Главные вкладки

    Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
    консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

    Кельдасова Байрамбике Джантемировна

    Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста проявляется в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения, поэтому велико влияние сюжетно-ролевой игры на формирование навыков данной компетентности .

    Благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению, дошкольник знакомится с нормами поведения и правилами взаимоотношения людей между собой. В сюжетно-ролевой игре ребёнок приобретает основные коммуникативные умения. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью ребёнка - дошкольника, именно поэтому следует использовать данный вид игры в качестве развития коммуникативных возможностей ребёнка .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_pechat.docx16.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

    Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста проявляется в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения, поэтому велико влияние сюжетно-ролевой игры на формирование навыков данной компетентности .

    Благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению, дошкольник знакомится с нормами поведения и правилами взаимоотношения людей между собой. В сюжетно-ролевой игре ребёнок приобретает основные коммуникативные умения. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью ребёнка - дошкольника, именно поэтому следует использовать данный вид игры в качестве развития коммуникативных возможностей ребёнка .

    В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения. В условиях сюжетно-ролевой игры дошкольник сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к решению конкретных ситуаций. В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, которые требуют согласования детей, проявления доброжелательного отношения по отношению друг к другу, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. Именно в сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения.

    Согласно работ Д.Б. Эльконина, специфическая особенность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что предметом этой деятельности является другой ребёнок, поэтому эта деятельность — и есть уникальная возможность для развития коммуникативных умений дошкольника .

    По мнению Л.С. Выготского, в сюжетно-ролевых играх происходит реализация нереализуемых в жизни стремлений. В связи с тем, что ребёнок дошкольного возраста не принимает активного участия в жизни взрослых и решении возникающих у взрослых проблем, то именно через сюжетно-ролевое взаимодействие у него осуществляется своеобразный выброс накопившейся у него потребности встать на место взрослого. Но развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения группе детей не удаётся развернуть игру, а каждый дошкольник не получит в таком случае подлинного удовлетворения от неё. Но сюжетно-ролевая игра, в силу своего коллективного характера, побуждает дошкольников к овладению различными формами речевого общения .

    Вышесказанное позволяет заключить, что выпускник дошкольной образовательной организации должен обладать совокупностью компетентностей, в том числе и коммуникативной, но для этого необходимо развитие всех компонентов речевой системы.

    М.И. Лисина выдвинула четыре критерия для выявления наличия у ребёнка дошкольного возраста потребности в общении:

    - интерес и внимание к другому человеку (направленность на познание другого, который становится объектом особой активности ребёнка);

    - эмоциональное отношение к другому человеку - свидетельство о неравнодушном отношении к нему;

    - инициативные действия (привлечение к себе внимания партнёра,  имеющие своей целью проявить себя, вовлечь товарища в совместные действия, увидеть свои возможности через реакцию другого ребёнка);

    - чувствительность ребёнка к отношению другого (готовность принять инициативу другого и ответить на неё, способность ребёнка воспринять оценку и отношение к себе партнёра по общению, согласовать или перестроить свои действия в соответствии с ним) .

    В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнёров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

    Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлекают их симпатии. Выделение звёзд, предпочитаемых и отверженных детей, также как постоянно статуса ребёнка в групповой иерархии, являются важными показателями при диагностике.

    В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становится всё более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребёнок более сильно представляет себе и свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

    Процесс становления общения ребёнка со сверстниками в сюжетно-ролевой игре проходит ряд этапов, связанных со спецификой содержания потребности, которая побуждает детей к взаимодействию. Собственно потребность в общении со сверстниками складывается на их основе и формируется постепенно .

    В работах М.И. Лисиной утверждается, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Если содержание общения детей в сюжетно-ролевой игре не соответствует уровню коммуникативных потребностей субъекта, то привлекательность партера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведёт к предпочтению конкретного ребёнка, удовлетворившего эти потребности .

    Результаты экспериментальных работ, проведённых под руководством М.И. Лисиной, показали, что наиболее предпочитаемыми в сюжетно-ролевой игре оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру – доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к воздействиям сверстника. У детей, которые отвергаются сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их главная задача в общении с другими заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего «я». Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать и руководить сверстниками.

    Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях эти дети сосредоточены на своем «я», которое замкнуто на своих преимуществах (или недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем ребёнку и людям, которые его окружают .

    В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер коммуникации со сверстником: ровесник, как определённая индивидуальность, становится объектом внимания ребёнка. У дошкольника расширяется представление об умениях и знаниях других детей, возникает и развивается интерес к сторонам личности, которые прежде не замечались .

    Итак, сюжетно-ролевая игра является необходимым условием для успешного овладения коммуникативной компетентностью ребёнком дошкольного возраста. Формирование коммуникативной компетентности будет направлено одновременно как на взаимодействие со сверстниками, так и на познание норм и правил поведения и речевого взаимодействия в процессе такого общения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

    Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

    ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО

    Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультур...

    Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.

    В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...

    Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

    Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обос­нованы и определены условия для проявления воспитанниками социаль­ной активности, так как формирование социальной компетентности напр...

    «Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.»

    laquo;Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возрастав сюжетно-ролевой игре.»...

    Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

    В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Материал статьи вкл...