Программа формирования социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Леонтьева Оксана Геннадьевна

Программа  «Я-человек» направлена на формирование социально-коммуникативного развития у   детей старшего  дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При решении поставленных в Программе задач педагогический коллектив выстраивает систему воспитательно-образовательной работы и создает условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma.docx90.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования социально-коммуникативного развития  у детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий.

Все аспекты социальной действительности должны рассматриваться через показ детям человека, его сущности, его деятельности. Это поможет воспитывать в детях гордость за принадлежность к человеческому роду, стремление самим быть носителями общечеловеческих ценностей, преобразователями и творцами мира.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет.

Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития значительно выше, чем это принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. Дело не только в том, что ребенок способен усваивать значительно больший объем информации, что при соответствующем обучении, основанном на учете индивидуального темпа и закономерностей развития, он раньше приобретает умения анализировать и сравнивать, понимать причинно-следственные связи и зависимости, делать самостоятельные умозаключения.

Важно и то, что уже в дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка; способствовать воспитанию уверенности в себе, воли; развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям; заложить основы планетарного мышления, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых, так как в этот период происходит ускоренное развитие психических процессов и свойств личности, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение.

Социально-коммуникативное развитие личности старшего дошкольника предполагает: осознание ребенком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; формирование первичных этических инстанций и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков и действий.

Необходимость разработки данной образовательной программы определяется следующими противоречиями:

-между социальным заказом общества формировать развитую, социально-адаптированную личность и отсутствием разработанной положительной мотивационной установки, влияющей на поведение дошкольника, наличия конкретной технологии для данного процесса;

-между необходимостью формирования социально-коммуникативного развития и недостаточной освещенностью практических аспектов данной проблемы.

Системный подход как ведущее методологическое основание, определяет следующие закономерности данной программы:

-воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей средой;

-единство образования и воспитания;

-целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога, непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами развития и воспитания воспитанников.

Эти закономерности определили принципы образовательного процесса и выразили основные требования к содержанию, определению форм и методов нашей работы.

В ходе разработки программы в её основе заложены те требования, соблюдая которые, можно достичь высоких и прочных результатов.. Подобной основой нам послужили дидактические принципы:

-сознательность и активность;

-личностно-ориентированный подход;

-систематичность и последовательность;

-доступность.

Разрабатывая проект программы формирования социально-коммуникативного развития  у детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на следующие принципы воспитательно-образовательной работы:

А) принцип интеграции — установление соотношения между информацией естественнонаучного характера и сведениями о человеческой деятельности;

 Б) культурологический принцип — приобщение к культуре; принцип отбора наиболее значимых для ребенка актуальных знаний;

В) принцип системности развивающих задач;

Г) принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

Д) деятельностный принцип;

Е) принцип учета эмоциональной сложности материала.

 Ж) Принцип системности развития психической деятельности.

Программа рассчитана на 4 раздела, 1 из которых диагностический,  каждый раздел  включает от 3 до 4 комбинированных занятий. Программа реализуется посредством: игр, упражнений, бесед, коллективных и индивидуальных творческих заданий, направленных на глубокое проживание детьми той или иной  темы.

Практическая реализация программы определяет формы организации обучения по различным критериям:

 -по длительности времени - проводится 1 раз в неделю, продолжительностью по 20-25 минут;

-по числу и составу участников -  дети 5-6 лет, форма работы - групповая,  количество детей в группе от 15 до 25 участников;

Содержание данной программы без изменений рекомендуется к применению в дошкольных образовательных учреждениях, с детьми 5-6 лет.

В соответствии с ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Отличительной особенностью программы «Я – человек», является то, что она направлена на формирование у ребенка мировоззрения — собственного видения мира, «картины мира».

В традиционных программах воспитания и обучения дошкольников явно прослеживается приоритет знаний над чувствами. Это вносит в процесс морального развития формализм, а в процесс интеллектуального развития мотивацию «узнавать, запоминая», а не «узнавать, осознавая».

Цель программы — систематизация уже приобретенных знаний для формирования социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1. Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

3. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

4.Создавать условия для  развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

5. создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа представляет собой цикл из четырех последовательных разделов, предназначенных для работы со старшими дошкольниками:

I раздел (Диагностический). Цель: диагностика  особенностей социально-коммуникативного  развития личности, выявление    факторов    риска,    формирование    общеобразовательной программы.

II раздел. Тема: «Что я знаю о себе».

 Цель: формировать у ребенка представления о своей принадлежности к человеческому роду. Воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли. Бережно относиться к своей семье, своему роду, друзьям, другим людям, животным.

III раздел. Тема: «Кто такие взрослые люди».

 Цель: поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности. Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.

IV раздел. Тема: «Земля - наш общий дом» (оценка эффективности коррекционных воздействий).

Цель: воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Количество занятий, с II по IV раздел, составлено с ориентацией на возраст детей, скорость и глубину освоения ими нового материала. Каждый раздел — это несколько занятий, объединенных одной тематикой.

 Каждое занятие образовательной программы имеет следующую структуру: состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть для всех занятий является единой, включает в себя игры, упражнения, беседы, стихотворения, направленные на создание положительного отношения к занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность этой части — 3-5 минут.

Основная часть отвечает главной цели занятия; включает в себя “мысленные картинки”, развивающие игры, в которых возникает новая психологическая форма мотивов: гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений; упражнения, этюды, решение “конфликтных ситуаций”, рисование, театр экспромт, обучение дошкольников способам бесконфликтного общения. Продолжительность основной части — 15 минут.

Заключительная часть предполагает снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения: проигрывание этюдов, релаксация, упражнения на расслабление, подведение итогов. Продолжительность этой части — 5 минут.

Этапы и сроки реализации программы

Первый этап (диагностический) (сентябрь): 

Цель: диагностика  особенностей  социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста, выявление    факторов    риска дезадаптации,    формирование    образовательной    программы.

2. Организация благоприятных условий для осуществления программы по формированию социально-коммуникативного развития;

3. Информирование педагогов и администрации образовательного учреждения о плане проведения развивающих мероприятий;

4. Обсуждение программы с педагогами, администрацией.

Второй этап (информационный) (конец сентября): 

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся затруднениях в социально-коммуникативном развитии детей.

1.Проведение родительских собраний – сообщение промежуточных результатов развивающей работы.

2. Консультирование родителей;

Третий этап (практический) (октябрь-ноябрь-декабрь): 

Цель: формирование социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста.

1.Реализация  программы;

2.Проведение специально организованных занятий, согласно разработанной программе;

3.Контроль динамики хода организованной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу;

Четвертый этап (контрольный) (январь): 

Цель: определение эффективности организованной деятельности.

1.Повторное диагностическое обследование с целью определения, удалось ли нивелировать низкий, средний уровни социально-коммуникативного развития, а также проведение заданий, позволяющих выявить влияние мотивов на результат и взаимоотношения детей в совместной деятельности, мотивов поведения в ситуации выбора; использование модифицированной методики “Цветовые метафоры” И.Л. Соломина для выяснения, понимают ли дошкольники сущность форм поведения.

2.Оценка эффективности развивающей работы.

3.Обсуждение итогов работы, направленной на формирование социально-коммуникативных знаний старших дошкольников с родителями, педагогами, администрацией, написание отзывов.

Планируемые результаты освоения программы:

Программа  «Я-человек» направлена на формирование социально-коммуникативного развития у   детей старшего  дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При решении поставленных в Программе задач педагогический коллектив выстраивает систему воспитательно-образовательной работы и создает условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров.

К постоянно реализуемым на всех занятиях развивающим показателям развития ребенка мы относим:

Самопознание

  • Называет названия органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, лёгкие, желудок), объясняет их значимость для работы организма.
  • Называет  фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес, родственные связи и свою социальную роль в них (тётя, дядя, внук, внучка, прабабушка, прадедушка, наш род).
  • Оценивает, сравнивает свои поступки и поступки сверстников, выделяет особенности другого человека и самого себя.
  • Понимает последствия своего поступка, его влияние на эмоциональное состояние других людей.
  • Управляет своими чувствами (сдерживать слёзы, огорчение, гнев).
  • Умеет дружить, оказывать помощь, делиться игрушками.
  • Использует в речи вежливые выражения «добрый день», «до завтра», «извините», «не могли бы вы…», «будьте любезны» и т.д.;
  • Внимательно относится к противоположному полу. Мальчики – подавать стул, в нужный момент оказывать помощь донести что-нибудь; девочкам – оказывать помощь в соблюдении внешнего вида, приборке вещей и т.п. Умеет с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания противоположного пола;
  • Понимает, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, взгляды, суждения, чувства.

Мир, в котором я живу

  • Проявляет внимательность и наблюдательность к окружающим людям.
  • Проявляет интерес к жизни народа в своём городе (селе), к настоящему и будущему.
  • Называет свою страну, её столицу, область, областной центр, город (село), в котором живут.
  • Рассказывает о своей стране, области, областном центе, годе (селе).
  • Знает стихи, поговорки, пословицы, отражающие любовь и заботу к близким, труд людей.
  • Имеет представления:  о человеческом обществе; об эмоциональном состоянии людей, личностных качествах, характере взаимоотношений.
  • Называет некоторые достопримечательностями города, села, названия нескольких улиц, носящих имена известных людей;
  • Имеет представления о народных и государственных праздниках, государственных символах (флаг, герб, гимн).
  • Выполняет правила поведения в общественных местах.
  • Обогащает игру, используя собственный жизненный опыт, кругозор, знания о мире.
  • Инициирует обобщение игровых действий в слове, перенос их во внутренний воображаемый план (игры-фантазии).
  • Проявляет интерес к народной культуре, к культуре людей, живущих рядом (татары, народы Севера).
  • Брегёт результаты труда, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.
  • Оценивает результаты своего труда.
  • Планирует трудовую деятельность, отбирает необходимые материалы, делает несложные заготовки.

Тематическое планирование образовательной деятельности  на 2016-2017 учебный год

месяц

Тема недели

неделя

Сентябрь

«Ходит осень по дорожке!»

Я в детском саду!

1-2 недели

Дары осени (фрукты, овощи).

3неделя

Вот она какая – осень золотая!  (осенние цветы)

4 неделя

Я и Моя семья.

5 неделя

Октябрь

Золотая осень (деревья осенью)

1 неделя

День осенний на дворе.

2 неделя

Осенние хлопоты (труд взрослых)

3 неделя

Перелётные и зимующие птицы

4 неделя

«Конец осени- начало зимы»

Ноябрь

Осень в моем селе (улицы в селе)

1 неделя

 Животные осенью

2 неделя

Дом, в котором я живу

3 неделя

День матери

4 неделя

«Здравствуй,  гостья Зима!»

Декабрь

Что подарит нам зима, чем она порадует? (красота зимней природы)

1-2 недели

Дикие животные зимой

3неделя

Одевайся по сезону (одежда, обувь)

4 неделя

Деревья, которые радуют (хвойные деревья)

5 неделя

Январь

      Новогодние праздники

Зимние каникулы

3неделя

Православные праздники на Руси (Рождество, Крещение)

4 неделя

Зимние забавы (виды спорта, игры)

5 неделя

Наши защитники

Февраль

Какой бывает транспорт

1 неделя

     Военная техника

2 неделя

Наша армия родная

3 неделя

Широкая Масленица

4-5 недели

Весенняя капель

Март

Начало весны

1 неделя

Женский день 8 марта

2 неделя

Добрые дела

3 неделя

Неделя детской книги

4-5 недели

      Идёт весна, бегут ручьи.

Апрель

В мире доброй сказки

1 неделя

День Космонавтики

2 неделя

Пасха

3 неделя

Пернатые друзья (птицы весной)

4-5 недели

Цветущая весна

Май

Праздник весны и труда

1 неделя

Главный праздник на Земле

2 неделя

Первоцветы

3 неделя

Земноводные.

Пресмыкающиеся

4-5 недели

Здравствуй, лето!

Июнь

       День защиты детей

1 неделя

Мы живём в России

2 неделя

Водный мир

3 неделя

Безопасное поведение на природе

4-5 недели

Июль

День друзей

1 неделя

      Полевые цветы

2 неделя

Всё  о воде (безопасность)

3 неделя

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

4-5 недели

Август

Природные явления (закрепление)

1 неделя

Путешествие в жаркие страны

2 неделя

До свидания, лето!

3 неделя

Безопасная дорога

4-5 недели

При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель-проводник общечеловеческого и собственного опыта, гуманистического отношения к людям, социокультурных норм. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач и создания условий для воспитания и развития детей.

 Взаимодействие воспитателя с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества. Большое внимание уделяется детской индивидуальности: учитывается темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения. В целом программа основана  на личностно – ориентированной модели воспитания. Основными средствами развития в старшем возрасте являются - усвоение символических наглядных моделей, отражающих количественные отношения.

Структура программы

Раздел II “Что я знаю о себе”

( октябрь)

Темы занятий:

“Мой организм”

“Кто я такой”

“Моя семья»”

“Мои поступки”

Раздел III “ Кто такие взрослые!» 

(ноябрь)

Темы занятий:

«Дети и взрослые»

«Зачем и как работают взрослые люди»

«Зачем и как люди отдыхают»

Раздел IV «Земля - наш общий дом!» 

(декабрь)

Темы занятий:

«Живая, неживая природа и человек»

«Какие люди живут на Земле»

«Твоя страна, твой народ»

Календарно-тематический план

Месяцы

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

1 раздел Тема:

«Что я знаю о себе?

Занятие №1

“Мой организм”

Занятие №2

“Кто я такой”

Занятие №3

“Моя семья»”

Занятие №4 “Мои поступки”

Ноябрь

2 раздел

Тема:

«Кто такие взрослые?»

Занятие №5 «Дети и взрослые»

Занятие №6 «Зачем и как работают взрослые люди»

Занятие №7 «Зачем и как люди отдыхают»

Занятие №8

Декабрь

3 раздел

Тема: «Земля наш общий дом»

Занятие №9 «Живая, неживая природа и человек»

Занятие №10 «Какие люди живут на Земле»

Занятие №11 «Твоя страна, твой народ»

Занятие №12

Содержание программы

Раздел  I“ “Что я знаю о себе”

Реализуется 4 занятиями: “Мой организм”; «Кто  я такой»; “Моя семья»”, «Мои поступки”. Данные занятия помогают формировать у ребенка представления о своей принадлежности к человеческому роду. Воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли. Бережно относиться к своей семье, своему роду, друзьям, другим людям, животным.

Раздел II «Кто такие взрослые»

Реализуется 3 занятиями: «Дети и взрослые», «Зачем и как работают взрослые люди», «Зачем и как люди отдыхают». Цель данного раздела — поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности. Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Раздел III «Земля наш общий дом»

Реализуется 3 занятиями: «Живая, неживая природа и человек», «Какие люди живут на Земле», «Твоя страна, твой народ» Занятия данного раздела помогают воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Содержание занятий (приложение 8)

 

Итак, на основе представленной программы формирования социально-коммуникативного развития  у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Формируются способности социальной адаптации и стрессоустойчивости  детей в современных быстроменяющихся условиях;
  2.  Развивается уверенность в собственных силах, а также способность наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
  3. Приобретаются навыки самостоятельного выбора и построение детьми подходящих, в зависимости от ситуации, форм реакций и действий в разных ситуациях.
  4. Развиваются коммуникативные навыки, происходит повышение представлений о собственной ценности.

Конспекты занятий:

Занятие 1. “Мой организм”

Цель: формировать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить из каких частей состоит мое тело).

Задачи: - продолжать учить детей беречь себя и свое тело, бережно относиться к своему организму; 

Материалы: плакат с изображением человеческого тела и внутренних органов, мешочек, предметы гигиены, наглядный материал (части тела); аппликация: готовые формы с изображением предметов гигиены, лист с изображением Ежика; аудиозапись для игры «Не пропусти ошибку»

Ход занятия

Организационный момент

1.Приветствие

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Как настроение, покажите свои улыбочки и веселые глазки! Давайте, скажем доброе утро нашему телу.

«С добрым утром!»

– С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз)

– Вы проснулись? (смотрим в бинокль)

– С добрым утром, ручки! (поглаживаем)

– Вы проснулись? (хлопаем) – С добрым утром, ножки!

– Вы проснулись? (топают)

– С добрым утром, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу)

(Дети садятся на свои места. Воспитатель начинает рассказ).

Основная часть.

2.Беседа «Наше тело»

 Воспитатель: - На Земле живет много людей. Все они разные. Но они имеют свое тело и этим похожи друг на друга. (Рассказ воспитателя у плаката).

Тело человека состоит из головы, туловища, двух верхних конечностей это руки и двух нижних конечностей это ноги. Тело человека гибкое и подвижное. Человек способен управлять им, потому что в голове человека находится мозг. Голова соединяется с туловищем при помощи шеи. Проверим, нужна ли она нам. Давайте проведем эксперимент. Сядьте прямо и запомните то, что видите. (Дети запоминают). А теперь поворачивайте голову то в одну сторону. То в другую. (Дети выполняют). Теперь вы увидели гораздо больше. Верхние конечности человека—это руки. Что умеют руки? Сильные руки удерживают штангу. Умелые руки повара готовят еду. Ласковые руки мамы гладят. Нижние конечности это ноги. При их помощи мы стоим и ходим.

Воспитатель: ребята, к своему телу необходимо относиться бережно.

Ребята, а давайте найдем с левой стороны нашего туловища то место, где слышно, как бьется сердце.

Тук, тук, тук
Стучит сердечко,
Точно также,
Как мотор.
Если так стучит сердечко,
Значит, человек здоров.

А теперь послушаем его и посчитаем его удары от 1 до 10.

Ребята, как работает сердце, можно еще определить по пульсу. (Поясняет, как это сделать.) В течение всего дня мы несколько раз послушаем по пульсу, как работает сердце.

Воспитатель. А сейчас мы немного отдохнем.

3.Физ.минутка

Живут мальчики – веселые пальчики.
Озорные ножки ходят по дорожке.
Шея крутит головою,
Повторяйте все за мною.
Вправо, влево оборотик,
Покажите мне животик.
Наше тело подтянулось
И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна
Стала ровною спина.
А теперь все подтянулись
И друг другу улыбнулись.

4. Беседа на тему: «Наш организм»

- Ребята, как вы думаете, а откуда к нам в кровь поступают полезные вещества?

Правильно, они поступают вместе с пищей, которую мы едим.

- Как же пища попадает к нам внутрь?

Правильно, через рот. А что же дальше? Вот, например, мы едим яблоко. Сначала мы его хорошо пережевываем, а потом что делаем? (Ответы детей.)

Да, мы его глотаем. И вот дальше происходят чудеса. Яблоко опускается в пищевод и по нему отправляется в желудок. Желудок, - это наша «внутренняя кухня». Здесь яблоко переваривается и попадает в кишечник. Потом полезные вещества из яблока попадают в кровь, а она разносит их по всему организму. Бесполезные вещества выходят наружу.

Вот, ребята, мы немного разобрались в том, что происходит у нас в организме с нашей пищей.

А теперь давайте поговорим о том, как мы с вами дышим. Дышит все живое. И растения, и животные, и, конечно, человек. Мы не можем не дышать, даже если захотим. Легкие, как и сердце, постоянно работают. Только они перегоняют воздух. Когда мы дышим, то вдыхаем и выдыхаем воздух. При вдохе воздух попадает в нос, затем он опускается в трахею. Это такая трубка. От трахеи отходят в стороны две трубки. Они называются бронхами. И уже по ним воздух попадает в легкие. Легких у нас два - правое и левое. Они, как и сердце, защищены ребрами. Они берут из воздуха кислород, а выдыхаем мы уже использованный воздух. А чтобы легким легче дышалось, воздух должен быть чистым и свежим. Поэтому надо проветривать помещение, где находятся люди. Еще очень хорошо очищают воздух комнатные растения. Их надо обязательно иметь в помещении.

Ребята, я вас попрошу свою руку положить на грудную клетку и набрать носом воздух. Вы заметили, как у нас приподнялись ребра? Это значит, что, легкие набрали воздух. А когда мы выдохнули использованный воздух, то легкие опустились.

Вот, ребята, сколько мы сегодня узнали о работе нашего организма. А когда вы пойдете в школу, то там узнаете об этом еще больше.

5.Игровое упражнение «Послушаем свой организм»

Цель. Познакомить детей с элементарными приемам: релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

Содержание. Воспитатель предлагает детям удобно сесть или лечь, закрыть глаза, расслабиться (расслабить руки, ноги, все тело, прислушаться к себе, к тому, как работают внутренние органы организма (как пульсирует кровь в такт ударам сердца, как ровно мы дышим, находясь в спокойном состоянии, и т. п.).

6. Итог занятия.

Воспитатель. А теперь, ребята, подумайте и ответьте на вопросы:

- Где воздух чище: в городе или на селе? Почему?

- Для чего человеку нос?

- Для чего нужны зубы?

- Подумайте и расскажите, для чего ест человек?

- Какую роль играет сердце, на что похожа его работа?

- Что разносит кровь по всему телу?

- Что делают ногами и руками?

- Как измерить рост и вес человека?

7. Рефлексия. Воспитатель:

- О чем мы беседовали?

- Что нового вы узнали?

- Перечислите части тела, которые вы запомнили.

Занятие 2. “Кто я такой ”

Цель: Познакомить детей с историей возникновения.

Задачи: 1.Познакомить детей с историей происхождения имен. 2. Учить находить среди сверстников общее и различия. 3.Формировать умение высказывать свои чувства, мысли, желания;

1. Организационный момент:

Катя, Рома – покажитесь,

Даши – обе потянитесь,

Ярослав – поклонись,

Эвелина и Полина – распрямитесь,

Жени – вместе улыбнитесь,

Познакомились – садитесь.

Вносится новая кукла.

Воспитатель: Кукла впервые пришла в детский сад и еще никого не знает. Как ей быть? (ответы детей)

-Ребята в вы помните, как вы впервые пришли в детский сад?

-Как вы познакомились с другими ребятами?

-Как находили друзей?

2.Знакомство с куклой.

Воспитатель от имени куклы называет имя и узнает имена детей.

Воспитатель (после знакомства со всеми). Очень приятно было со всеми познакомиться!

3.Знакомство с происхождением фамилий.

Воспитатель. Всегда ли можно узнать и найти человека по имени?

-Для чего нужны фамилии?

- Как вы узнаете, если я позову Дашу? Ведь у нас в группе несколько девочек с таким именем.

Какие фамилии у Дим и у Саш?

-Как сейчас вас называют взрослые, пока вы еще дети?

-Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?

-Как вас можно назвать ласково?

-Как вас называют дома родители, бабушка и дедушка?

4.Физкультминутка «Буратино»

5.Работа по книге  «Тайна имени»

-Что обозначает имя?

6. Беседа по картинкам:

Воспитатель показывает картинки с изображение грудного ребенка, ребенка дошкольника, подростка, взрослого человека.

- Как вы думаете, что их всех объединяет? (Это люди)

- Чем люди отличаются от животных? (речью, внешним видом, умение тру-диться)

- А мы с вами люди? (да)

- У каждого ли человека есть имя? Откуда у человека берется имя? (дается при рождении).

 История возникновения имен:

- Имена, ребята стали появляться у людей давным-давно, потому что возникла необходимость как-то обращаться друг к другу. Сначала это были имена – клички, взятые от названий животных и растений: Соколиный глаз, Волк, Лось, Мудрая сова. Если в семье первый появлялся мальчик, то его звали Первушей, а третьего – Третьяк. А девочку, которая родилась весной, могли назвать Веснянка.

- Но бывают ситуации, когда одним именем названы несколько человек.

7. Знакомство с происхождением фамилий.

Воспитатель. Имя нам дают родители, а фамилия передается по наследству. Фамилии произошли от принадлежности к имени отца. Например: Иванов, Павлов, Петров, Сидоров, Кузьмин, Захаров и другие. К названию рек могут принадлежать фамилии Волжский, Днепров. Принадлежность к предмету-Шубин, Соломина, Соловьева, Пенкин. Существуют специальные энциклопедии, где мы можем узнать происхождение нашей фамилии.

Когда человек достигает совершеннолетия. Ему выдается паспорт. Сегодня его выдают уже в 14 лет. В паспорте указывается фамилия, имя, отчество человека, дата рождения, место жительства, жена, муж, дети.

-Когда к человеку обращаются по имени  отчеству? Как обращаются к сверстникам?

8.Дидактическая игра «Имя, отчество».

Дети передают куклу из рук в руки и по очереди называют свое имя и имя

9.Игра  «Чем похожи, чем отличаемся».

– А сейчас давайте выясним, что у нас общего и чем мы отличаемся. (Дети должны разделиться):

мальчики – девочки

у кого есть брат – есть сестра

у кого в одежде есть красный цвет – и нет

у кого есть пуговицы – и у кого нет

со светлыми волосами – с темными

- Что же получается мы все одинаковые и вместе с тем разные.

- Что у нас общего?

- Чем мы отличаемся друг от друга?

10. Итог занятия

Воспитатель. Много на земле людей с известными именами: Александр, Петр, Владимир, Иван?

-Какие имена знаменитых людей вы знаете?

-Много знаменитых фамилий? Назовите фамилии знаменитых людей.(ответы детей)

-Какие фамилии вам знакомы: Пушкин, Барто, Чайковский, Путин, Чуковский и т.д

Для чего же человеку нужны имя, отчество, фамилия?

Занятие 3. “Моя семья»”

Цели: формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях;

Задачи: 

1.Прививать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.

2.Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье по фотографиям.

3.Прививать  потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.

4.Воспитывать интерес к истории своей семьи

Предварительная работа:

Составление альбомов о семье вместе с родителями, беседы о работе родителей, о профессиях членов семьи, разучивание пословиц о семье.

1.Оргмомент:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о семье и узнаем что такое семья, чем она отличается от других групп людей. Как вы могли бы ответить на вопрос: что такое семья? (ответы детей).

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Только в дружной семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи- очень близкие друг другу люди. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальным словом.

2. Загадывание загадок о семье.

«Загадки про семью»

Кто не в шутку, а в серьез

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь, конечно…. (папа)

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы храма,

Не ругая нас с братишкой.

Кто же это? Наша… .(мама)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой… (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый (дед)

Воспитатель: А еще есть такие слова: есть дочь и (сын, есть братья и (сестры). (Продолжают дети)

Воспитатель: Семейные обязанности. У каждой семьи, как у отдельного человека, есть свои потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появляется у вас в тарелке, да и тарелки сами не моются. И, тем не менее, вы живете спокойно. Это значит, что кто-то о вас заботится. И эти «кто-то» - ваша семья. Сейчас об этом мы с вами и поговорим. Я буду называть по порядку обязанности, а вы подумайте, кто выполняет их в вашей семье (ответы детей). Эти обязанности пока выполняют старшие члены вашей семьи. Но когда вы подрастете, вы научитесь все это делать самостоятельно.

3.Чтение сказки: З И. Гамазкова «Волшебная семья»

ВОЛШЕБНАЯ СЕМЬЯ

В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала: — Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели! А Петя:— Не хочу!

— Петя, — удивилась мама, — ты почему меня не слушаешься?

— А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!

— Ну тогда, — сказала мама, — я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» — а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»

— А я тогда, — сказал папа, — не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» — а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»

— Вот оно что, — сказал дедушка, — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

— Ах так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!

И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!

И тогда Петя закричал:

— Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!

И Петя стал слушаться маму.

А мама — папу.

А папа — дедушку.

А дедушка — бабушку.

А бабушка — Петю.

Что произошло в этой семье?

Плохо это или хорошо, что все перестали помогать друг другу?

Как в семье необходимо жить?

4.Физминутка «Семейная зарядка» 
- А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку: 

Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками) 
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте) 
Встанем в круг и попорядку 
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг) 
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить) 
Папа бодро приседает, (присесть и встать) 
Повороты вправо-влево 
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища) 
А я сам бегу трусцой (бег на месте) 
И качаю головой. (наклоны головы вправо-влево) 

5.Дидактическая игра «Кто какой?» (игра с мячом) 
- Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи. 
Дети садятся на ковёр, воспитатель по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно. 
Мама (какая?) добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, умная; 

Папа (какой?) строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый; 

Бабушка (какая?) старенькая, добрая, ласковая, седая, заботливая; 

Дедушка (какой?) старый, умный, седой, добрый;

6.Рисунок «Мое генеалогическое дерево»

(воспитатель показывает рисунок, на котором изображено генеалогическое дерево) .

Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно по правилам:

1. На вершине дерева найдите ячейку. Нарисуйте себя.

2. В ячейках, которые находятся справа и слева, нарисуйте своих родителей.

3. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками.

(Дети рисуют своих родственников. После выполнения задания, ребята показывают друг другу деревья, обмениваются впечатлениями).

Завершить нашу встречу хочу стихотворением.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Игра: "Что бы вы хотели пожелать своей семье?"

  (пожелания детей своей семье)

Занятие 4. «Мои поступки»

  Конспект занятия «Человек и его поступки»

Цель: формирование положительного отношения к себе.

Задачи:

- конкретизировать первоначальные представления о себе (чувства, поступки, поведение);

- способствовать проявлению потребности в ориентации на социально - одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения;

- актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности.

Оборудование: игрушка мишка, настольно-печатная игра «Хорошо-плохо», «цветок доброты», книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», картинки с изображением добрых и злых героев сказок

Ход занятия:

1.Оргмомент:

Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного мишку, который держит в лапках картинки.

Воспитатель. Что случилось, Миша? Почему ты такой грустный?

Мишка. Мне мама прочитала очень интересную книгу (показывает детям книгу В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»). Мы с ней подобрали картинки о хороших и плохих поступках. Я очень захотел показать их вам, но по дороге в детский сад нечаянно уронил их, и они все перепутались. Помогите, пожалуйста, разложить картинки правильно.

Воспитатель. Миша, наши ребята не только помогут тебе, но и расскажут о том, какие бывают поступки!

2.Игра «Хорошо-плохо»

По предложению воспитателя дети раскладывают на фанелеграфе картинки на две группы: слева от Мишки – с изображением социально одобряемых поступков, справа – с изображением плохих поступков.

Воспитатель. Ребята, расскажите Мишке о том, какие посткпки считаются хорошими.

Дети. Хорошие поступки – помогать другим людям, называть их по имени, заботиться о них, говорить добрые слова, здороваться при встрече, прощаться при расставании, благодарить за помощь, бережно относиться к игрушкам, мебели, вовремя умываться, не пачкать одежду, самостоятельно раздеваться, одеваться, аккуратно складывать свои вещи.

Почему нужно стремиться к тому, чтобы совершать хорошие поступки?

Дети. Они нравятся другим людям, радуют их.

Воспитатель. Ребята, а какие поступки плохие?

Дети. Плохие поступки – обзывать, пугать, грубо разговаривать, жадничать, капризничать, быть неряшливым, неопрятным, неаккуратным.

Воспитатель. Почему нельзя совершать плохие поступки?

Дети. Они не нравятся другим, огорчают их.

3.Решение проблемных ситуаций:

Проблемные ситуации

1.За Катей пришла бабушка. Катя, одеваясь, говорит: «Я с Наташкой Ивановой больше не дружу. Она меня назвала Катькой». Почему Катя не может обижаться на Наташу? Что она должна сделать?

2. Воспитатель входит в группу и говорит: «Юра, за тобой сегодня пришел папа. Он в раздевалке». Обрадованный мальчик бросил машинку, не убрал кубики, с которыми играл, крикнул: «Ого, папа пришел!- и выбежал из группы.

 -Какие ошибки допустил мальчик?

-Как он должен был поступить?

-Как поступаете вы, когда за вами приходят родители?

3. Тебе мама подарила игрушку. Ты хочешь рассказать об этом по телефону другу. Как ты это сделаешь? (обыгрывание ситуации)  

4.Речевая игра «Самые хорошие поступки»

Дети встают в круг. Воспитатель предлагает каждому ребёнку подумать о том, какой лучший поступок он совершил сегодня, и рассказать о нём. Дети поочерёдно рассказывают о своих добрых поступках.

Воспитатель предлагает детям вспомнить выученные ранее пословицы и поговорки о поступках людей.

5.Дидактическая игра «Добрые и злые герои сказок»

Дети раскладывают картинки так, чтобы на одной стороне оказались добрые герои сказок, а на другой – злые.

Вопросы детям.

- Почему вам нравятся добрые герои сказок?

- Какие добрые поступки они совершили?

- Что нужно для того, чтобы злые герои сказок не огорчали других?

6.Речевая игра «Цветок доброты»

Воспитатель говорит сидящему рядом ребёнку доброе слово и даёт ему в руки «бутон цветка», тот передаёт его следующему со своим добрым словом. Воспитатель положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на умение говорить доброе слово с улыбкой и , глядя в глаза, благодарить за него. В конце игры он показывает детям «цветок доброты», распустившийся из бутона.

Воспитатель. Ребята, что сегодня нового вы узнали на занятии?

Дети отвечают.

Молодцы! Вы правильно объяснили Мишке, что поступки бывают разные: хорошие и плохие. Хорошие поступки нравятся другим людям, они их радуют, плохие – не нравятся, огорчают. Каждый человек хочет быть нужным другим людям, делать им приятное. Люди замечают и ценят это.

7.Итог (воспитатель предлагает детям нарисовать «Дерево доброты»

Рисование «Дерево доброты»

Попросить детей нарисовать дерево доброты. На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых людей в своей жизни они вспомнят.

Занятие 5. «Дети и взрослые»

Цель: учить детей дифференцировать других людей по полу, возрасту. Распознавать детей и взрослых как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

Задачи:

- Дать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми и детьми.

-Формировать уважение, доверие, взаимопонимание и желание взаимопомощи.

- Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, близким взрослым.

-Воспитывать доброе отношение к взрослым.

Ход занятия

1.Оргмомент (Педагог сидит на коврике и рассматривает фотографии). Дети замечают это, и с любопытством подходят и спрашивают: «Что ты делаешь? ».Педагог: «Рассматриваю фотографии. Вы узнаёте, кто это? ».Дети: «Это мы! ».

2. Беседа «Кто такие взрослые?»

- А какие вы здесь? (Маленькие, хорошие)

- Как вы догадались, что на фотографии вы маленькие? (Маленькие ручки, ножки, маленький рост)

- А какая у вас одежда? (Тоже маленькая)

- Взрослые могут носить такую маленькую одежду? (Нет)

- А чем ещё отличаются взрослые от детей? (Ответы)

Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы — люди. Но дети и взрослые отличаются друг от друга: дети маленькие, еще мало знают, мало умеют, а взрослые большие, сильные, умеют читать, писать, готовить пищу, защищать слабых, работать.

Взрослые, как и дети, могут огорчаться и радоваться, болеть и выздоравливать, смеяться и плакать... Все взрослые раньше были детьми, потом они выросли, многому научились и теперь сами учат детей. И вы обязательно станете взрослыми и обязательно будете умными и умелыми.

3.Чтение стихотворения И. Демьянова

-Послушайте, я прочитаю стихотворение И. Демьянова:

- Не хочу расти я, мама! –

Повторяет сын упрямо.

- Не хочу расти я, мама! –

Мама сыну своему:

- Отчего? И почему?

Сын смахнул слезу украдкой

И сказал, взглянув на мать,

- Потому что из рогатки

Стыдно дяденьке стрелять!

- А что ещё взрослые не делают? (не катаются на детских велосипедах, не носят бантики и т. д.)

- А вы взрослые или дети? (Дети)

- Как вы догадались, что вы дети? (Мы маленькие, ходим в детский сад, нас мамы кормят, укладывают спать и т. д.)

- Правильно, вам ещё нужна забота взрослых.

- Ребята, а дети могут заботиться о взрослых? (Разные ответы)

- Конечно же, только по - другому (жалеть взрослых, слушаться их, не расстраивать и т. д.)

- Ребята, а когда вас приводят в детский сад, куда уходят ваши родители? (На работу.)

- А зачем они ходят на работу? (Деньги зарабатывать.)

- А дети ходят на работу? А почему? (Мало знаем, не учились, маленькие.)

- Правильно, чтобы ходить на работу, надо подрасти, выучиться в школе, в институте, надо много знать и уметь.

4.Игра «Курочка-хохлатка»

- А сейчас мы поиграем в игру «Курица – хохлатка» и мы увидим, как заботится мама - курица о своих детях.

- Сначала я буду взрослой курочкой, а вы мои цыплята.

- Какие бывают цыплята? (Маленькие, беззащитные). Что они чувствуют? (Играют, ищут зёрнышки, прячутся под крылышко курочки, когда испугаются и т. д.)

- А курочка какая? (Смелая, храбрая и т. д.)

- Что она чувствует? (Ответственность, любовь к своим цыпляткам, она защищает и оберегает своих цыплят, следит, чтобы они не потерялись)

Вышла курица – хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курица: ко – ко.

Не ходите далеко.

На скамейке, у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

И цыпляток догоняет.

- Понравилось вам быть цыплятами? (Ответы детей)

- А теперь попробуйте роль взрослой курочки. Эта роль очень ответственная, оберегайте лучше своих цыплят от кошки.

Игра повторяется.

- Пройдёт много лет, и вы тоже станете взрослыми. А что для этого надо? (Подрасти, слушаться взрослых, помогать им, выучиться в школе, институте и т. д.)

Итог занятия.

Занятие 6. «Зачем и как работают взрослые?»

Цель. Познакомить детей с разными профессиями; обогатить словарь словами: фермер, менеджер.

Материал.

иллюстрации с изображением профессий, предметов, с которыми работают люди разных профессий, книги о труде людей разных специальностей.

Ход занятия

Воспитатель. Кем становятся дети, когда вырастают?

Ответы детей.

Воспитатель. Чем взрослый отличается от ребенка?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, ребята, взрослый человек по сравнению с ребенком большой и сильный, образованный, потому что много учился и прочитал много - много книг. У взрослого человека есть семья, растут дети. Вы ходите в детский сад, а куда ходят взрослые?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, взрослые ходят на работу. Взрослый человек имеет профессию, то есть умеет делать свое дело очень хорошо. Когда вы вырастете, то тоже обязательно получите какую-нибудь профессию. А дел интересных очень много вокруг. Выбирайте любое!

Послушайте стихотворение Д.Родари "Чем пахнут ремесла".

Чтение отрывка наизусть ребенком.

Воспитатель. О каких профессиях говорится в стихотворении?

Ответы детей.

Воспитатель. А какая профессия, на ваш взгляд, самая главная?

Ответы и рассуждения детей о важности всякой работы.

Воспитатель. Действительно, важны все работы. Главное - любить свой труд, относиться к нему добросовестно, с душой.

Люди давно это поняли и сложили немало пословиц и поговорок о труде. Давайте их вспомним.

Воспитатель читает начало пословицы, а дети заканчивают фразу.

Без труда: не вынешь рыбку из пруда.

Без труда: нет добра.

Не за свое дело не берись.. а за своим делом не ленись.

Без дела жить,.. только небо коптить.

Без труда: хлеб не родиться никогда.

Каков мастер,.. такова и работа.

Делу время - : потехе час.

Недаром говорится, что: дело мастера боится.

Маленькое дело: лучше большого безделья.

Воспитатель. Расскажите, дети, кем работают ваши мамы, папы, дедушки, бабушки?

Ответы детей.

Игра "Чей инструмент"

Воспитатель демонстрирует карточку с изображением предметов, дети называют профессию человека, который может с ним работать.

Воспитатель. Иногда названия профессий изменяются в зависимости от того, кто этой профессией занимается женщина или мужчина. Если мужчина - портной, то женщина - портниха.

Если ткач - ткачиха (повар, учитель, спортсмен, певец, художник, продавец, актер, воспитатель).

Ответы детей.

Воспитатель. Итак, давайте вспомним. Вы рассказали о разных профессиях, но самое главное, что все вы хотите выполнять важную и нужную всем работу.

Профессий много разных есть,
И все их нам не перечесть.
Не так уж важно, кем нам быть,
Достаточно свой труд любить!

Занятие 7. «Зачем и как люди отдыхают?»

Задачи: 

- Познакомить детей с понятием «отдых», и показать его необходимость. Раскрыть возможное содержание отдыха; учить интересно проводить свободное время; дать понятие, что во время

отдыха человек восстанавливает силы.

-  развитие речи посредством беседы.

- Воспитывать у детей заботу друг о друге и о взрослых.

Материалы к занятию: иллюстрации из комплекта наглядных пособий «Ребенку о его правах», «Право ребенка».

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим разговор о правах и обязанностях человека – гражданина. В нашей стране ещё в 1990г. Была принята «Конвенция о правах ребенка», где сказано, что и вы, ребята, являетесь полноценными гражданами России и имеете свои права. (Стук в дверь, заходит почтальон)

Почтальон. Ребята, я сегодня разнёс очень много писем, но это какое-то необычное. Написал вам его какой-то дядя Фёдор. Он вам знаком?

Дети. Да. Это герой мультфильма «Трое из Простоквашино».

Воспитатель. Давайте прочитаем, о чём нам пишет дядя Фёдор.

«Ребята, хочу написать о том, как я провожу каникулы в Простоквашино. Здесь прекрасно отдыхается на природе. Красота кругом. Воздух чистый. Мы с Шариком ходим на охоту, он фотографирует птиц, зверей и насекомых. Кот Матроскин научил меня ухаживать за домашними животными. Питаемся мы только вкусной и полезной пищей. Посоветуйте, что еще можно делать во время отдыха. С уважением е вам, дядя Фёдор»

Воспитатель. Вот ребята вы слышали, как дядя Федор проводит каникулы. По конвенции он имеет право на отдых. И вы ребята имеете права на: полезное и качественное питание;

на медицинскую помощь; образование; заботу со стороны взрослых; досуг; право на жизнь и право на отдых. Давайте вспомним, как вы отдыхаете, чем занимаетесь в свободное время?

Дети. Гуляем, смотрим телевизор, играем, читаем, летом ездим отдохнуть на море и т. д.

Воспитатель. Для чего нужен отдых?

Дети. Чтобы набраться сил

Воспитатель. Молодцы ребята. Все эти мероприятия можно назвать отдыхом. Так давайте все же дадим точное определение отдыху.

Дети. Отдых - это проведение времени без занятий для восстановления сил.

Воспитатель. Ребята, давайте отдохнем немножко, восстановим свои силы.

Физминутка.

Отдых нам - физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз - присели, два - привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

(Соответствующие движения)

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать потом разжать

Руки вниз и так стоять

Наклониться вправо, влево

И садиться вновь за дело.

Воспитатель. Ребята, давайте подумаем и приведем примеры. От чего люди могут устать?

Дети. От физического и умственного труда.

Воспитатель. А теперь давайте немножко поиграем.

Дети. В школе от занятий, от шума.

Воспитатель. А как вы отдыхаете в школе, а дома на выходных, каникулах? А какой отдых бывает?

Дети рассказывают.

Воспитатель. Ребята, отдых бывает активный и пассивный. А что значит отдыхать активно?

Дети. К активному отдыху относиться прогулка на свежем воздухе, разные игры и т. д.

Воспитатель. А к пассивному отдыху, что можно отнести?

Дети. Сон, просмотр телевизора или посидеть тихо на диване и т. д.

Воспитатель. Хорошо. А сейчас я вам предлагаю ответить на письмо дяди Фёдора нашими рисунками о том, как мы умеем отдыхать. Что вы изобразите на своих картинках?

Дети рассказывают, что они изобразят.

Практическая часть \Дети рисуют, воспитатель оказывает индивидуальную дозированную помощь \.

Стук в дверь и снова входит почтальон.

Почтальон. Ребята, вы приготовили ответ дяде Фёдору?

Дети. Да,

Почтальон. Молодцы, ребята, какие красивые работы у вас получились. Я их быстро доставлю по адресу.

Воспитатель и дети отдают рисунки почтальону.

Воспитатель. Ну вот мы и ответили дяде Фёдору как и зачем люди отдыхают. Теперь мы знаем, что все люди, в том числе и дети, имеют право на отдых, который записан в специальном документе, «Конвенция о правах ребенка». Что особенно вам сегодня понравилось?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель. Спасибо вам за активную работу, а сейчас пришло время отдыхать.


Занятие 8. «Живая, неживая природа и человек?»

Цель: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы.

Задача: Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы—люди—являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Материал: Объекты природы и ,,не природы’’ (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и ,,не природы’’, схемы развития и роста животного (кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, большая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина)

  Ход занятия.

1.Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

2.Беседа на тему: «Что такое природа?»

-Вы знакомы со словом ,,природа’’. А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

-Почему вы относите тот или иной объект к природе?  (предположения  детей)

-Растения, животные, птицы—они живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека)); дышат (выставить модель-дыхание (нос)); размножаются (выставить модель--размножения (цыпленок из яйца)); растут (выставить модель--роста (цыпленок—курица)).

Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.

-А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

-А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,--это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)

--Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)

-Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)

-Природа—это то, что существует без помощи человека, а ,,не природа’’—это все то, что сделано руками человека.

-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на ,,природу’’.

Вертолет похож на стрекозу.

Подводная лодка—на кита. (дети продолжают этот ряд.)

-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить.  На один мольберт поставьте живую природу, на другой—неживую природу. (дети расставляют и объясняют: живая природа—это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.) или игра «Живое—неживое»

У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом—живая природа, с другой стороны красная цветом—не живая природа. (Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д., (дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:

-Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)

 -Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается).        

3. Физкультминутка.

Руки  подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

-А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)

-Давайте выясним и докажем, что Человек—сам часть природы.

 Сначала рассмотрим как развивается и растет животное на примере кошки.

4.Работа с демонстрационным материалом (эксперимент)

-Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):

Слепой котенок—маленький котенок—подрастающий котенок—большая кошка.

-Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей)

           Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

-А теперь посмотрим как развивается и растет человек. (выставляются картинки)

  Грудной ребенок—ребенок-дошкольник—юноша—мужчина.

-Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)

            Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

-А поскольку человек—сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов,, лекарств и тот же воздух.

-Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).

-Человек—существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

-Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

5.Итог: самые старательные сегодня…., самые активные…, самые любознательные…, Самые внимательные…

-Вам, ребята, пришел подарок. (воспитатель показывает книгу, упакованную,  с надписью).

« Для ребят, которые зря цветы не рвут, траву не мнут, ветки деревьев и кустарников не ломают, птиц, насекомых и животных не обижают». Этот подарок вам прислал наш старый знакомый царь Берендей

Занятие 9. «Какие люди живут на Земле?»

Цель:

• воспитывать уважение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами.

Задачи:

• дать понятие о том, что на нашей планете много разных стран и народов;

• развивать умение ориентироваться на глобусе, находить некоторые страны;

• формировать чувство толерантности к людям не похожим на нас внешне, доброжелательное отношения друг к другу.

Материалы и оборудование: карта мира, глобус, мультимедийная презентация "Наша голубая планета».

Ход занятия

  1. Чтение и обсуждение стихотворения

В огромном небесном пространстве,

Где миллионы планет,

Есть голубая, светлая,

Лучше, прекрасней нет!

Дальние, разные страны,

Улицы и города,

Маленькие и большие,

Будут на ней всегда!

Крутятся вокруг солнышка

Горы, леса и поля.

Добрая, необъятная,

Наша родная.

Дети: ЗЕМЛЯ!

Воспитатель обращает внимание на глобус.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть на модель Земли, которая называется "глобус". Мы с вами его уже рассматривали. Ребята, расскажите, глядя на глобус, о нашей планете. Что обозначает на глобусе синий цвет?

Дети: Вода.

Воспитатель: Это моря и океаны. Кто желает показать на глобусе океаны и моря? (показ детьми).

Воспитатель: А каким цветом обозначена суша?

Дети: Зелёная и коричневая.

Воспитатель: Зеленым цветом обозначена растительность на нашей планете, а коричневым - горы и равнины. А где ещё можно увидеть изображение нашей планеты?

Дети: На карте.

Тихо звучит музыка.

Воспитатель: Мы живем на большой планете Земля. (Воспитатель крутит глобус)

На глобусе мы видим много стран.

Давайте вспомним страны, которые мы знаем.

Дети: Турция, Китай, Америка, Франция, Индия, Германия.

Воспитатель: В этих странах живут разные люди: предлагаю поиграть в игру. Я буду называть страну, а вы мне называют местных жителей.

2.Дидактическая игра «Назовите жителей страны»

Воспитатель: Россия.

Дети: Русские.

Воспитатель: Америка, Китай, Франция, Турция, Австралия. (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы. Люди в разных странах говорят на разных языках, у них есть разные обычаи, традиции, праздники, они очень разные, но дружно живут на планете Земля.

А раз люди разные, и приветствовать друг друга, здороваться принято в разных странах по-разному.

Хотите узнать как?

3.Игра - физкультминутка. "Поздороваемся"

В Китае люди здороваются, делая легкий поклон с прижатыми ладошками перед лицом.

Давайте поздороваемся по-китайски (дети повторяют движения).

В Японии здороваются, делая легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам, и чем старше человек, тем ему кланяются ниже (дети повторяют движения).

В Индии люди кланяются со скрещенными на груди руками.

В Германии люди здороваются, пожимая друг другу руки (дети повторяют движения).

В Малайзии здороваются, касаясь только кончиками пальцев (дети повторяют движения).

Эскимосы, приветствуя знакомого, слегка ударяют его кулаком по голове и по плечам.

Жители Новой Гвинеи, здороваясь, щекочут друг друга под подбородком.

Тибетцы вообще вытворяют невероятное. Снимают правой рукой шапку с головы, а левую закладывают за ухо и при этом еще высовывают язык. Так доказывается отсутствие дурных намерений.

В России полагается здороваться первым мужчине, а руку протягивает женщина.

Молодцы ребята!

Мы с вами повеселились и вспомнили разные страны, которые есть на нашей планете.

Воспитатель: Ребята, в каждом стране есть свои достопримечательности.

4.Просмотр мультимедийной презентации.

Воспитатель: «Я предлагаю вам посмотреть на экран»

• В Москве - Кремль,

• В Париже - Эйфелева башня,

• В Нью-Йорке - статуя Свободы,

• В Киеве - Киево-Печерская Лавра.

• В Китае - китайская пагода.

На нашей планете много стран, их отличает не только достопримечательности и традиции, но и разные климатические условия. На северном и южном полюсе всегда холодно, там никогда не тают льды, а на африканском континенте- люди живут в пустыне среди песков и вода у них «на вес золота», Монголия – это степная страна, Канада и часть России это тайга, Грузия, Армения, Чечня находятся в высоких горах.

  1. Беседа с использованием сюжетной картины

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть внимательно на картинку.

(На картинке изображены дети разных национальностей)

Вопросы:

- Чем отличаются дети на картинке?

Дети: отличаются цветом кожи, разрезом глаз, цветом глаз, волосы тоже разного цвета, говорят на разных языках, одеждой.

- Может ли помешать дружбе детей цвет кожи или необычное имя?

Дети: нет, не помещает. Дети всегда могут играть вместе.

Ответы детей.

6.Итог.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали много о нашей планете, планете Земля, о людях, которые на нашей планете живут и их традициях. А закончить нашу беседу я хочу стихотворением:

«Свети нам, солнышко, свети»,

Пускай смеются дети,

Пусть будет мир на всей земле.

На нашей голубой планете.

Свети нам, солнышко, свети —

Пусть ни за что на свете.

Не знают дети черных дней

На дорогой планете.

Свети нам, солнышко, свети.

Я вам желаю, дети:

Пусть будет мир на всей земле.

И солнце ярко светит!

Спасибо!

Занятие 10. «Твоя страна, твой народ»

Цель: Формировать у детей представления о планете Земля и жизни людей на ней. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей.

Задачи:

-формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.

-закрепить представления о государственном флаге и гимне России.

-воспитывать уважение и чувство гордости по отношению к государственной символике России, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

-     воспитывать патриотические чувства, любовь к родной стране, бережного отношения к ней, благодарность, желание быть достойными своих предков.

Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов о Родине: В. Степанов «Флаг России» и «Наш дом», А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Родина»,

Оборудование и материалы: Глобус, географическая карта, запись гимна России, картинки флагов разных стран, тематический уголок «Наша Родина».

Ход Занятия:

1. Шар земной передо мной.

Не такой уж он большой:

Я его верчу рукой….

И везучий я какой-

Сразу край нашел лесной:

Рядом с ниточкой-рекой

Точка-город мой родной.

(Глобус)

Правильно, ребята. Это глобус. Посмотрите, кто пришел к нам в гости (воспитатель показывает глобус с глазами, ручками, ножками)

- Скажите, а что такое глобус? (модель планеты Земля).

-Какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.

-Вот этот наш маленький гость побудет у нас на занятии и послушает, что вы знаете о своей стране и как любите свою Родину.

2. – Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Вы, конечно, уже знаете, как называется наша страна? (Россия).

Правильно, у нашей страны удивительно красивое и звучное имя – Россия. В нашей стране много всего самого прекрасного: необыкновенно красивая природа, города, замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.

«Наш дом». В. Степанов.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

- Кто из вас может показать территорию России на карте?

Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: В Европе и Азии, омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом- припекать солнце.

3. Посмотрите, на глобус. Как много стран на нашей планете.

Давайте поиграем в игру «Кто в какой стране живет?»

Наша страна Россия, а мы живущие в России- россияне.

В Италии живут –

В Англии –

В Испании –

В Америке –

Во Франции –

В Германии –

В Китае –

В Грузии –

Молодцы, как много стран и их жителей мы назвали.

-А теперь ответьте на вопрос – «Какие 3 отличительных символа есть у любой страны, в том числе и у России?» (гимн, герб, флаг).

5. Включается запись гимна России (отрывок - минусовка, дети должны встать, назвать, что услышали.

-Молодцы, правильно назвали. А что же такое гимн? (ответы детей).

Правильно, гимн – это торжественная песня. Гимн является официальным символом государства. Когда исполняется гимн? (ответы) Да, ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный.

Давайте, вспомним еще раз, как надо слушать гимн. (стоя, не разговаривать….). Правильно, таким образом гражданин страны проявляет уважение к гимну и к своей стране. Давайте, прослушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные, торжественные слова о России(включается запись, дети слушают стоя).

6. Загадка: «Дом, где мы с тобой живем,

И березки под окном,

Поле с тонким колоском

Флаг России над Кремлем

Все, что в сердце сбережем

Как все это назовем?»

(Родина)

Россия – наша РодинаРодина у нас у всех единственная, как у каждого человека одна мама, один папа, так и Родина у каждого бывает одна.

В народе говорят«Русский человек без Родины не живет» Вспомните, а какие еще пословицы о Родине мы учили. Спросить как дети понимают ту или иную пословицы.

-А сейчас мы с вами будем выкладывать из букв слова Родина и Россия (дети работают за столами и у доски).

-Родина и Россия – это великие слова и наш народ тоже велик. Какой праздник готовится отмечать наша страна и мы с вами? (9 мая, День Победы).

Летом 22июня 1941 года Германия напала на нашу страну. И встала вся страна, весь народ на борьбу с фашистами. (включить запись песни «Вставай, страна огромная!»)

Долгих 4 года шла кровопролитная война. Много людей погибло, защищая нашу Родину.

У стен Кремля в Москве горит Вечный огонь славы героям, павших в боях. Всем нашим защитникам, ветеранам мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным небом.

И сейчас мы с вами нарисуем небольшую поздравительную стенгазету для ветеранов, которые придут к нам в детский сад и мы будем показывать для них концерт.

     Когда 9 мая вы увидите человека с орденами, подойдите и поздравьте его с праздником Победы, скажите ему спасибо за то, что он защищал нашу страну от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы помним о них.

(Дети рисуют. Коллективная работа «Салют над Кремлевской стеной у Вечного огня»)

7. –Посмотрите, на нашего гостя. Как, вы думаете, ему понравилось наше занятие? Да, ему очень понравилось как вы отвечали. Что это? Письмо? (воспитатель зачитывает письмо):

«Ребята, какие вы молодцы! Много знаете о своей стране. Эта красота, эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки даны нам свыше. А наши деды и прадеды сохранили их для вас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской. А теперь уже ваша очередь – беречь, хранить, защищать родную Землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину Россию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста седьмого года жизни по теме «Наша Родина - Россия»

Краткая аннотация работы:Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знани...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

«Формирование социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности».

laquo;Формирование социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»....

опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»

laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...

Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упражнений

Формирование социально - коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и упрежнений...