Мастер-класс для педагогов "Игры, стимулирующие социально – коммуникативное развитие для детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Курсова Елена Юрьевна

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Знаменский

Ивантеевского района Саратовской области

Мастер – класс для педагогов

«Игры, стимулирующие социально – коммуникативное развитие для детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила учитель-логопед

Курсова Елена Юрьевна

Знаменский 2023

          В настоящее время, одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

         Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, так как дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями.

          Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное,

которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности,

атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его,

собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

         Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор

формирования личности, один из главных видов деятельности человека,

устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других

людей.

        Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

       Начать свой мастер-класс мне бы хотелось с притчи.

      «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу»

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках».

         Пожалуй, в наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, такие условия, в которой дети будут успешно социализироваться.

        И сегодня вашему вниманию я предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Игра «Волшебный мяч»

          У меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто стоит слева от меня. Итак, я Елена Юрьевна. Я люблю рисовать, а еще я люблю море и горы.

Игра «Попроси игрушку»

           Цель: развитие коммуникативных навыков.

           Ход игры: Группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой должен попросить этот предмет.

        Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».

       Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся

попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются

ролями.

Игра «Стиральная машина».

        Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений

между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.

        Ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина,

не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а

люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен

стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением.

Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно!

Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете

комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг

к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами

(«через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или

комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся

игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или

обнять ребенка.

Игра «Разговор через стекло»

         Цель: развить умение мимику и жесты.

          Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить…»), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Упражнение «Без маски»

           Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

         Содержание. Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

          Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»;

«Особенно мне не нравится, когда…»;

«Однажды меня очень напугало то, что…»;

«Помню случай, когда мне стало стыдно. Я…»

Коммуникативная игра «Конкурс хвастунов».

        Это игра разработана Е. О. Смирновой (очень рекомендую педагогам ее книгу «Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками», издательство Мозаика – Синтез, в которой Вы найдете систему замечательных игр с дошкольниками для развития общения).

          Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он вам нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств.

            Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос —  но нам важно мнение ребенка)!

Игра «Сладкая проблема»

         Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров,

принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения

проблемы в свою пользу.

        Ход игры. В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков — по одной салфетке.

         Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы

получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну

проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между

вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте.

В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей

партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило,

которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия

своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то

печенье можно взять.

          Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает,

как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от

партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают

своему партнеру» Некоторые долго не могут решить проблему, кому же всетаки достанется печенье.

        - А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как

вы поступите с печеньем на этот раз.

         Вопросы для обсуждения:

 -Кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом

чувствовали?

-Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

-В этой игре с каждым обошлись справедливо?

- Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

- Как вы при этом себя чувствовали?

- Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

- Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать

печенье?

Упражнение «Достань звезду»

          Цель: снять эмоционального напряжение.

     «Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой - темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взором яркую звезду. Ту, которая напоминает тебе твою мечту? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотела. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаив дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись сильнее, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достала ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках!

        Уважаемые коллеги! Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Пусть этот новый год будет для вас плодотворным и успешным. Желаю каждому новых шагов вверх по карьерной лестнице. Легких вам трудовых будней и жарких приятных отпусков! Пусть все неудачи и невзгоды останутся за порогом старого года, а в новом ― будут только взлеты и достижения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста седьмого года жизни по теме «Наша Родина - Россия»

Краткая аннотация работы:Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знани...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Культура земледелия"

Конспект  непрерывной  образовательной деятельности  по социально-коммуникативному развитию   для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Культура земледелия"Цел...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Цель: Содействие развитию у детей умения  предотвращать  ссоры и находить пути решения  конфликтных  ситуаций в процессе обсуждения проблемной ситуации.Задачи:1....

Конспект по социально коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Дружба».

Цель: формирование гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста....

Программа формирования социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста

Программа  «Я-человек» направлена на формирование социально-коммуникативного развития у   детей старшего  дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных о...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Осторожно – Ёлка!».

Конспект образовательной деятельностипо социально-коммуникативному развитиюдля детей старшего дошкольного возраста Тема:  «Осторожно – Ёлка!».Цель: научить детей правилам п...

Сказки по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Информационная безопасность детей в сети Интернет»

Говорить о безопасности с детьми в интернете важно. И очень сложно. Наставления взрослых часто кажутся скучными и непонятными. Помочь могут сказки.Сказки призваны не только ра...