Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Фролова Татьяна Александровна

Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обос­нованы и определены условия для проявления воспитанниками социаль­ной активности, так как формирование социальной компетентности напря­мую связано с инновациями в технологиях воспитания, содержании и формах раз­вития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

        Во ФГОС ДО большое внимание уделено развитию дошкольников по  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе,  развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и  сверстниками, становлению  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитию социального  и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, формированию чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

        В современных дошкольных образовательных учреждениях определяющим становится опыт деятельности дошкольника, раскрытие потенциала, активная позиция, готовность к действию в неопределенных условиях, целеполаганию. Это значит, что одной из составляющих компетентностного подхода в деятельности дошкольного образовательного учреждения становится работа по формированию социальной компетентности каждого ребенка, которая является активным проявлением процесса его социализации, то есть активного вхождения ребенка в окружающее социальное пространство в настоящее время и в будущем.

        Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обоснованы и определены условия для проявления воспитанниками социальной активности, так как формирование социальной компетентности напрямую связано с инновациями в технологиях воспитания, содержании и формах развития.

        Моделировать социальное поведение ребенка, давая возможность формировать и развивать социальную компетентность, приобретать опыт самореализации может развивающая среда образовательного учреждения и  взаимодействие воспитанников ДОУ со сверстниками и взрослыми, которые его окружают.

        Вопросами социального взаимодействия в разное время занимались выдающиеся педагоги и психологи.

        Р.С.Буре, Е.Е.Кравцова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Г.А.Цукерман и др., считали, что, для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками; проблеме взаимодействия и общения детей друг с другом уделяли внимание М.И.Лисина, З.М.Богуславская, Л.Н.Галигузова, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова и др.; изучением межличностных отношений детей занимались Я.Л.Коломинский, А.Д.Кошелева, Т.А.Репина, Т.В.Сенько и др.; изучением общения детей в группе - Л.В.Артемова, Т.А.Репина, А.А.Рояк, Р.К.Терещук и др.; игровому взаимодействию детей дошкольного возраста посвятили свои исследования Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин; трудовой деятельности детей и, в частности, ее совместному характеру уделено внимание в трудах  Р.С.Буре, Г.Н.Годиной, М.В.Крулехт, Л.В.Куцаковой, А.Д.Шатовой и др.; о роли сверстников в познавательном развитии детей говорили Р.С.Буре, Л.А.Венгер, Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, А.П.Усова и др.

        Исходя из вышесказанного, проблема формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ приобретает особую теоретическую и практическую значимость.

1. Методологические основы формирования социальной

компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

        1.1. Характеристика социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

        Формирование ключевых компетентностей у воспитанников является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе. Введение компетентностно-ориентированного подхода в систему дошкольного образования – способ прагматизировать систему образования в соответствии с заказом общества. Овладение детьми ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также дальнейшее успешное обучение в школе.

        Одним из показателей и индикаторов успешности ребенка дошкольного возраста является социальная компетентность.

        Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия.

        Ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними, устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими), анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет своим поведением, регулирует конфликты, инициирует разговор, включается, поддерживает его, выбирает стиль общения.

        1.2. Роль совместной деятельности в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

        Совместная деятельность начинает  складываться в период дошкольного детства и, прежде всего, на ступени старшего дошкольного возраста, когда во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться социальная компетентность, а общение и стремление к совместным действиям со сверстником становятся одной из важнейших потребностей ребенка старшего дошкольного возраста. Процесс общения и совместной деятельности осознается каждым из его участников как взаимодействие "на равных". Старший дошкольный возраст связан с достижением ребенком определенного уровня социально-личностного развития, его формирования как члена общества, что является значимым фактором для возможности развития детского сотрудничества. Старший дошкольный возраст - это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. В это время продолжается активное формирование социального мышления, чувств и поведения. Старший дошкольный возраст является благоприятным для освоения ребенком социальных моделей взаимодействия со взрослым и сверстниками посредством совместной деятельности.

2. Содержательные и методические аспекты формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

        2.1. Содержание совместной деятельности в ДОУ, направленной на формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

        Совместная деятельность взрослого и детей - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

        Это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Предполагает: индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

        Основными направлениями совместной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста стали такие направления как:

  • познавательно-игровая деятельность;
  • проектная деятельность;
  • трудовая деятельность.

        Познавательно-игровая деятельность.

        Это активная деятельность детей, в которой проявляется общительность, стремление осуществлять свои замыслы вместе со сверстниками. Особенности старшего дошкольника, которые проявляются в познавательно-игровая деятельности, заключаются в том, что он владеет навыками различных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии позиции партнера, умении согласовывать свои желания с мнением участников взаимодействия, умении регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами, умении справедливо оценивать себя и других партнеров по деятельности.

        Проектная деятельность.

        Метод проектов позволяет формировать те личностные  качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

        В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт.

        К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, согласовывать свои действия с действиями других участников группы, анализировать результаты деятельности, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела.

        В дошкольном учреждении в силу возраста детей педагог не может предоставить полную самостоятельность воспитанникам, поэтому проектная деятельность в детском саду будет от начала проекта до его завершения носить характер совместного коллективного творчества педагога и детей.

        Трудовая деятельность.

        Предметная деятельность, труд обогащают социальный опыт ребенка (Р. С. Буре). Овладевая трудовыми навыками, дошкольник постепенно эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. У ребенка развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. В трудовой деятельности он активный преобразователь окружающего мира. Совместный труд формирует положительные эмоции, навыки взаимодействия, ощущение собственной значимости, нужности окружающим.

        В процессе совместной деятельности растет интерес к окружающим людям, формируются социальные мотивы поведения. В ней происходит передача социального опыта, ребенок выступает как субъект деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной и др.), активно участвует в преобразовании окружающего мира, выстраивает отношения с окружающими, вырабатывает субкультурные нормы и правила.  

        Учитывая возможные механизмы социализации ребенка, обеспечивая определенные условия, создавая единое образовательное пространство развития ребенка, дошкольное учреждение может осуществлять результативную работу по социальному развитию дошкольника, формированию у него социальной компетентности определенного уровня, обусловленного его возрастными возможностями.

        2.2. Методы и приемы совместной деятельности в ДОУ, способствующие формированию социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

        Процесс формирования социальной компетентности у дошкольников – сложный, комплексный, систематический процесс, который должен проводиться по плану, быть теоретически обоснован и методически обеспечен.

        Важной формой организации совместной деятельности является игровая деятельность. Игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

        Приемы и методы игровой деятельности:

        - дидактические игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мир профессий», «Что в имени твоем» и др.;

        - ролевые игры «Кафе – кондитерская», «Гараж», «Стройка», «Скорая помощь», «Туристическое агентство», Мы- журналисты» и пр.;

        - игры-драматизации, теневой театр (по известным сказкам и рассказам).

        Методы и приемы трудовой деятельности: рассматривание картин и репродукций, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых, целевые прогулки и экскурсии, беседы, чтение, дидактические и сюжетно-ролевые игры, дежурство, коллективный труд, трудовые поручения, мини-мастерские.

        Очень важным словесным приемом в формировании социальной компетентности является создание проблемных ситуаций, групповых разговоров с элементами дискуссий:

        - «Говоришь ли ты себе: «Я хороший, я добрый?»;

        - «Как можно благодарить за добро?»;

        - «Что значит быть доброжелательным?»;

        - «Что значит простое «Здравствуйте?»;

        - «Умей сказать «нет!».

        Прием «занятие- беседа»: « Можно ли обидеться на маму?», «Я и моя семья», «Что я люблю и умею», «Страшно», «С кем я хочу дружить», «Спор, ссора» и др.

        Прием «Чтение с последующим обсуждением»:

        - С.Маршак. «Сказка о глупом мышонке», «Чем болен мальчик»;

        - Г.Остер. «Вредные советы»;

        - К.Чуковский. «Федорино горе»;

        - А.Барто. «Вовка- добрая душа» и др.

        Одной из универсальных педагогических технологий является технология проектной деятельности.

        Методы и приемы проектной деятельности:

        Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует «интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес».

        Темы проектов дошкольников:

«Мое родословное древо»;

«Праздники моей семьи»:

«Наша семейная традиция»;

«Самарских улиц имена» и др.

        Совместные мероприятия со школой и родителями.

        Дошкольники очень любят посещать школу. С большим интересом и волнением ждут первоклассников в гости, потому что  рады встречи со своими друзьями, которые недавно посещали детский сад. Детский сад и школа устраивает выставки, дни открытых дверей, совместные праздники и пр. Это один из важных приемов формирования социальной компетентности дошкольников, дошкольники могут пообщаться с учителями и учениками, узнать  много нового, выразить свое мнение.

        Для родителей дети очень любят сюрпризы, готовят праздники, спектакли, подарки.

        Данная подборка методов и приемов может быть использована на практике для разрешения социальных проблем и ситуаций, которые возникают у детей в процессе их деятельности.

                Заключение

        Проблема формирования социальной компетентности детей крайне важна. Наши дети испытывают сильную психологическую нагрузку 

ак увеличивается число их контактов с окружающим миром и в разных жизненных ситуациях они должны уметь правильно вести себя.

        Дошкольному учреждению не позволяют в полной мере формировать начальную социальную компетентность детей существующие противоречия между:

        - необходимостью формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста и неразработанностью теоретических аспектов и адекватных практических путей и средств развития социальной компетентности детей дошкольного возраста;

        - требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и недостаточной методической и содержательной разработанностью решения данной проблемы.

        Поэтому проблеме формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста, становлению межличностного общения посредством организации совместной деятельности в ДОУ необходимо уделить должное внимание.

        Дошкольный возраст сенситивен для социального  познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы.

        Эти позволяет старшим дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли. 

        Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения, совместная деятельность, объединенная дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, может полноценно обеспечить развитие индивидуальности дошкольника, подготовить его к новому социальному качеству.

        Список использованных источников

        1. Решетова Светлана Геннадьевна. Формирование социальной компетенции дошкольника на современном этапе развития дошкольных образовательных учреждений.

        Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2014/10-2/40.html

        2. Захарова Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2.

        3. Крулехт М. В. Новые формы дошкольного образования как средство социально-педагогической виктимологии. Социальная работа: проблемы и перспективы // материалы VI Межвузовской научно-практической конференции, 22 марта 2012.

        4. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: утв. Распоряжением Правительства РФ № 163-р от 7 февраля 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2011. № 10.

        5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.