"Методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Режиссерская игра как развитие познавательной деятельности".
методическая разработка (старшая группа)

 Степанова Ольга Владимировна

Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Как могло случиться, что ведущая деятельность дошкольного возраста растворяется в учебных занятиях, а место основы основ детского мышления - воображения - начинает занимать подражание эталонам, навязанным другими? Известно, что одним из критериев любой игры является мнимая ситуация. Однако практика показывает, что если двух-трехлетнему малышу ничего не стоит представить кубик машинкой (начало режиссерской игры), а трех-четырехлетнему - себя паровозом (образно-ролевая игра), то к тому моменту, когда ребенок уже способен понимать различные точки зрения и проговаривать их, развитие детской игры завершается имитирующей действия и слова других сюжетно-ролевой игрой. При этом требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих сад, отсутствует, а психическое здоровье детей, которые не смотря ни на какие навязывания, занимаются индивидуальной режиссерской игрой, вызывает озабоченность воспитателей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации для работы с детьми

по разделу «Режиссерская игра».

Автор: Степанова О.В

Организация: ГБДО № 65

Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Как могло случиться, что ведущая деятельность дошкольного возраста растворяется в учебных занятиях, а место основы основ детского мышления - воображения - начинает занимать подражание эталонам, навязанным другими? Известно, что одним из критериев любой игры является мнимая ситуация. Однако практика показывает, что если двух-трехлетнему малышу ничего не стоит представить кубик машинкой (начало режиссерской игры), а трех-четырехлетнему - себя паровозом (образно-ролевая игра), то к тому моменту, когда ребенок уже способен понимать различные точки зрения и проговаривать их, развитие детской игры завершается имитирующей действия и слова других сюжетно-ролевой игрой. При этом требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих сад, отсутствует, а психическое здоровье детей, которые не смотря ни на какие навязывания, занимаются индивидуальной режиссерской игрой, вызывает озабоченность воспитателей и родителей.

Режиссерская игра направлена как на психическое развитие дошкольников в целом, так и на общее развитие их познавательной деятельности. Общее психическое развитие связано, прежде всего, с присвоением детьми новых мотивов человеческой деятельности – инициативных действий, а также умением отличить мир представлений, воображения  от действительности, реального мира. Отличие этих двух миров начинается на четвертом году жизни ребенка и «прорабатывается» им на протяжении всего дошкольного детства. Для того чтобы видеть различия между своим взглядом и другими точками зрения, необходимо посмотреть на них  «сверху», с той или иной позиции. Наиболее подходящие условия для перехода к такому видению создаются в режиссерской игре.

Режиссерская игра по сказке характерна тем, что в ней ребенок одновременно действует  в двух планах: он играет за всех персонажей сказки, последовательно исполняя роль каждого персонажа; вместе с тем он находится как бы над всеми ролями. Он, как режиссер, управляет движением сюжета, развертывает происходящие в сказке события. Таким образом, в развитой режиссерской игре ребенок одновременно и «актер», играющий разные роли, и «режиссер».

В своей комнате, на столе, а чаще на ковре малыш создает свой воображаемый мир, в котором происходят разные события – знакомые или придуманные. В ней ребенок выступает как режиссер, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов. В его руках обычные тряпочные куклы превращаются в героев известных сказок. В педагогике такую игру называют режиссерской. Однако сегодня далеко не все дети умеют хорошо играть. Для возникновения настоящей, развитой игры нужны определенные условия, главное из которых – ваше участие.

Режиссерская игра представляет собой основную форму индивидуальной игры дошкольников в возрасте от четырех с половиной до семи лет. Но появляется она значительно раньше — у детей конца третьего — начала четвертого года жизни. В этом возрасте ребята уже имеют навыки, необходимые для отражения в игре реальной жизненной ситуации, у них накоплен определенный опыт, т. е. они способны осуществлять индивидуальные режиссерские игры с несложным сюжетом. Но к совместным сюжетно-ролевым играм со сверстниками эти дети еще не готовы из-за несформированности навыков игрового общения.

Настоящая игра возникает не сразу. Сначала, в 1,5-2 года, ребенок использует игрушки строго по назначению. Подражая взрослому, он варит суп в игрушечной кастрюльке, причесывает куколку расческой, купает ее в ванночке, кормит игрушечной ложкой, словом делает все то, что с ним делает мама. Это так называемая предметная или процессуальная игра, которая еще не предполагает условного, воображаемого плана.

Потом, около 3-х лет, малыш начинает замещать одни предметы другими, конечно, если кто-то старший покажет ему эту возможность. С вашей помощью кусочки зеленого листика, например, могут стать капустой, а желтые бумажки превратиться в морковку, и из них можно сварить «настоящий» суп. Ребенок быстро и с удовольствием подхватывает предложения старших, и вскоре уже сам «варит» свой суп, привлекая для этого все новые «продукты»-заместители. Около 3-х лет обычно происходит важное событие - «одушевление» игрушек. В руках малыша мишки и зайчики начинают разговаривать друг с другом, ходить в гости, драться и обниматься, болеть и выздоравливать.

В режиссерской игре существуют определенные стадии (этапы) развития игры. Что же это за стадии?

На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение. Понятно, что прежде чем начинать использовать предметы "не по назначению", ребенку необходимо ознакомиться с их собственными свойствами. Поэтому так важно обеспечить малышу с самого раннего возраста доступ к как можно более широкому кругу различных по своим свойствам игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, только хорошо представляя себе, что такое кубик, и что такое машинка. Он сможет представить себе тазик моторной лодкой, только хорошо ознакомившись и со свойствами тазика, и со свойствами моторной лодки.

Второй этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей, появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других, имеющее собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает там, где ему нравится, ребенок- Маугли живет один в лесу и никого не боится. Наступает период образно- ролевой игры. Многих родителей беспокоит столь бурное развитие фантазии ребенка, хотя именно эта способность и говорит о нормальном психическом развитии малыша. Позже ребенок начинает понимать, что без взаимодействия с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, чтобы ездить, ребенку-птенчику - мама и папа, ребенку-Маугли - друзья.

Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, - если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки.

  Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Среди деревянных наборов для детских игр есть специально предназначенные для проигрывания какой-то известной сказки «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Колобок», «Репка» и пр. В этих наборах подготовлено все необходимое для игры – и персонажи (козлята, волки, поросята и пр. в нужном количестве) и элементы декораций – домики, заборы, деревья. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что такие наборы очень привлекательны для детей, они сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому, что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет.

Между прочим, играть в сказки можно и без всяких специальных наборов. Например, любая куколка может стать Золушкой или Красной шапочкой, а собачка может выполнить роль волка  или зайца пр. И конечно самостоятельное придумывание и создание замков, лесов и домиков делает игру только интереснее. Для игр с маленькими куколками и животными хорошо использовать строительный набор. Дети очень любят играть с кубиками. Этот интерес можно использовать, включая элементы конструирования практически в любой сюжет. Все перечисленные игровые материалы, безусловно, помогут создать интересную игру. Но только в том случае, если ребенок умеет играть, если кто-то старший приобщил его к этой чудесной способности и открыл для него огромное светлое окно в мир.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной, объемный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый, марионетки) и т.д.

Непременным атрибутом режиссерской игры являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для игры, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в весьма немногих игровых ситуациях. С большими куклами легче осуществлять мелкие, бытовые действия – кормить, причесывать, умывать, одевать, обувать, возить в коляске и, пожалуй все. Для режиссерских игр лучше всего подходят маленькие куколки. Именно с маленькими куколками могут происходить события самого серьезного масштаба. Они могут отправиться в большое плавание по ковру, они могут оказаться в Африке или Антарктиде, с ними можно устроить большой бал или хоровод, их могут ждать невероятные приключения и превращения. Словом для хорошей, большой игры нужны маленькие куклы, не только девочки, но и мальчики, желательно с подвижными ручками и ножками (чтобы они могли стоять, сидеть и пр.) Но деревянные или пластмассовые куклы с неподвижными конечностями тоже подходят. Главное, чтобы они были маленькими – не больше 7-10 см. Таких куколок легко держать одновременно в каждой руке, а это значит, что малыш может инсценировать диалог двух кукол – в его руках и с его помощью они могут обниматься или драться, прыгать или смеяться. Для таких маленьких куколок легко строить замки, они хорошо вписываются в домик из кубиков, а квартиру для них можно обустроить в обувной коробке. Их легко посадить в любую игрушечную машинку, для них нетрудно сделать высокую гору, или глубокое море.

Начнем с того, что игры в куклы могут быть разными. В психологии их условно разделяют на  режиссерские и сюжетно-ролевые.. В чем разница? Режиссерской называется игра, в которой ребенок как режиссер выстраивает тот или иной сюжет (бытовой или сказочный) с несколькими персонажами-игрушками: куклами, зверями, машинками и т.д. Он управляет ими – несколькими одновременно, вкладывая при этом в них тот сюжет, который хочет проиграть. В ролевой игре ребенок берет роль на себя, т.е. он сам на время игры становится мамой, продавцом, пиратом и т.д. Замысел ролевой игры приходится постоянно согласовывать с другими детьми – исполнителями других ролей, иначе – игра не получится. В такой игре ребенок принимает правила – действует так, как положено по роли и как договорились играть. Куклы в этих играх обычно используются разные: для режиссерских игр это маленькие куколки, которые удобно взять в руку, для ролевых игр требуются куклы, которых нужно брать обеими руками, т.е. значительно больше. Беря на себя роль, ребенок «входит в образ»: используются пантомимика, мимика, жесты, разнообразные интонации. Когда малыш играет в режиссерскую игру все это «делает» маленькая куколка, которую он держит в руках.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть небольшими, соразмерными куклам, ну и конечно быть по возможности привлекательными и быть узнаваемыми.

Носителями ролей в индивидуальной режиссерской игре выступают игрушки (куклы, звери) и другие предметы. В отличие от совместной игры, где ребенку приходится учитывать позицию партнера, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом ребенок учится смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставить себя на место конкретного персонажа. По мере овладения определенными умениями дети создают все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки.

Характерно, что ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как режиссер. Эта своеобразная позиция ребенка и позволяет назвать игры такого типа режиссерскими.

Режиссерская игра появляется раньше совместной сюжетно-ролевой, ибо для ее осуществления не требуется высокого уровня развития игрового общения. Однако такие ее особенности, как наличие воображаемой ситуации, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных отношений в игровой форме, и дают возможность отнести игру к сюжетно-ролевому виду. В дальнейшем режиссерская игра и совместная сюжетно-ролевая развиваются параллельно, обогащая и дополняя друг друга. Режиссерская игра имеет ярко выраженный творческий характер. Она не требует от ребенка координации игровых действий с партнерами. В индивидуальной игре дети меньше подвергаются влиянию сложившихся в коллективе игровых стереотипов, что позволяет им по своему устремлению развивать сюжет, использовать любые игрушки и предметы-заместители. В таких играх отчетливо проявляются индивидуальные особенности ребенка, его личные качества. Сюжеты индивидуальных режиссерских игр отличаются разнообразием, сложностью и нестандартностью. Особенно ярко это проявляется при сопоставлении индивидуальной игры с совместной. Дети, подчиняясь требованиям совместной игры, в индивидуальной игре чувствуют себя более свободно.

Детям раннего и младшего дошкольного возраста свойственно по нескольку раз проигрывать знакомые сюжеты. При этом игровые действия совершенствуются, сокращаются и обобщаются. Сначала они заменяются жестами, позже — словом. На первый план выдвигаются отношения между персонажами, их возможное поведение в соответствии с этими отношениями и ролью, которой они наделены. Все это является хорошей подготовкой к совместным сюжетноролевым играм, которые появятся позже.

Режиссерские игры детей разного возраста имеют свою специфику. Остановимся на особенностях развития этих игр у детей четвертого года жизни.

  1. В их основе лежит непосредственный опыт ребенка, т. е. события, которые он наблюдал или в которых сам принимал участие. Знания, полученные из книг, рассказов взрослых, мультфильмов, радиопередач, на данном этапе отображаются редко.
  2. Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно несложны. Чаще всего они представляют собой краткие цепочки знакомых ребенку действий (кукла обедает, спит, идет гулять). Количество персонажей обычно невелико — один-два, редко три. Отношения между ними ребенок определяет по ходу игры.
  3. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения: Снегурочка, пожарник, доктор Айболит, зайчик, космонавт и т. д. Эта роль обычно определяет и сюжетные события: доктор лечит зайчика, Снегурочка ищет Деда Мороза и т. д. Дети четвертого года жизни опираются в игре преимущественно на собственный опыт, и если сюжеты, подсказываемые игрушками типа хоккеист, космонавт, пожарник, не совпадают с этим опытом (а так оно обычно и бывает), игра разваливается. Ребенок либо отказывается в дальнейшем от такой игрушки, либо ограничивается внесюжетными, предметно-практическими действиями с ней. Следовательно, подобные игрушки не являются адекватными данному возрасту и могут быть использованы не в индивидуальной игре, а в совместной, с обязательным участием взрослого, который покажет способы игры с такими игрушками, подскажет, как включить их в знакомый сюжет.
  4. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх — результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира: тот или иной предмет оборудования, атрибут или игрушка наталкивают его на изменение сюжета. Например, попавшаяся на глаза пластмассовая тарелка из набора игрушечной посуды вызывает образ куклы, которую кормят, и ребенок проигрывает сцену обеда; машинка, стоящая невдалеке, ведет к появлению в сюжете линии путешествия, поездки куда-то. Ассоциативный характер сюжета определяет его не всегда связное развитие. Это естественно и не нуждается в поправках и вмешательстве со стороны взрослых. В индивидуальной игре режиссерского типа именно возможность как угодно изменять сюжет дает простор для развития фантазии и воображения ребенка.
  5. Речь является главным компонентом режиссерской игры. Ребенок называет свои действия, действия игрушек, нередко дает им оценку: «Ж-ж-ж! Самолет летит над полянкой и видит — Даша ягодки собирает... Он приземляться начал — трр-р-р-бу-бу-бу. Сел около Даши, и она его ягодками покормила». > Как видно из примера, для детей четвертого года жизни характерны описательно-повествовательная речь, в которой ребенок проговаривает происходящие в игре события, и большое количество звукоподражаний. Ролевая речь встречается в этом возрасте значительно реже.

В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются различные формы совместной игры, но индивидуальная игра не исчезает, а продолжает развиваться и усложняться. Причем режиссерские игры нередко преобладают на фоне прочих форм индивидуальной игровой деятельности. Поскольку режиссерские индивидуальные игры соседствуют с совместными сюжетно-ролевыми, уже в среднем дошкольном возрасте становится возможным взаимный перенос опыта из одних в другие.

Остановимся на особенностях развития режиссерских игр у детей пятого года жизни.

  1. В основе игр по-прежнему лежит опыт, но не непосредственный, личный, который теперь имеет второстепенное, вспомогательное значение, а опосредованный. Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники.
  2. Сюжеты игр отличаются большей сложностью и разнообразием, чем на предыдущем этапе. Увеличивается количество действующих лиц, усложняются их связи и отношения, выделяются главные и второстепенные герои, за ними четко закреплены роли. В сюжет вплетаются личные переживания ребенка, его воспоминания и сведения, полученные из книг, сказок, телепередач.
  3. Значительное влияние на индивидуальную игру, причем не всегда положительное, может оказать опыт совместных игр. Если совместные игры являются результатом жесткого руководства взрослого, стремящегося подчинить их определенному стереотипу, то такие игры лишены творческого начала и носят формальный характер. Перенос игровых шаблонов из совместной игры в индивидуальную обедняет содержание последней, превращается в пассивную отработку усвоенных шаблонов на другом материале—в игре с игрушками вместо реальных партнеров. Ценность подобных игровых действий для общего и игрового развития ребенка и для развития его творческого потенциала равна нулю.
  4. Если индивидуальная игровая деятельность развивается без указанных выше осложнений, она представляет собой динамичный процесс. Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окружающей его предметной среде. Например, ребенок везет зайчика на игрушечной машине, и эти действия у него ассоциируются со строчками из знакомого стихотворения: «Зайчики в трамвайчике, жаба на метле», и далее: «Наш мальчик, наш зайчик попал под трамвайчик». Результатом является проигрывание истории про доктора Айболита, который лечит зайчика. Следует подчеркнуть: ассоциации, связанные с популярными детскими стихами, особенно типичны для детей среднего дошкольного возраста.
  5. Игра детей пятого года жизни практически постоянно сопровождается речью. На фоне описательных высказываний появляются ролевые и оценочные. Каждую роль ребенок ведет голосом, характерным для его героя: за зайчика говорит тоненьким голоском, за волка — грубым и сердитым. Оценочные высказывания входят в описательную речь и выражают отношение к происходящим в игре событиям, нередко мотивируя их. «Волк злой, плохой! Он съесть хочет маленького зайчика! — говорит Полина (четыре года).— Ой-ой-ой! — пищит она тоненько.— Мама, мама, он съесть нас хочет! Он сейчас уже съест!» «Ну-ка, волк, уходи,— говорит строгим голосом.— Уже охотник идет и мама зайчиха». В этом примере четко прослеживаются повествовательная речь («Уже охотник идет и мама зайчиха»), ролевая («Ой-ой-ой! Мама, мама, он съесть нас хочет!..») и оценочные высказывания («Волк злой, плохой»).

Таким образом, режиссерская игра дошкольников среднего возраста испытывает на себе влияние, с одной стороны, опыта ребенка, с другой — опыта игровых действий и отношений, который он приобретает в сюжетно-ролевой совместной игре. В дальнейшем индивидуальные игры режиссерского типа продолжают обогащаться за счет накопления игрового опыта. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в разных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов.

Цель:  Развитие способностей у детей к режиссерской игре через драматизацию сказки.

Для реализации поставленной цели мною разработаны «Методические рекомендации для работы с детьми по разделу «Режиссерская игра». Куда вошли: план на год по месяцам, задачи на каждый месяц, формы организации педагогического процесса, развивающая среда и результат. 

Основной упор я  сделала на  сказки, изучаемые на занятиях «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи». Т.е  те сказки, которые  мы изучаем на занятиях по литературе, мы закрепляем в свободной деятельности для развития режиссерских способностей. Данная работа ведется индивидуально и  направлена на детей четырех возрастов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). Для каждой группы составляется индивидуальный план работы с детьми (см.приложение), который согласуется с родителями. По этому плану родитель смотрит в какой день нужно привести ребенка пораньше, либо забрать позже. Режиссерской игре мы учимся каждый день утром и вечером. Таким образом за месяц каждый ребенок успевает побывать в роли режиссера.

К концу года дети каждой группы должны иметь определенные знания и умения. Чтобы определить продуктивна ли ваша работа мною составлены «Требования к уровню подготовки детей» (по всем возрастам).

Требования к уровню подготовки детей

К концу года дети должны

  • Иметь представление
  • Знать
  • Уметь

«Иметь представление»

«Знать»

«Уметь»

Вторая младшая группа

Иметь представление о видах театра (настольный, плоскостной, объемный, кукольный и т.д.)

Названия сказок и их героев.           «Курочка Ряба», «Три медведя»,  «Лиса, заяц и петух»  «Волк и семеро козлят»,                   «Снегурушка и лиса»,                      «Колобок»,           «Теремок»,        «Репка»,               «Гуси-лебеди».

1. Уметь согласовывать слово с игровым действием на протяжении всей игры по целостному сюжету сказки;      2.Уметь отличать воображаемый мир сказки от окружающей действительности;                           3. Уметь сохранять целостность сюжета;         4. Умение учитывать в игре структуру сказочного пространства.

Средняя группа

Иметь представление о кукольном театре (би-ба-бо, пальчиковый, марионеток и т.д.).

Название и содержание сказок.         «Смоляной бычок»,         «Лисичка со скалочкой», «Братец Лис и братец Кролик»,        «Рукавичка», «Два жадных медвеженка», «Красная шапочка».

1. Уметь выстроить повествование близко к оригиналу, согласовывая игровое действие и слово;    2. Уметь отделить замысел игры от его фактического исполнения.            

Старшая группа

Иметь представление о  кукловождении.

Знают основные функции кукольника.

1. Уметь самостоятельно и выразительно разыграть сказку, ориентируясь при этом на зрителей на протяжении всего спектакля.

Подготовительная группа

Иметь представление о большом театре.

Знают основные правила кукловождения.

1. Уметь показать самостоятельно или вместе с одним партнером сказку на ширме кукольного театра.


Тематическое планирование по режиссерской игре

Вторая младшая группа

Дети, четвертого года жизни находятся на первом, исходном уровне режиссерской игры. Они учатся ролевому поведению, учатся быть «актерами», а позиции «режиссера» у них еще нет: работа с детьми 3-5 лет направлена как раз на то, чтобы такая позиция возникла.

Задачи: 1. Разыграть перед детьми «образцовую» режиссерскую игру по сюжету кумулятивных сказок («Репка», «Колобок»).

              2. Помочь ребенку отделить вымышленный мир сказки от обыденного мира, от окружающей ребенка действительности.

Примечание:  Поскольку овладение способами игры у каждого ребенка  имеет свой собственный темп развития, воспитателю следует вести дневник, в котором он, кроме фамилии и проигрываемой сказки отмечает следующие моменты:

  1. Согласованность рассказывания и игровых действий на протяжении всей игры. Воспитатель обращает внимание на то, сопровождает ли ребенок свои слова о сказочном событии соответствующими действиями с игрушкой. Ребенок может только рассказывать, забывая сопровождать действия  словами или же, наоборот, молча действует с игрушками.
  2. Сохранение целостности сюжета, т.е. проигрывает ли ребенок основные звенья сюжета, придерживаясь в целом структуры сказки, или же он ее деформирует. В хорошей игре дети не пропускают:
  • запрет или приказание, с которым к герою (персонажу) сказки обращаются старшие;
  • нарушение героем такого запрета (приказания);
  • вредительство или ущерб, которое наносит антагонист;
  • противодействие антагонисту и ликвидация беды (ущерба).
  1. Учет ребенком устройства сказочного пространства на игровом поле. Воспитателю следует отметить следующие аспекты:
  • выстраивает ли ребенок пространство жизни героя (его дом) на достаточном расстоянии от чужого ему пространства (леса, дома антагониста);
  • обустраивает ли, обживает ли он эти пространства (ставит ли столик, печку, горшочек и т.д )
  • проигрывает ли ребенок путь героя от одного пространства (мира героя: например, его дома) к другому (мира антагониста дома Яги в лесу и т.д.)
  1. Умение отметить начало и конец игры проговариванием сказочных формул («жили-были», «вот и сказке конец»), колокольчиком или другим способом.

Месяц, название сказки

Задачи

Формы организации педагогического процесса

Развивающая среда

Результат освоения способов знаний, умений детьми

Информационно- методическое обеспечение

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми

Сентябрь

«Курочка

Ряба»

РНС

1. Задать детям образцовый способ разыгрывания режиссерской игры.

2. Воспитывать умение внимательно слушать сказку.

Опора на сказку

Фигурки: бабушка, дедушка, курочка, в качестве яичка(напр.фасоль), мышка.

                        Разыгрывание сказки воспитателем на виду у группы детей.

Дети запоминают способ разыгрывания режиссерской игры.

Октябрь

«Три медведя»

РНС

1. Развивать умение согласовывать рассказывание сказки и действия с игрушками.

2.Воспитывать умение использовать предметы (фигурки) для передачи своего отношения к персонажам.

Опора на сказку

Фигурки: три медведя (разного размера),  мебель и посуда (разного размера), девочка.

Воспитатель начинает играть первым. После 2-3 действий передает инициативу ребенку, помогая ему (подсказывает текст или подает игрушки).

Умеют рассказывать сказку используя игрушки.

Ноябрь

«Лиса, заяц и петух»

РНС

1. Учить детей отмечать начало и конец сказки.

2. Помогать детям ориентироваться на игровом поле.

3. Воспитывать любовь к сказкам.

Опора на сказку

Фигурки: Лиса, заяц, петух, два домика.

Сигнал для начала игры дается лишь после расстановки самим ребенком персонажей.

Умеют отмечать начало и конец сказки.

Декабрь

«Волк и семеро козлят»

РНС

1. Поддерживать умение отмечать начало и конец сказки.

2. Помогать детям ориентироваться на игровом поле.

3. Воспитывать интерес к проигрыванию сказки.

Опора на сказку

1. Игровое поле (55*70), где мир героя и антагониста расположены более близко друг к другу.На поле изображены: зеленая поляна, желтое поле, темно-зеленый лес.

Воспитатель предлагает рассмотреть игровое поле(«Эта сказка будет жить здесь»).Просит указать на нем место, где жил герой, антагонист, другие персонажи.

 

Умеют ориентироваться на игровом поле.

Январь

«Снегурушка и лиса»

РНС

1. Закреплять умение отмечать начало и конец сказки.

2. Развивать интонационную выразительность речи.

Опора на сказку

Фигурки: снегурочка, лиса, волк, медведь, деревья.

Воспитатель никогда не оставляет без внимания пропуск ребенком сигнала начать или завершить игру по сказке

Умеют отмечать начало и конец сказки.

Используют интонационную выразительность в речи.

Февраль

«Колобок»

РНС

1. Учить детей удерживать темп и выразительность игры, сохраняя целость сюжета сказки.

2. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Опора на сказку

Фигурки: колобок, бабушка, заяц, волк, медведь, лиса.

Воспитатель с помощью выразительной мимики и повествовательной речи ритмизирует игру. Он подталкивает или сдерживает игровые действия ребенка, создавая равномерный ход игры.

Умеют удерживать темп и выразительность игры, сохраняя целость сюжета сказки.

Март

«Теремок»

РНС

1. Формировать умение проигрывать все звенья кумулятивной цепи.

2. Стимулировать ролевую речь за персонажей.

3. Воспитывать умения работать в паре.

Опора на сказку

Фигурки: теремок, мышка, зайчик, лягушка, петушок, ежик, волк, медведь.

Взрослый дает доиграть неполный сюжет сказки, после чего «забытые» персонажи «горько плачут», из-за того что им не удалось «побывать в теремке».  

Проигрывают все звенья кумулятивной цепи.

Апрель

«Репка»

РНС

1. Закреплять умение проигрывать все звенья кумулятивной цепи.

2. Стимулировать ролевую речь за персонажей.

Опора на сказку

Фигурки: репка, дед, бабка, девочка, собака, кошка, мышка.

Взрослый дает доиграть неполный сюжет сказки, после чего «забытые» персонажи «горько плачут», из-за того что им не удалось «тянуть репку».  

Проигрывают все звенья кумулятивной цепи.

Май

«Гуси-лебеди»

РНС

1. Продолжать стимулировать проигрывание целостного сюжета.

2. Помогать ребенку удерживать темп и выразительность игры.

3. Продолжать учить согласовывать игровые действия с происходящим в сказке событием.

Опора на сказку

1. Игровое поле из плотного картона размером приблизительно 55x70 см. Где изображено сказочное пространство,

в котором между миром  (домом) героя и миром антагониста расположено    «широкое поле».

2. Игрушки:  лебеди, братец Иванушка, Аленушка, Баба-Яга.

Внимание! Если ребенок деформирует сюжет, его не обрывают, а дают ему закончить сказку. Ему говорят: «Так было в твоей сказке, а в той, которую ты слышал, было по-другому». Затем воспитатель предлагает разыграть настоящую сказку.

Умеют согласовывать игровые действия с происходящим в сказке событием.

Тематическое планирование по режиссерской игре

Средняя группа

В средней группе продолжается работа по развитию режиссерской игры. В младшей группе дети научились отличать воображаемый мир, сказочный мир от реальной действительности и овладели элементарной техникой режиссерской игры.

Задачи: 1. Научить детей правильно воспроизвести сказку, построить повествование о сказочном событии.

               2. Помочь детям отделить замысел игры по сказочному сюжету от его фактического исполнения и научить их планировать ход своей игры.

Примечание:  В средней группе воспитатель продолжает вести дневник, в котором регистрируются следующие моменты:

  1. Умение отметить начало и конец сказки в каждой игре.
  2. Умение выделять оба смысловых пространства на игровом поле и развертывать игру с их учетом (в играх по сюжетам волшебных сказок).
  3. Умение связно и интонационно выразительно пересказать сюжет сказки.
  4. Умение согласовывать в игре повествование с реальным расположением игрушек на поле. Фиксируется:
  • замечает ли ребенок такое рассогласование;
  • если да, может ли он самостоятельно игровыми средствами продолжить игру (варьировать повествование или изменить разворот игрушки) или же он прерывает сказку (выходит из игры) и обращается за помощью к взрослому;
  1. Умение отделить замысел игры от его осуществления. Наиболее важный показатель –            

проговаривание ребенком «опорных точек» для будущего развертывания игры до ее начала. «План» еще очень свернутый и неполный, однако важно, что замысел и реализация отделены друг от друга.

Месяц, название сказки

Задачи

Формы организации педагогического процесса

Развивающая среда

Результат освоения способов знаний, умений детьми

Информационно- методическое обеспечение

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми

Сентябрь

«Гуси-лебеди»

РНС

1. Определить уровень развития режиссерской игры у детей.

2. Воспитывать умение слушать.

Опора на сказку

1. Игровое поле из плотного картона размером приблизительно 55x70 см. Где изображено сказочное пространство,

в котором между миром  (домом) героя и миром антагониста расположено    «широкое поле».

2. Фигурки:  лебеди, братец Иванушка, Аленушка, Баба-Яга.

Проводится по показателям, приведенным в методических указаниях для младшей группы (часть, касающаяся дневника воспитателя).

Начальная диагностика.

Октябрь

«Смоляной бычок»

РНС

1. Поддерживать умение отмечать начало и конец сказки.

2. Развивать мимику и жесты.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Опора на сказку

Фигурки: смоляной бычок, дедушка, бабушка, девочка, медведь, волк, заяц.

Воспитатель намерено не поправляет разворот игрушек, которые ребенок сам ставит на соответствующие места поля в начале игры. Воспитатель заинтересованно слушает ребенка, помогает ему удержать линию повествования и увязывать передвижение игрушек с развертыванием сказочного события. Он использует образные выражения, поддерживает ролевой диалог за персонажей. Если ребенок не может продолжить рассказ, сначала ему воспитатель указываетна соответствующие игрушки или передвигает их в соответствии с развертыванием сюжета; потом подсказывает текст.  

Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту.

Не забывают о согласованности игровых действий и слов.

Ноябрь

«Лисичка со скалочкой»

РНС

1. Помогать ребенку разыгрывать сказку с учетом смысловой противопоставленности  двух пространств игрового поля.

2. Развивать умение рассказывать сказку максимально приближенно к литературному источнику, не забывая о согласованности игровых действий и слов.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Опора на сказку

 Фигурки: лисичка, скалочка, лавочка, курочка, гусочка, собака, мешочек (корзиночка).  

(см. Октябрь)

Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту.

Не забывают о согласованности игровых действий и слов.

Декабрь

«Братец Лис и братец        Кролик»

Д.Ч.Харрис

1. Развивать умение выразительно рассказывать сказку целиком, согласуя слово с передвижением игрушек на поле.

2. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Опора на сказку

Фигурки: Кролик, Лис, мебель и посуда.

(см. Октябрь)

Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту.

Не забывают о согласованности игровых действий и слов.

Январь

«Теремок»

РНС

1. Учить согласовывать повествование с расположением игрушек на поле.

2. Развивать умение связно и интонационно выразительно пересказывать сюжет сказки.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Опора на сказку

Фигурки: теремок,  мышка, зайчик, лягушка, петух, ежик, волк, медведь.

Если ребенок не замечает несоответствие разворота игрушки и повествования, взрослый на это указывает игровыми средствами (например,ролевой речью за петуха: «Кто-то сейчас к нам еще придет, наверно ежик»).

Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту.

Не забывают о согласованности игровых действий и слов.

Февраль

«Рукавичка»

УНС

1.Закреплять умение согласовывать повествование с расположением игрушек на поле.

2.Продолжать  развивать умение связно и интонационно выразительно пересказывать сюжет сказки.

 3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Опора на сказку

Фигурки: рукавичка, дед, собака, мышка, лягущка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь.

Если ребенок не замечает несоответствие разворота игрушки и повествования, взрослый на это указывает игровыми средствами (например,ролевой речью за лисичку: «Кто-то сейчас к нам еще придет, наверно …»).

Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту.

Не забывают о согласованности игровых действий и слов.

Март

«Два жадных медвеженка»

БНС

1.Способствовать умению отделения замысла игры от его осуществления.

2.Закреплять умение связно и интонационно выразительно пересказывать сюжет сказки.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Опора на сказку

Фигурки: два медвеженка, лиса, сыр.

Воспитатель предоставляет самостоятельность при отборе игрушек для игры в данную сказку. Он не препятствует началу игры, даже если ребенок не отобрал все необходимые предметы. Когда ребенок по ходу игры,

обнаруживает их

нехватку, воспитатель спокойно отмечает важность продумывания и «наметки» последовательности игровых действий.

 

Умеют связно и интонационно выразительно пересказывать сюжет сказки.

Апрель

«Красная шапочка»

Ш.Перро

1.Способствовать умению отделения замысла игры от его осуществления.

2. Учить самостоятельно планировать ход своей игры.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Опора на сказку

Фигурки: бабушка, девочка, волк, охотник с ружьем.

Если ребенок не замечает несоответствие разворота игрушки и повествования, взрослый на это указывает игровыми средствами (например, ролевой речью за волка «Повернись ко мне внученька»). Он помогает игровыми средствами тогда, когда тот не справляется («Волк посмотрел в окно и увидел там…охотника»)

Самостоятельно планируют ход своей игры.

Май

Любая из уже проигрывае-

мых сказок

1.Способствовать умению отделения замысла игры от его осуществления.

2. Закреплять умение самостоятельно планировать ход своей игры.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Опора на сказку

Фигурки: по сказке

1. Ребенок самостоятельно выбирает сказку, игровое поле и персонажей.

2. Воспитатель наблюдает со стороны.

Самостоятельно планируют ход своей игры.

Тематическое планирование по режиссерской игре

Старшая группа

Главная задача  воспитателя в старшей группе – помочь ребенку перейти от спонтанной режиссерской игры к разыгрыванию сказки на «сцене» настольного театра, т.е. научить его играть, принимая во внимание зрителей.

Основные функции кукольника

  1. он знает много сказок;
  2. он  умеет подобрать или сделать очень похожие на сказочных героев куклы;
  3. может так показать разные сказки, чтобы всем казалось, как будто это случилось на самом деле;
  4. он звонит в колокольчик;
  5. открывает и закрывает занавес;
  6. у него есть чемоданчик, в котором сложено все, что необходимо для показа сказки (это в основном, те же игрушки, с которыми уже проводилась работа по развитию режиссерской игры).

Месяц, название сказки

Задачи

Формы организации педагогического процесса

Развивающая среда

Результат освоения способов знаний, умений детьми

Информационно- методическое обеспечение

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми

Сентябрь

Знакомство с кукольником и разыгрывание сказки

«Волк и семеро козлят»,

«Лисичка со скалочкой»,

«Смоляной бычок»,

«Красная шапочка»

Ш. Перро

1. Познакомить детей с кукольником и его функциями (см.выше).

2. Учить подготовке к кукольному спектаклю и его показу.

3. Воспитывать умение слушать.

Образцовое разыгрывание сказки (спектакль).

Для всей группы.

Плакат-объявление о времени прихода в группу кукольника (воспитатель вывешивает заранее); настольная ширма; чемоданчик для кукольника; игрушки: и атрибуты к данной сказке.

Воспитатель заранее  сообщает детям о приходе кукольника и название сказки, которая будет показана. В роли кукольника может быть сам воспитатель, воспитатель другой группы или родитель. Дается образец показа спектакля.

Знают основные функции кукольника.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Любая сказка, изучаемая детьми ранее.

Например:

«Гуси-Лебеди»,

«Смоляной бычок», «Лисичка со скалочкой», «Теремок»,  «Красная шапочка» и т.д.

1.Учить при разыгрывании сказки ориентироваться на зрителя.

2.Учить сохранять целостность спектакля.

3. Закреплять умение отмечать колокольчиком начало и конец спектакля; открывать и закрывать занавес.

4.Развивать умение «направлять» игрушки лицом к  зрителю (в течение всего спектакля).

5.Воспитывать уважительное отношение к зрителю.

Разыгрывание сказки по выбору ребенка.

 Ширма, стулья, игрушки в качестве зрителя, игрушки и атрибуты для разыгрывания сказки.

Воспитатель вместе с ребенком ставит на столик ширму и напротив нее несколько стульев, отбирают кукол и плюшевых зверей, для которых будет показываться спектакль. Затем ребенок самостоятельно выбирает сказку  которую будет разыгрывать, нужные игрушки и атрибуты (приготовленные воспитателем заранее). Также ребенок самостоятельно решает, какую сторону игрового поля использует в качестве сцены.

Дети отмечают колокольчиком начало и конец спектакля.

Открывают и закрывают занавес.

Держат кукол лицом к зрителю.

Сохраняют целостность спектакля.

Февраль, Март, Апрель, Май

Любая сказка, изучаемая детьми ранее.

Например:

«Гуси-Лебеди»,

«Смоляной бычок», «Лисичка со скалочкой», «Теремок»,  «Красная шапочка» и т.д. или

придуманная детьми

1.Закреплять умение ориентироваться на зрителя.

2.Закреплять умения выполнять основные функции кукольника.

3. .Воспитывать уважительное отношение к зрителю.

Разыгрывание сказки по выбору ребенка.

Ширма, стулья, игрушки в качестве зрителя, игрушки и атрибуты для разыгрывания сказки.

На этом этапе на спектакль в качестве зрителя (кроме кукол) приглашается еще один ребенок, который сначала смотрит показ сказки, а потом меняется местами с первым ребенком, показывая свой спектакль.

Дети замечают недостатки в спектакле сверстника и помогают «кукольнику» удержать взгляд зрителей.

Ребенок в случае затруднений устраивает антракт (закрывает занавес).

                                                              Тематическое планирование по режиссерской игре

        

Подготовительная группа

Главная задача  состоит не в том, чтобы научить детей профессиональному кукловождению и показу кукольных спектаклей, а в том, чтобы они, вопреки жестким условиям показа на ширме, смогли выразить свои чувства, проявить воображение, сумели естественно импровизировать и не только не боялись показать спектакль, а были уверены, что у них получится.

Рекомендация: Наиболее желательным началом работы в подготовительной группе является прочтение детям книги С.Образцова «Всю жизнь я играю в куклы» (Москва, 1985).Книжка красиво иллюстрирована и знакомит как с домашним, так и профессиональным театром. Кроме того, она в доступной форме дает детям представление о различных типах кукол и подготовке кукольного спектакля.

Основные правила кукловождения:

  1. Движения надо делать неторопливо и четко, избегать лишних, бессмысленных движений куклой. Движение руки куклы вверх-вниз осуществляется средним пальцем; вправо влево – большим пальцем и мизинцем. Пальцы кукловода должны двигаться свободно. Руки куклы не должны торчать вверх, иначе кукла выражает недоумение, удивление  или стремление обхватить какой-то предмет. Чтобы  придать кукле позу спокойно и естественно стоящего человека, руки куклы надо держать по возможности опущенными книзу. Полностью сделать это нельзя - пальцы человека так не согнутся, но они могут принять такое положение, при котором руки куклы будут казаться как бы сложенными на животе. Эта поза считается для перчаточной куклы нейтральной, её «исходной позицией».
  2. В диалогах двигается та фигура, которая в данный момент говорит.
  3. Куклы должны высовываться во весь рост.  Для этого «тело» куклы нужно удлинить: так она может сгибаться в пояснице (кисть кукловода). Рука кукловода должна высовываться почти до локтя, иначе кукла кажется слишком маленькая.
  4. Играть нужно на «грядке», т.е. на переднем верхнем крае ширмы.

Месяц, название сказки

Задачи

Формы организации педагогического процесса

Развивающая среда

Результат освоения способов знаний, умений детьми

Информационно- методическое обеспечение

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Любая сказка по выбору ребенка (из изучаемых ранее)

1. Познакомить детей с куклами БИ-БА-БО (верховые перчаточные куклы).

2. Познакомить с основами техники кукловождения на ширме.

3. Обратить внимание ребенка на то, как он показывает сказочное событие, сделать для него самого видимым, прочувствуемым способ действования за куклу-персонажа.

 

Разыгрывание сказки по выбору ребенка

Ширма (высота ширмы – 125+2(3)см),   колокольчик, куклы БИ-БА-БО (около 20 шт, приблизительно половину «зверей» и половину «людей»).

Подгруппа 3-4 чел.

Чтобы дети поняли зачем нужно специально учиться кукловождению, они должны своими глазами увидеть неподготовленный показ спектакля на ширме. Так, один ребенок по собственной инициативе показывает свой спектакль. Затем вместе с детьми обсудив все недостатки данного спектакля, в силу своей неопытности, воспитатель объясняет детям основные правила кукловождения (см.выше)

Владеют основными навыками кукловождения.

Декабрь

Январь

Февраль

Любая сказка из изучаемых ранее,  например: РНС «12 месяцев»;

РНС «Царевна-лягушка» и т.д.

1. Учить отделять повествовательную речь от актерски- ролевой.

2. Помочь осознать новое сказочное пространство (переход от плоскости настольного театра на линию ширмы)

Разыгрывание сказки по выбору ребенка.

 

Ширма (высота ширмы – 125+2(3)см),   колокольчик, куклы БИ-БА-БО (около 20 шт, приблизительно половину «зверей» и половину «людей»).

Воспитатель как рассказчик ведет повествование, а ребенок исполняет роль персонажа (здесь ребенок учится сопровождать действия своего персонажа импровизированной ролевой речью. Далее воспитатель и ребенок меняются местами (так они оба учатся подстраиваться к действию и слову друг друга, улавливать нужный момент вступления и строить целостность небольшой пьесы).

1. Отделяют повествовательную речь от актерски- ролевой.

2. Осознанно играют на новом пространстве (на линии ширмы).

Март

Апрель

Май

Любая сказка на выбор: «Кот в сапогах»

Ш. Перро;

«Цветик-семицветик»

В. Катаев и т.д.

Либо придуманная сказка

1. Учить работать за ширмой вдвоем.

2. Учить общаться руг с другом не напрямую, а опосредовано (через своих кукол)

3. Развивать воображение:

-придумай другой конец сказки;

-соедини две  сказки;

-придумай новую сказку.

4. Воспитывать умение слушать друг друга.

Разыгрывание придуманной сказки

Ширма (высота ширмы – 125+2(3)см),   колокольчик, куклы БИ-БА-БО (около 20 шт, приблизительно половину «зверей» и половину «людей»).

За ширмой работают два ребенка. Перед спектаклем воспитатель вместе с детьми проговаривает порядок действий, что они будут делать и говорить, как будут двигать куклами, не мешая друг другу. Далее воспитатель следит за тем, чтобы сюжет развивался непрерывно и логично, дети говорили голосами персонажей. Предпочтительно подбирать детей, которые дружат друг с другом – они взаимодействуют.

1. Умеют работать за ширмой вдвоем. 2. Придумывают новую сказку, либо изменяют ее конец.


Примечание:  В средней группе воспитатель продолжает вести дневник, в котором регистрируются следующие моменты:

  1. Умение отметить начало и конец сказки в каждой игре.
  2. Умение выделять оба смысловых пространства на игровом поле и развертывать игру с их учетом (в играх по сюжетам волшебных сказок).
  3. Умение связно и интонационно выразительно пересказать сюжет сказки.
  4. Умение согласовывать в игре повествование с реальным расположением игрушек на поле.
  5. Фиксируется: замечает ли ребенок такое рассогласование;

если да, может ли он самостоятельно игровыми средствами продолжить игру (варьировать повествование или изменить разворот игрушки) или же он прерывает сказку (выходит из игры) и обращается за помощью к взрослому;

    6. Умение отделить замысел игры от его осуществления. Наиболее важный показатель – проговаривание ребенком «опорных точек» для будущего развертывания игры до ее начала. «План» еще очень свернутый и неполный, однако важно, что замысел и реализация отделены друг от друга.

Литература:

  1. Горшкова Е.В., Эльконинова Л.И., Урадовских Г.В. Факультативные разделы. Программа и планы занятий для работы с детьми второй младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп.-НОУ«Учебный центр им. Л.А.Венгера «Развитие»»: М.,2003
  2. Горшкова Е.В., Эльконинова Л.И., Урадовских Г.В. Педагогическая диагностика. Рекомендации и материалы для работы с детьми дошкольного возраста (от 3 до 7лет). НОУ«Учебный центр им. Л.А.Венгера «Развитие»»: -М.,2003
  3. Новоселова С.Л. Режиссерские игры дошкольника // из сборника Игра дошкольника; под ред. М.: Просвещение, 1989
  4. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание,2005, №4, с. 24.
  5. Пухова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. М., 2000.
  6. Миллер С. Психология игры. Спб., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, развлечений, физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный конспект занятия по физо....

Комплексная ООД «Игровые планеты» для старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Физическое развитие», «Познавательная деятельность».

Цель:Развитие творческого двигательного и интеллектуального потенциала каждого ребенка, посредством ППРС ДОУ.Задачи:1. Развивать творческую двигательную деятельность, умение владеть своим телом, ориен...

Методическая разработка. "Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Театр "Сказка".

Театр «Сказка» - театрализованные занятия, направленные на развитие речевых средств общения, творческих способностей и воображения в процессе игры. В методической разработке представлены цели, задачи ...

Индивидуальная коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития

В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.) убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода...

«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...