Главные вкладки

    Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством эпоса Олонхо
    статья (старшая группа)

    Елисеева Марина Михайловна

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО

    Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения приобретает особую значимость. Важнейшие задачи развития отечественного образования связаны с формированием компетентностей подрастающего поколения, в том числе этнокультурной компетентности.

    Якутский эпос олонхо является источником для духовного воспитания молодого поколения. В настоящее время идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант. В дошкольных учреждениях республики накоплен богатый опыт знакомства с героями эпоса олонхо. Хотелось бы поделиться с опытом работы нашей ДОУ №89 « Парус».

    Есть несколько причин того, что мы решили знакомить детей с олонхо. Основные из них, это то, что стих олонхо сложен согласно природному ритму восприятия ребенка. Ребенок слушает текст, понимает смыслы, в него заложенные. Это детский текст. Текст, составленный как кодовая информация для вновь появившихся поколений. И олонхо в том смысле – детское произведение. И человек может воспринимать его именно в детском периоде своей жизни, чтобы затем иметь вход, код в мир олонхо во взрослой своей жизни.

    Олонхо пробуждает сразу три центра в мозге ребенка. Природный интеллект (ийэ ой), как генератор; языковой (ийэ тыл), как транслятор; и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли. Мозг ребенка работает в полном режиме, в режиме природы-творца.

    Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с общественными ценностями, через «диалог», побудило нас создать технологию формирования этнокультурной компетентности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к олонхо.

    Нами выделены цель, задачи, принципы технологии, на которых мы не будем останавливаться подробно.

    Остановимся на технологии реализации:

    Технология формирования этнокультурной компетентности детей через приобщение к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно – тематический план и система занятий. Эту работу можно включить и в обязательные занятия по ФЦКМ (ознакомление с окружающим видом), развитие речи или проводить в свободное от занятий время.

    1 этап технологии начинается с октября месяца. Занятия объединяются общей темой « Героический эпос олонхо народа саха». На этом этапе знакомим детей с миром олонхо. Совместно с родителями проводим выставку «Древо жизни». Знакомим с творчеством якутских художников Т. Степанова, В. Карамзина, П. Пестрякова, Н. Ябловской. После диалогов и бесед с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети делятся впечатлениями, рассказывают и рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение фантазию.

    Методы и методические приемы, используемые на занятиях 1 этапа – беседа, диалог, рассматривание репродукций, обсуждение, анализ, сравнение, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов.

    2 этап технологии продолжается с ноября месяца. Занятия объединяются темой « История предков». Здесь детей знакомим детей с историей наших предков: жилище, якутская национальная одежда (богатырей), посуда. Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО. Целевая экскурсия в Краеведческий музей, в Музей фольклора народов Севера. Наш сад традиционно каждый год совершает экскурсии в Музей фольклора народов Севера, музей Хомуса народов мира.

    В декабре месяце приглашаем сотрудников музея, для проведения с детьми занятия на тему « Игры наших предков ». Сотрудники музея проводят для наших детей беседы и экскурсию, это взаимодействие с музеем очень полезно.

    Далее начинаем прослушивание аудиозаписи олонхо знаменитых в Якутии олонхосутов. Цель занятий – формирование интереса к олонхо. Аудиозаписи обязательно должны быть хорошего качества. На этом этапе дети очень естественно улавливают связь олонхо с природно – эмоциональным началом. После слушания олонхо – диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению.

    3 этап технологии с января месяца. Вместе с детьми ставим инсценировку олонхо Сергея Васильева «Эрчимэн Бэргэн». Приобщаем детей к театрализованным постановкам. Проводим родительское собрание, распределяем роли, костюмы, готовим декорации.

    В феврале месяце на данном этапе широко используется метод проектов и интегрированный метод. Детям предлагается сделать проект на тему олонхо, нарисовать запомнившегося героя или мир олонхо. На занятиях и в форме индивидуальной работы, вместе с детьми выбирается интересная для ребенка тема. Здесь необходимо отметить, что при выполнении проектов взаимодействие с родителями обязательно. Для этого проводятся родительские собрания, консультации, семинары, где родителям оказывается методическая помощь при раскрытии темы ребенка.

    4 этап – обобщающий (март, апрель). На обобщающем этапе в детском саду по результатам проектной деятельности проводится научно – практическая конференция, где участники проекта, в празднично убранном музыкальном зале, представляют свои проекты на всеобщее обозрение. Мероприятие проходит очень интересно, детям нравится представлять свои работы жюри и зрителям. По итогам конференции детям выдаются дипломы и сертификаты.

    Так же ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского сада по выполнению творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах. Из эскизов, выполненных в группе, руководитель изостудии выбирает наиболее удачные и интересные. С этими детьми проводится работа по выполнению картины в условиях изостудии. Темы разные по замыслу и предварительным эскизам детей. В апреле или мае у нас в Якутске среди ДОУ проводится ставший традиционным фестивале «Туой тойук, дуорай хомус!», где наши дети участвуют с постановкой отрывка из олонхо. Мы вот уже второй год ставим отрывки из олонхо «Эрчимэн Бэргэн». При подготовке к этому конкурсу

    идет большое взаимодействие детей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по двуязычию, хореографии, музыкального руководителя. Это очень большая плодотворная и творческая работа, которая потом выливается в красивое действо по инсценированию олонхо.

    Таким образом, данная технология хорошо вписалась в работу детского сада по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, и дала хорошие результаты. Мы это судим и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в конкурсах. Так на Республиканском этно – фольклорном фестивале “Туьулгэ” стали Лауреатами 2 степени, на 3 Республиканском межэтническом фестивале “Калейдоскоп культур” Лауреат 2 степени, республиканском межэтническом конкурсе детской самодеятельности художественного творчества «Родник дружбы» наши дети получили Диплом 3 степени за инсценировку олонхо «Эрчимэн Бэргэн», коллективная работа с иллюстрациями олонхо получила победу в номинации «Лучшая книга-иллюстрация», грамота в фестивале «Туой хомус – дуорай тойук!», первое место в конкурсе рисунков «Олонхо глазами детей», в первом кинофестивале среди ДОУ диплом третей степени в номинации «Короткометражный фильм», в республиканском благотворительном конкурсе-концерте «Северные звездочки» диплом I степени и показали нашу инсценировку олонхо в НВК Саха в детской передаче «Биhикчээн».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

    Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

    ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО

    Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультур...

    Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.

    В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...

    Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

    Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обос­нованы и определены условия для проявления воспитанниками социаль­ной активности, так как формирование социальной компетентности напр...

    Методическая разработка "Педагогическая диагностика этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста".

    Целью педагогической диагностики детей является выявление теоритических знаний и практических умений воспитанников,связанных  с отражением представлений о народной культуре....