Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Выдрина Людмила Владимировна

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребёнка1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования актуализировали поиск эффективных форм и методов совместной образовательной деятельности взрослого и ребёнка, одним из которых является метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_lv.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выдрина Людмила Владимировна, МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 411» г.Перми, воспитатель, Пермский край

  1. Аннотация

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребёнка[1]. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования актуализировали поиск эффективных форм и методов совместной образовательной деятельности взрослого и ребёнка, одним из которых является метод проектов.

К числу базисных характеристик личности авторы примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» относят компетентность - важнейшую комплексную характеристику личности, включающую в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и другие, которые отражают достижения личностного развития ребёнка.

Реализуя программу «Социальное развитие детей дошкольного возраста» Л.В.Коломийченко, мы решаем одну из важных задач воспитания и развития детей - содействие становлению социальной компетентности. Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов: мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности, проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия; когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить его эмоциональное состояние и т.д.; поведенческого, определяющего  выбор адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

Одной из действенных форм реализации задач формирования компетентности является проектная деятельность, в процессе которой группа сверстников начинает выступать для ребёнка своеобразной школой социального поведения и социальных чувств, где он получает возможность для проявления инициативы, самостоятельности, находит поддержку своим духовным, душевным и эмоциональным силам.

При организации проектной деятельности мы соблюдаем ряд принципов:

- принцип   последовательности   в   планировании   и   осуществлении проекта;

динамичности (проект должен иметь разумные временные рамки); принцип    учета    возрастных    и    индивидуальных    особенностей, интересов, возможностей и способностей детей;

гуманности: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы; равенство всех членов команды, каждый из которых имеет право на ошибку, свое мнение, отказ от участия в проекте или, напротив, на согласие участвовать одновременно в различных проектах в различных ролях, на выход из проекта в любой момент, разработку своего, нового проекта;

инициативности: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несет мощный положительный заряд, создает благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу;

гедонизма: участники проекта должны получать удовольствие от совместного общения и выполнения задания; получают моральное удовлетворение от преодоления трудностей волевыми усилиями;

принцип творческого партнерства: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;

самодеятельность (самостоятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; ответственность за конечный результат несут все члены группы;

новизна и оригинальность: проектная деятельность является творческой по своей сути, так как в результате ее создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью; при этом необходимой составляющей проектирования является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач;

результативность: деятельность дошкольников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной задачи;

завершенность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен (защищен),  с тем чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат. Реализация проекта осуществляется поэтапно,

Проект разрабатывается в соответствии со структурой: название проекта, тип, участники, масштаб, основание для разработки, проблема, цель и задачи, образ конечного результата, критерии его оценки, возможные риски и пути их преодоления, планирование работы по реализации проекта, способы и средства достижения результата, ресурсное обеспечение проекта, реализация проекта, анализ результатов, перспективы развития проекта.

Темы и содержание планируются в соответствии с возрастов-детей. Например, в средней группе был реализован проект «Приходили гости к нам», направленный на ознакомление детей с трудом взрослых - мам и пап, активизацию позиции семьи в образовательной работе. Проект был долгосрочным, в течение года решались задачи ознакомления детей с интересными профессиями родителей, целью, материалами, средствами и порядком действий; воспитание уважения и любви к близким, чувство гордости за своих родителей. Вместе с родителями был составлен план реализации – определены темы и сроки встреч с детьми, содержание деятельности. В течение года были проведены совместные занятия с детьми на следующие темы: «Изготовление куклы из ткани своими руками», «Моя профессия – врач», «По реке плывет кораблик, он плывет издалека», «Испечем мы булочки...», «Я рисую мир. Рисунки на асфальте.», «Поход за здоровьем». Результатом проекта стал альбом «Кем работают наши мамы и папы».

В старшей группе  был разработан проект «Клуб почемучек». Дети пяти лет любознательны, и целью проекта было поддержать и развить их познавательный интерес. На заседания клуба приходили родители и вместе с детьми проводили опыты и наблюдения: «Почему бывают день и ночь на Земле?», «Свойства металла», «Как очищают воду» и др.

Проектная деятельность в старшей группе направлена на познание другого человека (взрослого, сверстника), развитие способности понять его особенности, интересы, потребности.

Эти задачи с успехом были реализованы в ходе проекта «Групповой портрет». Дети считали количество мальчиков и девочек, цвет глаз, наличие кос и стрижек, объединялись в группы по предпочтениям («Кто что любит» или «Кто не любит...»), выясняли наличие животных в семьях, увлечения сверстников; сообща решали философские вопросы - «Чем взрослые отличаются рот детей», мечтали - «Что бы ты сделал, если бы стал взрослым?», вопросов было очень много, инициативу смогли проявить все желающие, так как предложение каждого поддерживалось и осуществлялось.

Большой эмоциональный отклик получил проект «Как наши деды воевали...», к годовщине Победы. Родители обратились к семейным архивам, нашли фотографии, награды своих родственников - участников войны. На праздник к детям пригласили участника боевых действий. Эти встречи способствовали проявлению у детей уважительного, заботливого отношения к старшим – близким и гостям детского сада.

Следующий    компонент    социальной    компетентности,    поведенческий, получил своё отражение в ходе реализации проекта «Витаминные истории». В процессе его реализации были решены следующие задачи: учить устанавливать зависимость между общим результатом труда и индивидуальным вкладом каждого; дополнять представления детей о продуктах питания (овощах, фруктах), способах приготовления и использовании их в питании человека; уточнять, конкретизировать представления детей о структурных компонентах деятельности, их взаимосвязях; учить использовать элементарные модели в самостоятельной деятельности; побуждать к планированию деятельности: ставить цель, выбирать материал, орудия труда, определять последовательность действий, соотносить результат с задумкой; упражнять в пользовании элементарными инструментами и приспособлениями для переработки продуктов (нож, терка; побуждать к рассказыванию о своей деятельности и полученном результате; способствовать развитию коммуникативных способностей детей, навыка диалогового общения.

Дети вместе с родителями разрабатывали рецепт салата, фруктового или овощного, оформляли его в виде иллюстрированной технологической карты и приносили в группу, где каждый представлял рецепт на обсуждение группы. Выбирали какой-либо из рецептов и сообща, в группах по 4-5 человек, готовили салаты. Проект продолжался, пока все дети не удовлетворили свои желания - каждому хотелось получить признание, одобрение группы, реализацию своего проекта.

Анализируя поведение   детей, соотнося   их с критериями   социальной компетентности, можно сказать о результатах: у большинства детей группы наблюдается высокий уровень проявления социальной компетентности. Дети хорошо ориентируются в новой обстановке, способны выбрать адекватную альтернативу поведения, знают меру своих возможностей, умеют попросить о помощи и оказать её, уважает желания других людей, могут включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, не мешают своим поведением другим, умеют сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме, управляют своим поведением и способами общения.

  1. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / 2-е издание, испр. и доп. Издательский дом «Карапуз», М., 2001
  2.  Венкова З.Л. Технология педагогического проектирования в ДОУ. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ: Сборник статей / Под ред. З.Л.Венковой, Н.В.Казанцевой Пермь: ПКИПКРО, 2007.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  4. Коломийченко Л.В.. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь, 2002.
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004
  6. Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовании: материалы междунар.науч.конф. (г.Пермь, 26 апреля 2007 г.) / под ред. Л.В.Коломийченко, Ю.Г.Чудиновой; Перм.гос.пед.ун-т. – Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2007


[1]         Истоки. Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. Концепция.: Центр «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца, Московский департамент образования, Центр инноваций в педагогике. М., 1995