План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии»
методическая разработка

Альхименок Оксана Борисовна

        Актуальность выбранной темы объясняется тем, что мы работаем с детьми дошкольного возраста, с интеллектуальными нарушениями различной степени, группа разновозрастная (4-8 лет). Речевое развитие у детей значительно отстаёт от возрастной нормы, у всех системное недоразвитие речи: дети произносят отдельные слова и звукоподражания. Интерес к книгам не проявляют, общаются наши воспитанники часто жестами. В связи с этим, мы выбрали приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод сказкотерапии (прослушивание сказок, рассказывание сказок, разукрашивание сказочных героев, постановка сказки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_23-24.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Заместитель заведующего по УВР

МБДОУ №14 «Брусничка»

____________/_________________

План работы по самообразованию

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии»

Альхименок Оксана Борисовна, воспитатель

МБДОУ №14 «Брусничка» на 2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность.

Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

          Но к сожалению в настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах с использованием гаджетов. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

        Актуальность выбранной темы объясняется тем, что мы работаем с детьми дошкольного возраста, с интеллектуальными нарушениями различной степени, группа разновозрастная (4-8 лет). Речевое развитие у детей значительно отстаёт от возрастной нормы, у всех системное недоразвитие речи: дети произносят отдельные слова и звукоподражания. Интерес к книгам не проявляют, общаются наши воспитанники часто жестами.

В связи с этим, мы выбрали приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод сказкотерапии (прослушивание сказок, рассказывание сказок, разукрашивание сказочных героев, постановка сказки).

Исходя из актуальности данной проблемы  были определены основные принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллектуального развития:

-Принцип наглядности. Для повышения результативности обучения вся коррекционная работа строится с опорой на наглядность. Дополнительным является задействование различных анализаторов.

-Принцип динамичности. Использование в коррекционно-развивающей работе различных видов деятельности.

-Принцип доступности. Построение коррекционно-развивающей работы с учётом возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей детей, подбор материала по принципу от простого к сложному, с постепенным усложнением заданий.

-Принцип систематичности и последовательности. Построение коррекционно-развивающей работы в чёткой логической последовательности, с опорой на ранее полученные знания у детей, в поэтапной подаче материала в соответствии с планом проектной деятельности.

-Принцип развивающего обучения. Все элементы педагогического процесса направлены на всестороннее развитие и воспитание детей с ОВЗ.

Цель: Методом  «Сказкотерапии» стимулировать речевую активность детей. Способствовать накоплению познавательного и жизненного опыта. Развивать индивидуальные способности, эмоционально отзывчивую и самостоятельную личность ребенка.

Задачи: 

Для детей:

Образовательные        

*Создание благоприятных условий развития детей с учетом их возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей;

*Формировать навыки речевого общения. Расширять словарный запас у детей, развивать связную речь.

Развивающие        

*Развивать навыки выразительной  и эмоциональной передачи игровых и сказочных героев (через мимику, речь). Развитие творческого воображения;

*Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, памяти, мышления;

*Развитие творчества в различных видах деятельности.

Воспитательные        

*Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;

*Формировать у детей бережное отношение к книге, проявлять желание повторно слушать любимую сказку.

Для родителей:

*Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

*Заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в мероприятиях.

Ожидаемый результат:

*динами развития;

*применение приемов и методов в непосредственно -образовательной и самостоятельной деятельности;

*доклады, выступления, участие в конкурсах;

*публикации материалов, авторских разработок и авторских методических материалов по теме самообразования;

*самый важный результат с детьми – создание настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Ожидаемый результат у детей:

*Заинтересовать детей через разные виды деятельности, применяя разные средства, методы и приемы.

*формирование у детей таких положительных качеств и  привычек, как: бережливость, аккуратность.

Предполагаемый результат для родителей:

*оформление  консультаций по теме самообразования;

*папок передвижек, буклетов;

*совместное оснащение уголка;

*совместные выставки детского творчество;

Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так как только в тандеме «родители + педагоги» можно достичь положительного результата.

Источники самообразования:

*И.В. Вачкова «Сказкотерапия»

*Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева «Практикум по сказкотерапии»

*Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Д.Б. Кудзилова «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии»

*Д.Ю. Соколова «Сказки и сказкотерапия»

*С.А. Черняева «Психотерапевтические сказки и игры»

*О.А. Шорохова «Играем в сказку»

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством сказкотерапии»

Подбор материала по теме, составление картотек.

Диагностика. Цель выявит знания и умения детей.

Результат мониторинга.

Диаграмма.

Выступление на родительского собрание, по теме:

Игра-викторина «Вспомни сказку»

Выступление с докладом, лист регистрации присутствующих.

Октябрь

Консультация для родителей. «Роль сказки в жизни ребенка»

Составление конспектов интегрированных занятий.

Размещение материала на личном сайте.

Подготовка анкет, памяток, рекомендации для педагогов и родителей по теме.

Составление вопросов, подбор материала по теме.

Ноябрь

Оформление книжной выставки «Наши любимые сказки».

Литература.

Практические рекомендации родителям.

Создание буклетов по теме

Декабрь

Создание 3D плаката по данной тематике.

В родительском уголке.

Составление конспектов игр драматизаций как метод сказкотерапии.

Конспект

Февраль

Анкета опрос для педагогов по теме самообразования.

Аналитическая справка.

Март

Внедрение кратковременного проекта по теме самообразования.

Конспект презентация педагогом и родителям.

Мастер класс изготовление родителями масок и атрибутов для театрализованных постановок.

Фотоотчет.

Пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

Апрель

Проведение мастер класса для педагогов по теме.

Передача опыта коллегам.

Оформление выставки детско-родительских работ на тему: «По дорогам сказок».

Выставка

Май

Презентация для родителей «К чему мы научились за год?»

Компьютерная презентация на родительском собрание.

Анализ работы по теме самообразования        .

Отчет.

(Приложение №1)

Рассматривание иллюстраций к сказкам разных жанров.

НОД «Путешествие в страну сказок» (Приложение №3)

НОД «Любимый сказочный герой» (Приложение №4)

Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Беседа по прочитанной сказке.

НОД «Игра-викторина» (коммуникация)

НОД  «Два жадных медвежонка»   (Приложение №7)

Изготовление родителями масок и атрибутов для театрализованных постановок.

Чтение сказок К.И.Чуковского «Телефон», «Тараканище».

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

Игра-викторина «Вспомни сказку». (Приложение №5)

НОД «Любимые сказки»(Приложение№8)

Игра-драматизация «Репка»

НОД «Теремок».(Приложение № 9)

Консультация для родителей «Как читать детям сказки». (Приложение №2)

Мини-викторина по сказкам К.И.Чуковского.

НОД «Муха-Цокотуха»(лепка коллективная)

Игра-викторина «Сказки дедушки Корнея». (Приложение №6)

Задание для родителей: дома вместе с детьми выполнить поделку для выставки на тему «По дорогам сказок».

Собирание пазлов по сказкам.

Оформление выставки детско-родительских работ на тему: «По дорогам сказок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

План самообразования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через певчевскую деятельность на 2019-2024 гг.».

План самообразования «Развитие творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста через певчевскую деятельность на 2019-2024 гг.»....