Главные вкладки

    Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста
    методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

    Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, развлечений, физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный конспект занятия по физо.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon metodicheskie_rekomendacii_po_fizo.zip17.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

                         Особенности физического развития детей 5-6 лет.

          В этом возрасте формируются изгибы позвоночника , идет интенсивный рост трубчатых костей рук и ног. Изменяется строение костей скелета за счет ущемленного замещения хрящевой ткани костей. Укрепляется мышечно – связочный аппарат . Активно развиваются мышцы груди , спины, таза, рук, плеча, предплечья и ног. Но мелкие мышцы стоны и кисти ещё находятся в процессе развития.

                                     Примерные показатели анатомо-физиологического

    развития детей 5-6 лет.

    Возраст

    Рост, см.

    Увеличение роста, см.

    Масса, кг.

    Прибавка в массе, кг.

    Окружность грудной клетки, см.

    Чистота дыхания,

    Мин.

    Чистота пульса, удара в мин.

    5лет

    105-110

    6-7

    18-20

    1,5-2

    55-56

    25-30

    105-110

    6лет

    115-120

    5-6

    22-23

    2-2,5

    58-59

    25-30

    105-110

                                    Особенности развития движений детей 5-6 лет.

        Дети данного возраста достаточно хорошо овладевают основными движениями, их движения становятся более осознанными.

           У них развиваются способность понимать задачу, поставленную воспитателем , самостоятельно выполнять указания педагога. Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять  их без  напоминаний воспитателя, пытаясь освоить то, что не получается.

          В результате регулярных занятий  физической  культуры, организованных воспитанием , а также двигательной активности детей в повседневной жизни повышается уровень развития их физических сил и возможностей , двигательных качеств и трудоспособности.

          Достигнутые  результаты  двигательной активности  детей 5-6 лет определяет уровень готовности их в дальнейшем обучении.

                                      Формы работы по физвоспитанию

    Ι. Занятия по физкультуре.

    ΙΙ. Утренняя гимнастика.

    ΙΙΙ. Физминутки.

    ΙV. Подвижные игры в перерывах между занятиями.

    V. 1) Физкультурные досуги.      2) Физкультурные праздники     3) Дни здоровья.

         

                                Ι. Физкультурные занятия.

        Занятие по физкультуре проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут. Одно из них организуется на открытом воздухе.

       Необходимо сочетать занятие по физкультуре с занятиями , требующими значительного умственного напряжения.

                                               Структура занятий.

    Ι часть. Вводная. Длительность 2-4 мин. Планируется построения , перестроения, ходьба, бег,              упражнения во время ходьбе и бега для рук и ног , строевые упражнения.

    ΙΙ часть. Основная –25-26 мин.

    1. Планируются ОРУ (общеразвивающие упражнения ). Упражнений от 6-8, повторяется каждое упражнение 6-12 раз, из различных исходных положении, с различными предметами и без предметов. Сначала проводятся 2 упражнения для рук и плечевого пояса. Затем 2 –для туловища , 2-для ног ( прыжки обязательно). И в заключении обязательно упражнение на дыхание.
    2. Основные движения. Планируется 2-3 основных движения : ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье , бросание , ловля и метание, упражнения в равновесии. Необходимо указать способы проведения основных движении . Подробное описание основных движений и методику их проведения можно найти в книге Т.И.Осокиной «Физическая культура в детском саду».
    3. П/и. Подвижные игры. Игры подбираются в зависимости от того, какими были основные движения. Например , если дети учились отбивать мяч и лазали по гимнастической лестнице, то проводится игра, в которой присутствуют элементы бега. И.т.д.

    ΙΙΙ часть. Заключительная – 2-3 мин.

    С детьми проводится игра малой подвижности или спокойная ходьба по залу или упражнения на дыхания в спокойном положении. А также воспитатель подводит итоги, отличает старательных детей.

                            Методы обучения физическим упражнениям.

     Различают 3 группы методов  обучения детей физическим упражнениям:

    1. наглядные
    2. словесные
    3. практические

    Наглядные включают в себя приёмы ;

           А) показ физических упражнений

           Б) имитация (подражание)

           В) наглядные пособия

           Г) помощь взрослого

           Д) звуковые ориентиры

           Е) зрительные ориентиры.

    Словесные  включает в себя приёмы ;

            А) название упражнений

            Б) описание

            В) объяснение

            Г) пояснение

            Д) указания

            Е) команды и распоряжения

            Ж) вопросы и ответы

            З) бесед

    Практические методы включает в себя следующие приёмы:

    А) показ упражнений воспитателям

    А) выполнение упражнений без изменения и с изменениями

    Б) выполнение упражнений в игровой форме

    Г) выполнение упражнений в соревновательной форме.

                  Обучение общеразвивающим упражнениям, основным движениям , а также играм имеет три этапа :

    1)Первоначальное разучивание

    Задачи : создать общее (целостное) представления о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах.

        При этом обучении наблюдаются изменение мышечного напряжения, неточность , слитность выполнения упражнения.

         2)    Углубленное разучивание

    Задачи : создать правильное представление о каждом элементе упражнения и точной технике выполнения упражнения. Вырабатывать четко и слитно выполнять все упражнения.

    3)    Закрепление и совершенствование

    Задачи : Закреплять  приобретенные умение в навыки. Выполнять упражнения автоматизировано, применяя их в естественных условиях.

                     Способы организаций детей при обучении основным движениям.

    1)Индивидуальный способ . Каждый ребенок делает упражнение по очереди. Используется при разучивании, что позволяет воспитателю следить за качеством выполнения упражнения и подстраховать. Но используя этот способ снижается моторная плотность занятия , так как остальные дети лишь наблюдают.

    2Групповой способ . Дети делятся на 2-3 группы. Каждая группа выполняет отдельное задание. Выполнив несколько раз одно упражнение подгруппы меняются местами. Этот способ используется при закреплении. Этот есть минусы ; воспитатель не может контролировать качество выполнения упражнения , помочь и подстраховать.

    3Фронтальный способ . Организуются все дети для выполнения одного и того же упражнения. При одновременном выполнении упражнений увеличивается  физическая нагрузка. Педагог держит в поле зрения всех детей.

    4Поточный способ. Дети выполняют упражнения потоком друг за другом и выполняют сразу несколько заданий. Например :сначала идут по гимнастической скамейке, затем подлезают под  дугу, встают, подпрыгивают и дотягиваются предмета, потом бросают мяч в корзину. Этот способ применяют при закреплении двигательных навыков и позволят увеличить моторную плотность занятия.

                          Выбор способа зависит от новизны, сложности и характера упражнений от оснащенности  

              материальной базы, от величины площадки , от возраста детей и их подготовленности.

              На одном занятии можно использовать 2-3 способа.

                                                              Плотность занятия.

          Задача воспитателя обеспечить  оптимальный объем нагрузки на занятии. Он стремится к увеличению плотности занятия. Плотность бывает общая и моторная.

    Общая плотность  - это отношение педагогические оправданного времени занятия по всей продолжительности занятия.

     Для определения общей плотности занятия следует сложить время затраченное на все виды  деятельности детей ( исключая простой) , и вычислить  процентное отношение их суммы к общей длительности занятия. Например , занятие длилось 30 мин.; из них 5 минут потратили на простой, а остальные 25 минут на полезную деятельность.

    Общая плотность  = =83,3%

     Моторная плотность – это отношение времени, затраченного на выполнение упражнений детьми , ко всей продолжительности занятия.

           Очень важно так организовать занятие непосредственное выполнение упражнений.

     Для  определения моторной плотности занятия надо сложить время , затраченное на выполнения физических упражнений одним ребенком, и вычислить процентное отношение его к общей продолжительности занятия. Например, ребенок потратил на выполнение упражнений 17 минут.

    Моторная плотность ==56 %

    Запись ведётся так :

    Виды деятельности

    Показания секундомера

                                                                ІІ  Утренняя гимнастика.

          Продолжительность утренней гимнастики 8-10 минут. Она включает вводную часть : ходьбу, бег ,прыжки ; основную часть : 6-8 общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами , которые повторяются 6-12 раз в зависимости от физической нагрузки , получаемой организмом. В комплексе могут использоваться разученные накануне физические упражнения.

           Один и тот же комплекс утренней гимнастики проводятся в течение 2 недель.  На второй неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения.

            Утренняя гимнастика по возможности проводятся на воздухе.

    ІІІ Физминутки.

         Они проводятся на занятиях  не связанных с физическим воспитанием, чтобы снять утомление работающих мышц нервной системы , повысить продуктивность отдыхающих мышц. То есть физминутки – это смена характера деятельности. Они улучшают кровообращение, возбуждают одни участки коры головного мозга и затормаживает другие, которые работали до этого.

           У детей повышается настрой , возрастает продуктивная деятельность.

           В зависимости от характера занятия подбираются 3-4 упражнения, желательно использовать художественный текст.

    IV. Подвижные  игры

         Подвижные игры малой и средней подвижности проводятся в перерывах между занятиями, которые связаны с неподвижной  позой ( развитие речи, математика, рисование, лепка и другие).

                  К таким играм относятся игры, в которых используются такие основные движения, как спокойная ходьба, упражнения для туловища, ног, рук, А также игры на дыхание, внимание, сюжетные игры, хороводные игры. ( «Сделай фигуру», «Делай как я», «Зеркало», « Глухой телефон», «Колечко», «День и ночь» и другие).

    1. 1.Физкультурные досуги.

            Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания.

             Досуги проводятся 1-2 раза в месяц. Длительность 35-40  минут.

             Для досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях.

             В развлечения могут быть включены подвижные игры, аттракционы, эстафеты.

             Интересы для детей дидактические игры с разрезными картинками, на которых изображены физические упражнения. Дети должны добежать до стала, найти вторую часть картинки, выполнять упражнение которое нарисовано на ней, и вернуться на свое место. Дети могут также отгадывать загадки, содержание которых связано с физическим воспитанием.

             Вечер может начаться с загадок ходьбы, общеразвивающих упражнений.   Затем проводится 1-2 игры большой подвижности, после этого 2-3 аттракциона. Завершается вечер спокойной игрой и ходьбой.

          2.Физкультурные праздники.

                 Физкультурные праздники проводятся 2-3 раза в течение года , длительностью 50 мин.

    Физкультурные праздники начинаются торжественным входом в зал. Дети выполняют строевые и общеразвивающие упражнения ( с предметами и без них), основные движения, участвуют в подвижных играх , играх –эстафетах, спортивных играх , сюрпризных моментах, танцуют, пляшут. В конце праздника подводятся итоги и награждаются победители.

            Следует обязательно оформлять помещения для праздника.

          3.Дни здоровья.

                 Дни здоровья проводятся 1 раз в квартал.

                 В этом день отменяются все учебные занятия. В теплое время года Дни здоровья проводятся на свежем воздухе. Организуются туристические походы за пределы школы : в парк, к реке и т.п.. Общая продолжительность похода не должна превышать 2-2,5 часа.

                 На  привале организуются игры в условиях природы либо осуществляется знакомство с природой , со знаменательными событиями , с представителями разных профессий.

     Маршрут и содержание похода продумывается заранее. Осматривается одежда детей . готовятся необходимые предметы и питье , а также пакет медицинской помощи.

     В походах и экскурсиях детей сопровождают не менее двух взрослых ( можно привлечь родителей).

     В эти дни целесообразны разные формы трудовой деятельности  (например ; коллективная уборка территории, работа на огороде и др.).

                                   Примерный конспект физкультурного занятия.

       Задачи : 1. Учить детей прыгать в высоту с разбега (в –20 см.).

    1. Упражнять детей в бросании мяча одной рукой о землю и ловля его двумя руками.
    2. Закрепить умение ползать на четвереньках  по наклонной доске.
    3. Упражнять в соблюдении правил в игре « Хитрая лиса».

    Части

    Содержание

    Дозиров.

    темп

    Дыхание.

    Методические указания

    Вводная часть 2-4 мин.

    Построение в колонну по одному.

    Ходьба на носочках.

    Ходьба со сменой темпа.

    Бег со сменой направления спокойная ходьба.

    Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений в 3 колонны.

    1 круг.

    1 круг.

    1 круг.

    1 круг.

    умеренный

    Свободное.

    Следить за осанкой: поднять голову, расправить плечи, смотреть прямо, соблюдать дистанцию, идти друг за другом в затылок.

                                                                                                          Основная часть

                                                                                                                 26 мин.

    ОРУ

    Упражнение 1

    «Поднимание рук через стороны»

    И.п. основная стойка

    1-2-поднять руки через стороны вверх , подняться на носочки 3-4- опустить руки через стороны вниз, опуститься на всю ступню.

    Упражнение 2

    «Круговые движения рук»

    И. п.- ноги на  щирине плеч, руки к плечам,1-4-круговые движения руками  вперед.

    5-8-четыре круговых движений назад.

    Упражнение 3

    «Наклоны в стороны»

    И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

    1- наклон в право, 2- и.п.

    2-наклон влево, 4-и.п.         .

    Упражнение 4  «Наклоны вперед»

    И.п. сидя по полу

    1,3 наклониться, достать руками носочков ног.

    2,4 И.п.

    Упражнение 5 «Лошадки»

    И.п. руки на пояс , ноги на ширине плеч.

    1,3-согнуть ногу в коленке и достать коленкой до груди.

    2,4 -другой ногой

    Упражнение 6 «Зайчики»

    И.п. руки согнули у груди.

    Прыгать, как зайчики в чередовании с ходьбой..

    ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

    А) Разучивание прыжков в высоту

     .(индивидуальный способ)

    Б) Бросание мяча одной рукой и ловля его двумя руками (фронтальный способ).

    В) Закрепить, подлезать на четвереньках по наклонной доске ,одноименным способом.

    После каждого о.д. анализ воспитателя

    Г) П /И «Хитрая лиса»

    Анализ игры воспитателем ходьба по кругу.

    .

    7-8раз.

    .

    6-8 раз.

    6-8раз

    6-8раз

    по4раза.

    каждой

    ногой.

    .

    по3раза

    бега  и

    ходьбы

    2-3раза

    .

    до 10раз

    3-4раза

    2-3мин.

    Медленно

    быстрый

     умеренно

    медленно

    умеренно

    быстро

    медленно

    1-2 вздох

    3-4-выдох

    1-4 вдох

    5-8 выдох

    1-вдох

    2-выдох

    3-вдох

    4-выдох

    1-вдох.

    2-выдох

    3-вдох

    4-выдох

    1-вдох

    2-выдох

    3-вдох

    .4-выдох

    Произвольное.

    Произвольное.

    Поднимая руки посмотреть на руки, руки должны быть прямыми.

    Больше выполнять движения локтями.

    Ноги в коленках не сгибать, спину держать прямо.

    Ноги не сгибать.

    Спинка прямая , ноги поднимать выше носочек тянуть.

    Прыгать на носочках, легко.

    Слежу за толчком и легким приземлением

    слежу за кистевым отталкиванием мяча

    слежу, чтобы подлезали: правая нога и правая рука вперед, голову приподнять

    следить , чтобы не толкались в беге,  строили круг, «Лиса» не увлекалась только одним.

    3 часть заключительная

    2-3 мин

    Спокойная игра «Найди и промолчи» спокойная ходьба.

    Организованный уход.

    1круг

    медленно

    спокойное

    Напоминать, кто нашёл предмет, не берет его, а молча говорит воспитателю, где он находится .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»

    «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста» Человек научается гораздо большему,когда он вовлечен полностью: эмоционально, аудиально и ...

    Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»

    Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам физич...

    методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"

    В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...

    Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).

    На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...

    Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

    Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...

    Методические рекомендации для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию"

    Методические рекомендации ознакомят  с особенностями  организации по обучению детей  творческому рассказыванию по картинкам....

    "Методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Режиссерская игра как развитие познавательной деятельности".

    Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способност...