Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Фаркова Елена Викторовна

обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Фаркова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ г. Иркутска детский сад№92

Цель мастер-класса: Обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».

Задачи мастер-класса:

  1. Сформировать представление о возможностях применения платковых кукол при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
  2. Обучить приемам изготовления платковых кукол.
  3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к данной теме  и желание развивать свой творческий потенциал.
  4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Раздаточный материал: отрез ткани (платок) 50/50 см, картон, гуашь, кисти, ножницы, нитки, игла, игольница.

Ход мастер-класса:

    Вводная часть. Хотелось бы немного рассказать о куклах.  Кукла — это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, веселой, грустной, может иметь выражение лица умное или бессмысленное. На Руси было большое многообразие кукол, их делали по разным поводам, для разных случаев.

Традиционная обрядовая кукла безлика, она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для своего владельца.

Я расскажу о некоторых.  Названия кукол были очень просты и наивны.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу.

Часто такую куклу использовали и в лечебных целях, в нее вплетали лечебные травы. Играя, ребенок вдыхал запах травы, что оказывало лечебное действие.

Самые первые куклы (как давно это было - я не знаю, наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, чтобы на новом месте был снова очаг, уютный дом.

Так же были куклы, которые женщина давала мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что они охраняет мужчину и напоминает о доме.

А кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Говорят, что причина тому – положительная детская энергетика.

Все куклы, изготовляемые в семье — обереги, они оберегали человека от несчастья.

Я вас познакомлю с платковыми куклами.

Платковые куклы – яркие и   зрелищные, они могут стать не только  настоящим украшением любой театральной  постановки, игры, досуга детей, но, и  ярким сюрпризом любого занятия.

Они воспитывают в детях инициативность, выдержку, доброжелательность и коммуникабельность  в отношениях со сверстниками.

Платковые куклы являются не только информационным, но и эмоционально—практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения платочных кукол в жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого общества», которое строится на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога. 

В чем актуальность выбранной темы: В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Но современный ребенок, растущий в окружении компьютеров, ноутбуков и других, электронных гаджетов, зачастую лишён живого общения. В наш «продвинутый» век мы сталкиваемся и ещё с одной проблемой: дети играют в «готовые» игры, таким образом, они лишены необходимости фантазировать, размышлять, творить. Именно поэтому был найден этот способ работы с детьми: изготовить нечто своими руками и применить в дальнейших играх, образовательной и самостоятельной деятельности. Обозначение цели, задач, которые решаются в ходе проведения данной работы с детьми.

Еще один плюс в том, что для изготовления такой куклы не требуется много времени и больших материальных затрат.

  1. Для того чтобы сделать куклу, нужен плотный картон, небольшой кусок ткани, акварельные краски и … хорошее настроение. На картоне рисуем голову куклы (заяц, колобок и т.д.);
  2. Вырезаем кусок ткани треугольной формы;
  3. Пришиваем один угол ткани к нарисованной голове;
  4. К двум другим углам пришиваем резинки для рук, чтобы можно было водить куклу;
  5. Тесьму пришиваем к голове куклы, чтобы легко завязывать и развязывать куклу на шее ребенка (взрослого).

А теперь предлагаю желающим пройти и изготовить куклу, могу предложить готовые лица и мордочки зверей дабы не занимать много времени: изготовление кукол желающими.

        3. Заключение.   Ведущий подводит итоги.

Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом,  помочь детям научиться эффективно общаться; помогать  друг другу. Данная работа  направлена на развитие коммуникативных способностей у детей, поэтому в основе лежит общение детей между собой, со взрослым. 

Прежде, чем разойтись, предлагаю участникам немного поиграть:

ИГРА Дотронься до… (с 5 лет)

Цели: развитие внимания к сверстникам. Играть при помощи кукол, дотрагиваться до деталей на куклах(ушко, резинка, глаз,  волос)

Инструкция: дети одевают куклы и свободно перемещаются по помещению. При словах ведущего: "Дотроньтесь до синего, красного и т.п." каждый участник игры находит названный цвет в платке другого игрока и с вопросом: "Можно?" дотрагивается до предмета на платке нужного цвета.

Варианты заданий: дотроньтесь до шорт, брюк, сарафана в клетку, воротника у синей рубашки и т.п.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

МАСТЕР-КЛАСС «КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...

Мастер-класс «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг&r...

Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.Дети любознательны, им...

Мастер класс «Алгоритмика и робототехника – как эффективное средство развития логического у детей старшего дошкольного возраста

Алгоритм – это определенная последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата. Алгоритм – это точное предписание о том, какие действия и в какой последов...