Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста для активизации мыслительной и познавательной деятельности.
консультация (старшая группа)

Учитывая то, что в задачи обучения детей дошкольного возраста входят: развитие ребенка, а так же создание усвоения для приобретения знаний о природе, обществе  и  человеческой деятельности. В  организации  процесса обучения  можно использовать метод проекта для познания окружающего мира и систематизации знаний детей о ней. Ребенок, находясь на этапе познания должен подняться на более высокий уровень развития. Метод проектов – это специально организованная познавательная деятельность детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr_2022.docx14.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста для активизации мыслительной и познавательной деятельности.

Штундер Марина Петровна

г.Саяногорск

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет  не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Учитывая то, что в задачи обучения детей дошкольного возраста входят: развитие ребенка, а так же создание усвоения для приобретения знаний о природе, обществе  и  человеческой деятельности. В  организации  процесса обучения  можно использовать метод проекта для познания окружающего мира и систематизации знаний детей о ней. Ребенок, находясь на этапе познания должен подняться на более высокий уровень развития. Метод проектов – это специально организованная познавательная деятельность детей. Метод проектов используется в системе, организованно, где  определяется  его цель, задачи, содержание, формы, методы, отбираются учебные пособия, дидактический материал в соответствии заданной темы.

Метод проекта  используется  в работе с детьми, не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, развития мыслительной деятельности, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

В работе многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно и делиться своими  знаниями с другими. (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и другие).

Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировано - поисковую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно- поисковой деятельности, направленной на развитие мыслительной и познавательной деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новый  информации получает ребенок, тем больше развивается  познавательная и мыслительная деятельность. И в этом  актуальность использования  метода проекта в работе с детьми, так как он предлагает следующее:

- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

- предлагает возможные решения;

- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

- делает выводы в соответствии с результатами  проверки;

- применяет выводы к новым данным;

-делает обобщения, расширяет и систематизирует знания об окружающем мире.

Метод проекта  используется  как способ  организации педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая, познавательная  деятельность по достижению поставленной цели.

Учитывая возрастные психологические  особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть надо  ненавязчиво направлять  работу детей, организуя отдельные этапы деятельности детей. Например:  по методу проекта  в занятии «Витаминный калейдоскоп»  детям предлагается  объединиться в небольшие группы. И каждая кулинарная группа обсуждает рецепт своего салата или витаминного  напитка; дети надевают  фартуки, моют руки, отбирают необходимые продукты и приспособления и начинают работу.

В процессе работы чистят, режут  овощи и фрукты, смешивают их, добавляют по вкусу соль, сахар, масло, мед и другие сопутствующие продукты, а в случае необходимости пользуются кулинарными справочниками с помощью воспитателя. Дегустируя блюда, вносят изменения в их состав. Отбирают посуду, перекладывают, украшают салат.

При использовании в работе с детьми метода проекта  заметно, что дети работают на занятиях с большим интересом, увлеченностью и ребенок не просто усваивает знания, которые дал ему воспитатель, - он активно вносит   в этот процесс собственный опыт, и в свободной деятельности использует свои знания, опыт.

При формировании у детей  знаний об окружающем мире средством метода проекта развиваются  у детей способности к поисковой деятельности, умение определять задачу, исходя из поставленной проблемы, планированию этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умения аргументировать свой выбор. Дети используют  ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач. Развиваются партнерские отношения. Совершенствуется уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать с объектами живой и не живой природы.  И  таким образом происходит активизация мыслительной и познавательной деятельности детей посредством  метода проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »...

"Методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Режиссерская игра как развитие познавательной деятельности".

Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способност...

Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения

В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...

"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...

Диагностика «Использование метода матриц в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для самостоятельного составления таблиц по ФЭМП».

Диагностика«Использование метода матриц в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для самостоятельного составления таблиц по ФЭМП»....

Мастер-классдля педагогов ««Использование метода кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»

Знакомство участников мастер-класса с методом кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста. Представить модель кинезиологического тренажера. Повысить мотивацию педагога к овладению нетради...

Коррекционно-развивающий проект: "Использование метода сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

      Актуальность моей темы обусловлена тем, что дети с нарушениями речи должны получать не только своевременную и квалифицированную коррекционную   логопедическу...