План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования»
рабочая программа (старшая группа)

Шунина Наталья Михайловна

 

 


 

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………3
  2. Цели и задачи…………………………………………………………………………………………………………….3-4
  3. Актуальность……………………………………………………………………………………………………………….4
  4. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………….5
  5. Предполагаемый результат………………………………………………………………………………………………..5
  6. Этапы работы………………………………………………………………………………………………………………6
  7. Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год……………………………………………………………7-12

Список использованной литературы……………………………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет художественно-эстетическое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески самовыражаться.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie_20-21_gotovo.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №28 комбинированного вида» д.Лампово

План по самообразованию 

на тему:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования»

2020- 2021 учебный год

Выполнила:

Воспитатель старшей группы «Солнечные лучики»

Н.М. Шунина


Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………3
  2. Цели и задачи…………………………………………………………………………………………………………….3-4
  3. Актуальность……………………………………………………………………………………………………………….4
  4. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………….5
  5. Предполагаемый результат………………………………………………………………………………………………..5
  6. Этапы работы………………………………………………………………………………………………………………6
  7. Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год……………………………………………………………7-12

Список использованной литературы……………………………………………………………………………………….13

Введение

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет художественно-эстетическое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески самовыражаться.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Цель: раскрыть значение нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Задачи:

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
  • Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
  • Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
  • Воспитывать у детей интерес к рисованию.

Актуальность: формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Многие виды нетрадиционного рисования,  способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.).      Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками.      Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

Пояснительная записка: изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование это естественная потребность ребёнка и у него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства посредства нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Предполагаемый результат:

  • формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Этапы работы:

  1. Информационно – аналитический.

Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. Составление плана по самообразованию.

  1. Практический.

Составление плана работы с детьми по теме самообразования и внедрение в практику. Корректировка работы.

  1. Подведение итогов

Представление опыта работы по теме, творческая выставка работ.

Перспективный план работы на 2020-2021 год

Этапы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Практические выходы

  1. Информационно-аналитический.

Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

Сентябрь

Памятка по теме «Нетрадиционная техника рисования в средней группе»

  1. Практический.

Методическая работа по самообразованию

  • Систематизация материала по теме самообразования;
  • Разработка перспективного плана занятий по данной теме;

Октябрь

Тематический план занятий с детьми;

Конспекты занятий;

Работа с детьми

  • «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
  • «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
  • Творческий конкурс рисунков «А я мамочку люблю»
  • Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй ее»
  • Рисование печатками «Шары для клоуна», «Праздничная елочка»
  • Рисование поролоновым тампоном «Облака белогривые лошадки»
  • Консультация «Нетрадиционная техника рисования с детьми»
  • Выставка детских работ «Полетели»
  • Творческая выставка детских рисунков «День Победы»

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

  1. Подведение итогов

Отчет о проделанной работе, итоговая творческая выставка.

Май

  • Отчет по теме самообразования «рисование нетрадиционными техниками рисования» (средняя группа);
  • Выступление на педагогическом совете (показ итоговых работ детей);
  • Оформление результатов работы по теме самообразования.

Месяц

Образовательная область

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Октябрь

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Физическое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Социально-коммуникативное

Беседа «Знакомство детей с искусством»

Беседа о цветах

Игра «Волшебные кляксы»

«Букет осени»

С-р игра «Детский сад»

Консультация «Нетрадиционная техника рисования в средней группе»

Беседа об искусстве

Ноябрь

  • Познавательное развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Физическое развитие

«Дождливый день»

(рисование по мокрому листу)

«Хохломские ягоды» (рисование пальчиками)

Игра «Запомни картинки»

Выставка работ «Прощание с осенью»

Обмен опытом

Декабрь

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Физическое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

Беседа о русских художниках

«И плывут по небу облака»

(рисование по мокрому листу)

Игра с цветом

«Морозные узоры»

кляксография

Консультация «Роль искусства в жизни детей»

Январь

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

Беседа «Монотипия» с элементами рисования

«Снежинки» (Рисование методом тычка)

Творческий вечер с участием детей и родителей

Обмен опытом.

Февраль

  • Речевое развитие

  • Познавательное развитие

  • Физкультурное развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

«Весёлый снеговик»

Рисование пальчиками.

«Виды изобразительного искусства»

Игра «Найди цвет»

«Зима» (набрызг)

Совместное творчество родителей и детей.

Пригласить коллег на итоговую выставку «Зима прошла»

Март

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Физкультурное развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Социально-коммуникативное развитие

«Открытка для мамы» (Печать по трафарету + рисование пальчиками)

«Ранняя весна» (Монотипия пейзажная)

Настольно-печатные игры

«Подснежники» (пластилиновая живопись)

«Ветка с листочками» (Оттиск печатками)

Творческая выставка для мамы

Апрель

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Социально-коммуникативное развитие

  • Физкультурное развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

«Черепашка» (Восковые карандаши + акварель)

«Пингвины на льдинах» (Печать по трафарету)

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Игра «Кляксы»

Знакомство с новой техникой «Рисование клеем»

Совместное творчество родителей и детей

Май

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

«Салют в День Победы» (Набрызг)

«Бабочка» (Монотипия предметная)

«Цветущая ветка» (пластилиновая живопись)

Итоговая выставка всех работ

Приглашение на выставку

Список использованной литературы:

1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008.

2. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - КАРО, Санкт – Петербург 2010.

3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн – пластилинография» - Москва 2006.

4. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - Творческий центр «Сфера», Москва 2009

5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005.

6. С.К. Кожохина «Сделаем жизнь наших детей ярче» - Ярославль 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования"

Методическая разработка программы по художественно-эстетическому развитию. Образовательная область "Художественное творчество"...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования»

Задачи:познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности ( в том числе песочной живописью ), многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные ...

План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования».

Перспективный план по самообразованиюна 2017-2018 уч. год.Воспитателя МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский Хилковой Татьяны Владимировны Тема: «Развитие творческих способн...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании Нетрадиционные техники рисования - это способы создан...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...