Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »
проект (старшая группа) на тему

Родионова Людмила Геннадьевна

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме
«Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »

«Проект – есть всякое действие,

совершаемое от всего сердца

и с определенной целью»

 В. Килпатрик.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Актуальность и перспективность опыта, его значение для

совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

Концепция модернизации российского образования ставит перед образовательными учреждениями задачу обеспечения высокого качества образования. Одним из подходов, обеспечивающим качество дошкольного образования, является проектный метод.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях.

В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребёнка, развивается партнёрский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.  

 Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности построенной на личностно-ориентированном взаимодействии способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности.

Таким образом, возникла необходимость в систематическом повышении педагогического мастерства по организации проектной деятельности с дошкольниками.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

      Развивающаяся педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога  и всей образовательной системы в целом.

Мы ориентируемся не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия личностно – ориентированного подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

 Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в детском саду и, в дальнейшем, в школе. Очень важно, что в процессе проектной деятельности наблюдается интеллектуальное и личностное развитие, рост, выражающийся в оригинальном творчестве каждого ребенка, участвующего в проекте.

Таким образом, ведущей педагогической идеей данного проекта является взаимосвязь развития интегративных качеств ребенка с его  разнообразной содержательной деятельностью в процессе реализации проекта.

Теоретическая база опыта.

      Зарождение метода проектов произошло во второй половине XIX века. Он возник как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни и в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его называли также методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г, Кагарова, М.В. Крупениной.

Российские ученые классифицировали проекты следующим образом: по составу участников (коллективные, индивидуальные); по целевой установке (игровые, общественно-полезные, производственные), по срокам реализации (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).

Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т. к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения).

С начала 20-х годов в русской педагогике осуществлялся переход к методу концентрации содержания обучения. Велись поиски центральной идеи комплексной системы обучения, вокруг которой мог бы группироваться весь изучаемый материал. В качестве такого стержня были предложены конкретные явления и предметы, темы, трудовые процессы, а также жизненные комплексы, изучение которых было направлено на удовлетворение трудовых потребностей самого ребенка.

При организации своей работы мы опирались на теоретические и практические исследования отечественных педагогов Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, М. П. Зуйковой, Т. С. Лагода ,Е. С. Евдокимовой, В. Н. Журавлёвой, Т. Г. Казаковой, отбирая те из них, которые соответствуют взглядам на приоритетные  направления дошкольного воспитания и обучения на современном этапе. Они считают, что проектные методы помогают:

- развивать творческие способности дошкольников;

- делают их активными участниками учебного и воспитательного процессов.

Поэтому считаю,  что проектную деятельность дошкольников можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

В ФГОС под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

 Мы для себя определили и взяли за основу данные слова: «Познание строится не на запоминании, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребенка».

Изучив психолого-педагогическую литературу, провели наблюдения и диагностирование детей и пришли к выводу, что дошкольники могут правильно ответить в ситуациях, которые ранее были хорошо им знакомы.

А при незнакомых (нестандартных) ситуациях дети не могли дать определенный ответ, не позволяли найти причину в тех или иных противоречивых ситуациях, не могли экспериментировать, синтезировать полученные знания, коммуникативные навыки развиты были слабо, познавательные способности проявлялись в меньшей степени.

Это обусловлено тем, что дети привыкли идти по заранее заданному пути, следствием которого было подавление интереса и снижение активности ребенка.

Работая по внедрению проектного метода, отобрали методы и приемы, используемые при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:

• наглядный;

• словесный;

• практический;

• проблемно-поисковый;

• исследовательский;

• сюрпризный момент;

• элемент загадочности;

 • создание воображаемой ситуации;

 • использование музыки.

Участникам проектной деятельности следует придерживаться определённых принципов взаимодействия:

- системности;

- последовательности;

- комплексности;

- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;

- адекватность требований и нагрузок;

-индивидуализация темпа работ.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Внедрение в дошкольное учреждение проектного метода деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

 - занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

 - комплексные блочно-тематические занятия;

 - интеграция: частичная или полная;

- метод проектов, как форма организации образовательного пространства;

- как метод развития творческого познавательного мышления.

Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

 Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. 

Он –основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. 

 Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. 

 Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. 

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста сформулированы следующим образом:

 - развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; - развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

 - развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Ребёнку метод проектов даёт возможность:

- экспериментировать, синтезировать полученные знания;

- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: 

  • «Для чего нужен проект?»,
  •  «Ради чего он осуществляется?», 
  • «Что станет продуктом проектной деятельности?», 
  • «В какой форме будет презентован продукт?».

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана 

действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов.

 На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит 

личностно-ориентированный характер. 

Обобщив опыт разработки метода проектов,  выделяем следующие этапы работы над проектом: 

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

 - к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.

Первый этап – Выбор темы. 

Задача педагога осуществить вместе с детьми выбор темы для более 

глубокого изучения, составить план познавательной деятельности.

 Один из способов введения в тему связан с использованием модели 

«трёх вопросов»: 

1. Что знаю?

2. Чего хочу узнать?

 3. Как узнать? На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует 

не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. 

Последовательность работы педагога на данном этапе следующий: 

 -педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов

ребёнка;

- вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей); - обсуждает план с семьями на родительском собрании;

- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

 - вместе с детьми и родителями составляет план –схему проведения проекта;

 - собирает информацию, материал. 

Второй этап –Реализация проекта.  Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). 

Задача воспитателя на данном этапе создать в группе условия для 

осуществления детских замыслов.            Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как 

психических функций, так и личностных качеств ребёнка.  Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

  • проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, 
  • использования операций сравнения и сопоставления, 
  •  проблемного изложения информации педагогом,
  •   организации опытов и экспериментов. Последовательность работы педагога на данном этапе: 

 - проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта), 

- даёт домашние задания родителям и детям;

- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.).

Третий этап – презентация проекта. 

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный 

продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта 

раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения 

сведения, полученные в ходе реализации проекта. 

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели 

возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за 

достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

 В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок 

приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения(жесты, мимика и т.д.). 

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе: 

  • организует презентацию проекта(праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  •  подводит итоги(выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы) 

Четвёртый этап – рефлексия. 

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может

 изменяться по мере нарастания детской активности.

 Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к 

окончанию проекта. 

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность педагогов, что позволяет: 

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

 - уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

 - объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. 

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. 

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической  деятельности.

Анализ результативности.


В результате реализации проектов, дети больше стали общаться между собой, что способствовало улучшению микроклимата в группе. В процессе этой деятельности, дети выступали как заказчики, исполнители и непосредственные участники, от зарождения идеи до получения результата, а так же как эксперты. Дети сталкивались с необходимостью проявлять свою самостоятельность, особенно когда это необходимо:

 заявить свои цели, озвучить представление о себе;

 открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины;

 согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных убеждений.

Проектная деятельность позволила:

  • учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа;
  •  представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  •  презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования( макетов, плакатов, моделей, театрализации);
  • применение практических знаний в различных ситуациях.

Дети научились доносить свои мысли до окружающих, чётко формулировать свои идеи, внимательно слушать, понимать речь других. Проекты явились тем содержанием, которое объединило детский сад и родителей, укрепило их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Благодаря использованию этой технологии в своей работе повысился и мой профессиональный уровень. Я всегда помню, что проект - это « игра всерьёз»: результаты её значимы для детей и взрослых.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Внедряя в свою работу метод проектной деятельности мы столкнулись с определѐнными трудностями: детям очень трудно сформулировать проблему и определить цель деятельности. В силу того, что дети ещё не имеют достаточных речевых ресурсов для передачи своих эмоциональных состояний (например, ребѐнок видит, что исчезают редкие животные, а сформулировать проблему не может), так же у них наблюдается сниженный познавательный интерес, они не умеют самостоятельно работать с любой информацией.

Поэтому наша задача заключается в том, чтобы на каждом этапе педагоги группы в сотрудничестве с родителями «вели» детей последовательно от этапа к этапу до презентации конечного результата

(будь, то поделка или сообщение).

По окончании проектной деятельности, дети самостоятельно оценивают результаты своей работы и отмечают степень эмоциональной удовлетворѐнности проектом.

Мы предлагаем детям нарисовать лицо: весѐлое, нейтральное, грустное. Это могут быть изображения солнышка, неваляшки, зайчика, медвежонка в соответствии с темой проекта.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

С педагогическим опытом « Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста» воспитателя структурного подразделения «Детский сад № 16 комбинированного вида» МБДОУ

«Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Родионовой Людмилы Геннадьевны можно ознакомиться по ссылке: : "https://nsportal.ru/l-g-rodionova"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований»

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же т...

"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и  социальная значимость сохранения здоровья детей. Одной из главнейших задач логопедической работы является создание такой корр...

Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....

Диагностика «Использование метода матриц в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для самостоятельного составления таблиц по ФЭМП».

Диагностика«Использование метода матриц в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для самостоятельного составления таблиц по ФЭМП»....

Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста для активизации мыслительной и познавательной деятельности.

Учитывая то, что в задачи обучения детей дошкольного возраста входят: развитие ребенка, а так же создание усвоения для приобретения знаний о природе, обществе  и  человеческой деятельности. ...

Коррекционно-развивающий проект: "Использование метода сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

      Актуальность моей темы обусловлена тем, что дети с нарушениями речи должны получать не только своевременную и квалифицированную коррекционную   логопедическу...