«Игры в коррекционной логопедической работе с использованием наглядного моделирования посредством ИКТ» (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Дубяга Ирина Алексеевна

       Современные требования к организации педагогического процесса детей дошкольного возраста предусматривают использование в работе логопеда информационно – коммуникационных технологий. В  коррекционно – развивающей работе со старшими дошкольниками  данные технологии я использую в развитии фонематических представлений, где основным видом детской деятельности выступают игры,   разработанные  с учетом широкого применения наглядного моделирования. Коррекционная логопедическая работа  проводится  по следующим направлениям:

•коррекция звукопроизношения;

•формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение).

Наглядное моделирование через ИКТ стимулирует развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. При этом у детей формируются навыки:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

Применение  наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

      Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. Организация педагогического процесса в игровой форме создает комфортную эмоциональную атмосферу, снижается вероятность возникновения утомляемости, практически исключается отвлекаемость при выполнении заданий.  У дошкольника  повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своей  деятельности, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

    Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

    Предлагаемый материал может быть использован логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugaday_zvuk_-_modulnye_kursy_-_kopiya.pptx713.96 КБ
Файл igry_s_ispolzovaniem_ikt.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Угадай, какой звук я загадала!» Игра 1. «Угадай, какой звук я загадала!» (звук [ ш ])

Слайд 2

Э тот звук не гласный, значит он согласный

Слайд 3

Этот звук не мягкий, значит он твердый

Слайд 4

Этот звук глухой

Слайд 5

Этот звук не свистящий, значит он шипящий

Слайд 6

При произнесении этого звука, язык в форме «Чашечки»

Слайд 7

Язычок «смотрит » не вниз, значит вверх

Слайд 8

Губы в форме «Бублика»

Слайд 9

Зубы – «Заборчик со щелочкой»

Слайд 10

Воздушная струя не холодная, значит она - теплая

Слайд 11

«Угадай, какой звук я загадала!» Игра 2. «Угадай, какой звук я загадала!» (звук [ ж ])

Слайд 12

Э тот звук не гласный, значит он согласный

Слайд 13

Этот звук не мягкий, значит он твердый

Слайд 14

Этот звук не глухой, значит он звонкий

Слайд 15

Этот звук не свистящий, значит он шипящий

Слайд 16

При произнесении этого звука, язык в форме «Чашечки»

Слайд 17

«Смотрит» не вниз, значит он поднят вверх

Слайд 18

Губы в форме «Бублика»

Слайд 19

Зубы – «Заборчик со щелочкой»

Слайд 20

Воздушная струя не холодная, значит она теплая



Предварительный просмотр:

«Игры в коррекционной логопедической   работе с использованием наглядного моделирования посредством ИКТ»

(для детей старшего дошкольного возраста)

             Современные требования к организации педагогического процесса детей дошкольного возраста предусматривают использование в работе логопеда информационно – коммуникативных технологий. В  коррекционно – развивающей работе со старшими дошкольниками  данные технологии я использую в развитии фонематических представлений, где основным видом детской деятельности выступают игры,   разработанные  с учетом широкого применения наглядного моделирования. Коррекционная логопедическая работа  проводится  по следующим направлениям:

•коррекция звукопроизношения;

•формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение).

Наглядное моделирование через ИКТ стимулирует развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. При этом у детей формируются навыки:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

Применение  наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

 Анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. Организация педагогического процесса в игровой форме создает комфортную эмоциональную атмосферу, снижается вероятность возникновения утомляемости, практически исключается отвлекаемость при выполнении заданий.  У дошкольника  повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своей  деятельности, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

 Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

 

           Серия игр «Угадай, какой звук я загадала», разработанных с целью формирования и развития фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста используется на занятиях при ознакомлении с  шипящими звуками и при их дифференциации. Дети учатся определять загаданный звук по качественным   характеристикам с опорой на наглядную звуковую модель, сравнивать, находить их сходства и отличия.  

  1. Игра «Угадай, какой звук я загадала» (Звук [Ш])

Цель: формирование навыка работы с моделями, умения декодировать информацию о загаданном звуке с опорой на  модели, характеризующие звук и его артикуляционный уклад. Развитие зрительного внимания, мышления, умения размышлять, доказывать свою точку зрения.

Логопед объявляет детям, что им необходимо угадать, какой звук она загадала. Предлагает рассмотреть изображенные на экране модели, которые и подскажут детям нужный ответ.   Дети, рассматривая модели, рассуждают:

-Этот звук не гласный, значит он согласный (Слайд №2)

-Этот звук не мягкий, значит он твердый (Слайд №3)

- Этот звук  глухой (Слайд №4)

- Этот звук не свистящий, значит он шипящий (Слайд №5)

- Когда мы его произносим, язык находится в форме «Чашечки» (Слайд №6)

- «Смотрит» не вниз, значит поднят  вверх (Слайд №7)

- Губы в форме «Бублика» (Слайд №8)

- Зубы «Заборчик со щелочкой» (Слайд №9)

- Воздушная струя при его произнесении не холодная, значит она - теплая (Слайд №10).

 Дети угадывают, что загадан звук [Ш] и показывают картинный символ звука «Змейка». После чего самостоятельно «рассказывают» о звуке, раскладывая  на столе  модели, характеризующие звук и его артикуляционный уклад.

  1. Игра «Угадай, какой звук я загадала» (Звук [Ж]).

Цель: формирование навыка работы с моделями, умения декодировать информацию о загаданном звуке с опорой на  модели, характеризующие звук и его артикуляционный уклад. Развитие навыка дифференциации звуков [Ш] - [Ж].  Развитие зрительного внимания, мышления, умения размышлять, доказывать свою точку зрения.

Логопед объявляет детям, что им необходимо угадать, какой звук она загадала. Предлагает рассмотреть изображенные на экране модели, которые и подскажут детям нужный ответ.   Дети, рассматривая модели, рассуждают:

-Этот звук не гласный, значит он согласный (Слайд №2)

-Этот звук не мягкий, значит он твердый (Слайд №3)

- Этот звук не глухой, значит он звонкий (Слайд №4)

- Этот звук не свистящий, значит он шипящий (Слайд №5)

- Когда мы его произносим, язык находится в форме «Чашечки» (Слайд №6)

- Язык находится не внизу, значит он «смотрит» вверх (Слайд №7)

- Губы в форме «Бублика» (Слайд №8)

- Зубы «Заборчик со щелочкой» (Слайд №9)

- Воздушная струя при его произнесении не холодная, значит она – теплая (Слайд №10).

       Дети угадывают, что загадан звук [Ж] и показывают картинный символ звука «Жук». После чего самостоятельно «рассказывают» о звуке с помощью моделей, характеризующих звук и его артикуляционный уклад. В конце определяют, чем похожи и чем отличаются звуки [Ш] и [Ж].