Отчет по плану самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
материал (подготовительная группа)
Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_teme_samoobrazovaniya_2021g.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по плану самообразования
за 2020-2021 учебный год воспитателя Сычевой Л.А.
Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья
детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей
катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:
«Что для нас важнее – их физическое состояние или
обучение?»
Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того
перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий
счастливее больного короля». Здоровье сберегающие технологии – это система
мер по охране и укреплению здоровья детей,
включающая взаимосвязь и взаимодействие всех
факторов образовательной среды, направленных на
сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его
обучения и развития. Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном
образовании применительно к ребёнку – обеспечение
высокого уровня реального здоровья и воспитание
валеологической культуры детей (осознанного отношения
ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и
умений оберегать, поддерживать и сохранять его),
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно
решать задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения. Применительно ко взрослым – это содействие
становлению культуры профессионального здоровья
педагогов учреждения дошкольного образования и
валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в
дошкольном образовании:
• медико-профилактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребёнка;
• коррекционные;
• здоровьесберегающие образовательные
технологии. Медико-профилактические технологии – технологии,
обеспечивающие сохранение и улучшение здоровья детей в
соответствии с медицинскими требованиями и нормами.
К ним относятся следующие технологии:
мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по
оптимизации детского здоровья;
организация и контроль питания, физического развития, закаливания
дошкольников;
организация медико-профилактических мероприятий в учреждении
дошкольного образования;
обеспечение выполнения требований СанПиН;
организация здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного
образования.
Реализацию этих технологий осуществляют медицинские и
педагогические работники дошкольных учреждений. Здоровьесберегающие образовательные технологии
К ним относятся:
технология «Первый шаг», ТРИЗ-РТВ-технология, все
технологии белорусских авторов (Старжинской Н.С.,
Ходонович Л.С., Глазыриной Л.Д., Шишкиной В.А.,
Петрикевич А.А., Житко И.В. и др.)
Основной принцип данных технологий - учёт личностных
особенностей ребёнка, индивидуального темпа и ритма его
развития, учёт детских интересов и предпочтений в
содержании и видах деятельности в ходе воспитания и
обучения.
Коррекционные технологии – технологии коррекционноразвивающей работы с детьми.
К ним относятся:
арттерапия;
сказкотерапия;
психогимнастика;
музыкотерапия;
технологии воздействия цветом;
технологии коррекции поведения и т.д.
Реализуются педагогом-психологом и другими специалистами
учреждения дошкольного образования при условии
прохождения специальной курсовой подготовки.
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии,
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья
детей: развитие физических качеств, двигательной активности
и формирование физической культуры дошкольников.
Реализация этих технологий осуществляется
руководителями физвоспитания, воспитателями и другими
специалистами, а также педагогами дополнительного
образования в условиях специально организованных форм
оздоровительной работы. Отдельные приёмы этих технологий
могут широко использоваться педагогами и в совместной
деятельности с детьми, а также в самостоятельной.
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ
К ним относятся:
• закаливание;
• дыхательная гимнастика;
• гимнастика для глаз;
• пальчиковая гимнастика;
• точечный массаж и
самомассаж;
• профилактика плоскостопия
и формирование правильной
осанки;
• физкультминутки;
• релаксация;
• динамические паузы;
• физкультурные занятия;
• занятия на тренажёрах;
• посещение бассейна;
• ритмопластика;
• подвижные и спортивные
игр Обзор здоровьесберегающих технологий.
• Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере
утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве
профилактики утомления. Могут включать в себя элементы
гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости
от вида занятия.
• Подвижные игры и элементы спортивных игр – как часть
физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой,
средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех
возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом
ребенка, местом и временем ее проведения.
• Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от
состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность
технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать
спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки
природы.ы и т.д. • Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо
с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с
речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени
(в любое удобное время).
• Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное
время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с
младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал,
показ педагога.
• Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурнооздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения,
педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа
перед проведением процедуры.
• Гимнастика корригирующая (профилактические мероприятия) – в
различных формах физкультурно-оздоровительной работы (в группе и
на прогулке). Форма проведения зависит от поставленной задачи,
контингента детей, имеющихся отклонений в физическом развитии
детей (плоскостопие, нарушение осанки).
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ
Технологии обучения здоровому образу жизни:
• Занятие по физической культуре – 2-4 раза в неделю в
спортивном или музыкальном залах и на прогулке. 1-я младшая
группа – в группе, 10 мин. Младший возраст – 20 мин., средний
возраст – 25 мин., старший возраст – 30 мин. Перед занятием
необходимо хорошо проветрить помещение.
• Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со
старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и
состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры
разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
• Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 20-25
мин. со среднего дошкольного возраста. Могут быть включены в
качестве познавательного развития в образовательные области
«Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа».
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ
• Самомассаж. Проводится в зависимости от поставленных педагогом целей,
сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям
элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
• Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и
весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего
возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям
с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.
Используется наглядный материал (специальные модули).
• Коррекционные технологии – проводятся специалистами учреждения
дошкольного образования (педагогом-психологом, учителем-дефектологом).
• Технологии музыкального воздействия – в различных формах
физкультурно-оздоровительной работы. Используются в качестве
вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия
напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
• Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней
группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает
ведение протоколов занятий. Осуществляется специалистами учреждения
дошкольного образования.
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ
• Сказкотерапия – 2-4 раза в месяц по 30 мин., начиная со
старшего возраста. Занятия используют для психологической
терапевтической и развивающей работы. Сказку может
рассказывать взрослый, либо это может быть групповое
рассказывание, где рассказчиком является не один человек,
группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками
необходимые движения.
• Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4
раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно
подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и
повышают эмоциональный настрой ребенка (проводит педагогпсихолог).
• Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со среднего возраста по
25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных
сторон психики ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...
Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Предложенная модель организации работы по развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и социальная значимость сохранения здоровья детей. Одной из главнейших задач логопедической работы является создание такой корр...
Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста». на 2022-2023 учебный год
Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье. Продолжать повышать профессиона...
Отчёт по самообразованию "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми среднего дошкольного возраста" 2021-2022 учебный год
quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни...
План по самообразованию на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
МБДОУ г.Фокино «Детский сад «Дельфин»» План по самообразованиюна тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в...