Диагностика социальных компетентностей детей старшего дошкольного возрасты
тест (старшая группа) на тему

Колесникова Светлана Валерьевна

Диагностические материалы для обследования сформированности социальных компетеньностей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon диагностические материалы72 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика социальных компетентностей детей старшего дошкольного возраста

Составила педагог-психолог Колесникова С.В.

   МКДОУ д/с «Подснежник» пгт Подосиновец

* тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Форма проведения тестирования - индивидуальная с детьми.

* проективная методика «Картинки» Рене Жиля. Форма проведения тестирования - индивидуальная с детьми.

* тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи». Форма проведения тестирования - индивидуальная с детьми.

* опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ). Форма проведения тестирования - групповая с родителями.

* тест для родителей. Авторы теста: Я.А.Варга, В.В.Столин. Форма проведения тестирования - групповая с родителями.

Рассмотрим эти методики подробнее.

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель методики - определение уровня тревожности каждого ребёнка; изучении типов тревогопорождающих ситуаций. Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. Рисунки показывают дошкольникам в строго перечисленном порядке один за другим. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания дошкольника фиксируются в специальном протоколе (бланки подготовлены заранее). Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Проективная методика «Картинки» Рене Жиля

Цель методики - исследование личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:

1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

1) матерью;

2) отцом;

3) обоими родителями;

4) братьями и сестрами;

5) бабушкой и дедушкой;

6) другом (подругой);

7) учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым).

2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка:

1) любознательность;

2)стремление к доминированию в группе;

3) стремление к общению с другими детьми в больших группах;

4) отгороженность от других, стремление к уединению;

5) социальная адекватность поведения.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок, а также текстовых заданий.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. (Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом. Ребенок должен был выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он мог выбрать его ближе или дальше от определенного лица.)

Стимульный материал методики включает в себя также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. В тестовых заданиях детям предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых ситуациях. Например: - С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?

Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Коуфмана

Цель методики - исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка); анализ уровня взаимопонимания в семье, выявление особенностей внутрисемейных отношений в семьях мальчиков и девочек, определение удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка. Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Для сбора более полных сведений о ребенке, родителям предлагается заполнить социальный паспорт воспитанника. Он может выглядеть приблизительно так:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ВОСПИТАННИКА 

(заполняется родителями)

Уважаемые родители! Для наиболее эффективной работы социально-педагогической службы с Вашим ребенком нам необходимо знать некоторые особенности его жизни и развития. Это поможет нашим специалистам подобрать для Вашего ребенка адекватные методы обучения и коррекции с учетом его индивидуальных особенностей. Пожалуйста, постарайтесь ответить на все вопросы анкеты подробно, ничего не пропуская. Заранее благодарим Вас за ваш труд.

1 часть

1. Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________

2. Дата рождения ребенка ____________________________________________

3. Возраст ребенка на момент заполнения анкеты________________________

4. Кем заполняется анкета ___________________________________________

5. Родители:

мать, Ф.И.О. ______________________________________________________

Возраст, профессия ________________________________________________

род занятий в настоящее время_______________________________________

хронические заболевания (если есть) __________________________________

отец, Ф.И.О._______________________________________________________

возраст профессия __________________________________________________

род занятий в настоящее время________________________________________

хронические заболевания (если есть)___________________________________

6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в его жизни __________________________________________________________________

7. Жилищно-бытовые условия:

а) квартира (комната) ______________(количество комнат)_______________

б) кв. метров на человека____________________________________________

в) что есть у ребенка (отд. комната, вместе с другими детьми, уголок и т. д.) _________________________________________________________________

2 часть 

1. Были ли осложнения во время беременности (нужное подчеркнуть): да нет не помню.  Если «да», то какие и на каком сроке?________________________

2. Роды (нужное подчеркнуть): в срок преждевременные запоздалые. Какие по счету роды _____________________________________________________

3. Были ли осложнения при родах (нужное подчеркнуть): да нет не помню. 

4. Раннее развитие (нужное подчеркнуть): соответствовало возрасту раннее с задержкой. сидеть начал с мес. ползать начал с мес., активно мало не ползал стоять начал с мес. ходить начал с мес.

5. Речевое развитие (с какого возраста): гуканье, гуление, лепет первое слово первая простая фраза развернутая фраза.

 6. Соблюдает ли ребенок режим дня? Укажите какой: времени сна, приема пищи, прогулок. 

7. Обращались ли к невропатологу? Когда и по какой причине? в возрасте в связи _____________________________________________________________

8. Наблюдались ли у других специалистов (Каких?)______________________

9. Дополнительные занятия в этом возрасте (нужное подчеркнуть): массаж, лечебная гимнастика, плавание, другие ________________________________

10. Какие особенности раннего развития Вашего ребенка (до 3-х лет) Вы еще могли отметить: _________________________________________________

11. Посещал ли ребенок другие дошкольные учреждения? Укажите, какие: обычный детский сад с ____ лет по ____ лет; логопедический с ____ лет по ____ лет; санаторного типа с ____ лет по ____ лет; другое с ______ лет по ______ лет.

12. Как относится ребенок к детскому саду (подчеркнуть): положительно, негативно, безразлично. 

13. Чем болел в этот период и как часто?_______________________________

14. Занимался ли ребенок с логопедом?________________________________

В каком возрасте__________________________________________________

15. Какие любимые игры есть у Вашего ребенка?_______________________

16. Наблюдаете ли Вы какие-либо особенности общения ребенка с окружающими людьми (детьми или взрослыми)?_______________________

17. В какое время засыпает ребенок? ________________________________

18. Требует ли ребенок присутствия близких при засыпании? Да, Нет 

19. Как Ваш ребенок спит (подчеркните все пункты, которые относятся к Вашему ребенку): спит крепко / беспокойно; легко засыпает; долго засыпает; вскрикивает, разговаривает, стонет во сне; ходит во сне. Укажите, как часто это происходит__________________________________

20. Что, с Вашей точки зрения, может представлять для ребенка опасность в детском саду или служить причиной травматизма______________________

21. Отметьте некоторые особенности поведения Вашего ребенка, если они есть (нужное подчеркнуть): часто беспокоен и возбужден; часто вял, апатичен и пассивен; много беспокоится по поводу своих успехов и неудач на занятиях в детском саду; много беспокоится по поводу своих отношений с другими людьми; много беспокоится по поводу своей внешности; неорганизован, разболтан, несобран; часто без повода раздражается; легко выходит из себя из-за неудач и замечаний; не в меру плаксив.

22. Были ли какие-либо чрезвычайные ситуации в семье?_________________

23. Какова была реакция ребенка на эти события?________________________

24. Есть ли у ребенка обязанности по дому? Какие?______________________

25. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье (подчеркнуть): благополучные; неблагополучные; ровные; сложные. 

26. Конфликтует ли ребенок (нужное подчеркнуть): со сверстниками; со взрослыми. Укажите причины конфликтов____________________________

27. Где, кроме детского сада, бывает Ваш ребенок, как Вы любите проводить свободное время, выходные дни?______________________________________

28. С кем Ваш ребенок чаще проводит свободное время?__________________

29. Есть ли у ребенка друзья? Знакомы ли Вы с ними? Приходят ли они к Вам домой? ___________________________________________________________

30. К кому ребенок чаще обращается со своими проблемами?_____________

31. Наказываете ли Вы ребенка и каким образом? _______________________

32. Какие для Вашей семьи характерны способы поощрения детей?________

__________________________________________________________________

3 часть 

1. Какие серьезные заболевания есть у Вашего ребенка в настоящее время (нужное отметить): нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения сердечнососудистой системы,

желудочно-кишечные заболевания, поражение центральной нервной системы

нарушение деятельности дыхательной системы, нарушения эндокринной системы, другое ____________________________________________________

2. Принимает ли ребенок в настоящее время лекарства? Какие? __________________________________________________________________

3. Бывают ли реакции на пищу, запахи, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруднение дыхания)?_____________________________________________

4. Бывают ли реакции на прививки (подчеркнуть): да, нет, не знаю 

5. Бывает ли слабость, головные боли? В каких ситуациях?_______________

6. Отмечается ли при волнении повышенная потливость, появление красных пятен, бледность?__________________________________________________

7. Часто ли пугается ребенок, дрожит, заикается при испуге, возбуждении, волнении?________________________________________________________

8. Какие особенности состояния здоровья или развития ребенка Вы могли бы добавить?________________________________________________________

4 часть 

1. К моменту поступления ребенка в детский сад он самостоятельно умеет (подчеркнуть): одеваться, завязывать шнурки, мыть посуду, убирать игрушки, стелить постель, поливать цветы, другое

2. На какие особенности Вашего ребенка Вы хотели бы обратить особое внимание сотрудников детского сада?________________________________

Такая диагностика позволяет отметить особенности взаимоотношений в семье, личностные характеристики ребенка и начальный уровень его социальных навыков.

Вывить уровень приобретенных знаний, умений и навыков детей о социальном мире поможет система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий

Педагогам важно помнить: ребенок не должен почувствовать, что проверяют его уровень развития. Тестовые задания следует давать в игровой форме. Необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу. Не следует давать ребенку оценку его знаний, умений. Результаты обсуждаются корректно, на основе психолого-педагогических знаний об организации педагогического процесса. Диагностика эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников имеет первостепенное значение, его эмоционально-комфортное состояние является показателем овладения нормами и правилами. Для этого целесообразно использовать комплекс психолого-педагогических диагностик. Чтобы определить умение детей распознавать эмоциональное состояние по мимике дается задание «Узнай настроение». Ребенку старшего возраста предлагается дорисовать нижнюю часть лица и определить по мимике настроение. С помощью разрезных шаблонов-пиктограмм, на которых изображены различные эмоции, можно провести узнавание эмоций, а также выявить избирательность настроений ребенка «Сложи только те лица, которые тебе нравятся». Или можно дать задание «Сложи лицо, какое чаше всего бывает у друга, воспитательницы» Пристального внимания заслуживает выразительная моторика ребенка.. Определить особенности внешнего проявления эмоционального состояния можно по мимике.

С помощью индивидуальных бесед с ребенком можно выяснить отношения педагога и детей, о взаимоотношениях дошкольника со сверстниками.

Примерные вопросы к ребенку: Что ты сегодня делал? Что тебе больше всего понравилось? Что огорчило тебя сегодня? Почему? Или: Что тебя больше всего огорчает, радует? Кого бы ты пригласил к себе на день рождения? Кого из детей тебе не жалко перевести в другую группу? Детям старшего возраста можно задавать вопросы, требующие его отношения к окружающим событиям, явлениям. Например: Зачем люди трудятся? Откуда берут хлеб? Кем ты будешь, когда вырастешь? Расскажи о своих близких. Как можно порадовать близких? Как можно помочь пожилому человеку? Как можно порадовать сотрудников детского сада? Как бы ты успокоил малыша?.

Выявить социальную компетентность дошкольника поможет картотека проблемных ситуаций. Разрешая ситуацию, ребенок выбирает приемлемую для себя форму поведения и отношений со сверстниками и взрослыми

Заключение

Диагностика уровня компетентности у дошкольников должна носить комплексный характер и использовать различные методики для его определения:

1. Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты:

* мотивационный, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

* когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;

* поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.2. При выделении этапов социализации ребёнка от рождения до старшего дошкольного возраста было выявлено, что основной одним из условий успешной социализации ребенка является социально-психологическая обстановка в семье. Следовательно, формирование дошкольником личностной социальной компетентности и усвоение общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении, прежде всего с родителями. Опыт первых отношений в семье является фундаментом для дальнейшего развития личности старшего дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

При этом, коррекция нарушений эмоциональной сферы и социальной адаптации старших дошкольников (агрессивность, стеснительность, тревожность, и т.д) возможна лишь при совместной работе с родителями старшего дошкольника.

Обобщая результаты проведённого теоретического исследования, можно выделить основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей дошкольного возраста:

* полоролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения со взрослыми и сверстниками);

* способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);

* самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли);

* самооценка (завышенная адекватная - неадекватная, средняя, заниженная);

* усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обос­нованы и определены условия для проявления воспитанниками социаль­ной активности, так как формирование социальной компетентности напр...

«Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.»

laquo;Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возрастав сюжетно-ролевой игре.»...

Диагностика социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста. 1 этап.

Представлены результаты уровня развития социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе внедрения технологий эффективной социализации по Гришаевой Н.П., дан сравнительный...

Методическая разработка "Педагогическая диагностика этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста".

Целью педагогической диагностики детей является выявление теоритических знаний и практических умений воспитанников,связанных  с отражением представлений о народной культуре....

Программа по формированию начал социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста

разработанная программа занятий по формированию начал социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста...