Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха
консультация по коррекционной педагогике

Методическая разработка для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_korrektsionno.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ СЛУХА

В настоящее время, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений увеличилось количество детей со сложными (комплексными) недостатками развития. В нашем детском саду существует группа комбинированного вида для слабослышащих детей.

Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.

Коррекционно-развивающая работа, со слабослышащими детьми строится с учетом следующих нормативных документов:

Конвенция о правах ребенка

Декларация о правах ребенка

Декларация о правах инвалидов

Гарантии прав ребенка

Конституция РФ

Приказ о внедрении ФГОС ДО

В своей работе, я использую следующие программы:

Основные –

  • «Программа воспитания и обучения детей в детском саду. От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
  • «Программа воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» под ред. Головчиц Л.А.

Парциальные –

  • «Примерная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Л.В.Лопатиной
  •  «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 3-7 лет» Н.В.Нищева;
  • «Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР» под ред. С.Г.Шевченко

Система коррекционно-развивающей работы построена   с учетом задач дошкольного образования, закономерностей развития детей дошкольного возраста, особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями развития в возрасте 4-5 лет, обусловленных характером и структурой нарушений; требованиями ФГОС ДО.

Коррекционно-развивающая работа должна обеспечить целостность, комплексность, и всестороннее развитие ребенка.

Коррекционно-развивающее воздействие учителя-дефектолога осуществляется через коррекционный комплекс, который состоит из 5-ти блоков:

1 блок – диагностический – первичное обследование, систематические этапы наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития.

Включает:

психологический аспект – изучение уровня умственного, речевого, моторного развития; особенности гнозиса и праксиса; межанализаторного взаимодействия; пространственно-временных отношений; характера произвольной деятельности дошкольника.

педагогический аспект – выявление трудностей формирования ЗУНов, определение этапа, на котором эти трудности возникли, определение условий их преодоления.

2 блок  - коррекционно-развивающий – представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

3 блок – аналитический – обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценить эффективности коррекционного воздействия

4 блок – консультативно-просветительский и профилактический – оказание помощи педагогам и родителям в вопросам обучения и воспитания ребенка.

5 блок – организационно-методический – работа с документацией.

Нашу группу комбинированного вида составляют 12 воспитанников: 4 ребенка с нарушением слуха, 2 человека с нарушением речи; 6 – норма.

Система работы построена в соответствии с нагрузкой и графиком работы. (сетка занятий)

В неделю я провожу 5 фронтальных занятий:

- развитие речи – 2 занятия

- развитие слухового восприятия

- элементарные математические представления

- дидактическая игра

Индивидуальная и подгрупповая работа проводится с детьми каждый день.

Вся работа проводится в тесном взаимодействии учителя-дефектолога с воспитателями. Воспитатель проводит следующие фронтальные занятия:

- познавательное развитие

- математика

- рисование/ лепка/ аппликация

- развитие речи

- занятия направленные на развитие социально-коммуникативных навыков.

Помимо занятий, ребята каждое утро занимаются дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, артикуляционной гимнастикой, су-Джок терапия.

В обязательном порядке утренняя гимнастика и физкультурно-оздоровительные игры.

        Занятия на свежем воздухе, подвижные игры, трудотерапия.

Большое значение отводится игровой деятельности, как произвольной так и специально организованной.

В нашей группе так же проводится кружковая работа:

«Лопотушки» - логоритмика

«Умелые ручки» - оригами

«Приключение Свотофора» - ПДД

В настоящее время мы начали работу над долгосрочным  проектом «В гостях у сказки».

        Не смотря на то, что слабослышащие дети имеют свои особенности, они испытывают значительные затруднения в общении с окружающим их миром, они принимают активное участие во всех мероприятиях проводимых в детском саду.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...

«Возможности имаготерапии в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Имаготерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи....

Опыт работы: Применение речевых коммуникаторов (GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения вербальной коммуникации

Обучение дошкольников в группе со сложными дефектами использованию речевых коммуникаторов в процессе коррекционно-развивающей работы....

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение слуха

Содержание  Введение………………………………………………………&h...

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...