Главные вкладки

    Игры для развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Таймолкина Елена Евгеньевна

    Согласно ФГОС ДО среди  задач социально-коммуникативного развития детей наибольшую сложность у педагогов вызывают задачи, направленные на развитие навыков общения и самоконтроля, развитие устойчивого интереса к сверстнику и умение давать доброжелательную оценку другим людям, выслушивать мнение своих товарищей и коррекцию импульсивности. Наиболее эффективным методом работы в данном направлении являются игры. Эти игры могут проходить в течение всего дня. Вначале их организует педагог. Затем инициаторами выступают сами дети.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_pedagoga-psihologa.docx24.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры для развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

    «Люблю – не люблю»

    Цель: Учить устанавливать доброжелательные отношения, умение выслушивать мнение своих товарищей; развитие навыков общения.

    Ход упражнения

    Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

     «Зеркало»

    Цель: развитие навыков самоконтроля

    Ход упражнения

    Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

    другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять  движения.

    Варианты:

    воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие

    -«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный)

     «Волшебная палочка»

    Цель: развитие навыков общения

    Ход упражнения

    «Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

    Варианты: 

    -передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;

    -передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

    Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:

    -глядеть друг другу в глаза

    -вставать, если согласны с высказыванием  принимающего

    -передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему

     «Снежная королева»

    Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

    Ход упражнения.

     Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

    Игра «Огонь, вода, земля, воздух» 

    Цель: Развитие навыков самоконтроля; изображение внешнего мира с помощью средств понимания.

    Ход упражнения

    Играющие стоят по кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, напрячься, как бы врасти в землю; если скажет слово «вода», то вытянуть руки вперед и сделать «плавательное» движение; на слово «воздух» — поднять руки вверх - вдох; опустить - выдох; на слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

    Игра«Эхо»

    Цель: развитие навыков самоконтроля

    Ход упражнения

    Воспитатель (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.).  Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

    Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух.

    «Радио».

    Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.

    Ход упражнения: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.

    Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.

    "Остров Великанов". 

    Цель: научить сосредоточиванию; коррекция импульсивности.

    Ход упражнения

    - Ребята, мы с вами попали на остров Великанов. Уже из названия острова понятно, кто его жители. Кто, ребята? Здесь нельзя громко разговаривать, только шепотом.

     Инструкция. Ведущий загадывает детям загадки. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет "три" они должны будут все вместе прошептать ответ на загадку. Примечание. Дети отгадывают загадки о героях сказок.

    Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит)

     Она красива и мила, Имя ее от слова "зола". (Золушка)

    Из муки он был печен, На сметане был мешен. На окошке он студился, По дорожке он катился. Был он весел, был он смел И в пути он песню пел. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка. А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису, От нее уйти не смог. Что за сказка? (Колобок)  ---

    «Котелок отличного настроения»

    Цель: развитие воображения; повышение уверенности в себе.

    Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски;

    набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей, пластилин.

    Ход упражнения

    -Сегодня мы с тобой побудем настоящими волшебниками, и сварим отличное настроение! Да-да, именно его! А знаешь как? Для этого у нас с тобой есть волшебный рецепт!  

    Сегодня мы будем варить настроенье.

    Положим чуть-чуть озорного веселья,

    100 грамм баловства,

    200 грамм доброй шутки

    И станем все это варить 3 минутки.

    Затем мы добавим небес синевы

    И солнечных зайчиков пару.

    Положим еще свои лучшие сны

    И ласковый голос мамы.

    Теперь мы это перемешаем!

    Заглянем под крышку…

    А там у нас  у нас не варенье!

    Там наше отличное настроение!

    -Итак, что же нам потребуется? Озорное веселье, баловство, шутки, небес синева, солнечные зайчики, лучшие сны и голос мамы.Ты готов/а приступить к волшебству? Да? Тогда начинаем!

    Инструкция. Педагог  выбирает вместе с ребёнком какую-нибудь красивую кастрюльку. Дальше решите, что из волшебных ингредиентов вы нарисуете, слепите из пластилина, а что просто озвучите или изобразите другим способом. Допустим, небо, улыбку, и иллюстрацию к лучшему сну можно нарисовать или слепить из пластилина. Солнечный зайчик и озорное веселье изобразить с помощью пантомимы, а шутку просто рассказать.

    Когда все ингредиенты будут продуманы и готовы – начинайте волшебство.

    Взяв котелок, начинайте вместе с ребёнком читать стихотворение и по ходу его добавляйте соответствующие компоненты. То, что сделано своими руками – кладите в котелок, то, что вы решили изобразить пантомимой  - покажите. А то, что захотели сказать – скажите, заглядывая внутрь котелка.

      По завершению упражнения  можно спросить  ребёнка, что ему больше всего понравилось? Хотел бы он что-нибудь изменить в рецепте, добавить что-то своё? А что бы он ещё хотел сварить? Пофантазируйте, приготовьте  что-нибудь по своему рецепту.

    Примечание: Данное упражнение хорошо использовать и в такие моменты, когда у ребёнка непосредственно случилась какая-нибудь неприятность, он о чём-то грустит, переживает. Проговорите с ним, что именно его беспокоит, и предложите вместе «поколдовать». Придумайте, что бы ему в этой ситуации помогло, что для этого можно приготовить – и воплотите задуманное.

    «Водитель машины»

    Цель: развитие коммуникативных навыков, развитие самоконтроля, умения концентрироваться, брать на себя ответственность.

    Необходимые материалы: музыкальные записи с четким ритмическим рисунком.

    Ход упражнения: Один из играющих встает впереди с закрытыми глазами, изображая согнутыми в локтях и сцепленными руками бампер машины. Второй управляет им сзади, изображая водителя машины. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаза, проверяя, правильно ли ведет «водитель», то есть полностью довериться своему партнеру по игре. «Водитель» же должен вести свою «машину» аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий». Музыкальное сопровождение может настраивать «водителя» на заботливый, бережный лад, а может и провоцировать «крутые виражи» и рискованные «маневры». Важно, чтобы ситуация у «водителя» была под контролем и «машина» оказалась в целости и сохранности. В процессе игры партнеры меняются ролями.

     «Земля и луна»

    Цель: развитие самоконтроля, чувства принадлежности к группе, создание положительного эмоционального фона.

    Необходимые материалы: круглая скатерть или что – то подобное ей, один большой и один маленький мячи, запись спокойной (космической) музыки.

    Ход упражнения: Дети становятся в круг. Обеими руками берут скатерть и держат ее на уровне бедер. Педагог кладет на скатерть мяч. Это – Земля. Дети пробуют катать землю по кругу (по небу, по космическому пространству). Затем кладется второй, маленький мячик. Это – Луна. Обе планеты должны катиться по кругу, и не должны упасть. Возможно постепенное усложнение игры с добавлением других планет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения".

    Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче...

    Методическая разработка: «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»

    План 1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей3. Использование музыкально-дидактических игр и упражнен...

    "Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"

    1.Актуальность темы.2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.5.Описание коммуникативных игр,  на...