Методические рекомендации для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Лаврентьева Екатерина Сергеевна

Методические рекомендации ознакомят  с особенностями  организации по обучению детей  творческому рассказыванию по картинкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико – синтетическую деятельность мозга.



Предварительный просмотр:

 Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико – синтетическую деятельность мозга.

 

Словесное воображение возникает к 6-7 годам.

 

Трудности.

Нарушение связности и последовательности изложения

смысловые пропуски

лексические затруднения

ошибки при построении предложения

 

ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

–        запомнить и повторить план рассказа, предложенный воспитателем

–                    обобщить содержание будущего рассказа в названии

–                    выделить основную сюжетную линию

–                    составить план из 2-х пунктов

 

методы:

–                    составление по образцу

–                    обращение к личному опыту

–                    вопросы

–                    показ наглядного материала

–                    объяснение

–                    указание

–                    упражнение

–                    подсказка слова, фразы

–                    рассказ по ролям

–                    оценка

 

виды:

 

–                    рассказ по сюжетной картинке

–                    рассказ по серии картинок

–                    рассказ об игрушке

–                    составление творческих сказок

 

Необходимо формировать навык правильного придумывания (фантазировать то, чего нет:

–                    придумать самому

–                     из личного опыта

–                    из содержания книг

–                    замена фактического характера одной детали на выдуманную

–                    завершение рассказа, начатого воспитателем

 

–                    включение прямой речи

 

Примеры тем для творческого рассказывания:

 

«О чем беседуют звери?»

«О чем говорят деревья? Птицы? Грибы? Листья?»

 

Занятие.

 (творческое высказывание)

(По картине)

 

1.                  Какое время года?

2.                  Где происходит действие?

3.                  Кто нарисован?(Схематично) 

4.                  Что делают?

 

 

лес\

 

поляна\

деревья\

 

комната.

 

 

Люди

 

звери

Птицы

 

рыбы

 

5.                  Что делали до этого? (придумать и рассказать о событиях до и после).

6.                  Составление загадок-описаний о предметах, о явлениях, о людях.

7.                  Составление сложных слов из 2-х слов:

Снегири- красная грудка — красногрудый

Сорока — белый бок — белобокая сорока.

                   Длинный хвост — длиннохвостая

 заяц — короткий хвост — короткохвостый,

                       длинные уши — длинноухий.

 Лиса — пушистый хвост — пушистохвостая

               рыжий хвост — рыжехвостая

Жираф — длинная шея — длинношеее животное

                  длинные ноги — длинноногий жираф

 

 

 

 

Если  идет составление творческого рассказа по закрытой картинке, то можно начать с выяснения, что нарисовано на картине, с загадывания загадок-описаний.

На пример:

картина о зиме, о лесе.

 

Загадки.

  -Прозрачный, твердый, хрупкий (лед).

–                    сильный, колючий, холодный (ветер)

–                    белый, пушистый, искристый, холодный (снег)

–                    маленькая, белая, узорная (снежинка)

–                    яркое, холодное, лучистое, негреющее (солнце)

–                    лютая, морозная, вьюжная, сказочная (зима)

–                    сонный, спящий. Зимний, заснеженный (лес)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Тема: «Сказки, найденные в траве»

В представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей творческому рассказыванию. На протяжении всей образовательной деятельности также идет работа по развитию других сторон речи. Данна...

«Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» /методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/

     Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижн...

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию...

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)

Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (буклет для педагогов и родителей)...