Главные вкладки

    Календарно – тематический план работы кружка Формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к героическому эпосу «Олонхо»
    календарно-тематическое планирование (старшая группа)

    Елисеева Марина Михайловна

    КТП

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл olonho_kalen_tematich_plan_raboty_kruzhka.docx35.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно – тематический план работы кружка

     Формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к героическому эпосу «Олонхо»

    Старшая группа

    Сроки

    Тема

    Цель и задачи

    Оборудование

    Работа с родителями

    1 неделя октября

    «Семья»

    Активизировать познавательный интерес к семье,   к близким.

    Картина художников на тему «Семья»

    Принести семейные фотографии, родственников итд.

    2 неделя октября

    «Семья - дьиэ кэргэн»

    «Орто дойду дьоно - сэргэтэ»

    Развивать у детей творческие способности, уметь  рисовать людей, стараться нарисовать похожие черты родных (айыы хаан аймаза, аар тойон аза, кун кубэй ийэ)

    Пастель, гелевая ручка, презентация

    Предварительная работа родителей: посмотреть семейный альбом

    3 неделя октября

    «Древо жизни»

    Расширять представление о родовых корнях семьи.

    Иллюстрация «Аал Луук мас»

    Совместно с родителями провести выставку «Древо жизни»

    4 неделя октябрь

    Коллективная работа “Мичээр болох”

    Научить рисовать себя – свой портрет.

    Гелевые ручки и фломастеры, ватман, ножницы клей карандаш

    1 неделя ноября

    Посещение Краеведческого музея

    Познакомить детей с бытом и культурой наших предков.

    Сопровождение родителей в музей

    2 неделя ноября

    Мини – выставка в группе “Якутская утварь”

    Научить детей кратко расказать о веще которую принес на выставку

    Якутская посуда, одежда, украшение итд

    Принести из дома якутскую утварь, посуду украшение. Подготовить рассказ про нее

    3 неделя ноября

    «Балазан» жилище наших предков

    Познакомить детей с (аал уот, алаьа дьиэ, иэримэ дьиэ, тэлгэьэ, сэргэ, ураьа) Дать представление детям о быте, познакомить детей с жилищем древних якутов

    Макет «балазана» расмотреть фотографии и рисунки якутских художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского

    Пригласить бабушку и дедушку детей. Подготовить рассказ про жилище якутов.

    4 неделя ноября

    Аппликация на тему “Саха тэлгэьэтэ”

    Научить рисовать балазан, с (аал уот, алаьа дьиэ, иэримэ дьиэ, тэлгэьэ, сэргэ, ураьа)

    Макет «балазана» расмотреть фотографии и рисунки якутских художников

    Провести беседу

    1 неделя декабря

    «Чороон-сосуд счастья»

    Дать представления детям из какого материала изготавливали посуды наши предки.

    Якутская посуда, кухонная утварь, презентация

    Мини-выставка национальной посуды

    2 неделя декабря

    Рисование якутских орнаментов

    Развивать мелкую моторику рук, познакомить со значениями орнаментов

    Якутские посуды, фломастеры, линейки

    3 неделя декабря

    Якутская национальная одежда

    Вызвать интерес к старинной национальной одежде. Знакомить детей с летними и зимними одеждами якутов.

    Слайд презентация, картины якут.художников

    Надеваем национальный костюм

    4 неделя декабрь

    “Якутские коновязи”

    Познакомить свидами  коновязями, орнаментом, материалом

    Тэлгэьэ сэргэлэрэ, итэзэл сэргэлэрэ, Ыьыах сэргэлэрэ

    Наглядные иллюстрации художнико Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского в, презентации

    2 неделя января

    «Дьоьогой»

    Сыарзата, тэрилэ

    Дать понятие о якутской лошади (туразас, дьоруолуур, улаан, атаралыыр, козоччор, сиэлэр, урумэччи манан ат, сиэр)

    Слайд презентация, картины якут.художников

    Совместно с родителями сделать наглядный материал в виде альбома про якутскую лошадь

    3 неделя января

    Коллективная работа “Тобун лошадей”- “Сылгы уорэ”

    Умение нарисовать и вырезать силуэты лошадей

    Панно, фон “алаас”, бумага белого, коричневого, черного цветов, презентация

    1 неделя февраля

    «Саха ыназа - суоьутэ»

    Отличительные черты якутской коровы. (Атыыр озус, ат озус, утурум ынах, ньирэй, торбос, борооску, тыьазас, тинэьэ)  Знакомить с зимником для скота «Хотон»

    Слайд презентация, картины якут.художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского

    Фотовыставка на тему «Урун ас»

    2 неделя февраля

    Остуоруйа “Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин”

    Умение слушать сказку, пересказывать и отвечать на вопросы

    3 неделя февраля

    «Ньиирэй уонна кулунчук»

    Привить детям любовь к домашним животным

    Иллюстрации, аудиозаписи  голосов животных

    4 неделя февраля

    “Орто туруу дойду”

    Познакомить детей с срединным миром, животными, природой (аартык, айан суола, силлээх ыллык,)

    Презентация

    1 неделя марта

    Саха сирин орустэрэ

    Познакомить детей со словами (уруйэ, урэх, орус, колуйэ, куол, байзал, далай)

    Презентация по теме, произведения якутских художников

    2 неделя марта

    Научно-практическая конференция на общую тему «Уклад жизни народа Саха»

    Научить детей публичному выступлению, обогатить словарный запас. Раскрывать содержание выбранной темы.

    Презентации по темам. Макеты, наглядные материалы итд.

    Консультации, советы родителям

    3 неделя марта

    Посещение музея «Хомус»

    Ознакомление детей с национальными музыкальным инструментом «Хомус», познакомить с разновидностями Хомуса разных народов.

    Аудиозаписи, музейные экспонаты.

    Сопровождение родителей

    4 неделя марта

    “Тимиртэн оноьуктар”

    Познакомить детей с изделиями из металла (хомус, саха быьаза, тэрээк сугэ, чохороон,анньыы)

    Наглядные картинки, презентация

    1 неделя апреля

    Посещение музея «Хомуса», просмотр мультфильма «Ньургун Боотур Стремительный»

    Познакомить детей с миром  и героями «Олонхо», понять сюжет Олонхо (верхний, средний, нижние миры)

    Мультфильм «Ньургун Боотур Стремительный»

    Сопровождение родителей

    2 неделя апреля

    “Олонхо бухатыырын танаьа – саба, тэрилэ”

    Познакомить детей (куйах, дуулаза бэргэьэ, дапсы, онозос ох, ох саа, саадах)

    Иллюстрация художников, презентация

    3 неделя апреля

    Рисуем на тему «Олонхо бухатыыра»

    Познакомить детей с образом богатыря Олонхо.

    Иллюстрация, альбом, пастель, гелевая ручка, презентация.

    4 неделя апреля

    “Айыы кыыьа”

    Познакомить с одеждой  (бууктаах сон, туоьахтаах дьабака, халадаай ырбаахы, хаарыс солко харсыат, уостаах утулук, тумустаах саары этэрбэс, саппыйа, хаппар)

    Картины якутских художников с изображением Айыы кыыьа Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского

    1 неделя мая

    Прослушивание отрывка Олонхо, в исполнении Гаврила Колесова

    Расширять представление детей об Олонхо. Воспитанность чувство принадлежности к культуре своего народа.

    Аудиозапись, иллюстрации, портрет известных Олонхосутов.

    Провести беседу – консультацию для родителей «Как рассказать детям об эпосе Олонхо»

    2 неделя мая

    Коллективная работа «Триединый», «Аан Ийэ дойду»

    Продолжаем знакомить детей с миром Олонхо. Уоьээ дойду. Орто туруу дойду. Аллараа дойду.

    Презентация по теме

    Выставка для родителей

    3 неделя мая

    Конкурс «Олонхо глазами детей» коллективная работа

    Отразить в рисунке понравившийся героя Олонхо, передать образ героя в рисунке.

    Аудиозапись, иллюстрации, альбом. Фломастеры, гел.ручки. ножницы

    Выставка для родителей

    4 неделя мая

    «Ыьыах на земле Олонхо»

    Уважение к национальным традициям, культуре, играм и обычаям своего народа

    Национальные костюмы, нац.кухня, атрибуты для проведения праздника.

    Оформление туьулгэ, приготовление нац.блюд, помощь в организации праздника

    Календарно – тематический план работы кружка

     Формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к героическому эпосу «Олонхо»

                                                                                   Подготовительная группа

    Сроки

    Тема

    Цель и задачи

    Оборудование

    Работа с родителями

    1 неделя октября

    «Героический эпос народа саха».

     «Ньургун Боотур стремительный»

    Продолжать знакомить детей с миром Олонхо.

    Картины с изображением героев Олонхо Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского

    Рассказать детям о традициях якутского народа и своего рода.

    2 неделя октября

    Якутские песни, тойук, осуохай

    Знакомить детей с якутской народной инструментальной музыкой (в звучании якутских народных инструментов хомуса, этнобарабанов)

    Видео по теме, презентация

    Пригласить выпускниц детского сада для выступления на хомусе

    3 неделя октября

    “Бухатыыр ата”

    Познакомить детей с убранством лошадя (уун, сулар, тэьиин, уодьуган, кымньыы, дэйбиир, адазаыныыр, инэьэ,холун, бото, бэрэмэдэй, дэпсэ, кычым, чаппараах)

     Презентация, наглядный материал, картины якутских художников

    4 неделя октября

    Слушание Олонхо в исполнении Г.Колесова

    Расширять представление детей об Олонхо. Воспитанность чувство принадлежности к культуре своего народа.

    Аудиозапись, иллюстрации, портрет известных Олонхосутов.

    1 неделя ноября

    Организовать экскурсию в художественный музей

    Ознакомить детей с якутскими традициями в картинах якутских художников

    Сопровождение родителей

    2 неделя ноября

    «Мунхалааьын»

    Продолжать знакомить детей  с орудиями ловли  рыб (мунха ийэтэ мунха кыната )

    Видеопрезентация

    3 неделя ноября

    «Олонхо глазами художников». Творчество художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского

    Познакомить с творчеством якутских художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловской

    Слайд презентация на тему Олонхо, книга П.А.Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный». Картины Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской.

    4 неделя ноября

    «Уоьээ  дойду»

    Продолжать знакомить с героями верхнего мира (урун аар тойон, куруо дьоьогой тойон, иэйиэхсит хотун, айыыьыт хотун, дьылга хаан, улуутуйар улуу суорун)

    Картины Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской.

    1 неделя декабря

    «История предков»

    Познакомить детей с историей наших предков: жилище «балазан, хотон, ампаар, булуус»

    Макет жилища наших предков, иллюстрации

    Фотовыставка на тему «История предков-жилище»

    2 неделя декабря

    «Орто  дойду иччилэрэ»

    Продолжать знакомить с героями срединного мира (Аан алахчын хотун, баай байанай, хатан тэмиэрийэ,от-мас иччилэрэ)

    Картины якутского художника Пестрякова, И.Корякина

    3 неделя декабря

    «Сахалыы толору баай  астаах сандалы остуол»

    Дать представление детям о, разновидностей якутской национальной посуды.

    Посуда (чороон, кытыйа, ыазыйа, кытыйа)

    4 неделя декабря

    «Обугэлэрбит оонньуурдара уонна  оонньуулара»

    Продолжать знакомить детей с играми предков (мас ынах. Кыыртаах кус, хабылык, тырыынка, мас тардыьыыта. ыстана, тыксаан)

    Игрушки предков, видео и презентация

    Привлечь родителей при организации соревнования

    2 неделя января

    Целевая экскурсия в художественный музей

    Познакомить с картинами художника. Развивать эстетический вкус у детей

    Сопровождение родителей

    3 неделя января

    «Аллараа дойду»

    Продолжать знакомить с героями нижнего мира (абааьы аймаза, арсан дуолай тойон, ала буурай хотун, абааьы бухатыыра, абааьы кыыьа)

    Картины Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской.

    4 неделя января

    «Игры наших предков»

    Продолжаем знакомить детей видами якутских национальных игр, развивать самостоятельно организовывать соревнование

    Атрибуты для игр

    Пригласить родителей на соревнование между детьми и родителями в группе

    1 неделя февраля

    Просмотр  постановок Олонхо детьми группы «Мичээр»

    Прививать интерес к выступлениям детей,

    видиотека

    2 неделя февраля

    Прослушивание аудиозаписи олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» знаменитых в мире Олонхосутов

    Продолжаем расширять представление детей об Олонхо.  Воспитанность чувство принадлежности к культуре своего народа.

    Аудиозаписи олонхосутов

    3 неделя февраля

    «Айыы дьоно кубулунар котордоро, кыыллара, маллара»

    Тойон кыыл, кырбый, мохсозол, хардай, кыталык, сордон, туу мээчик, анды сымыыта

    4 неделя февраля

    Рисование по впечатлению

    Нарисовать понравившегося героя. Передать в рисунке характер и образ героя.

    Краски акварельные, восковые карандаши, пастель, гелевые ручки

    1 неделя марта

    «Дьиэзэ – уокка туттуллар тэриллэр»

    Продолжать знакомить детей с домашней утварю (танара долбуура, иьит ороно, олох, биьик, сандалы, минньик, сиппиир, сибиэ, талах олох, даарда, хоппо, халандаар, лэппиэскэ буьарар тимир, талкы)

    Презентация, наглядный материал

    2 неделя марта

    Предварительная работа по инсценировке Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»

    Помочь  детям выразительно выступать, войти в роль, передать характер героя.

    Сценарий Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», аудиозаписи

    Родительское собрание, консультации, распределяем роли, костюмы, декорации. Начинаем репетировать Олонхо

    3 неделя марта

    Экскурсия  «Дом Арчы»

    Знакомить детей с обрядом очищения

    Сопровождение родителей

    4 неделя марта

    Подготовка к научно-практической конференцияи «Мы в стране Олонхо» (богатыри, «абаасы, животные срединного мира», конь богатыря, «Уоьээ дойду», «Орто дойду»)

    Развивать в детях ораторские способности. Умение выступать  перед публикой. Полностью раскрывать выбранную тему. Подготовить детей к ответам на вопросы.

    Слайдовые презентации по темам, иллюстрации, методические-художественные литературы, рисунки ребенка, макеты, самодельные куклы итд

    Индивидуальные консультации с родителями, помощь в выборе героя.

    1 неделя апреля

    Кукольный театр «Герои эпоса олонхо Эрчимэн Бэргэн»

    Развивать совместное творчество детей и родителей

    Материалы

    Консультация родителей

    2 неделя апреля

    Индивимдуальная работа по темам ребенка

    Помочь детям раскрыть выбранную тему выступления.

    Консультации с родителями

    3 неделя апреля

    Какасные наземные жилища «Туос ураьа»

    Знакомим детей с летним жилищем из бересты.

    Презентация

    4 неделя апреля

    Постановка Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»

    Сьемка в НВК

    Помочь детям  войти в роль и  передать образ и характер героя

    Сценические костюмы к Олонхо, атрибуты, музыкальное сопровождение

    Сопровождение родителей

     1 неделя мая

    Участие на республиканском конкурсе «Мин Олонхо дойдутун озотобун» с постановкой Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»

     В ДК Кулаковского

    Научить детей публичному выступлению, обогатить словарный запас.

    Сценические костюмы к Олонхо, атрибуты, музыкальное сопровождение

    Сопровождение родителей

    2 неделя мая

    Научно-практическая конференция. Защита работ по темам

    Развивать в детях ораторские способности. Умение выступать  перед публикой. Полностью раскрывать выбранную тему.

    Подведение детьми итогов работы с помощью выступления на НПК по пройденным этапам

    Присутствие родителей на защите проектов

    3 неделя мая

    Обугэбит бырааьынньыга - Ыьыах

    Прививать любовь к национальным традициям, празднику «Ыьыах»

    Украшение туьулгэ, национальные блюда, костюмы, игры, оьуохай

    Совместно с родителями организовать национальный праздник Ыьыах

    4 неделя мая

    Участие в фольклорных фестивалях-конкурсах «Туой хомус, дуорай тойук» итд

    Научить детей публичному выступлению, обогатить словарный запас.

    Сценические костюмы к Олонхо, атрибуты, музыкальное сопровождение

    Сопровождение родителей

    И спользованная методическая-художественная литературы: 1. П.А.Ойунскай «Ньургун Боотур Стремительный»,2. «Саха фольклора», 3.«Олонхо киэн киэлиитигэр» А.Попова, 4.«Оскоулаза киириэн иннинээзи саастаах озолор тэрилтэлэрин иитэр-уорэтэр программаларын Олонхо философиятыгар олозуран национальнай региональнай компоненын киллэрии» Э.Г.Слепцова.4. «Олонхо аба-хомуьуна озону иитииг»э М.И.Баишева, Е.М.Ефимова, Э.В.Слепцова.  ,5.  «Сахалыы оонньуулар» П.К.Васильев, 6. «Олонхо тыла-оьо озо оонньуутугар» А.М.Филатова,  7.«Саха торут оонньуулара» А.С.Федоров, 8.«Ос хоьоонноро» Е.Н.Попова, 9.«Уклад жизни народа Саха» И.Г. Федоров, П.К.Васильев,10. «Олонхо эйгэтэ: Орто дойду. Уоьээ дойду. Аллараа дойду» Э.В.Слепцова.

    Утверждаю:

    Заведующий МБДОУ

    Дс №89 «Парус»  

    ____________Филиппова П.И

                                                                                             «___ » ___________  2016- 2017 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО

    Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультур...

    Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)

    «Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...

    Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

    Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обос­нованы и определены условия для проявления воспитанниками социаль­ной активности, так как формирование социальной компетентности напр...

    ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

    ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

    Календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства.

    Примерный календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства....

    Методическая разработка "Педагогическая диагностика этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста".

    Целью педагогической диагностики детей является выявление теоритических знаний и практических умений воспитанников,связанных  с отражением представлений о народной культуре....