Отчет по плану самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
материал (подготовительная группа)

               Тема самообразования:    «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_2021g.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по плану самообразования

за 2020-2021 учебный год воспитателя Сычевой Л.А.

               Тема самообразования:    «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья

детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей

катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

«Что для нас важнее – их физическое состояние или

обучение?»

Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того

перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий

счастливее больного короля». Здоровье сберегающие технологии – это система

мер по охране и укреплению здоровья детей,

включающая взаимосвязь и взаимодействие всех

факторов образовательной среды, направленных на

сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его

обучения и развития. Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном

образовании применительно к ребёнку – обеспечение

высокого уровня реального здоровья и воспитание

валеологической культуры детей (осознанного отношения

ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и

умений оберегать, поддерживать и сохранять его),

позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно

решать задачи здорового образа жизни и безопасного

поведения. Применительно ко взрослым – это содействие

становлению культуры профессионального здоровья

педагогов учреждения дошкольного образования и

валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в

дошкольном образовании:

• медико-профилактические;

• физкультурно-оздоровительные;

• технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребёнка;

• коррекционные;

• здоровьесберегающие образовательные

технологии. Медико-профилактические технологии – технологии,

обеспечивающие сохранение и улучшение здоровья детей в

соответствии с медицинскими требованиями и нормами.

К ним относятся следующие технологии:

 мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по

оптимизации детского здоровья;

организация и контроль питания, физического развития, закаливания

дошкольников;

 организация медико-профилактических мероприятий в учреждении

дошкольного образования;

 обеспечение выполнения требований СанПиН;

 организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного

образования.

Реализацию этих технологий осуществляют медицинские и

педагогические работники дошкольных учреждений. Здоровьесберегающие образовательные технологии

К ним относятся:

технология «Первый шаг», ТРИЗ-РТВ-технология, все

технологии белорусских авторов (Старжинской Н.С.,

Ходонович Л.С., Глазыриной Л.Д., Шишкиной В.А.,

Петрикевич А.А., Житко И.В. и др.)

Основной принцип данных технологий - учёт личностных

особенностей ребёнка, индивидуального темпа и ритма его

развития, учёт детских интересов и предпочтений в

содержании и видах деятельности в ходе воспитания и

обучения.
Коррекционные технологии – технологии коррекционноразвивающей работы с детьми.

К ним относятся:

арттерапия;

сказкотерапия;

психогимнастика;

музыкотерапия;

технологии воздействия цветом;

 технологии коррекции поведения и т.д.

Реализуются педагогом-психологом и другими специалистами

учреждения дошкольного образования при условии

прохождения специальной курсовой подготовки.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ

Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии,

направленные на физическое развитие и укрепление здоровья

детей: развитие физических качеств, двигательной активности

и формирование физической культуры дошкольников.

Реализация этих технологий осуществляется

руководителями физвоспитания, воспитателями и другими

специалистами, а также педагогами дополнительного

образования в условиях специально организованных форм

оздоровительной работы. Отдельные приёмы этих технологий

могут широко использоваться педагогами и в совместной

деятельности с детьми, а также в самостоятельной.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ

К ним относятся:

• закаливание;

• дыхательная гимнастика;

• гимнастика для глаз;

• пальчиковая гимнастика;

• точечный массаж и

самомассаж;

• профилактика плоскостопия

и формирование правильной

осанки;

• физкультминутки;

• релаксация;

• динамические паузы;

• физкультурные занятия;

• занятия на тренажёрах;

• посещение бассейна;

• ритмопластика;

• подвижные и спортивные

игр Обзор здоровьесберегающих технологий.

• Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере

утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве

профилактики утомления. Могут включать в себя элементы

гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости

от вида занятия.

• Подвижные игры и элементы спортивных игр – как часть

физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой,

средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех

возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом

ребенка, местом и временем ее проведения.

• Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от

состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность

технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать

спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки

природы.ы и т.д. • Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо

с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с

речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени

(в любое удобное время).

• Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное

время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с

младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал,

показ педагога.

• Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурнооздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения,

педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа

перед проведением процедуры.

• Гимнастика корригирующая (профилактические мероприятия) – в

различных формах физкультурно-оздоровительной работы (в группе и

на прогулке). Форма проведения зависит от поставленной задачи,

контингента детей, имеющихся отклонений в физическом развитии

детей (плоскостопие, нарушение осанки).

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ

Технологии обучения здоровому образу жизни:

• Занятие по физической культуре – 2-4 раза в неделю в

спортивном или музыкальном залах и на прогулке. 1-я младшая

группа – в группе, 10 мин. Младший возраст – 20 мин., средний

возраст – 25 мин., старший возраст – 30 мин. Перед занятием

необходимо хорошо проветрить помещение.

• Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со

старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и

состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры

разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

• Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 20-25

мин. со среднего дошкольного возраста. Могут быть включены в

качестве познавательного развития в образовательные области

«Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа».

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ

• Самомассаж. Проводится в зависимости от поставленных педагогом целей,

сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям

элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

• Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и

весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего

возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям

с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.

Используется наглядный материал (специальные модули).

• Коррекционные технологии – проводятся специалистами учреждения

дошкольного образования (педагогом-психологом, учителем-дефектологом).

• Технологии музыкального воздействия – в различных формах

физкультурно-оздоровительной работы. Используются в качестве

вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия

напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

• Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней

группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает

ведение протоколов занятий. Осуществляется специалистами учреждения

дошкольного образования.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ

• Сказкотерапия – 2-4 раза в месяц по 30 мин., начиная со

старшего возраста. Занятия используют для психологической

терапевтической и развивающей работы. Сказку может

рассказывать взрослый, либо это может быть групповое

рассказывание, где рассказчиком является не один человек,

группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками

необходимые движения.

• Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4

раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно

подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и

повышают эмоциональный настрой ребенка (проводит педагогпсихолог).

• Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со среднего возраста по

25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных

сторон психики ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

  Предложенная модель организации работы по  развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и  социальная значимость сохранения здоровья детей. Одной из главнейших задач логопедической работы является создание такой корр...

Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста». на 2022-2023 учебный год

Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье. Продолжать повышать профессиона...

Отчёт по самообразованию "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми среднего дошкольного возраста" 2021-2022 учебный год

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни...

План по самообразованию на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

МБДОУ г.Фокино «Детский сад «Дельфин»»         План по самообразованиюна тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в...