Главные вкладки

    Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
    статья (старшая группа) по теме

    Долматова Елена Владимировна

    В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Материал статьи включает анализ  наблюдений за игровой и образовательной деятельностью дошкольников, а также анализ уровней сформированности коммуникативной компетентности старших дошкольников. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx29.48 КБ
    Файл prezentatsiya_k_state.pptx199.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

    Автор: Е.В. Долматова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 71 города Ельца «Румяные щечки», г. Елец, Липецкая область

    научный руководитель: Ж.В. Чуйкова, кандидат  педагогических наук, доцент

    Аннотация: в статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Материал статьи включает анализ  наблюдений за игровой и образовательной деятельностью дошкольников, а также анализ уровней сформированности коммуникативной компетентности старших дошкольников.

    Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, коммуникативная компетентность, сюжетно-ролевая игра, дошкольное образование, дети старшего дошкольного возраста.

    В последние годы педагоги и психологи обращают особое внимание на проблемы общения дошкольников со сверстниками, выражающиеся  в неспособности находить подход к партнеру по общению, адекватно демонстрировать свою симпатию к конкретному человеку,  неумении  сопереживать в грусти и радоваться достижениям других людей, выражать свои чувства, мысли, ощущения (Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, А.Б. Добрович, Н.Д. Никандрова, В.А. Кан-Калик, М.И. Лисина, Ф. Хопкинс, Д.У. Илкинз и др). Между тем, именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития речи, осознания своего речевого опыта, решения коммуникативных задач, овладения коммуникативными навыками (Е.А. Ленская, З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая, В.И. Верещагина и др.) [1].

    В современном  отечественном образовании  новым подходом в оценке его качества  является компетентностный подход. Целью  данного подхода является овладение ребенком в процессе образования набором компетентностей - интегративных личностных характеристик, определяющих его способность к решению всякого рода задач жизнедеятельности  (Е.А. Ленская, З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая, В.И. Верещагина и др.) [3].

    Раскрывая сущность компетентностного подхода, многие исследователи (Л.В. Свирская, Г.А. Федотова, А.В. Хуторской и др.) выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность. При этом ученые рассматривают компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а компетентность как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [5].

    М.В. Крулехт, рассматривая понятие компетентность, относительно дошкольного периода, формулирует следующее определение: «компетентностью является способность и готовность  ребенка решать какие-то проблемы, задачи  в познании,   общении,   специфических видах деятельности» [2].

    Одной из важных составляющих компетентностного подхода является «коммуникативная компетентность». По мнению В.Н. Кунициной «коммуникативная компетентность это – умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенном круге ситуаций» [6].

    Л.А. Петровская дает свое определение данного понятия: «коммуникативная компетентность - умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения» [4].

    Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что, несмотря на широкий научный интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности  нет ее однозначного определения в психолого-педагогической науке. Для нашего исследования значимым является определение  С.Е. Максимовой, которая рассматривает коммуникативную компетентность дошкольников, как совокупность умений: умение пользоваться речью, включающее знание норм и правил поведения; умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации; умение вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение; умение слушать и слышать собеседника в процессе  общения [3].

    Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетентности у дошкольников является игра. Вербальные контакты детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в сюжетно-ролевой игре. Ее влияние на формирование коммуникативных умений заключается в том, что благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению, ребенок знакомится с нормами поведения и правилами взаимоотношения между людьми, учится проектировать свое речевое поведение. В настоящее время в научной литературе представлено значительное количество исследований, в которых сюжетно - ролевая игра рассматривается учеными как средство разностороннего развития ребенка:  

    - средство формирования общения дошкольников (К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, М.И. Лисина, А.П. Усова и др.;

    - средство творческого развития дошкольников (Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и др.);

    - средство обучения родному языку  дошкольников (К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и др.[1].

    Однако, на сегодняшний день, несмотря на достаточное  количество исследований по использованию сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста, работ по формированию коммуникативной компетентности дошкольников, нет. На наш взгляд, в силу новизны и мало исследованности данной проблемы возникает необходимость ее изучения. Особый интерес для нашего исследования представляет старший дошкольный возраст, так как приобретаемая ребенком коммуникативная компетентность в данный период, влияет на успешность будущей учебы, социализацию в обществе, эмоциональное благополучие  его будущей взрослой жизни.

    В процессе исследовательской работы, мы выдвинули предположение о том, что формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре будет осуществляться более эффективно при следующих условиях:

    - подбор сюжетно-ролевых  игр  с коммуникативной составляющей (коммуникативные игры: «Разговор с другом», «Звонок в справочное бюро», «Заказ такси по телефону», «Звонок маме на работу», «Идем в гости»);

    обогащение игрового центра атрибутами для  сюжетно-ролевых игр с коммуникативной составляющей;

    создание эмоционально – благоприятной среды в группе.

             Наше исследование проходило на базе МБДОУ № 71 «Румяные щечки» г. Ельца, в эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.

    На констатирующем этапе перед нами стояли следующие задачи:

    - проанализировать педагогическую документацию на предмет выявления сведений о проведении работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста;

    -выявить уровень коммуникативной компетентности старших дошкольников;

    - проанализировать игровую деятельность старших дошкольников.

    Для решения вышеперечисленных задач мы использовали следующие методы:

    - теоретический анализ литературы;

    - наблюдение;

    - беседу;

    -методику для выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности (методика  разработана  В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой).

    Анализ проведенных мероприятий показал, что воспитатели недостаточно внимания уделяют сюжетно – ролевым играм, предпочитая  свободную деятельность детей, чаще ребята играют с домашними игрушками, у мальчиков это машины, роботы, у девочек – современные куклы – монстры. Такие игры, как правило, заканчиваются бегом по группе или же конфликтными ситуациями. В процессе образовательной деятельности педагогу не удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части высказываются не по собственному желанию, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной в образовательном процессе ДОО.  Дети не всегда дают возможность высказаться друг другу, не выполняют дисциплинарные правила, выкрикивают с места, перебивают воспитателя, не умеют вступать в диалог, поддерживать беседу. Результаты выявления уровня коммуникативной компетентности показали следующее: высокий уровень коммуникативной компетентности выявлен у 3 детей (что составляет 15% от группы);  средний уровень  выявлен  у 10 детей  (50% от группы);  низкий уровень выявлен у 7 исследуемых (35% от группы детей). Анализ показал, что ведущим уровнем  коммуникативной компетентности старших дошкольников является  средний, включающий следующие показатели:  дети участвуют в общении чаще по инициативе других; понимают речь собеседника, но не всегда могут поддержать диалог; не умеют договариваться с партнерами по игре; имеют представления о речевом этикете, но не всегда им пользуются;  часто вступают в конфликтные ситуации; с обидой воспринимают успехи других детей; не умеют слушать собеседника (не дают другим детям возможность высказать свое мнение).

    Анализ игровой деятельности старших  дошкольников позволил сделать вывод о том, что ребята свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником, но игры детей не отличаются творческим развитием сюжета;  содержание сюжета ограничено; в самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов;   большую часть времени дети играют в сотовые телефоны, карманные приставки, домашние игрушки.

    Для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность старших дошкольников мы использовали сюжетно-ролевую игру. Экспериментальная деятельность, разработанная нами включала: подбор сюжетно-ролевых игр с коммуникативной составляющей («Поликлиника», «Библиотека», «Семья», «Феи Винкс»); обогащение игрового центра атрибутами для сюжетно-ролевых игр с коммуникативной составляющей (белыми колпаками, халатами и шапочками для «медицинских работников»; бланками документов, карточками – формулярами – на каждого ребенка, каталогами, библиотечными карточками; пеленками, ползунками, чепчиками  для «детей-кукол»; разноцветными, узорчатыми крыльями  и париками для игры «Феи Винкс»); включение коммуникативных игр («Разговор с другом», «Звонок в справочное бюро», «Заказ такси по телефону», «Звонок маме на работу», «Идем в гости»).

    Контрольный этап эксперимента доказал, что использование сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников повысило на 20 % ее уровень.                   Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента дал возможность сделать вывод о том, что работа по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре оказалась результативной.

    Список  литературы

    1. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / Л.А Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: сб. научных трудов. – М., 1991
    2. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В. Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. 160 с.
    3. Максимова С.Е. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста [Текст] С.Е. Максимова // Детский сад: теория и практика. М., — 2013. — № 3. — С. 15—23.
    4. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг [Текст] Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
    5. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие [Текст] / А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013 (Серия «Новые стандарты»). 
    6. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов / [Текст] В.Н. Куницина.  – Спб.: Питер, 2001. – 544 с.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» Выполнила Долматова Елена Владимировна Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 71 города Ельца «Румяные щечки»

    Слайд 2

    Д ошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речи, осознания своего речевого опыта, решения коммуникативных задач, овладения коммуникативными навыками ( М.И.Лисина , Е.А. Ленская, З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая , В.И. Верещагина и др.)

    Слайд 3

    Коммуникативная компетентность включает совокупность умений (С.Е. Максимова): умение пользоваться речью, включающее знание норм и правил поведения; умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации; умение вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение; умение слушать и слышать собеседника в процессе общения.

    Слайд 4

    В настоящее время в научной литературе представлено значительное количество исследований, в которых сюжетно - ролевая игра рассматривается учеными как средство разностороннего развития ребенка: - ф ормирования общения дошкольников (К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин , Л.С. Выготский , А.С. Макаренко, М.И. Лисина , А.П. Усова и др.; - творческого развития дошкольников (Л. С. Выготский , Д. В. Менджерицкая , Н. Я. Михайленко , Н. Н. Поддьяков , Д. Б. Эльконин и др.); - средство обучения родному языку дошкольников (К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин , Л.С. Выготский , М.И. Лисина и др.

    Слайд 5

    Цель исследовательской работы: выявить и экспериментально проверить эффективность формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Гипотезой исследования явилось предположение о том что : формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре будет более эффективным при следующих условиях: подбор сюжетно-ролевых игр с коммуникативной направленностью; обогащение игрового центра атрибутами для сюжетно-ролевых игр с коммуникативной направленностью; включение игровых ситуаций коммуникативной направленности. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; Раскрыть сущность определения «коммуникация», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетентность»; Выявить особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста; Разработать методику формирования коммуникативной компетентности в сюжетно-ролевой игре.

    Слайд 6

    На констатирующем этапе стояли следующие задачи: - проанализировать педагогическую документацию на предмет выявления сведений о проведении работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста; -выявить уровень коммуникативной компетентности старших дошкольников; - проанализировать развитие игровых навыков старших дошкольников. Для решения вышеперечисленных задач мы использовали следующие методы: - теоретический анализ литературы; - наблюдение; - беседу; - методики для выявления уровней сформированности коммуникативной компетентности (В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой), выявления уровней сформированности игровых умений Р.Р. Калининой ).

    Слайд 7

    Результаты выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности на констатирующем этапе эксперимента показали следующее: Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 3-е детей ( 15% ) 10 детей (50% ) 7 детей (35% )

    Слайд 9

    Экспериментальная деятельность на формирующем этапе включала: подбор сюжетно-ролевых игр коммуникативной направленности («Поликлиника», «Библиотека», «Семья», «Феи Винкс »); обогащение игрового центра атрибутами для сюжетно-ролевых игр с коммуникативной направленностью (белыми колпаками, халатами и шапочками для «медицинских работников»; бланками документов, карточками – формулярами – на каждого ребенка, каталогами, библиотечными карточками; пеленками, ползунками, чепчиками для «детей-кукол»; разноцветными, узорчатыми крыльями и париками для игры «Феи Винкс »); включение игровых ситуаций коммуникативной направленности («Разговор с другом», «Звонок в справочное бюро», «Заказ такси по телефону», «Звонок маме на работу», «Идем в гости»).

    Слайд 10

    Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 7 детей (35%) 13 детей (65% ) Не выявлен Результаты выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности на контрольном этапе эксперимента показали следующее:

    Слайд 12

    Уровни Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Высокий 15% (3 – е детей) 35% (7 детей) Средний 50% (10 детей) 65% (13 детей) Низкий 35% (7 детей) Не выявлен Результаты выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показали следующее:

    Слайд 13

    Для наглядного отражения динамики уровня развития коммуникативной компетентности старших дошкольников нами была построена сравнительная диаграмма результатов двух этапов эксперимента

    Слайд 14

    Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента дал возможность сделать вывод о том, что работа по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре оказалась результативной.

    Слайд 15

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.

    В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...

    Формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

    В материале представлены рекомендации для педагогов по формированию дружеских взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре....

    педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

    Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

    Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

    Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста проявляется в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения, поэтом...

    «Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.»

    laquo;Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возрастав сюжетно-ролевой игре.»...

    Проект «Формирование нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру»

    Данный проект направлен формирование нравственной сферы дошкольников в игровой деятельности....

    «Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»

    Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольн...