Использование наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и обучению грамоте.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Айнетдинова Сория Исхаковна

Моделирование нагядно - практический метод обучения. заключается он в том, что мышление ребенка развивается при помощи  специальных схем и моделей. Для наглядного моделирования, специально подойдут перфокаты по обучению грамоте и развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование наглядного моделирования  в работе с детьми старшего дошкольного возраста по  развитию речи и обучению грамоте

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей развивающих детское познание является моделирование.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
- наглядное моделирование вызывает у детей интерес;
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
Моделирование наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Модели применяются во всех образовательных областях дошкольного образования, в том числе и в развитии речи и обучении грамоте. Одним из видов моделей являются
перфокарты.
Перфокарты позволяют сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей, развивать познавательную активность.
Перфокарты способствуют созданию четких и полноценных характеристик изучаемого объекта. В процессе работы с перфокартами у детей формируется умение самостоятельно оперировать информацией, полученной раннее на занятиях. Интересные наглядные пособия вызывают у детей чувство удивления, радости, интереса к работе. Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребенок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности. Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра. Использование  игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.  Во время игр с перфокартами дети  проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются высоких результатов. А индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие творческих способностей, логического мышления, умения рассуждать. Они позволяют формировать важные качества личности  - самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.

Методические рекомендации по использованию перфокарт 

Перфокарты могут быть использованы:
- воспитателями ДОУ в рамках непосредственной образовательной деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях;

-перфокарты для проверки знаний детей при диагностировании, так как позволяют оперативно проверять и отслеживать качество усвоения материала;
- педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
 Руководство деятельностью детей:
- воспитатель заинтересовывает детей  к предстоящей деятельности, создает элементарную проблемно – поисковую ситуацию, объясняет правила игры;

- воспитатель знакомит с общими способами действий, стимулирует проявления самостоятельности, поощряет стремление детей достичь результата;
- проводит индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах, направлены на развитие творческих способностей, логического мышления, умения рассуждать. Они позволяют формировать важные качества личности – самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.
Проверка:
- самостоятельно;
- парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
- фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Перфокарта – это индивидуальная  карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Внутри перфокарты вставляется чистый лист бумаги для выполнения этого задания. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. Если  перфокарта ламинирована или помещена в файл, то  после проверки линии легко удаляются губкой.
Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – многократное использование. Стоит только поменять лист бумаги, и задание может выполнять уже другой ребенок. Перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и доступны детскому мышлению.


 На листе плотной бумаги,  разной формы,  рисуют  или приклеивают объекты, соответствующие определённой теме, в разных видах деятельности. Объекты располагаются по краям листа, сверху, снизу, на полоске. В карточках делаются прорези в виде квадратов или полосок. На занятии каждый ребёнок получает перфокарту, чистый лист или полоску, карандаши и фломастеры. Чистый лист подкладывается под перфокарту. Выполняя задание, ребёнок в прорези рисует значок, проводит линии, пишет буквы. Задания выполняются индивидуально, перфокарты используются многократно. Возможны и другие варианты. Иногда, можно специально подкладывать неправильно выполненные задания, а ребёнок должен найти ошибки.  Педагог дополнительно задает  вопросы по рисункам, где  дети рассуждают, составляют рассказы, сказки, проводят звуковой   и слоговой анализ слов, анализ  предложения.

Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

 Перфокарты активизируют познавательную деятельность дошкольников. Используя перфокарты можно  решить следующие задачи:

 Образовательные:

  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • закрепить навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений;

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение;
  • развивать самосознание, самоконтроль,  способность к проявлению волевых усилий;
  • Развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность детей;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные

  • формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в речевые  игры и игры по обучению грамоте, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

При использовании перфокарт реализуются следующие дидактические принципы:

-Принцип наглядного обучения;

- Принцип развивающего обучения, (ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности).

-Принцип учета индивидуальных особенностей (развитие личных качеств, через решение различных заданий)

- Принцип творчества(формирование способности находить нестандартные решения).

- Принцип психологической комфортности (создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка);

 Принцип интегративности.

При использовании перфокарт осуществляется                                 интеграция образовательных областей.

О.О.:

«Познавательное развитие»

-закрепить навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений при помощи перфокарт;

-развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы;

«Речевое развитие»

-поощрять стремление ребенка выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи;

«Социально-коммуникативное развитие»

-воспитывать положительное отношение к успехам детей, умение работать в коллективе;

«Физическое развитие»

- развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

Ожидаемые результаты:

Игры, игровые упражнения с перфокартами помогут детям закрепить знания по О.О. «Речевое развитие», где совершенствуется фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений; развиваются графические навыки, самостоятельность, мелкая  моторика  рук; мыслительная деятельность детей, внимание.

 Данные дидактические пособия учитывают современные педагогические технологии, способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.

 Инструкция: внимательно рассмотреть карточку; назвать предметы, расположенные в левой  части листа, затем - в правой части листа; соотнести правильно (подходящие по смыслу) предметы в левой  части с предметами правой  части с помощью условного знака.
Проверка: фронтально - после того как дети заполнят перфокарту,  воспитатель  вывешивает правильно выполненную перфокарту на доску, дети проверяют на месте. Использование их в учебном процессе позволяет осуществлять при небольших затратах времени фронтальную проверку знаний по изученной теме. Сокращая время, необходимое для контроля уровня знаний, предлагаемая методика значительно облегчает трудоемкую работу воспитателя по проверке знаний детей или дети сдают карточки ответов воспитателю. Правильность ответов проверяется воспитателем при помощи перфокарты с ключом к тесту-заданию. Перфокарта повторяет карточку ответов, но в ней вырезаны те клетки, координаты которых соответствуют правильным ответам. Для выяснения правильности ответов она накладывается на карточку ответов. Верные ответы в карточке ответов должны совпадать с вырезанными клетками перфокарты.
Предлагаю вашему вниманию несколько игровых заданий, которые выполняются с помощью перфокарты.
Данные пособия практичны и удобны. Можно придумать множество вариантов перфокарт по различным темам в различных образовательных областях. С помощью «Дорожек» возможно быстро автоматизировать навык, так как создается ситуация многократного упражнения, педагог может быстро оценить усвоен ли навык у ребенка, где
совершенствуется фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений; развиваются графические навыки, самостоятельность, мелкая  моторика  рук; мыслительная деятельность детей, внимание.





Дидактическая игра «Найди картинку»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. 
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую букву с предметом, название которого начинается с этой буквы            

Дидактическая игра «Найди букву»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа. 
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.

                                

Дидактическая игра «Твердый-мягкий»
Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков   [б]—[бь]) 
Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.
Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.

Дифференциация звуков [л] — [ль]

Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа. 
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.

 

Определение место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и соединить линией с соответствующей схемой.

        

Дидактическая игра «Посчитай слоги»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа. 
Вариант 1.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове. 

Вариант 2.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове. 

Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – напечатаны слоги, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети рассматривают картинки и соединяют линией каждую картинку с тем слогом, с которого начинается ее название.

Дидактическая игра «Подбери слог к картинке»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слоги, а справа – изображены предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры. 
Ход игры. Дети читают слоги и соединяют линией каждый слог с предметом, название которого начинается с этого слога. 

Дидактическая игра «Угадай слово»
Цель: совершенствование навыков чтения слов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слова с пропущенной буквой, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети добавляют пропущенную букву (Л) в начале или в конце слова, читают его и соединяют линией с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось»
Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны буквы из слов, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети составляют из букв слова, печатают их в клеточках и соединяют линией с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Найди схему предложения»
Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с соответствующей схемой.

   

Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении»
Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слов в предложении

           

 


Игра «Расскажи сказку» 
Цель: закрепить умение рассказывать сказки с опорой на предметные картинки. 
Посмотри на картинки. Давай расскажем сказку «Лиса и журавль». Педагог указывает на первую картинку. Просит ребенка рассказать содержание картинки. Что произошло с колобком дальше. Таким образом, соединяем последовательно картинки одной сказки. 
Старший возраст
Игра «Угадай и расскажи мультик» 
Цель: развитие связной речи, развитие мышления 
Ребенку предлагается посмотреть на картинки. На перфокарте картинки из разных мультиков. Выбери картинки для рассказа  и соедини их.

Вывод:  Использование перфокарт  в работе с детьми  старшего дошкольного возраста по развитию речи и обучению грамоте способствует развитию графических навыков; развитию сенсорных представлений;  развитию грамматического строя и связной речи и уточнению и дифференциации словаря по лексическим темам. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Насекомые".

Тема: « Насекомые». Программное содержание:1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.2.Развитие умений анализировать содержание произ...

«Игры в коррекционной логопедической работе с использованием наглядного моделирования посредством ИКТ» (старший дошкольный возраст)

Современные требования к организации педагогического процесса детей дошкольного возраста предусматривают использование в работе логопеда информационно – коммуникац...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства».

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте с использованием социо-игровых технологий в подготовительной к школе группе. «Школа актёрского мастерства»....

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в средней группе с использованием ТРиЗ технологии "Полевые цветы"

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в средней группе с использованием ТРиз технологии " полевые цветы" Цель: развитие словаря, грамматического строя, связной речи. Знакомство со звук...

Статья на тему "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста....

Статья "Моделирование на занятиях по развитию речи и обучению грамоте"

В статье рассказывается о видах моделирования, применяемых на занятиях по развитию речи и обучению грамоте....

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию, развитию речи и обучению грамоте «Волшебница осень».

Хочу поделиться с вами открытым интегрированным занятием на тему "Вольшебница осень".В рамках занятия дети закрепляют признаки осени, пополняют словарный запас и развивают познавательно-иссл...