ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО
проект (старшая группа) по теме

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения приобретает особую значимость. Важнейшие задачи развития отечественного образования связаны     с формированием компетентностей подрастающего поколения, в том числе этнокультурной компетентности.

 Якутский эпос олонхо является источником для духовного воспитания молодого поколения. В настоящее время идет ознакомление с олонхо   с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант.    Олонхо пробуждает сразу три центра в мозге ребенка. Природный интеллект (ийэ ой), как генератор; языковой (ийэ тыл), как транслятор;  и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли. Мозг ребенка работает в полном режиме,  в режиме природы-творца. Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с общественными ценностями, через «диалог», побудило нас создать технологию формирования этнокультурной компетентности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к олонхо.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedyarmarka_olonho.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО»

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения приобретает особую значимость. Важнейшие задачи развития отечественного образования связаны                               с формированием компетентностей подрастающего поколения, в том числе этнокультурной компетентности.

 Якутский эпос олонхо является источником для духовного воспитания молодого поколения. В настоящее время идет ознакомление с олонхо                       с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант.          

Есть несколько причин того, что мы решили знакомить детей с олонхо. Основные из них, это то, что стих олонхо сложен согласно природному ритму восприятия ребенка. Ребенок слушает текст, понимает смыслы, в него заложенные. Это детский текст. Текст, составленный   как кодовая информация для вновь появившихся поколений. И олонхо в том смысле – детское произведение. И человек может воспринимать его именно в детском периоде своей жизни, чтобы затем иметь вход, код в мир олонхо во взрослой своей жизни.

        Олонхо пробуждает сразу три центра в мозге ребенка. Природный интеллект (ийэ ой), как генератор; языковой (ийэ тыл), как транслятор;  и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли. Мозг ребенка работает в полном режиме,  в режиме природы-творца.

Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с общественными ценностями, через « диалог», побудило нас создать технологию формирования этнокультурной компетентности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к олонхо.

Цель проекта:

  1. приобретение детьми культурного наследия предков   и формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к олонхо.

Исходя из цели нами выделены следующие задачи:

  1. создать культурологическую предметно – пространственную среду развития ребенка и оказать ему помощь в самоопределении, национальной самоидентификации, национальном самосознании на базе своей культуры;
  2. развивать эмпатию, доброту, дружеские толерантные отношения, умение тактично предложить свою помощь или обратиться за помощью, такие качества личности, как умение одухотворять окружающую природу, способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком;
  3. воспитывать  в детях стремление к активному познанию жизни, художественно – речевые навыки, интерес к олонхо;
  4. развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение видеть прекрасное, исполнительские навыки, формировать эстетический вкус;
  5. подвести детей к пониманию искусства, мировой культуры через приобщение      к музеям города, слушание аудиозаписи олонхо, собственное инсценирование олонхо, изобразительную деятельность;
  6. проводить воспитательно – образовательную работу  в игровой форме, используя различные виды развивающих игр и традиционные и активные методы, приемы и формы обучения и воспитания детей.

Основополагающие принципы.

- принцип культуросообразности, т.е. опора в воспитательном процессе                            на этнокультурные традиции народов, национально – этническую обрядность, привычки;

 - принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, предполагающий преодоление имеющейся в дошкольных учреждениях замкнутой системы воспитательной  работы, обогащения общения детей с окружающим социумом и природой, приобщение    к культуре родного края

 - принцип приоритетности культурного регионального наследия, означающий воспитание патриотизма на родном материале с целью формирования уважения своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе  родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального,  в том числе фольклора, художественным народным промыслам, этнокультурным традициям, произведениям  местных писателей, художников, поэтов и композиторов;

- принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка, требующей создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, эмпатии, что представляет с собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных  отношений.

 Технологии реализации проекта:

     Технология формирования этнокультурной компетентности детей через приобщение к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно – тематический план и система занятий.                Эту работу можно включить и в обязательные занятия по ФЦКМ (ознакомление с окружающим видом), развитие речи или проводить                                             в свободное от занятий время.        

    I этап технологии начинается с октября месяца. Занятия объединяются общей темой  «Героический эпос олонхо народа саха». На этом этапе знакомим детей с миром олонхо. Совместно   с родителями проводим выставку «Древо жизни». Знакомим с творчеством якутских художников         Т. Степанова, В. Карамзина, П. Пестрякова, Н. Ябловской. После диалогов и бесед с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети  делятся впечатлениями, рассказывают и рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение фантазию.  Методы и методические приемы, используемые на занятиях 1 этапа – беседа, диалог, рассматривание репродукций, обсуждение, анализ, сравнение, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов.

    II этап технологии продолжается с ноября месяца. Занятия объединяются темой « История предков». Здесь детей знакомим детей с историей наших предков: жилище, якутская национальная одежда (богатырей), посуда. Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе   из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО.

Целевая экскурсия в Краеведческий музей, в Музей фольклора народов Севера. Наш сад традиционно каждый год совершает экскурсии  в Музей фольклора  народов Севера, музей Хомуса народов мира.

    В декабре месяце приглашаем сотрудников музея, для проведения с детьми занятия на тему  « Игры наших предков ». Сотрудники музея проводят  для наших детей беседы и экскурсию, это взаимодействие с музеем очень полезно.

Далее начинаем прослушивание аудиозаписи олонхо  «Ньургун Ботур Стремительный» знаменитых в Якутии олонхосутов. Цель занятий   – формирование интереса к олонхо. Аудиозаписи обязательно должны быть хорошего качества. На этом этапе дети очень естественно улавливают связь олонхо с природно – эмоциональным началом.  После слушания олонхо – диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению. Детям показывают мультипликационный вариант олонхо « Ньургун Ботур Стремительный».

   III этап технологии с января месяца.  Вместе с детьми ставим инсценировку олонхо  «Ньургун Ботур Стремительный». Приобщаем детей к театрализованным постановкам. Проводим родительское собрание, распределяем роли, костюмы, готовим  декорации.

    В феврале месяце на данном этапе широко используется метод проектов и интегрированный метод. Детям предлагается сделать проект на тему олонхо, нарисовать запомнившегося героя или мир олонхо. На занятиях и в форме индивидуальной работы, вместе с детьми выбирается интересная для ребенка тема. Здесь необходимо отметить, что при выполнении проектов  взаимодействие с родителями обязательно. Для этого проводятся родительские собрания, консультации, семинары, где родителям оказывается методическая помощь при раскрытии темы ребенка.

    IV этап – обобщающий (март, апрель). На обобщающем этапе в детском саду по результатам проектной деятельности проводится научно – практическая конференция, где  участники проекта,  в празднично убранном музыкальном зале, представляют свои проекты на всеобщее обозрение.  Мероприятие проходит очень интересно, детям нравится представлять свои работы жюри и зрителям. По итогам конференции детям выдаются дипломы и сертификаты.    

    Так же ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского сада по выполнению творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах. Из эскизов, выполненных в группе, руководитель изостудии выбирает наиболее удачные и интересные. С этими детьми проводится работа по выполнению картины в условиях изостудии. Темы разные по замыслу и предварительным эскизам детей.  Лучшие рисунки участвуют в городском конкурсе « Олонхо глазами детей».

   Также в апреле или мае у нас в Якутске среди ДОУ проводится конкурс «Туой тойук, дуорай хомус!», где наши дети участвуют с постановкой отрывка из олонхо. Мы вот уже второй год ставим отрывки из олонхо «Ньургун Ботур Стремительный». При подготовке к этому конкурсу идет большое взаимодействие детей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по двуязычию, хореографии, изобразительной деятельности, музыкального руководителя.  Это очень большая плодотворная и творческая работа, которая потом выливается в красивое действо по инсценированию олонхо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ХОМУСУ

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования полик...

Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обос­нованы и определены условия для проявления воспитанниками социаль­ной активности, так как формирование социальной компетентности напр...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...