Использование технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Цель данной статьи - познакомить педагогов ДОУ с актуальными вопросами использования современной технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которая является  одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников и выступает инструментом развития мышления, речевых функций, творческого воображения, эмоционального отклика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семченкова Виктория Владимировна

воспитатель

ГБДОУ детский сад №38 компенсирующего вида

Невского района, г.Санкт-Петербург

Использование технологии «Синквейн» в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на различном количестве слогов в каждой строке: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, общее количество слогов — 22.

Пример

Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.

В работе  по развитию речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста мы используем дидактический синквейн.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Пример

Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.

 Психологи отмечают, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий. В 5-7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями. Старшему дошкольнику доступно формирование новых способов обобщения, так ка оно происходит на основе развёрнутой предметной деятельности.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь определенный лексический запас. Дети с ТНР имеют достаточно низкий уровень развития связанной  речи: дошкольники не умеют составлять описательные, сюжетные, творческие рассказы, не способны полно и точно пересказать прочитанное, их связные высказывания довольно краткие, рассказы отличаются непоследовательностью в воспроизведении событий, уровень информативности высказываний крайне низкий.

Поэтому одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников является технология «Синквейн». Синквейн в практике работы с детьми дошкольного возраста направлен на обучение дошкольников умению обобщать полученные знания посредством речевого выражения.

В процессе составления синквейна происходит активизация словаря детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему. Кроме того, синквейн позволяет активизировать еще и эмоциональный словарь дошкольников, так как предполагается задание выразить словами свои эмоции по отношению к заданной теме.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Таким образом, можно сказать, что технология синквейна носит характер комплексного воздействия на ребенка (одновременно развивает речь, память, внимание, мышление).

Применение данной технологии помогает закрепить знания детей об окружающем мире, способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий, формирует грамматический строй, помогает научиться оформлять мысль в виде предложения.

Игровая форма технологии и наглядность позволяет формировать и поддерживать  познавательную активность  в процессе ее использования.

В тоже время педагог может использовать технологию как средство диагностики уровня усвоенного материала.

 Синквейн состоит из 5 строк:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово ,которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
  • Вторая строка — два слова, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. состоит из трёх слов, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
  • Четвертая строка — фраза или предложение из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. На этом этапе ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме.
  • Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта. (существительное)ассоциации, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

При использовании синквейна в работе с детьми дошкольного возраста важно учитывать:

1. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

2. Наглядность и игра – основные принципы при использовании Синквейна, которые педагог должен учитывать.

Детей знакомим со схемей составления синквейна, с опорой на которую в дальнейшем составляем «загадки»

3. Тема синквейна должна быть хорошо знакома детям.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный.

На этом этапе проводим расширение, уточнение и обогащение  словарного запаса ребенка, знакомим

дошкольников с словами-понятиями, словами- действиями, словами- признаками, понятием «предложение».

Обогащение словаря в различных формах деятельности:

- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)

- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.

- Игры малой подвижности ( «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)

II этап – основной.

На этом этапе  знакомим с алгоритмом составления синквейна, вводим  графические  символы  слов-понятий, слов- действий, слов- признаков, формируем первоначальное умение составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует графический алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Способы и приемы, которые использует педагог при обучении  составлению синквейна:

  1.  «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
  2. Составь «Синквейн по образцу»
  3. «Закончи сам». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
  4. «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
  5.  «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.

III этап - практический.

 На этом этапе совершенствуется навык  самостоятельного составления синквейна детьми.

Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении.

После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.

Технологию составления синквейна можно применять различных видах деятельности -  в НОД по формированию целостной картины мира и  развитию речи(уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира, активизация словаря по лексическим темам),   в коммуникативных играх («придумай загадку»).

Детям сначала сложно составить синквейн самостоятельно. Педагог может направить и помочь ребенку наводящими вопросами.

Таким образом, синквейн – инструмент развития мышления, речевых функций, творческого воображения, эмоционального отклика. Технология должна иметь место быть в современной практике педагога дошкольного учреждения.

Приложение  1.  Схема синквейна

C:\Users\Рома\Desktop\Вика\КОНСПЕКТЫ подготовительная\Лексическая тема Домашние животные\схема синквейна.png

Список литературы:

1.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. / В.М.Акименко.– Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.-111 с.

2.Баннов А. М. Синквейн // Учимся думать вместе. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105—106. — 128 с

 3.Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников (недоступная ссылка). Журнал «Логопед», №5 (2005)

4. Лубовский В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. —2-еизд. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционных техник в аппликации

Презентация о нетрадиционных видах аппликации с детьми старшего дошкольного возраста. Особое место отводится такому виду, как квиллинг. Выделена пошаговая техника, виды модулей и др....

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Сборник сценариев активного отдыха, физкультурных праздников и досугов нравственно-патриотического направления для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Сборниксценариев активного отдыха, физкультурных праздников и досугов нравственно-патриотического направлениядля использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста....