Главные вкладки

    Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
    статья (старшая группа) по теме

    Лошкарёва Елена Владимировна

    В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Материал статьи включает анализ  наблюдений за игровой и образовательной деятельностью дошкольников, а также анализ уровней сформированности коммуникативной компетентности старших дошкольников. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx29.48 КБ
    Файл prezentatsiya_k_state.pptx199.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

    Автор: Е.В. Долматова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 71 города Ельца «Румяные щечки», г. Елец, Липецкая область

    научный руководитель: Ж.В. Чуйкова, кандидат  педагогических наук, доцент

    Аннотация: в статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Материал статьи включает анализ  наблюдений за игровой и образовательной деятельностью дошкольников, а также анализ уровней сформированности коммуникативной компетентности старших дошкольников.

    Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, коммуникативная компетентность, сюжетно-ролевая игра, дошкольное образование, дети старшего дошкольного возраста.

    В последние годы педагоги и психологи обращают особое внимание на проблемы общения дошкольников со сверстниками, выражающиеся  в неспособности находить подход к партнеру по общению, адекватно демонстрировать свою симпатию к конкретному человеку,  неумении  сопереживать в грусти и радоваться достижениям других людей, выражать свои чувства, мысли, ощущения (Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, А.Б. Добрович, Н.Д. Никандрова, В.А. Кан-Калик, М.И. Лисина, Ф. Хопкинс, Д.У. Илкинз и др). Между тем, именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития речи, осознания своего речевого опыта, решения коммуникативных задач, овладения коммуникативными навыками (Е.А. Ленская, З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая, В.И. Верещагина и др.) [1].

    В современном  отечественном образовании  новым подходом в оценке его качества  является компетентностный подход. Целью  данного подхода является овладение ребенком в процессе образования набором компетентностей - интегративных личностных характеристик, определяющих его способность к решению всякого рода задач жизнедеятельности  (Е.А. Ленская, З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая, В.И. Верещагина и др.) [3].

    Раскрывая сущность компетентностного подхода, многие исследователи (Л.В. Свирская, Г.А. Федотова, А.В. Хуторской и др.) выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность. При этом ученые рассматривают компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а компетентность как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [5].

    М.В. Крулехт, рассматривая понятие компетентность, относительно дошкольного периода, формулирует следующее определение: «компетентностью является способность и готовность  ребенка решать какие-то проблемы, задачи  в познании,   общении,   специфических видах деятельности» [2].

    Одной из важных составляющих компетентностного подхода является «коммуникативная компетентность». По мнению В.Н. Кунициной «коммуникативная компетентность это – умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенном круге ситуаций» [6].

    Л.А. Петровская дает свое определение данного понятия: «коммуникативная компетентность - умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения» [4].

    Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что, несмотря на широкий научный интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности  нет ее однозначного определения в психолого-педагогической науке. Для нашего исследования значимым является определение  С.Е. Максимовой, которая рассматривает коммуникативную компетентность дошкольников, как совокупность умений: умение пользоваться речью, включающее знание норм и правил поведения; умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации; умение вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение; умение слушать и слышать собеседника в процессе  общения [3].

    Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетентности у дошкольников является игра. Вербальные контакты детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в сюжетно-ролевой игре. Ее влияние на формирование коммуникативных умений заключается в том, что благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению, ребенок знакомится с нормами поведения и правилами взаимоотношения между людьми, учится проектировать свое речевое поведение. В настоящее время в научной литературе представлено значительное количество исследований, в которых сюжетно - ролевая игра рассматривается учеными как средство разностороннего развития ребенка:  

    - средство формирования общения дошкольников (К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, М.И. Лисина, А.П. Усова и др.;

    - средство творческого развития дошкольников (Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и др.);

    - средство обучения родному языку  дошкольников (К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и др.[1].

    Однако, на сегодняшний день, несмотря на достаточное  количество исследований по использованию сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста, работ по формированию коммуникативной компетентности дошкольников, нет. На наш взгляд, в силу новизны и мало исследованности данной проблемы возникает необходимость ее изучения. Особый интерес для нашего исследования представляет старший дошкольный возраст, так как приобретаемая ребенком коммуникативная компетентность в данный период, влияет на успешность будущей учебы, социализацию в обществе, эмоциональное благополучие  его будущей взрослой жизни.

    В процессе исследовательской работы, мы выдвинули предположение о том, что формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре будет осуществляться более эффективно при следующих условиях:

    - подбор сюжетно-ролевых  игр  с коммуникативной составляющей (коммуникативные игры: «Разговор с другом», «Звонок в справочное бюро», «Заказ такси по телефону», «Звонок маме на работу», «Идем в гости»);

    обогащение игрового центра атрибутами для  сюжетно-ролевых игр с коммуникативной составляющей;

    создание эмоционально – благоприятной среды в группе.

             Наше исследование проходило на базе МБДОУ № 71 «Румяные щечки» г. Ельца, в эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.

    На констатирующем этапе перед нами стояли следующие задачи:

    - проанализировать педагогическую документацию на предмет выявления сведений о проведении работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста;

    -выявить уровень коммуникативной компетентности старших дошкольников;

    - проанализировать игровую деятельность старших дошкольников.

    Для решения вышеперечисленных задач мы использовали следующие методы:

    - теоретический анализ литературы;

    - наблюдение;

    - беседу;

    -методику для выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности (методика  разработана  В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой).

    Анализ проведенных мероприятий показал, что воспитатели недостаточно внимания уделяют сюжетно – ролевым играм, предпочитая  свободную деятельность детей, чаще ребята играют с домашними игрушками, у мальчиков это машины, роботы, у девочек – современные куклы – монстры. Такие игры, как правило, заканчиваются бегом по группе или же конфликтными ситуациями. В процессе образовательной деятельности педагогу не удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части высказываются не по собственному желанию, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной в образовательном процессе ДОО.  Дети не всегда дают возможность высказаться друг другу, не выполняют дисциплинарные правила, выкрикивают с места, перебивают воспитателя, не умеют вступать в диалог, поддерживать беседу. Результаты выявления уровня коммуникативной компетентности показали следующее: высокий уровень коммуникативной компетентности выявлен у 3 детей (что составляет 15% от группы);  средний уровень  выявлен  у 10 детей  (50% от группы);  низкий уровень выявлен у 7 исследуемых (35% от группы детей). Анализ показал, что ведущим уровнем  коммуникативной компетентности старших дошкольников является  средний, включающий следующие показатели:  дети участвуют в общении чаще по инициативе других; понимают речь собеседника, но не всегда могут поддержать диалог; не умеют договариваться с партнерами по игре; имеют представления о речевом этикете, но не всегда им пользуются;  часто вступают в конфликтные ситуации; с обидой воспринимают успехи других детей; не умеют слушать собеседника (не дают другим детям возможность высказать свое мнение).

    Анализ игровой деятельности старших  дошкольников позволил сделать вывод о том, что ребята свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником, но игры детей не отличаются творческим развитием сюжета;  содержание сюжета ограничено; в самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов;   большую часть времени дети играют в сотовые телефоны, карманные приставки, домашние игрушки.

    Для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность старших дошкольников мы использовали сюжетно-ролевую игру. Экспериментальная деятельность, разработанная нами включала: подбор сюжетно-ролевых игр с коммуникативной составляющей («Поликлиника», «Библиотека», «Семья», «Феи Винкс»); обогащение игрового центра атрибутами для сюжетно-ролевых игр с коммуникативной составляющей (белыми колпаками, халатами и шапочками для «медицинских работников»; бланками документов, карточками – формулярами – на каждого ребенка, каталогами, библиотечными карточками; пеленками, ползунками, чепчиками  для «детей-кукол»; разноцветными, узорчатыми крыльями  и париками для игры «Феи Винкс»); включение коммуникативных игр («Разговор с другом», «Звонок в справочное бюро», «Заказ такси по телефону», «Звонок маме на работу», «Идем в гости»).

    Контрольный этап эксперимента доказал, что использование сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников повысило на 20 % ее уровень.                   Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента дал возможность сделать вывод о том, что работа по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре оказалась результативной.

    Список  литературы

    1. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / Л.А Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: сб. научных трудов. – М., 1991
    2. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В. Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. 160 с.
    3. Максимова С.Е. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста [Текст] С.Е. Максимова // Детский сад: теория и практика. М., — 2013. — № 3. — С. 15—23.
    4. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг [Текст] Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
    5. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие [Текст] / А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013 (Серия «Новые стандарты»). 
    6. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов / [Текст] В.Н. Куницина.  – Спб.: Питер, 2001. – 544 с.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» Выполнила Долматова Елена Владимировна Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 71 города Ельца «Румяные щечки»

    Слайд 2

    Д ошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речи, осознания своего речевого опыта, решения коммуникативных задач, овладения коммуникативными навыками ( М.И.Лисина , Е.А. Ленская, З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая , В.И. Верещагина и др.)

    Слайд 3

    Коммуникативная компетентность включает совокупность умений (С.Е. Максимова): умение пользоваться речью, включающее знание норм и правил поведения; умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации; умение вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение; умение слушать и слышать собеседника в процессе общения.

    Слайд 4

    В настоящее время в научной литературе представлено значительное количество исследований, в которых сюжетно - ролевая игра рассматривается учеными как средство разностороннего развития ребенка: - ф ормирования общения дошкольников (К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин , Л.С. Выготский , А.С. Макаренко, М.И. Лисина , А.П. Усова и др.; - творческого развития дошкольников (Л. С. Выготский , Д. В. Менджерицкая , Н. Я. Михайленко , Н. Н. Поддьяков , Д. Б. Эльконин и др.); - средство обучения родному языку дошкольников (К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин , Л.С. Выготский , М.И. Лисина и др.

    Слайд 5

    Цель исследовательской работы: выявить и экспериментально проверить эффективность формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Гипотезой исследования явилось предположение о том что : формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре будет более эффективным при следующих условиях: подбор сюжетно-ролевых игр с коммуникативной направленностью; обогащение игрового центра атрибутами для сюжетно-ролевых игр с коммуникативной направленностью; включение игровых ситуаций коммуникативной направленности. Задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; Раскрыть сущность определения «коммуникация», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетентность»; Выявить особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста; Разработать методику формирования коммуникативной компетентности в сюжетно-ролевой игре.

    Слайд 6

    На констатирующем этапе стояли следующие задачи: - проанализировать педагогическую документацию на предмет выявления сведений о проведении работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста; -выявить уровень коммуникативной компетентности старших дошкольников; - проанализировать развитие игровых навыков старших дошкольников. Для решения вышеперечисленных задач мы использовали следующие методы: - теоретический анализ литературы; - наблюдение; - беседу; - методики для выявления уровней сформированности коммуникативной компетентности (В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой), выявления уровней сформированности игровых умений Р.Р. Калининой ).

    Слайд 7

    Результаты выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности на констатирующем этапе эксперимента показали следующее: Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 3-е детей ( 15% ) 10 детей (50% ) 7 детей (35% )

    Слайд 9

    Экспериментальная деятельность на формирующем этапе включала: подбор сюжетно-ролевых игр коммуникативной направленности («Поликлиника», «Библиотека», «Семья», «Феи Винкс »); обогащение игрового центра атрибутами для сюжетно-ролевых игр с коммуникативной направленностью (белыми колпаками, халатами и шапочками для «медицинских работников»; бланками документов, карточками – формулярами – на каждого ребенка, каталогами, библиотечными карточками; пеленками, ползунками, чепчиками для «детей-кукол»; разноцветными, узорчатыми крыльями и париками для игры «Феи Винкс »); включение игровых ситуаций коммуникативной направленности («Разговор с другом», «Звонок в справочное бюро», «Заказ такси по телефону», «Звонок маме на работу», «Идем в гости»).

    Слайд 10

    Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 7 детей (35%) 13 детей (65% ) Не выявлен Результаты выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности на контрольном этапе эксперимента показали следующее:

    Слайд 12

    Уровни Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Высокий 15% (3 – е детей) 35% (7 детей) Средний 50% (10 детей) 65% (13 детей) Низкий 35% (7 детей) Не выявлен Результаты выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показали следующее:

    Слайд 13

    Для наглядного отражения динамики уровня развития коммуникативной компетентности старших дошкольников нами была построена сравнительная диаграмма результатов двух этапов эксперимента

    Слайд 14

    Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента дал возможность сделать вывод о том, что работа по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре оказалась результативной.

    Слайд 15

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

    В материале представлены рекомендации для педагогов по формированию дружеских взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре....

    педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

    Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

    Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

    Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста проявляется в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения, поэтом...

    «Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.»

    laquo;Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возрастав сюжетно-ролевой игре.»...

    «Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»

    Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольн...

    Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

    Обобщенный опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности...

    Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

    Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...