Методическая разработка. "Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Театр "Сказка".
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Театр «Сказка» - театрализованные занятия, направленные на развитие речевых средств общения, творческих способностей и воображения в процессе игры. В методической разработке представлены цели, задачи кружка,содержание театрализованных занятий, ожидаемые результаты, перспективное планирование кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_skazka.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

Театр «Сказка».

Театр «Сказка» - театрализованные занятия, направленные на развитие речевых средств общения, творческих способностей и воображения в процессе игры.          
        Воспитательные возможности театрализованных занятий широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, учатся  думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка. Совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясного, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
          Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Основные цели:

  • развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • создание атмосферы творчества;
  • социально-эмоциональное развитие детей;
  • подробное изучение литературного жанра – сказки;
  • развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления);
  • формирование личностных качеств, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере сказок.

Задачи:

  •  воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
  • воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • развитие прикладных умений и навыков;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие устной речи, навыков общения;
  • воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Интеграция образовательных областей:

Базовая образовательная область – социально-коммуникативное развитие.

 «Чтение художественной литературы» - дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.

«Художественно – эстетическое развитие» - дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей. Дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпевки.

«Познавательное развитие» - дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

 «Речевое развитие» - дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.

«Физическое развитие» -  использование подвижных сюжетных игр, здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии

• дыхательная гимнастика,

• артикуляционная гимнастика,

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.


Ожидаемый результат:

  • Занятия в театральной студии позволяют снимать зажатость и скованность, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление, музыкальный слух, умения согласовывать свои действия с другими детьми.
  • На занятиях дети в игровой форме учатся верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться). Учатся импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок.
  • Важное место на занятии занимают упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции на основе чтения скороговорок и стихов, а также умения пользоваться разнообразными жестами.

Перспективное планирование кружка.

Сентябрь – октябрь.

Тема

Теория

Практика

Развивающая среда

Итог

1

«Удивитель-ный мир кукол»

Рассказ о разнообразии кукольных театров.

Показ способов действия с различными куклами.

Куклы пальчикового театра, настольного театра

Показ кукольной сценки «Кто в домике живет?»

2

«Сказки на столе»

Рассказ об особенностях настольного театра.

Показ способов действия с куклами настольного театра.

Куклы настольного театра

Показ настольного кукольного спектакля «Колобок»

3

«Сказки на столе»

Беседа с детьми о возможностях куклы настольного театра.

Закрепление знаний о способах действия с куклой.

Куклы настольного театра

Игровые упражнения «Наши милые зверюшки».

4

«Давай поговорим!»

Закрепление знаний о настольном театре

Закрепление знаний о способах действия с куклой.

Настольный театр

Диалоги-импровизации

5

«Знакомимся с театральной ширмой»

Рассказ о театральной ширме, ее устройстве и назначении.

Показ устройства ширмы

Настольная ширма

Игровые упражнения «Представление начинается».

6

«Куклы на сцене»

Рассказ о возможностях настольной ширмы и способах действий с куклами.

Показ способов действия с куклами с использованием ширмы.

Куклы настольного театра

Игровые импровизации «Куклы выходят на сцену»

7

«Играем в настольный театр»

Закрепление знаний о сценическом представлении

Закрепление умений действовать с настольной куклой

Куклы настольного театра

Игровые импровизации «Веселый диалог», «Забавные артисты»

8

«Наш веселый Теремок»

Беседа по содержанию сказки «Теремок»

Беседа о персонажах и образах

Куклы настольного театра

Кукольный спектакль «Теремок»

Ноябрь – декабрь.

Тема

Теория

Практика

Развивающая среда

Итог

1

«Кто такие куклы-перчатки?»

Рассказ о перчаточных куклах.

Показ способа действия с перчаточными куклами.

Перчаточные куклы.

Инсценировка «Веселый зайка»

2

«Веселые перчаточные куклы».

Рассказ о возможностях перчаточных кукол.

Показ способа действия.

Перчаточные куклы.

Упражнение «Весёлая лягушка».

3

«Веселые перчаточные куклы»

Беседа о возможностях перчаточных кукол.

Упражнения в способах действия с куклой.

Перчаточные куклы.

Упражнение под музыку «Пляшет куколка моя».

4

«Научим куклу говорить».

Беседа о возможностях перчаточной куклы.

Упражнения с куклой.

Перчаточные куклы.

Упражнение «Учим куклу говорить».

5

«Научим куклу говорить»

Закрепление знаний о перчаточных куклах.

Закрепление знания способов действия.

Перчаточные куклы.

Этюды «Лягушка квакает», «Мышка пищит».

6

«Веселые зверюшки»

Беседа по содержанию сказочных сценок.

Отработка сказочных образов.

Перчаточные куклы.

Разучивание сценок по парам (Сказка «Колобок»)

7

«Любимые сказки»

Работа над эмоциональностью речи

Работа над игровыми образами.

Перчаточные куклы.

Игровые импровизации.

                                                         

 

Январь – февраль.

Тема

Теория

Практика

Развивающая среда

Итог

1

«Этот необычный театр картинок!»

Рассказ об особенностях театра картинок

Показ способов действия с куклами-картинками.

Настольный
театр.

Показ сказки «Курочка Ряба».

2

«Умеют куклы говорить».

Рассказ о  голосовых способах создания игрового образа.

Упражнения на развитие дикции, эмоциональности, силы и высоты голоса.

Настольный
театр.

Этюд «Оживи свой персонаж».

3

«Умеют куклы говорить».

Беседа о голосовых возможностях актеров.

Упражнения на развитие эмоциональности голоса.

Настольный
театр.

Этюд «Вопрос-ответ», «Страшно-весело».

4

«Персонажи сказок»

Беседа об игровых образах.

Упражнения в создании игрового образа.

Настольный
театр.

Сказка «Три медведя».

5

«Персонажи сказок»

Беседа об игровых образах.

Упражнения в создании  игрового образа.

Настольный
театр.

Этюд «Бабушка и дедушка»

6

«Герои сказок»

Закрепление знания ролей в сказке.

Создание игровых образов.

Настольный
театр.

Показ сказки «Репка».

7

«Герои сказок»

Закрепление знания ролей в сказке.

Упражнение в исполнении и ролей

Настольный
театр.

Показ сказки «Колобок».

Март – май.

Тема

Теория

Практика

Развивающая среда

Итог

1

«Будут пальчики играть».

Чтение потешки «Пальчик-Мальчик».

Разучивание игровых действий.

Фломастеры

Показ потешки «Пальчик-Мальчик».

2

«Будут пальчики играть».

Чтение потешки «День рождения пальчика».

Освоение игровых действий.

Пальчиковый театр.

Показ потешки «День рождения пальчика».

3

«Живые пальчики»

Рассказ о пальчиках-артистах.

Рисование на пальчиках, упражнения в способах действия.

Пальчиковый театр.

Игровые упражнения «Пальчики разговаривают и танцуют».

4

«Куколки на планшете»

Рассказ об индивидуальной модели ширма-планшет.

Показ способов действия.

Куклы пальчикового театра.

Этюд «Артисты выходят на сцену».

5

«Куколки на планшете»

Беседа о работе с куклой на планшете

Разучивание способов действия.

Куклы пальчикового театра.

Этюды «Кукла пляшет, шагает и бегает»

6

«Куколки на ширме»

Рассказ о совместной работе кукол на большой ширме.

Упражнения в способах совместного действия.

Куклы пальчикового театра.

Этюд «Выход, выступление. поклон».

7

«Играем в сказку»

Чтение сказки «А у нас в лесочке», беседа по содержанию.

Упражнения в способах действия и эмоциональности речи.

Куклы пальчикового театра.

Этюды по разучиванию отдельных диалогов.

8

«Приходите в театр к нам!»

Беседа по содержанию сказки, разучивание ролей.

Упражнения в умении работать на ширме и создавать игровой образ.

Куклы пальчикового театра.

Упражнение «Сценка из сказки» (работа по парам).

9

«Главный спектакль».

Рассказ о кукольном театре.

Закрепление знания способов действия.

Куклы пальчикового театра.

Показ сказки «А у нас в лесочке».

10

«Играем в сказку»

Закрепление текста сказки.

Закрепление знания способов действия.

Куклы пальчикового театра.

Показ сказки «Маша и медведь».

Материально-техническое обеспечение

  1. Мультимедиа, аудио и видео материалы.
  2. Элементы костюмов для обыгрывания сказок.
  3. Набор масок.
  4. Портреты писателей
  5. Сборники сказок разных лет издания
  6. Материалы для оформления творчества детей: набор бумаги, цветные карандаши, краски, пластилин.
  7. Куклы пальчикового театра, настольного театра.
  8. Перчаточные куклы.
  9. Настольная ширма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)

Идея патриотизма занимала особое место, но особенно  актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период.

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период....

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период.

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период....

"Методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Режиссерская игра как развитие познавательной деятельности".

Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способност...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...

Методическая разработка для работы с детьми старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в становлении их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с ...