Использование метода «Синквейн» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи
статья по развитию речи (старшая группа)
«Синквейн» в переводе с французского языка означает «стихотворение из пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси. Такое понятие, как синквейн, она создала, вдохновившись короткими японскими стихами – «хоку». «Хоку» - жанр японской поэтической миниатюры, как правило, короткий стих из трех строчек.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 122.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода «Синквейн» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи
Все мы знаем, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Синквейн - это тоже игра. Игра по заданным правилам. Такую игру можно использовать как в рамках непосредственной образовательной деятельности, так и в культурных практиках, в самостоятельной деятельности, в игровой деятельности, а также- рекомендовать родителям в качестве работы с детьми по развитию речи и подготовке к школе.
«Синквейн» в переводе с французского языка означает «стихотворение из пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси. Такое понятие, как синквейн, она создала, вдохновившись короткими японскими стихами – «хоку». «Хоку» - жанр японской поэтической миниатюры, как правило, короткий стих из трех строчек. Например:
«С ветки на ветки
Тихо стекают капли.
Дождик весенний».
Синквейн - это тоже своего рода стихотворение, только стихотворение это - нерифмованное. Проще говоря, синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
В нашей современной работе синквейн является одной из инновационных методов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Таким образом, можно сказать, что метод синквейна носит характер комплексного воздействия на ребенка (одновременно развивает речь, память, внимание, мышление). Простой пример синквейна - объяснить детям, что такое дом.
Дом
Высокий, многоэтажный
Защищает, греет, охраняет
Крыша над головой
Моя крепость.
Традиционно синквейн состоит из пяти строк:
1. Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное или местоимение, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Обычно, первое слово отвечает на вопросы: кто? что?
2. Вторая строка - два слова (или словосочетание), которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия или прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающие тему синквейна.
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий (иногда это могут быть словосочетания), описывающих действия предмета или явления. Отвечают на вопрос: что делает? что делают?
4. Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
5. Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говорится в данном синквейне, и мнение автора об этом. Обычно, как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?
Чтобы детям было проще запомнить, какие слова должны быть в каждой из строк, им предлагаются схемы или алгоритмы составления синквейнов. (Приложение №1) Зачастую, такие схемы делают в виде елочки, каждый ярус которой схематически изображает необходимое слово. Такая наглядность позволяет детям быстрее запомнить правила составления синквейна. Однако, с детьми дошкольного возраста такое строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Пример синквейна на тему «Детский сад».
Детский сад
Яркий, красивый
Учимся, играем, танцуем, поем, гуляем, занимаемся спортом
Дом для детей
Радость для детей
Как видно из примера, количество слов может быть не строго по правилам - ведь это работа детей, их творчество, их сочинительство.
Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы ясно, связно и грамматически точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому, работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Конечно, синкейн в дошкольном возрасте является отличным методом развития речи детей, умеющих читать. Но, как правило, таких детей в детском саду немного, в основном, это воспитанники подготовительных групп, поэтому, метод синквейна можно применять и с детьми, которые еще читать не умеют.
Таким детям нужно задавать наводящие вопросы, а еще лучше - определить систему знаков, подсказок, символов, мнемотабличек, обозначающих вопросы для детей: О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? Назови, одним словом. Что ты чувствуешь (вспоминаешь), когда слышишь это слово, какие у тебя возникают ассоциации в этот момент? Пример.
Кто? - Волк.
Какой? - Серый, злой.
Что делает? - Воет, нападает, охотится.
Предложение - Серый волк зубами щёлк!
Ассоциация - Зверь.
При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы, и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
- слова-предметы (существительные)
- слова-признаки (прилагательные)
- слова-действия (глаголы)
- слова-предметы (существительные)
Как мы видим, использование метода синквейна позволяет обогащать и активизировать активный и пассивный словарь детей, глагольный словарь, лексический словарь, словаря синонимов, словарь прилагательных; учит детей грамматически правильно оформлять фразу, развивает ассоциативное, наглядно-образное и логическое мышление дошкольников.
Составление синквейна – это веселая и увлекательная речевая игра для детей, с помощью которой дошкольники учатся выделять главные признаки предмета, явления, характерные особенности, подводить итоги и делать свои выводы о предмете или явлении. А самое главное, метод синквейна позволяет детям практиковаться в умении связно формулировать свои высказывания.
Стоит обращать также внимание и на интонационную выразительность речи, ведь любое стихотворение нужно читать и декламировать выразительно.
Со стороны, непосвященному в детали работы с использованием метода синквейна, может показаться, что это очень трудный и не совсем подходящий для дошкольников прием развития речи. Однако, это вовсе не так!
Как говорится, вся сложность - в простоте. Синквейн может составить любой ребенок. А игровая форма работы способствует поддержанию детского интереса.
Тематика составления синквейнов разнообразна: окружающие предметы, явления социальной окружающей действительности, лексические темы, пройденные на
Единственное правило, которое должно соблюдаться при использовании такого метода работы - это определенный запас знаний детей. Синквейны составляются на темы, хорошо известные детям. Без определенного уровня знаний, без умения классифицировать, подбирать обобщающие понятия, составить синквейн ребенку будет очень сложно.
Также необходимо обязательно показывать детям образец составления синквейна - так дети гораздо быстрее освоят данную технологию.
Конечно, в данной работе есть и свои трудности.
Ну, во-первых, не всем детям нравятся речевые игры. Детей больше привлекают подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры, направленные на выражение эмоций. И здесь главное объяснить, что синквейн - это тоже своего рода выражение эмоций, демонстрация личного отношения к какому - то предмету, явлению или событию. Личный пример педагога, в данном случае, показывающий, как можно эмоционально прочитать синквейн - очень заразителен!
Во-вторых, слабый словарный запас у некоторых детей затрудняет организацию работы с использованием синквейна. Не все дети умеют выражать свои мысли, не все умеют выделять главное, не все могут осмысленно выполнять задание. Поэтому необходимо поощрять и поддерживать детей, помогать им в составлении (сочинении) синквейна.
Процесс освоения правил написания синквейна постепенный. Сначала дети запоминают одно правило, затем другое. Игровая подача материала обязательно даст нужный результат.
На помощь нам также приходят синквейн – загадки: детям называются характеристики явления или предмета, а они должны угадать, о чем же идет речь.
Примеры синквейнов-загадок:
1. Зеленый, полосатый, сахарный – растет, зреет, поспевает – если постучать - может лопнуть – самая вкусная ягода! (Арбуз)
2. Добрый, иногда строгий – занимается и играет с детьми, беседует с родителями – я с удовольствием бегу к нему на встречу – работает в детском саду! (воспитатель).
3. Зимний, снежный, долгожданный - мчится, спешит, готовит подарки -один из самых любимых праздников детворы - праздник бывает раз в году (Новый год).
В таких загадках мы также учим детей выделять главное, подбирать глагольный словарь, слова-признаки предметов, учим находить синонимы и подбирать слова-ассоциации.
Еще один прием, используемый в работе с детьми по технологии синквейн - соревновательный характер деятельности. Чтобы составить синквейн за заданную тему, можно предложить детям соревнование: кто больше назовет нужных слов (глаголов, прилагательных, синонимов). Детям очень нравятся такие соревнования.
Технология «синквейн» активно используется в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Работа ведется постепенно: сначала дети учатся подбирать слова-действия и слова-признаки предметов, учатся обобщать и работать с предложением. Затем внимание уделяется развитию эмоционального словаря дошкольников.
Результатом использования технологии синквейн является хорошо развитая речь детей, расширение словарного запаса, развитие мышления и формирование уверенности в своих силах. С помощью синквейна любой ребенок может реализовать свои творческие и интеллектуальные способности. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.
Список использованной литературы:
1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
2. Душка Н. Д. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).
3. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».
4. Ткаченко Т.А. «Учимся говорить правильно»
5. Терентьева Н. Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).
6. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ)
7. Интернет ресурсы:
http://office.microsoft.com/templates/directdownload.aspx?AssetID=TC30007719
1049&Application=PP&Result=2&Version=12
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%
D0%B5%D0%B9%D0%BD#cite_ref-0
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=606
Приложение 1.
Графические модели составления синквейна
«Слова-предметы живые»
«Слова-предметы неживые»
Приложение 2.
Примеры синквейнов, составленных детьми старшей группы.
Лексическая тема «Грибы»
1. Боровик
2. Белый, вкусный, холодный.
3. Лежит на земле, прячется, растет.
4. Не люблю их есть.
5. Лес
Лексическая тема «Осень»
1. Листья
2. Осенние, желтые
3. Падают, летят, растут.
4. Люблю собирать листья.
5. Голые деревья.
Лексическая тема «Овощи»
1. Помидор
2. Красный, вкусный
3. Высеть, расти, катиться
4. Он очень красивый
5. Салат
Лексическая тема «Зима»
1. Зима
2. Холодная, снежная.
3. Морозит, наступает, приходит.
4. Я люблю зиму.
5. Я строю горки, крепость.
Лексическая тема «Животные»
1. Лиса
2. Хитрая, пушистая
3.Ловит, ест, ходит тихонько
4. Не люблю – хитрит и ест мышей
5. Съела колобка
Приложение 3.
Примеры синквейнов, составленных детьми старшего дошкольного возраста, на основе вопросов и подсказок педагога.
«Моя мама»
1.Моя мама
2.Какая она? (добрая, заботливая, ласковая, нежная)
3.Что она делает? (готовит, убирает, стирает, заботится)
4.Предложение о маме, афоризм или пословица. (Мама - первое слово, главное слово в нашей судьбе.)
5.Синоним, или, как по-другому можно назвать маму (Родная, любимая).
«Дружба»
1.Дружба
2.Какая? (Крепкая, верная, проверенная)
3.Что делает? (Помогает, доверят)
4.Афоризм, выражение, пословица. (Дружба крепкая не сломается)
5.Синоним, или ваше отношение к дружбе (Друг всегда придет на помощь)
«Лиса»
1. Лиса
2.Какая? (рыжая, хитрая, дикая)
3.Что делает? (Ворует, обманывает, крадет кур)
4. Отношение автора к лисе (рыжая плутовка)
5. Главная мысль (живет в лесу, герой сказок)
«Родина»
1. «Родина»
2. Какая она для вас? (прекрасная, единственная, любимая, богатая)
3. Что она делает для вас и других людей? (придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)
4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о Родине? (А выше Родины счастья нет. Лучше нет родного края! Где родился, там и пригодился.)
5. Синоним, или, как по-другому можно назвать Родину? (Мой дом, мой край. Моя Отчизна.)
Приложение 4.
Дидактические игры и упражнения.
1. «Подбери слово» (подбор синонимов).
Цель: способствовать пониманию разных значений многозначного слова, приучать вдумываться в смысл употребляемых слов, помочь употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.
Ход игры: Взрослый предлагает детям словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».
Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)
2. «Узнай предмет по описанию»
Цель: формировать умение детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры: Взрослый называет признаки предмета - Зелёная, белоствольная, кудрявая. Что это? Дети отгадывают: Береза.
Лохматый, косолапый….
Голодный, серый, злой….
Яркое, теплое…
Серый, маленький, колючий…
3. Игровое упражнение «Кто как ест?»
Цель: акцентировать внимание детей на действия живых существ, на действия с предметами.
Ход игры: взрослый спрашивает: как ест кошка? собака? корова? Курица и т.д. (Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. и т. д.)
Вариант: «Какие звуки издают разные птицы?»,
Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»
Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.
4. «Придумай загадку»
Цель: формировать умение детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры: Вначале загадывает предмет педагог, дает образец, а затем дети.
5.«Магазин»
Цель: формировать умение детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры: Дети «покупают» игрушки, картинки, оплачивая описанием предмета (назвать несколько признаков, различные действия с предметом).
6. «Слова – друзья»
Цель: упражнять в подборе слов – синонимов.
Ход игры: Здание – дом
Конь -…
Приятель -…
Идти -…
Глядеть -…
Смелый -…
7. Игровое упражнение «На что похоже?»
Цель: развивать образное мышление.
Ход игры: Взрослый предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на
8. Игровое упражнение «Новые слова»
Цель: закреплять умение детей подбирать определения к словам – существительным.
Зимой холодно, значит зима какая? Зимой много снега, значит, как можно сказать какая зима? У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;
У мальчика длинные ноги - длинноногий
9. «Что бывает легким» (холодным, тяжелым, блестящим и пр.)
Цель: активизировать словарный запас.
Дети по памяти называют легкие, холодные, тяжелые, блестящие, металлические, бумажные, пластмассовые и т.д. предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.
Приложение 5.
Методики проведения диагностики речевого развития.
Методика № 1 «Подбор синонимов».
Цель: выявить уровень подбора синонимов.
Оборудование: словесный материал.
Инструкция:Проводится в форме игры «Скажи по - другому». Ребенку предлагалось поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.
Результаты:Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.
Оценка: высокий уровень- от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.
Методика № 2 «Подбор определений».
Цель: выявить уровень подбора определений.
Оборудование: словесный материал.
Инструкция:Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагалось придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса (платье - Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»)
Результаты:Высшая оценка 20 баллов. 2 балла- если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.
Оценка: высокий уровень- от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.
Методика № 3 «Составь рассказ по картинке».
Цель: выявить умение описывать по картине, словарный запас.
Задание 1. Ребенку предлагалось описать ежа (по картинке).
Разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи(через союзы а, и, наречие потом) - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл.
Задание 2. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.
Задание 3. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) - 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное, невыразительное изложение.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
Оценка ответов производилась следующим образом. Если ответы ребенка подходили под № 1, он получал три балла; если ответы соответствовали № 2 - 2 балла; если ответы соответствовали № 3, ребенок получал 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оценивались в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:
I уровень – высокий
Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень - средний
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом
III уровень – низкий
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.
Приложение 6.
Результаты диагностики по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста
Рисунок 1 – Гистограмма результатов по обследованию речевого развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи
Современные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи...

Использование наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и обучению грамоте.
Моделирование нагядно - практический метод обучения. заключается он в том, что мышление ребенка развивается при помощи специальных схем и моделей. Для наглядного моделирования, специально подойд...

Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения
В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...

"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"
quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...
Использование технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Цель данной статьи - познакомить педагогов ДОУ с актуальными вопросами использования современной технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которая является...

Доклад на семинаре «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...

Презентация «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...



