Календарно – тематический план работы кружка Формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к героическому эпосу «Олонхо»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Елисеева Марина Михайловна

КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olonho_kalen_tematich_plan_raboty_kruzhka.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план работы кружка

 Формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к героическому эпосу «Олонхо»

Старшая группа

Сроки

Тема

Цель и задачи

Оборудование

Работа с родителями

1 неделя октября

«Семья»

Активизировать познавательный интерес к семье,   к близким.

Картина художников на тему «Семья»

Принести семейные фотографии, родственников итд.

2 неделя октября

«Семья - дьиэ кэргэн»

«Орто дойду дьоно - сэргэтэ»

Развивать у детей творческие способности, уметь  рисовать людей, стараться нарисовать похожие черты родных (айыы хаан аймаза, аар тойон аза, кун кубэй ийэ)

Пастель, гелевая ручка, презентация

Предварительная работа родителей: посмотреть семейный альбом

3 неделя октября

«Древо жизни»

Расширять представление о родовых корнях семьи.

Иллюстрация «Аал Луук мас»

Совместно с родителями провести выставку «Древо жизни»

4 неделя октябрь

Коллективная работа “Мичээр болох”

Научить рисовать себя – свой портрет.

Гелевые ручки и фломастеры, ватман, ножницы клей карандаш

1 неделя ноября

Посещение Краеведческого музея

Познакомить детей с бытом и культурой наших предков.

Сопровождение родителей в музей

2 неделя ноября

Мини – выставка в группе “Якутская утварь”

Научить детей кратко расказать о веще которую принес на выставку

Якутская посуда, одежда, украшение итд

Принести из дома якутскую утварь, посуду украшение. Подготовить рассказ про нее

3 неделя ноября

«Балазан» жилище наших предков

Познакомить детей с (аал уот, алаьа дьиэ, иэримэ дьиэ, тэлгэьэ, сэргэ, ураьа) Дать представление детям о быте, познакомить детей с жилищем древних якутов

Макет «балазана» расмотреть фотографии и рисунки якутских художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского

Пригласить бабушку и дедушку детей. Подготовить рассказ про жилище якутов.

4 неделя ноября

Аппликация на тему “Саха тэлгэьэтэ”

Научить рисовать балазан, с (аал уот, алаьа дьиэ, иэримэ дьиэ, тэлгэьэ, сэргэ, ураьа)

Макет «балазана» расмотреть фотографии и рисунки якутских художников

Провести беседу

1 неделя декабря

«Чороон-сосуд счастья»

Дать представления детям из какого материала изготавливали посуды наши предки.

Якутская посуда, кухонная утварь, презентация

Мини-выставка национальной посуды

2 неделя декабря

Рисование якутских орнаментов

Развивать мелкую моторику рук, познакомить со значениями орнаментов

Якутские посуды, фломастеры, линейки

3 неделя декабря

Якутская национальная одежда

Вызвать интерес к старинной национальной одежде. Знакомить детей с летними и зимними одеждами якутов.

Слайд презентация, картины якут.художников

Надеваем национальный костюм

4 неделя декабрь

“Якутские коновязи”

Познакомить свидами  коновязями, орнаментом, материалом

Тэлгэьэ сэргэлэрэ, итэзэл сэргэлэрэ, Ыьыах сэргэлэрэ

Наглядные иллюстрации художнико Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского в, презентации

2 неделя января

«Дьоьогой»

Сыарзата, тэрилэ

Дать понятие о якутской лошади (туразас, дьоруолуур, улаан, атаралыыр, козоччор, сиэлэр, урумэччи манан ат, сиэр)

Слайд презентация, картины якут.художников

Совместно с родителями сделать наглядный материал в виде альбома про якутскую лошадь

3 неделя января

Коллективная работа “Тобун лошадей”- “Сылгы уорэ”

Умение нарисовать и вырезать силуэты лошадей

Панно, фон “алаас”, бумага белого, коричневого, черного цветов, презентация

1 неделя февраля

«Саха ыназа - суоьутэ»

Отличительные черты якутской коровы. (Атыыр озус, ат озус, утурум ынах, ньирэй, торбос, борооску, тыьазас, тинэьэ)  Знакомить с зимником для скота «Хотон»

Слайд презентация, картины якут.художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского

Фотовыставка на тему «Урун ас»

2 неделя февраля

Остуоруйа “Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин”

Умение слушать сказку, пересказывать и отвечать на вопросы

3 неделя февраля

«Ньиирэй уонна кулунчук»

Привить детям любовь к домашним животным

Иллюстрации, аудиозаписи  голосов животных

4 неделя февраля

“Орто туруу дойду”

Познакомить детей с срединным миром, животными, природой (аартык, айан суола, силлээх ыллык,)

Презентация

1 неделя марта

Саха сирин орустэрэ

Познакомить детей со словами (уруйэ, урэх, орус, колуйэ, куол, байзал, далай)

Презентация по теме, произведения якутских художников

2 неделя марта

Научно-практическая конференция на общую тему «Уклад жизни народа Саха»

Научить детей публичному выступлению, обогатить словарный запас. Раскрывать содержание выбранной темы.

Презентации по темам. Макеты, наглядные материалы итд.

Консультации, советы родителям

3 неделя марта

Посещение музея «Хомус»

Ознакомление детей с национальными музыкальным инструментом «Хомус», познакомить с разновидностями Хомуса разных народов.

Аудиозаписи, музейные экспонаты.

Сопровождение родителей

4 неделя марта

“Тимиртэн оноьуктар”

Познакомить детей с изделиями из металла (хомус, саха быьаза, тэрээк сугэ, чохороон,анньыы)

Наглядные картинки, презентация

1 неделя апреля

Посещение музея «Хомуса», просмотр мультфильма «Ньургун Боотур Стремительный»

Познакомить детей с миром  и героями «Олонхо», понять сюжет Олонхо (верхний, средний, нижние миры)

Мультфильм «Ньургун Боотур Стремительный»

Сопровождение родителей

2 неделя апреля

“Олонхо бухатыырын танаьа – саба, тэрилэ”

Познакомить детей (куйах, дуулаза бэргэьэ, дапсы, онозос ох, ох саа, саадах)

Иллюстрация художников, презентация

3 неделя апреля

Рисуем на тему «Олонхо бухатыыра»

Познакомить детей с образом богатыря Олонхо.

Иллюстрация, альбом, пастель, гелевая ручка, презентация.

4 неделя апреля

“Айыы кыыьа”

Познакомить с одеждой  (бууктаах сон, туоьахтаах дьабака, халадаай ырбаахы, хаарыс солко харсыат, уостаах утулук, тумустаах саары этэрбэс, саппыйа, хаппар)

Картины якутских художников с изображением Айыы кыыьа Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского

1 неделя мая

Прослушивание отрывка Олонхо, в исполнении Гаврила Колесова

Расширять представление детей об Олонхо. Воспитанность чувство принадлежности к культуре своего народа.

Аудиозапись, иллюстрации, портрет известных Олонхосутов.

Провести беседу – консультацию для родителей «Как рассказать детям об эпосе Олонхо»

2 неделя мая

Коллективная работа «Триединый», «Аан Ийэ дойду»

Продолжаем знакомить детей с миром Олонхо. Уоьээ дойду. Орто туруу дойду. Аллараа дойду.

Презентация по теме

Выставка для родителей

3 неделя мая

Конкурс «Олонхо глазами детей» коллективная работа

Отразить в рисунке понравившийся героя Олонхо, передать образ героя в рисунке.

Аудиозапись, иллюстрации, альбом. Фломастеры, гел.ручки. ножницы

Выставка для родителей

4 неделя мая

«Ыьыах на земле Олонхо»

Уважение к национальным традициям, культуре, играм и обычаям своего народа

Национальные костюмы, нац.кухня, атрибуты для проведения праздника.

Оформление туьулгэ, приготовление нац.блюд, помощь в организации праздника

Календарно – тематический план работы кружка

 Формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к героическому эпосу «Олонхо»

                                                                               Подготовительная группа

Сроки

Тема

Цель и задачи

Оборудование

Работа с родителями

1 неделя октября

«Героический эпос народа саха».

 «Ньургун Боотур стремительный»

Продолжать знакомить детей с миром Олонхо.

Картины с изображением героев Олонхо Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского

Рассказать детям о традициях якутского народа и своего рода.

2 неделя октября

Якутские песни, тойук, осуохай

Знакомить детей с якутской народной инструментальной музыкой (в звучании якутских народных инструментов хомуса, этнобарабанов)

Видео по теме, презентация

Пригласить выпускниц детского сада для выступления на хомусе

3 неделя октября

“Бухатыыр ата”

Познакомить детей с убранством лошадя (уун, сулар, тэьиин, уодьуган, кымньыы, дэйбиир, адазаыныыр, инэьэ,холун, бото, бэрэмэдэй, дэпсэ, кычым, чаппараах)

 Презентация, наглядный материал, картины якутских художников

4 неделя октября

Слушание Олонхо в исполнении Г.Колесова

Расширять представление детей об Олонхо. Воспитанность чувство принадлежности к культуре своего народа.

Аудиозапись, иллюстрации, портрет известных Олонхосутов.

1 неделя ноября

Организовать экскурсию в художественный музей

Ознакомить детей с якутскими традициями в картинах якутских художников

Сопровождение родителей

2 неделя ноября

«Мунхалааьын»

Продолжать знакомить детей  с орудиями ловли  рыб (мунха ийэтэ мунха кыната )

Видеопрезентация

3 неделя ноября

«Олонхо глазами художников». Творчество художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского

Познакомить с творчеством якутских художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловской

Слайд презентация на тему Олонхо, книга П.А.Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный». Картины Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской.

4 неделя ноября

«Уоьээ  дойду»

Продолжать знакомить с героями верхнего мира (урун аар тойон, куруо дьоьогой тойон, иэйиэхсит хотун, айыыьыт хотун, дьылга хаан, улуутуйар улуу суорун)

Картины Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской.

1 неделя декабря

«История предков»

Познакомить детей с историей наших предков: жилище «балазан, хотон, ампаар, булуус»

Макет жилища наших предков, иллюстрации

Фотовыставка на тему «История предков-жилище»

2 неделя декабря

«Орто  дойду иччилэрэ»

Продолжать знакомить с героями срединного мира (Аан алахчын хотун, баай байанай, хатан тэмиэрийэ,от-мас иччилэрэ)

Картины якутского художника Пестрякова, И.Корякина

3 неделя декабря

«Сахалыы толору баай  астаах сандалы остуол»

Дать представление детям о, разновидностей якутской национальной посуды.

Посуда (чороон, кытыйа, ыазыйа, кытыйа)

4 неделя декабря

«Обугэлэрбит оонньуурдара уонна  оонньуулара»

Продолжать знакомить детей с играми предков (мас ынах. Кыыртаах кус, хабылык, тырыынка, мас тардыьыыта. ыстана, тыксаан)

Игрушки предков, видео и презентация

Привлечь родителей при организации соревнования

2 неделя января

Целевая экскурсия в художественный музей

Познакомить с картинами художника. Развивать эстетический вкус у детей

Сопровождение родителей

3 неделя января

«Аллараа дойду»

Продолжать знакомить с героями нижнего мира (абааьы аймаза, арсан дуолай тойон, ала буурай хотун, абааьы бухатыыра, абааьы кыыьа)

Картины Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской.

4 неделя января

«Игры наших предков»

Продолжаем знакомить детей видами якутских национальных игр, развивать самостоятельно организовывать соревнование

Атрибуты для игр

Пригласить родителей на соревнование между детьми и родителями в группе

1 неделя февраля

Просмотр  постановок Олонхо детьми группы «Мичээр»

Прививать интерес к выступлениям детей,

видиотека

2 неделя февраля

Прослушивание аудиозаписи олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» знаменитых в мире Олонхосутов

Продолжаем расширять представление детей об Олонхо.  Воспитанность чувство принадлежности к культуре своего народа.

Аудиозаписи олонхосутов

3 неделя февраля

«Айыы дьоно кубулунар котордоро, кыыллара, маллара»

Тойон кыыл, кырбый, мохсозол, хардай, кыталык, сордон, туу мээчик, анды сымыыта

4 неделя февраля

Рисование по впечатлению

Нарисовать понравившегося героя. Передать в рисунке характер и образ героя.

Краски акварельные, восковые карандаши, пастель, гелевые ручки

1 неделя марта

«Дьиэзэ – уокка туттуллар тэриллэр»

Продолжать знакомить детей с домашней утварю (танара долбуура, иьит ороно, олох, биьик, сандалы, минньик, сиппиир, сибиэ, талах олох, даарда, хоппо, халандаар, лэппиэскэ буьарар тимир, талкы)

Презентация, наглядный материал

2 неделя марта

Предварительная работа по инсценировке Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»

Помочь  детям выразительно выступать, войти в роль, передать характер героя.

Сценарий Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», аудиозаписи

Родительское собрание, консультации, распределяем роли, костюмы, декорации. Начинаем репетировать Олонхо

3 неделя марта

Экскурсия  «Дом Арчы»

Знакомить детей с обрядом очищения

Сопровождение родителей

4 неделя марта

Подготовка к научно-практической конференцияи «Мы в стране Олонхо» (богатыри, «абаасы, животные срединного мира», конь богатыря, «Уоьээ дойду», «Орто дойду»)

Развивать в детях ораторские способности. Умение выступать  перед публикой. Полностью раскрывать выбранную тему. Подготовить детей к ответам на вопросы.

Слайдовые презентации по темам, иллюстрации, методические-художественные литературы, рисунки ребенка, макеты, самодельные куклы итд

Индивидуальные консультации с родителями, помощь в выборе героя.

1 неделя апреля

Кукольный театр «Герои эпоса олонхо Эрчимэн Бэргэн»

Развивать совместное творчество детей и родителей

Материалы

Консультация родителей

2 неделя апреля

Индивимдуальная работа по темам ребенка

Помочь детям раскрыть выбранную тему выступления.

Консультации с родителями

3 неделя апреля

Какасные наземные жилища «Туос ураьа»

Знакомим детей с летним жилищем из бересты.

Презентация

4 неделя апреля

Постановка Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»

Сьемка в НВК

Помочь детям  войти в роль и  передать образ и характер героя

Сценические костюмы к Олонхо, атрибуты, музыкальное сопровождение

Сопровождение родителей

 1 неделя мая

Участие на республиканском конкурсе «Мин Олонхо дойдутун озотобун» с постановкой Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»

 В ДК Кулаковского

Научить детей публичному выступлению, обогатить словарный запас.

Сценические костюмы к Олонхо, атрибуты, музыкальное сопровождение

Сопровождение родителей

2 неделя мая

Научно-практическая конференция. Защита работ по темам

Развивать в детях ораторские способности. Умение выступать  перед публикой. Полностью раскрывать выбранную тему.

Подведение детьми итогов работы с помощью выступления на НПК по пройденным этапам

Присутствие родителей на защите проектов

3 неделя мая

Обугэбит бырааьынньыга - Ыьыах

Прививать любовь к национальным традициям, празднику «Ыьыах»

Украшение туьулгэ, национальные блюда, костюмы, игры, оьуохай

Совместно с родителями организовать национальный праздник Ыьыах

4 неделя мая

Участие в фольклорных фестивалях-конкурсах «Туой хомус, дуорай тойук» итд

Научить детей публичному выступлению, обогатить словарный запас.

Сценические костюмы к Олонхо, атрибуты, музыкальное сопровождение

Сопровождение родителей

И спользованная методическая-художественная литературы: 1. П.А.Ойунскай «Ньургун Боотур Стремительный»,2. «Саха фольклора», 3.«Олонхо киэн киэлиитигэр» А.Попова, 4.«Оскоулаза киириэн иннинээзи саастаах озолор тэрилтэлэрин иитэр-уорэтэр программаларын Олонхо философиятыгар олозуран национальнай региональнай компоненын киллэрии» Э.Г.Слепцова.4. «Олонхо аба-хомуьуна озону иитииг»э М.И.Баишева, Е.М.Ефимова, Э.В.Слепцова.  ,5.  «Сахалыы оонньуулар» П.К.Васильев, 6. «Олонхо тыла-оьо озо оонньуутугар» А.М.Филатова,  7.«Саха торут оонньуулара» А.С.Федоров, 8.«Ос хоьоонноро» Е.Н.Попова, 9.«Уклад жизни народа Саха» И.Г. Федоров, П.К.Васильев,10. «Олонхо эйгэтэ: Орто дойду. Уоьээ дойду. Аллараа дойду» Э.В.Слепцова.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

Дс №89 «Парус»  

____________Филиппова П.И

                                                                                         «___ » ___________  2016- 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультур...

Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...

Календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства.

Примерный календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства....

Методическая разработка "Педагогическая диагностика этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста".

Целью педагогической диагностики детей является выявление теоритических знаний и практических умений воспитанников,связанных  с отражением представлений о народной культуре....

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

Календарно-тематический план на тему "Зима" для детей старшего дошкольного возраста

В календарно-тематическом плане представлены задачи по пяти образовательным областям работы с детьми старшего дошкольного возраста. План соответствует возрасту детей, прослеживается последовательность...