Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Плотникова Евгения

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

 

Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое занятие состоит из трех частей и занимает 20 -25 минут. В комплексе представлены занятия на развитие двигательной, зрительной и слуховой памяти. Занятия проходят 1 раз в неделю, но для наилучшего результата необходимо дублировать основные упражнения 2 — 3 раза, чередуя с упражнениями на разные виды памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_2.odt27.03 КБ

Предварительный просмотр:


 Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое занятие состоит из трех частей и занимает 20 -25 минут. В комплексе представлены занятия на развитие двигательной, зрительной и слуховой памяти. Занятия проходят 1 раз в неделю, но для наилучшего результата необходимо дублировать основные упражнения 2 — 3 раза, чередуя с упражнениями на разные виды памяти.

План занятий на развитие памяти

№ занятия

Содержание

Цели

Дидактический материал

Занятие 1

«Движение»

Развитие двигательной памяти

Не требуется

«Хлоп, ладошка»

Выполнение движений соответственно тексту, развитие двигательной памяти

Стихотворение «Хлоп, ладошка»

«Добрая и злая кошка»

Снятие мышечного напряжения, агрессии

Не требуется

Занятие 2

«Брыкалки»

Снятие психомышечного напряжения

Не требуется

«Парные коврики»

Развитие произвольного внимания и зрительной памяти

Разв. Игра  «Парные коврики»

«Реснички опускаются»

Релаксация, снятие напряжения

Музыка

Занятие 3

«Огонь – лед»

Развитие внимания, двигательной памяти

Музыка

«Слушай хлопки», «Еду, еду к бабе, к деду»

Развитие слуховой памяти, выполнение движений соответственно тексту, развитие двигательной памяти

Не требуется

«Полет в небо»

Релаксация, снятие напряжения

Музыка, текст к упражнению

Занятие 4

«Четыре стихии»

Развитие внимания, двигательной памяти

Не требуется

«Ветер»

Выполнение движений соответственно тексту, ритму и темпу музыки; развитие двигательной памяти

Стихотворение «Ветер», мелодия морских волн.

«Два барана»

Снятие психического напряжения

Не требуется

Занятие 5

«Движение»

Развитие двигательной памяти

Не требуется

«Смотри, думай, выигрывай»

Развитие произвольного внимания и зрительной памяти

Разв. Игра «Смотри, думай, выигрывай»

«Добрая и злая кошка»

Снятие мышечного напряжения, агрессии

Не требуется

Занятие 6

«Мы – два друга»

Выполнение движений соответственно тексту

Текст стихотворения

«Каскад слов»

Развитие объема кратковременной слуховой памяти

Подборка слов

«Реснички опускаются»

Релаксация, снятие напряжения

Музыка

Занятие 7

«Карлики и великаны»

Развитие внимания, быстроты реакции, двигательной памяти

Не требуется

«Еду, еду к бабе, к деду»

Выполнение движений соответственно тексту, развитие двигательной памяти

Стихотворение «Еду, еду к бабе, к деду»

«Реснички»

Релаксация, снятие психического напряжения

Текст упражнения, музыка

Занятие 8

«Два барана»

Снятие психического напряжения

Не требуется

«Чего не стало?»

Развитие зрительной памяти

10 игрушек одного размера

«Тихое озеро»

Релаксация, снятие психического напряжения

Текст упражнения, музыка

Занятие 9

«Добрая и злая кошка»

Снятие психического напряжения

Не требуется

«У оленя дом большой»

Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста

Текст стихотворения

«Тихое озеро»

Релаксация, снятие психического напряжения

Текст упражнения, музыка

Занятие 10

«Движение»

Развитие двигательной памяти

Не требуется

«Каскад цифр»

Развитие объема кратковременной слуховой памяти

Подборка цифр от 3 до 7

«Прогулка по лесу»

Релаксация, снятие психического напряжения

Текст упражнения, музыка

Занятие 11

«Мы – два друга»

Выполнение движений соответственно тексту

Текст  стихотворения

«Сказочный персонаж»

Развитие двигательной памяти

Не требуется

«Полет в небо»

Релаксация, снятие напряжения

Музыка, текст к упражнению



                                                       Описание игр

«Движение».

Цель: формирование двигательной памяти.

 Педагог предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и др.). Дети должны повторить ихкак можно точнее и в той же последовательности.

«Хлоп, ладошка»

Слова

Движения

Вот у нас игра какая:

Хлоп, ладошка, хлоп, другая!

Правой правую ладошку

Мы пошлепаем немножко.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом

Левой правую побьем.

Вверх ладошки — хлоп, хлоп!

По коленкам — шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем!

Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

(Пер. с англ. И. Лопухиной.)

Дети (педагог с ребенком) встают парами лицом друг к другу.

Чередовать хлопки в ладоши с соединением ладоней партнера.

Пошлепать ладонями правых рук.

Пошлепать ладонями левых рук.

Пошлепать правой (левой) ладошкой левую (правую) ладонь.

Хлопки ладонями в паре вверху.

Хлопки по своим коленям.

Хлопки по своим плечам.

Шлепки прямыми руками по бокам.

Хлопки за спиной.

Хлопки перед собой.

Пошлепать правой (левой) ладошкой левую (правую) ладонь.

Скрестить руки и пошлепать крест-накрест.

«Добрая и злая кошка»

Цель: снижение психического напряжения, снятие агрессии.

Педагог предлагает детям изобразить сначала злых кошек, затем под спокойную музыку — добрых кошек (релаксация).

«Брыкалки»

Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.

Дети ложатся на спину на ковер, ноги свободно раскинуты. Затем они начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. При этом на каждый удар ногой ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара. Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация).

«Реснички опускаются»

Цель: релаксация, снятие психического напряжения.

Дети ложатся на мягкий пол, коврики. Слушают спокойную музыку. Педагог произносит текст:

«Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Отдыхаем, засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена,

И расслаблена она.

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать».

(Н. Клюева, Ю. Касаткина)

«Огонь — лед»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

По команде педагога «Огонь», дети начинают двигаться. По команде «Лед», дети застывают в той позе, в которой их застала команда.

 «Полет в небо»

Цель: релаксация, развитие воображения.

Звучит спокойная музыка. Педагог произносит текст:

«Примите  удобное положение (лечь на мягкие маты). Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь вообразите, что вы — птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

                        «Еду-еду к бабе, к деду»

            Цель: выполнение движений соответственно тексту, развитие двигательной памяти.

               

Слова

Движения

Еду-еду

К бабе, к деду.

На лошадке.

В красной шапке.

По ровненькой дорожке

На одной ножке.

В старых лапоточках,

По рытвинам, по кочкам.

Все прямо, прямо.

А потом бух, в яму!

Скачем, как на лошадке.

Прыгаем на одной ножке.

Прыгаем на двух ногах.

Шагаем на месте.

Сидим на полу, вытянув ноги вперед.

 

                                             «Четыре стихии»

         

            Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

            По команде ведущего «Земля» дети опускают руки вниз, по команде «Вода» - вытягивают руки вперед, по команде «Воздух» - поднимают руки вверх, по команде «Огонь» - производят вращательные движения руками в лучезапястных и локтевых суставах.

                                                   «Ветер»

            Цель: выполнение движений соответственно тексту, развитие двигательной памяти.

           

Слова

Движения

- А какой бывает ветер,

Вы, ребята, мне ответьте?

- Ветер яростный бывает,

Тучи по небу гоняет.

Он бушует в синем море

И гуляет на просторе!

Ветер ласковый бывает,

Он с листочками играет,

На деревья тихо дышит,

Ветки ласково колышет.

Ветра вовсе не бывает,

Он тихонько засыпает.

Ветер в облаке ночном

Сам находит тихий дом.

(И. Помыткина)

Имитируют бушующее море (качают руками по сторонам, вверх и вниз, изображают волны).

Подуть друг на друга.

Погладить друг друга по рукам.

Поднять руки вверх, качать из стороны в сторону.

Легко подуть друг на друга.

Лечь на спину и расслабиться (переход на релаксацию).

                                                   «Два барана»

         Цель: снятие психического напряжения, агрессии, ослабление негативных эмоций.     

         Ребенок с педагогом в паре. «Рано-рано два барана повстречались на мосту», - говорит ведущий. Широко расставив ноги и наклонившись вперед, игроки упираются в ладони друг друга. Они должны противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. При этом можно издавать звуки «Бе-е-е».        

                                                  «Мы – два друга»

         Цель: выполнение движений соответственно тексту, развитие двигательной памяти.

Слова

Движения

Я подрос, и ты подрос,

У меня нос, и у тебя нос.

У меня щечки гладкие,

И у тебя щечки гладкие.

У меня губки сладкие,

И у тебя губки сладкие.

Мы – два друга,

Любим друг друга.

(Л. Мартемьянова)

Дети стоят парами лицом друг к другу.

Поочередно поднять руки вверх.

Касаться своего носа, а затем носа соседа.

Потереть ладонями свои щеки.

Потереть ладонями щеки соседа.

Коснуться пальцем своих губ.

Коснуться пальцем губ соседа.

Обнимание в парах.

                                 

                                                             «Каскад слов»

           Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

          Педагог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем называет три слова и т. д.

  1. Огонь;
  2. Дом, молоко;
  3. Конь, гриб, игла;
  4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь;
  5. Крыша, пень, вода, свеча, школа;
  6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
  7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;
  8. Гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
  9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
  10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2 – 3 раза.

                                      «Карлики – великаны»

       Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

       По команде ведущего «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» - встают. Взрослый дает команды вразбивку и разном темпе.

                                             «Тихое озеро»

Цель: релаксация, развитие воображения.

Педагог включает спокойную музыку и говорит: «Ложитесь поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глазки и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.»

                                 «У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Слова

Движения

У оленя

Дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучит:

Стук — стук.

- Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

- Заяц, заяц, забегай!

Лапу подавай!

Скрестить руки над головой, изображая крышу.

Руки перед лицом изображают окно.

Производить движения руками, как при беге.

Кулачком имитируют стук в дверь.

Большим пальцем показывают, что сзади охотник.

Вытягивают руки вперед.

                                        «Каскад цифр»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Педагог просит ребенка повторять цифры. Начинать нужно с трех цифр, затем назвать четыре цифры. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем называет пять цифр и т. д.

1 вариант                                               2 вариант

2, 7, 4                                                      4, 7, 1

9, 6, 1, 8                                                  3, 0, 6, 2

4, 7, 2, 5, 9                                              1, 4, 9, 6, 0

6, 0, 7, 5, 9, 2                                          3, 8, 1, 5, 7, 2

1, 7, 4, 2, 8, 3, 9.                                      9, 0, 3, 8, 5, 2, 7.

                               «Сказочный персонаж»

Цель: развитие двигательной памяти.

Педагог демонстрирует ребенку 6 — 7 по: «Чебурашка», «Буратино», «Комочек», «Балерина», «Солдатик», «Лягушка», «Цапля».

Затем, ребенок должен показать все персонажи, которые запомнил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности. Социальная адаптация может проходить чер...

«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе

Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...

Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данн...

Методические рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

                 С каждым годом увеличивается количество детей с серьезными логопедическими расстройствами. С помощью упражнений, предложенных в мет...

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии»

      Актуальность выбранной темы объясняется тем, что мы работаем с детьми дошкольного возраста, с интеллектуальными нарушениями различной степени, группа разновозрастная (4-8 л...