ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
статья по коррекционной педагогике
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются особые трудности в развитии и удовлетворении коммуникативных потребностей. Они не проявляют инициативу в общении с взрослыми и сверстниками, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения.
Особое место в развитии коммуникативной компетенции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий является детская журналистика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (мобильный телефон, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое общение человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Взаимоотношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому педагогам и родителям нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются особые трудности в развитии и удовлетворении коммуникативных потребностей. Они не проявляют инициативу в общении с взрослыми и сверстниками, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения. У детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.
Опираясь на все вышеизложенное, можно сделать вывод, что особое место в развитии коммуникативной компетенции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий является детская журналистика.
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но ориентированы они, чаще всего, на детей школьного возраста. Предложенная нами программа предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы обусловлена сложившимися противоречиями. С одной стороны – повышенным вниманием педагогов к различным видам обучения дошкольников. В результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут инертными, безынициативными и учатся подчиняться взрослому. С другой стороны, наблюдается тенденция «дефицита общения» детей со сверстниками и родителями.
В результате сложившихся противоречий, важное значение имеет углубленное изучение и разработка практико-ориентированных, учебно-методических мероприятий по развитию коммуникативной компетентности не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у родителей, вовлечение их, как активных участников педагогического процесса, а так же поддержка образовательных инициатив семьи.
Необходимость разработки программы «Детская журналистика» вызвана: требованиями модернизации Российского образования; поиском эффективных, научно обоснованных, удобных в практическом применении комплексных путей по развитию коммуникативной компетенции.
Теоретическая значимость и новизна программы состоит в следующем:
- интеграция в образовательное пространство понятия о детской журналистики;
- использование системно-деятельностного подхода в работе с детьми и при взаимодействием с родителями;
- коммуникативная мотивация старших дошкольников рассматривается в контексте общения ребенка с взрослым и сверстником;
- программа объединяет все виды образовательной деятельности (организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов, взаимодействие детей и родителей).
Практическая значимость программы состоит в следующем:
- Разработка модели сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
- Образовательная система учреждения становится открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.
Реализация программы позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ключевые компетенции, составляющие основу умения учится.
Деятельностная компетентность: ребенок ставит цель, отбирает необходимые средства для ее осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия.
Социальная компетентность: ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми(сверстниками, старшими, младшими).
Коммуникативная компетентность: ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.
Информационная компетентность: ребенок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-145210-1353401163.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-351053-1480135088.jpg)
Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"...
Русская народная игра как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Доклад для выступления на педсовете...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-974173-1510748979.jpg)
Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-137386-1352051905.jpg)
Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1105075-1547988305.jpg)
Коллективная лепка как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Поэтому требуется особая осторожность и предусмотрительность как в общении взрослых в прису...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/28/picture-1230368-1624873526.jpg)
Самообразование по теме «Детская журналистика как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста»
Цель: создание условий для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством детской журналистики. Повысить профессиональную компетентность в вопросах «Детской журнали...