Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
материал

Гололобова Анна Михайловна
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.
Так, считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu.dyhatelnaya_gimnastika.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.

Так, считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Быстрый вдох и медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети.

Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, уступают в умственном развитии.

Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Замедление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением содержания кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока. Безусловно, процесс дыхания сказывается на работе мозга. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Он помогает улучшить процесс дыхания, очистить дыхательные органы и обеспечить возможность правильного вдоха. Кроме того, при плавном, спокойном, удлиненном выдохе расширяются и хорошо наполняются кровью сосуды.

Многие взрослые и дети дышат так: при вдохе живот втягивается, а при выдохе – выпячивается. Это приобретенная привычка. Поэтому многие физиологи утверждают, что дышать правильно надо учить.

При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего, надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли, постоянно присутствующей в окружающей среде. В процессе носового дыхания подвергаются активизации и раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотока головного мозга. Именно нарушения в состоянии этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к развитию состояний тревоги или угнетения, расстройства сна.

При обучении правильному дыханию надо научить ребенка сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Следующим этапом должно стать развитие произвольной регуляции дыхания: предложить подуть на цветок сначала ртом, потом носом, затем одной ноздрей. Пускание мыльных пузырей – хорошее и веселое упражнение для развития дыхания. Во время прогулок хорошо предложить ребенку медленно вдыхать и еще медленнее выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в полтора-два раза дольше, его лучше делать на 4 шага, тогда как вдох на 2 шага, или вдох делается на 2-3 шага, а выдох на 3-5 шагов. Особенно полезно научиться так дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.

Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:

---положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

--- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

---улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

---способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований,

--- восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

---- налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

---исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

---повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет

нервно-психическое состояние у больных.

Дыхательная гимнастика обладает преимуществом:

1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание - особенно.

2. Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.

3. Гимнастика  положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто  дыхательная - в работу включаются все мышцы.

4. Гимнастика доступна всем людям.

5. Для  занятий гимнастикой  не требуется особых условий - специальной одежды  (спортивный костюм, кроссовки и т.д.), помещения и прочих.

6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.

7.Дает хороший эффект для  тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и  грудной клетке.

8. Гимнастика  показана и взрослым, и детям.

Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в ходе

НОД (для снятия напряжения и усталости), в проведении комплексов утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях, в элементах точечного массажа, индивидуальные занятия с дидактическим материалом. Дыхательную гимнастику можно выполняется как в покое, так и при ходьбе.

Итогами использования дыхательной гимнастики могут стать досуги, развлечения, которые построены на основе хорошо знакомых детям упражнений и подвижных игр.

         

Техника выполнения дыхательных упражнений.

В основу методики проведения дыхательной гимнастики  положено применение специальных статических и динамических дыхательных упражнений. Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет  2:1.

 Основу динамических дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Этого можно достичь с произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о)  шипящих согласных(ж и ш) и сочетаний звуков(ах, ух ,фу). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.).

Каждое статическое дыхательное упражнение состоит из шести этапов, последовательно сменяющих друг друга:

1. принять позу и зафиксировать ее;

2. расслабиться;

3. сосредоточиться на предстоящем упражнении, воспроизвести в памяти и обдумать его основные элементы;

4. сделать глубокий вдох;

5. выполнить дыхательное упражнение;

6. отдохнуть после упражнения, сменив позу.

Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря необходимо научить детей правильно дышать. Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка надо научить дышать при закрытом рте. Затем мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда воспитатель кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течении 1-2 сек. Ребёнка  следует научить задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха.

Условия успешного овладения дыхательной гимнастикой

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

---дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

--- дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении;

---необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;

---дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;

---выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

---дышать надо носом.

Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:

---все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения;

---привести свой организм в состояние глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении;

---воздух должен входить и выходить из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были бы равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.

Помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.

Не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды.

Занятия рекомендуется проводить в облегченной одежде, при температуре воздуха не выше 17-20  градусов.

Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: “Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте!” или “Нюхайте быстро, как хлопок в ладони!”. “Накачивайте легкие как шины!” и так далее. Все упражнения имеют игровые названия, например “Кошка”, “Насос” и так далее.

Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать надо с упрощенной формой выполнения с постепенным усложнением. Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Необходима мотивация для выполнения дыхательной  гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

Комплексы необходимо чередовать в течении двух недель, можно варьировать.

---Закаливающую носовую гимнастику можно делать сидя, стоя, лежа. Если сначала дышать носом трудно, делайте время от времени вдох ртом. Следует заниматься несколько раз в день по 2-3 минуты. Во время болезни, высокой температуры упражнения не выполняются. Вдыхать и выдыхать воздух через нос. Можно включать во все комплексы дыхательной гимнастики, в режимные моменты в течение дня.

---Упражнения по методу очистительного дыхания рекомендуется проводить во время физкультурных пауз на занятиях педагогами, после физической нагрузки, как можно чаще для снятия напряжения, усталости. Делать глубокий вдох носом и полный удлиненный выдох через рот. Чтобы ребенок дышал правильно, научить его выполнять упражнения в виде разных игровых образов.

---Звуковые дыхательные упражнения могут выполняться ежедневно во время утренней гимнастики, в течение дня, гимнастике пробуждения, на занятиях, как способ коррекции психического состояния детей. В летнее время лучше проводить на свежем воздухе во время прогулки. Наиболее интенсивно проводить в осенне-весенний период, когда идет подъем заболеваний верхних дыхательных путей. Выполняется как в покое, так и ходьбе. Для эффективности дыхание должно выполняться не менее 3 минут.

В комплексы упражнений обязательно должны быть включены элементы надувания воздушных шаров (в заключительной части занятия). Надувание шаров следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения шара воздухом.

В работе по укреплению дыхательного аппарата можно использовать чтение скороговорок и чистоговорок, которые способствуют не только развитию речевых и двигательных функций ребенка, но и  учат правильно дышать.

Также следует включать в работу с детьми изобразительную деятельность. Дети с удовольствием примут участие в изготовлении атрибутов и  пособий для занятий дыхательной гимнастикой.

Игровые тренажеры для развития дыхательной мускулатуры детей.

Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательной гимнастики, тоже имеют свою значимость. В оздоровительной работе, проводимой в ДОУ следует уделять внимание тренировке силы вдоха и выдоха с помощью спортивных, музыкальных и игровых тренажёров дыхательной мускулатуры (воздушных шариков, детских духовых инструментов, стрельбы из воздушных трубочек, раскачиванию подвесных предметов различной тяжести, сдуванию шаров с места по лабиринтам, поддуванию «чубчиков», выдуванию различных предметов из чашек, задуванию шариков в лунки через трубочки различного диаметра). Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т.к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики мы наблюдали, что дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в  воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Яркие образные с одной стороны, и простые ненавязчивые, доступные – с другой, атрибуты, предназначенные для выполнения дыхательных упражнений, близки детям по своим развивающим и оздоравливающим возможностям.

1. Игровой тренажёр дыхательной мускулатуры «Ветерок».

В «карманчик» одного конца широкой ленты помещается мячик или шарик (теннисный, каучуковый, резиновый и т. д., а другой конец ленты фиксируется бантом на горизонтальной перекладине. Высота подбирается для каждого ребёнка индивидуально. Делая вдох, нужно раскачать подвешенные мячи. Одновременно подвешиваются несколько мячей разной тяжести.

2. Игровой тренажёр дыхательной мускулатуры «Шарик в лабиринте»

На горизонтальной плоскости из деталей конструктора составляется лабиринт с несколькими выходами. По лабиринту нужно прокатить мяч, дуя на него. Размер и вес мяча можно изменить, а в выходах из лабиринта поместить различные игрушки.

3. Игровой тренажёр дыхательной мускулатуры «Воздушный футбол»

Изготовление «футбольного поля»: на картоне или плотной плёнке шириной 50 см. и длиной 70 см. по периметру прикрепить «бортики» из деталей конструктора с двумя промежутками – «воротами» 10 см. на коротких сторонах. Двум игрокам нужно забить гол в ворота соперника, дуя на мяч (вес мячика изменяется и зависит от успехов играющих) .

4. Игровой тренажёр дыхательной мускулатуры «Воздушный бильярд».

Изготовление «бильярдного стола»: в фанере или в очень плотной прозрачной клеёнке вырезать «лунки» диаметром 5-7 см. С нижней стороны «стола» к каждой «лунке» приклеить бумажные или пластмассовые стаканчики (в них будут скатываться шарики). Около каждой лунки написать количество очков или приклеить различные картинки (цветочки, машинки и т. д.) . Приготовить коктейльные трубочки разного диаметра по количеству играющих детей. Из картона вырезать обруч диаметром 20-25 см. В него должны помещаться одновременно 6-8 теннисных шариков. Игрокам предлагается задуть в лунки шарики, дуя на них через воздушные трубочки. Диаметр трубочек, вес шариков изменяется и зависит от успехов играющих.

5. Игровой тренажёр «Дыхательный калейдоскоп».

 В основании любого размера прозрачной пластмассовой бутылочки, наполненной разноцветным конфетти, иглой проделать 10 – 15 дырочек. В завинчивающуюся крышку вставить и закрепить коктейльную трубочку. От активно вдуваемого воздуха в бутылочку через коктейльную трубку конфетти приходит в движение, напоминающее калейдоскоп. Следить за чётким выполнением вдоха носом, а выдоха ртом. В качестве усложнения упражнения использовать трубочки меньшего диаметра, конфетти можно заменить на мелко нарезанную цветную бумагу. Трубочки съёмные и индивидуальные

6. Игровой тренажёр  «Пароход».

Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. "Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?" Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

7.Игровой тренажёр «Кораблики»

 Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.

8.Игровой тренажёр «Снегопад»

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.

 9.Игровой тренажёр «Живые предметы»

 Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

 10.Игровой тренажёр «Пузырьки»

 Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным , то есть пузырьки должны быть долго.

 11.Игровой тренажёр «Дудочка»

 Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.

 12.Игровой тренажёр «Фокус»

 Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребёнка к произнесению звука «Р». Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.

 13.Игровой тренажёр «Бабочка»

 Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»

 14.Игровой тренажёр «Свеча»

 Ребёнку предлагается подуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.

 15..Игровой тренажёр «Греем руки»

 Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем на ладошки. Это же упражнение используется при постановке свистящих и шипящих звуков. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая, значит звук С произносится правильно. При произнесении звука Ш «ветерок» тёплый, «летний», воздушная струя широкая, ладошки греются.

 16.Игровой тренажёр «Кто спрятался?»

 На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.

  На вышеперечисленных игровых тренажёрах дыхательной мускулатуры дети играют на физкультуре, развлечениях, праздниках и во второй половине дня в свободное время.

И в заключении я хочу вас информировать о том, что, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Я подготовила для вас памятки по проведению дыхательной гимнастики.

Памятка по проведению дыхательной гимнастики

1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.

2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.

3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.

4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:

- учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох.

- затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.

5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.

6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).

7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка, следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.

9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.

10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.

11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Планирование работы по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»...

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель: повысить собственную профессиональную квалификацию по внедрению современных здоровьесберегающих технологий....

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Цель:Продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу использования здоровьесберегающих технологий.Задачи:Продолжать изучать учебную, справочную, научно – методическую литературу по ...

План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика».

Данные медицинских исследований неутешительны. Установлено, что удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25 %, то есть часто болеющим является каждый четвертый...

Отчет по плану самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

             Тема самообразования:    «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...

План работы по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель работы по теме самообразования:  повысить свой профессиональный уровень по вопросам здоровьесбережения в раннем возрасте....