах?
    4. Что вы сделали, чтобы всем уместиться?

    Без маски

    Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

    Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

    Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

    «Чего мне по-настоящему хочется, так это…»

    « Особенно мне не нравится, когда…»;

    «Однажды меня очень напугало то, что…»;

    «Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я.....»

    «Пойми меня»

    Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

    Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, «И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт!» (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

    Пресс-конференция

    Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

    Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: «Твой выходной день», «Экскурсия в зоопарк», «День рождения друга», «В цирке» и др.). Один из участников пресс-конференции «гость» (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

    «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

    Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

    Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

    Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

    снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

    ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

    Коврик примирения

    Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

    Придя с прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников  присесть  друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как поделить игрушку».

    Игры-ситуации

    Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

    Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

    1. Два мальчика поссорились – помири их.

    2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

    3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

    4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

    5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

    6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

    7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

    8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

    9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

    10. Ребёнок плачет – успокой его.

    11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

    12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

    13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

    14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

    «Жизнь в лесу»

    Цель: Учить детей выражать свои мысли через движение, снять напряжение, скованность, и развивает коммуникативные навыки  

    Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

    «Добрые эльфы»

    Цель: Разыгрывается бессловесное действо, дети учатся сочувствовать, сопереживать за товарищей.

    Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

    Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.

    Разыгрывается бессловесное действо.

    «Театр теней»

    Цель: Развить внимание, умение различать эмоциональное состояние другого человека.

    Воспитатель. Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но, не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!

    Совместно с взрослым дети, молча, передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

    «Ожившие игрушки»

    Цель:   научить детей сопереживанию, участливому отношению к другим, привить бережное отношение к игрушкам.

    Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). «Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал»

    «Добрые волшебники»

    Цель: Научить детей доверять друг другу, сопереживать, справиться с агрессией.

    Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»

    Многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

    Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

    Волшебные очки

    Цель: помочь детям разглядеть друг в друге положительные черты, повышение самооценки и хорошего настроения у детей.

    Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

    Конкурс хвастунов

    Цель: Научить детей правильно воспринимать сверстников - их действия, движения, слова, становить чувства общности

    Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

    После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. Здесь совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также «масштаб» этих достоинств — это могут быть новые тапочки, или громкий голос, или аккуратная прическа. Главное, чтобы дети заметили все эти особенности сверстников и смогли не только похвалить других детей, но и похвалиться ими перед остальными. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Выигрывает тот, кто лучше похвалится своим соседом. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-нибудь маленьким призом (картинка, бумажная медаль, значок и пр.). Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка пристальный интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

    Следующая линия коррекционной работы направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников — их движения, действия, слова. Как ни странно, дошкольники часто не замечают этого. Если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему или когда в их руках он видит привлекательные для себя игрушки. Задача психолога в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому «уподоблению» — важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому.

    «Бабушка Маланья»

    Цель: Достичь не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения

    Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные– его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.

    Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

    Волны

    Цель: раскрепостить эмоциональную сферу детей, научить избавляться от негативных эмоций в приемлемой для этого форме

    Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду... «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

    После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.

    Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает чувство причастности.

    Утка с утятами

    Цель: дать непопулярному, обособленному ребенку возможность выразить поддержку другим, помочь им в трудных ситуациях

    В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребенка), маленькие утята (4—5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый — ведущий). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать покрывало или любую большую чистую ткань, чтобы дети могли спрятаться под ней. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия и они вновь резвятся на полянке.

    В этой игре важно создать яркую воображаемую ситуацию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувствовать угрожающую опасность. В последующих играх роль мамы-утки можно поручать непопулярному ребенку, чтобы он получил возможность заботиться о других.

    Следующая задача коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость своим сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяют детей и создают чувство причастности. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от «салочки», помочь беспомощной «кукле», «старенькой бабушке» или уступить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

    Салочки-выручалочки

    Цель: развивать быстроту, реакцию, ловкость; сближение детей, повышение настроения.

    В игру можно играть либо на улице, либо в большом просторном помещении. Предварительно нужно очертить пространство игры (большую площадку — 30—40 шагов в длину и в ширину) и объяснить детям, что играть можно только внутри площадки и забегать за черту нельзя. Если кто-то убежит, значит он не хочет играть и выбывает из игры. После этого можно приступить к объяснению игры: «Я буду «салочкой», а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, должен остановиться, бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча. Как только до него дотронулись, он может снова бегать».

    Игра начинается со слов, которые взрослый произносит вместе с детьми:

    «Салочка» нас не догонит,

    «Салочке» нас не поймать,

    Мы умеем быстро бегать

    И друг друга выручать!

    С последними словами дети разбегаются в разных направлениях, а водящий начинает ловить их.

    После первой игры роль «салочки» можно поручить кому-нибудь из детей. Важно, чтобы дети замечали, кто их «спас» и кому они сами смогли помочь. После игры можно спросить их об этом и отметить, кто из детей чаще всего помогал другим.

    Клеевой ручеёк

    Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять самой взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

    Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

    Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

    1. Подняться и сойти со стула.

    2. Проползти под столом.

    3. Обогнуть «широкое озеро».

    4. Пробраться через «дремучий лес».

    5. Спрятаться от диких животных.

    Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

    Слепец и поводырь

    Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

    Дети разбиваются на пары: «слепец» и «оводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

    По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

    Вежливые слова

    Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

    Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

    Волшебный букет цветов

    Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

    Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

    Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). «Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?»

    Дети. «Грустное, печальное, скучное»

    Воспитатель. «Как вы думаете, чего на ней не хватает?»

    Дети. «Цветов»

    Воспитатель. «Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга?  Давайте поиграем в «Комплименты».

    Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

    Воспитатель. «Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?»

    Дети. «Веселое, счастливое»

    Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова

    Закорючка 

    Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

    Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

    Скульпторы

    Цель: развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

    Игра проводится на занятии по лепке.

    Все дети «скульпторы». Играют в парах. Каждый лепит из пластилина свою поделку. Затем дети меняются поделками, для того чтобы другой «скульптор» добавил свои элементы в поделку партнёра. Потом ребята рассказывают друг другу, правильно ли был понят их замысел и что каждый из них на самом деле хотел изобразить.

    Астрологи

    Цель: развить умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.

    Игровое правило: называть товарища только после соответствующей характеристики.

    Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся к делу, к друзьям.

    Близнецы

    Цель: развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку.

    Воспитатель предлагает нарисовать на маленьком листе бумаге то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек и т.д.). По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу «Найди друга»- ищут пару – того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.

    Испорченный телефон

    Цель: научить детей с вниманием относиться к словам других людей .

    Игра для 5—6 человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Саша шепотом, на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет то же самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.

    Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение, «запустить цепочку» может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. Например: «У собаки длинный нос, а у кошки длинный хвост» или «Когда птички зевают, они рот не открывают».

    Иногда дети специально, ради шутки, искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет «поломку и сможет ее устранить». Мастер понарошку «чинит» телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.

    Волшебные водоросли

    Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

    Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

    Оживи маску

    Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

    Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.

    Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы противоположное настроение

    Изобрази пословицу

    Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

    Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

    «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»

    «Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты»

    «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»

    «Как аукнется, так и откликнется»

    Зеркало

    Цель: развить внимание, умение различать эмоциональное состояние другого человека

    Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений.

    Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою «зеркальность».

     «Муравьи»

    Цель: создать детям бодрое настроение, учить передавать свое настроение, сближаться друг с другом.

    Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьи собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьи закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьи приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.

    Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

    Магазин игрушек

    Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

    Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

    Подарок на всех

    Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

    Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

    «Лети, лети лепесток, через запад на восток,

    Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

    Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

    Вели, чтобы...»

    В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

    Ищем клад

    Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

    Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих товарищей. Воспитатель просит детей разбиться на две команды несколько необычным способом, по цвету волос – тёмные и светлые.

    Во второй части игры детям говорится о том, что сейчас каждая команда начнёт искать «клад», спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

    Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

    Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми....

    Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста седьмого года жизни по теме «Наша Родина - Россия»

    Краткая аннотация работы:Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знани...

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

    Авторский материал «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

    Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Формирование социально-к...

    Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

    Социально-коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста.

    Предлагаю вашему вниманию небольшую катротеку по социально-комуникативному развитию....