Главные вкладки

    Методические рекомендации по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольно
    методическая разработка (старшая группа)

    Елисеева Марина Михайловна

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_olonho_portal.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад №89 «Парус»

    городского округа «город Якутск»

    Методические рекомендации                                                                                                       по формированию этнокультурной компетентности                                                          детей старшего дошкольного возраста посредством                                               приобщения к героическому эпосу «Олонхо»

    Елисеева Марина  Михайловна

     воспитатель старшей якутской группы «Мичээр»

                                                                     

                                                                 

    Якутск, 2018 г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Межкультурная и этнокультурная компетентность ребенка дошкольного возраста, концептуально декларированная как ценностно-значимая, сегодня редко рассматривается. Но эффективная межкультурная коммуникация   не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться или формировать ее с детства. Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем     и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы межкультурной компетентности.

      Цель технологии: приобщение детей к культурному наследию предков,                      формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста на примере героического эпоса народа саха – «Олонхо».

    В соответствии с этой целью нами выделены следующие задачи:

            - создать культурологическую предметно-пространственную среду развития ребенка и оказать ему помощь в самоопределении, национальной самоидентификации, национальном самосознании на базе своей культуры;

            - развивать эмпатию, доброту, дружеские толерантные отношения, умение тактично предлагать свою помощь или обращаться за помощью, способность идентифицировать себя                   с предметами и явлениями природы, другим человеком;

             -  воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни,

             - развивать художественно-речевые, исполнительские навыки, формировать эстетический вкус и интерес к олонхо;

             -  развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение видеть прекрасное,;

              - создать условия для понимания искусства, мировой культуры через интерес к посещению музеев города, слушание аудиозаписи олонхо, собственное инсценирование, изобразительную деятельность;

              - проводить воспитательно-образовательную работу в игровой форме, используя различные виды развивающих игр, традиционные и активные методы, приемы и формы обучения и воспитания детей.

    Якутский героический эпос олонхо – выдающейся памятник эпического наследия тюрко-монгольского мира, является вершиной и синтезом устной поэзии народа. Олонхо представляет собой уникальный феномен концентрации генетической памяти, мировоззрения, философии, религиозных представлений, обрядов и обычаев, песенной и устной сказительской традиции в виде импровизации и традиционных запевов, сохранивший на протяжении столетий культурную идентичность якутского народа. Олонхо состоит из множество сказаний о подвигах древних богатырей, средний размер которых достигает 10-20 тысяч, а иногда превышает 50 тысяч стихотворных строк. Язык и стиль олонхо представляют собой высшую форму обработанной, отшлифованной, художественно организованной устной поэтической речи. Олонхо передавалось из уст уста в виде устной сказительской традиции. Олонхо в прошлом бытовало в народе во множество вариантов, существовали локальные устные сказительские школы, например, таттинская, амгинская, усть-алданская, вилюйская, верхоянская и др.

               В настоящее время у нас в республике идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, смелыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни.   В дошкольных учреждениях республики накоплен богатый опыт знакомства с героями эпоса олонхо.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    Реализация.

         Технология формирования этнокультурной компетентности детей через приобщение              к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно-тематический план, система занятий, диагностика уровней сформированности этнокультурной компетентности старших дошкольников.

                1 этап: С октября месяца занятия объединяются общей темой «Героический эпос олонхо народа саха». На этом этапе знакомим детей с миром олонхо. Совместно с родителями проводим выставку «Древо жизни». Знакомим с творчеством якутских художников Т. Степанова, В. Карамзина, П. Пестрякова, Н. Ябловской. После диалогов и бесед с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети  делятся впечатлениями, рассказывают и рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение, фантазию.  Методы и методические приемы, используемые на занятиях                1 этапа – беседа, диалог, рассматривание репродукций, обсуждение, анализ, сравнение, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов.

                2 этап с ноября месяца занятия объединяются темой «История предков». Здесь детей знакомим детей с историей наших предков: жилище, якутская национальная одежда (богатырей), посуда. Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе   из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО, компьютерных технологий.

    Предлагаем целевую экскурсию в Краеведческий музей, в Музей фольклора народов Севера, музей Хомуса, которые находятся в г. Якутске.

                В декабре месяце пригласите сотрудников музея, для проведения с детьми занятия              на тему «Игры наших предков». Сотрудники музея проведут для детей беседы и экскурсию, это взаимодействие с музеем очень полезно.

    Далее начните прослушивание аудиозаписи олонхо  «Ньургун Ботур Стремительный» в исполнении знаменитых в Якутии олонхосутов. Цель занятий: формирование интереса к олонхо. Аудиозаписи обязательно должны быть хорошего качества. На этом этапе дети очень естественно улавливают связь олонхо с природно-эмоциональным началом. После слушания олонхо – диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению, показ мультипликационного варианта олонхо «Ньургун Ботур Стремительный».    

    На 3 этапе (январь-февраль) начинается работа по взаимодействию детей и воспитателей с педагогами дополнительного образования по двуязычию, хореографии, изобразительной деятельности, музыкальным руководителем.  Это очень большая плодотворная и творческая работа, которая потом выливается в красивое действо  по инсценированию олонхо, а в перспективе, в научно-практическую конференцию, где дети выступают по придуманным и выбранным ими темам.  На данном этапе широко используются метод проектов и интегрированный метод. Здесь необходимо отметить,  что при выполнении проектов  взаимодействие с родителями обязательно.   Форма работы                     с родителями: родительские собрания, консультации, семинары, индивидуальная работа, где родителям оказывается методическая помощь при раскрытии темы с ребенком. Более подробно рассказывается кто такие богатыри, «абаасы», богатырские кони, какая национальная посуда (предков, нашего времени), национальные блюда есть у народа саха, что за животные срединного мира ( дикие, домашние), птицы Якутии описаны в эпосе, что такое «мягкое золото Якутии», ,) и т.д.  

        4 этап – обобщающий (март, апрель). На обобщающем этапе в детском саду                           по результатам проектной деятельности проводится научно-практическая конференция, где  участники проекта,  в празднично убранном музыкальном зале, представляют свои проекты на всеобщее обозрение.  Мероприятие проходит очень интересно, детям нравится представлять свои работы жюри и зрителям. По итогам конференции детям выдаются дипломы и сертификаты.    

        Так же ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского

    сада по выполнению творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах. Из эскизов, выполненных в группе, руководитель изостудии выбирает наиболее удачные и интересные. С этими детьми проводится работа по выполнению картины в условиях изостудии. Темы разные по замыслу и предварительным эскизам детей.  Лучшие рисунки участвуют в городском конкурсе «Олонхо глазами детей».

      В апреле или мае среди городских ДОУ проводится, ставший традиционным, конкурс «Туой тойук, дуорай хомус!», где дети могут участвовать с театрализованной постановкой отрывка из олонхо.

    Предлагаем для реализации подробный календарно-тематический план занятий, диагностику сформированности уровня этнокультурной компетентности старших дошкольников, а также примерный конспект развлечения.

                                              ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1.Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В.Ф.     Афанасьев. – Якутск, 1979. – Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. 2.Бордовская А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304с.

    3.Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2001 Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М., 1990. – 143с.

    4.Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. – М., 1990. – 143с. 209с.

    5.Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе                взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Академия, 2003.- - 106 с.

    6. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века / Ж.Делор. – Изд-во ЮНЕСКО,                          1997.– 17с.

    7. Итс  Р.Ф. Введение в этнографию / Р.Ф. Итс. – Алма-Ата, 1991. – 168с.  

    8. Кларина Л.М. Детская проектная деятельность / Л.М. Кларина// Игра и дети. – 2006. - №4. – С. 2 -3          

    9. Лихачёв Д.С. Память культуры и культура памяти / Д.С. Лихачев // Юный

    художник. – 1983. - № 8. – С. 1 - 3.

    10. Лобок А.М. Психология мифа: автореф. дис. ...д-ра психол. наук                          / А.М. Лобок. – М., 1998. – 55с. 1.        Мординов, А.Е. Сахаларга философскай сана уоскээхинэ // Лауреат Госуд. премии им. П.А. Ойунского А.Е. Мординов / А.Е. Мординов. – Якутск,                    1996. – 23с.

    11. Новиков А.Г.  О менталитете народа Саха: монография / А.Г. Новиков.                      – Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия), 1995. – 141с.

    12. Попов Б.Н. Вера - вероучение – религия / Б.Н. Попов// Тускул. –  2002.                 - № 1. – С. 7-8.

    13.Саввинов В.М. О компетентностном подходе / В.М. Саввинов // Народное образование Якутии. – 2003. - №2. – С.18-23.

    14.Степанова О.Н., Филиппова. П.И. Формирование этнокультурной компетентности                                                            дошкольников в поликультурной образовательной среде дошкольного учреждения /          Степанова О. Н., Филиппова П.И. ; Ин – т повышения         квалификации работников образования имени С.Н. Донского – 2. – Якутск: изд – во ИПКРО имени С. Н. Донского – 2, 2006. – 68 с4  

     15.Чомчуук саас: ФГНУ « Научно – исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия )»№3 (23)2011. Ред. колл: Григорьева А.А., Николаева                   А. В., Ефимова Д.Г., Аммосова В. В., Иванова А.В.

    16.Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: дис.  канд. пед. наук / Р.М. Чумичева. –  Ростов-на Дону, 1995. – 248с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста

    Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, развлечений, физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный конспект занятия по физо....

    методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"

    В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...

    Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).

    На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...

    Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

    Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...

    Методические рекомендации для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию"

    Методические рекомендации ознакомят  с особенностями  организации по обучению детей  творческому рассказыванию по картинкам....

    Методические рекомендации по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста

    Методические рекомендациипо формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

    "Методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Режиссерская игра как развитие познавательной деятельности".

    Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способност...